Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе ДОУ.
статья (средняя группа) на тему

Платунова Татьяна Алексеевна

У детей среднего дошкольного воз­раста важно накапливать опыт совме­стного со сверстниками действа, а так­же развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных ви­дах продуктивной деятельности.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу полузамкну­тых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способ­ствовать играм небольшими подгруппа­ми (два-четыре ребенка). Нужно по­мнить: именно на пятом году жизни за­являют о себе первые нарушения осан­ки. Поэтому в тех местах, где дети много времени проводят в одной позе, необ­ходимо подвесить различные мобили или на стене на разной высоте нарисо­вать ладошки и ввести правило: поиграл - встань, подними руки, подпрыгни, до­тянись до подвески или ладошки и мо­жешь играть дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sreda1_.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации развивающей предметно-пространственной  среды в средней группе ДОУ.

У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.

Предметно-пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два-четыре ребенка). Нужно помнить: именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. Поэтому в тех местах, где дети много времени проводят в одной позе, необходимо подвесить различные мобили или на стене на разной высоте нарисовать ладошки и ввести правило: поиграл - встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески или ладошки и можешь играть дальше.

Средний дошкольный возраст - время расцвета сюжетно-ролевой игры. Если сюжет какой-либо игры воспроизводится многократно и с энтузиазмом, не надо побуждать детей к новой игре: пусть они насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналами о необходимости изменений в игровой среде будут служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. В этом случае надо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов, простых и связанных с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин, детский сад, праздники, цирк, поездка на дачу...

Ребенка 5 лет игрушка наталкивает на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах должны быть куклы разного пола и «профессий», мягкие игрушки (лучше не очень большие), наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Необходим дополнительный игровой материал: коробки различного размера и формы, бечевки, катушки, лоскутки, палочки, трубки и пр.; все это найдет применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать «символы», на пример для кабинета доктора и пр. Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Часто возникают конфликты, если не участвующие в игре дети игнорируют установленные играющими границы, либо занимают часть игровой территории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие ширмы (одна-две), цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.

Дети любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его. Подойдут для этого каркасы с набором тканей разного цвета, ширмы, крупный модульный материал (поролоновые блоки, коробки, валики, подушки и пр.).

Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.). Советуем, время от времени фотографировать постройки и создавать фотоальбомы, чтобы показать детям значимость их достижений.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в их многочисленных вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивающаяся способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждает интерес к окружающему миру. Определенный опыт его познания у ребенка уже есть - он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств. Например, музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы - видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов - узнавать по запаху и т.п.

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные средства и способы познания; незаменимыми помощниками при этом являются обучающие и развивающие игры. Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу, функции, на группировку, на воссоздание целого из частей (типа «Танаграм», пазл из 12-24 частей), на сериацию по разным свойствам, на счет. На общее обозрение целесообразно выставлять знакомые детям обозначения разнообразных свойств (геометрические фигуры, цветовые пятна, цифры и др.) - это поможет им быстрее освоить эталоны свойств и использовать их в самостоятельной познавательной деятельности. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (примерно один раз в два месяца). Около 15% используемых игр предназначены для детей старшего возраста - это дает им возможность не останавливаться в развитии, а продвигаться дальше.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специально выделенном месте. Требования к нему примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире, и представлены они постоянно. Необходимо показать детям способы фиксации и самого экспериментирования, и результатов экспериментов в самостоятельных зарисовках.

Средний дошкольный возраст - важный этап умственного развития в целом в формирования готовности к школьному обучению. В развивающей среде активно используются знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать их лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать буквально все можно и графически, а не только словесно. Например, вместе с детьми наметьте виды деятельности в течение дня, придумайте, как их обозначить. Чтобы ребенок лучше запомнил свой адрес, сделайте схему, на ней обозначьте детский сад, улицы и дома, в которых живут дети группы; проведите маршруты, которыми они идут в детский сад, напишите названия улиц, разместите другие здания, которые есть в округе, придумайте, как обозначить детскую поликлинику, магазин «Детский мир».

Чаще обращайтесь к этой схеме, выясните, для кого из детей путь в детский сад длиннее, короче; кто живет выше всех, кто живет в одном доме и т.п.

В среднем дошкольном возрасте проявляется интерес к речи. По возможности желательно приобрести технические средства (диапроектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон или проигрыватель). Большое внимание уделяется книгам (художественная, познавательная и справочная литература, обучающие издания и рабочие тетради). Необходимо записывать творческие рассказы дошкольников в альбомы (дети могут иллюстрировать их).

В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому в группе выделяется место, где ребенок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.

В среднем дошкольном возрасте усиливается интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. Важно помочь ребенку осознать свои особенности, умения, уточнить представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, разных профессий и т.д. Этому может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий: «Какой я?», «Люди такие разные и такие одинаковые», «Я плачу и смеюсь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в средних группах"

Особенности организации  предметно-пространственной  среды в средних группах...

Презентация.Особенности организации внутреннего экологического ландшафта в средней группе.

В данной презентации представлено возможное оформление экологического ландшафта в средней группе ДОО. Материал будет полезен воспитателям ДОО....

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноцен...

Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды в группах среднего возраста с учётом ФГОС.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»

При построении развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируясь на охрану, укрепление здоровья воспитанников и в соответст...