Главные вкладки

    Опыт работы «Использование метода проектной деятельности в работе с родителями»
    опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

    Терехова Юлия Михайловна

    1.1. После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально-педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов», предусматривающий такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

    муниципального образования Щербиновский район

    станица Старощербиновская

    Опыт работы

    «Использование метода проектной деятельности в работе с родителями»

    Терехова

    Юлия Михайловна воспитатель второй квалификационной категории

    Старощербиновская, 2013 г.

    Содержание:

    Наименование

    Стр.

    1.

    Литературный обзор состояния вопроса

    3

    1.1.

    История  проектного метода в педагогике.

    3

    1.2.

    Основные понятия и термины.

    4

    2.

    Психолого-педагогический портрет группы.

    5

    3.

    Педагогический опыт.

    9

    3.1.

    Основные методы,  используемые в  педагогическом опыте.

    9

    3.2.

    Актуальность педагогического опыта.

    12

    3.3.

    Теоретическая значимость.

    12

    3.4.

    Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

    12

    3.5.

    Технологичность представляемого педагогического опыта

    12

    3.6.

    Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

    13

    4

    Выводы.

    22

    5

    Приложения.

    23

    6

    Литература.

    53

    1. Из истории возникновения проектного метода

    1.1. После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогавшие бы ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально-педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном «делании», приобрела новое звучание. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов», предусматривающий такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

    У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

    •        постановку проблемы;

    •        составление плана ее реализации;

    •        оценку ее выполнения.

    История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс). ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

    Этот метод называют методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х,Килпатриком.

    Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельностьученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.

    Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

    Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

    Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

    «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

    Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

    1.2. Основные понятия и термины в описании педагогического опыта.

    Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. 
    Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе которого учащийся использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации. 
    Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проективное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. 

    2. Психолого-педагогический портрет группы.

    Применяя в работе с родителями метод проектной деятельности, выбирая тему и содержание проекта, опиралась на социальный, психолого-педагогический портрет группы, который получала в результате анкетирования. За период 2011-2013 годы, разработала, провела опрос и обработала полученные данные по следующим темам: «Традиции семейного воспитания», «Социальный портрет семьи». Результаты анкетирования представлены ниже.

    Социальный паспорт группы №3

    (Воспитатели : Терехова Ю.М., Зуева Н.Г.)

    2011-2012 уч.г.

    Всего семей- 20 семьи.

    Полные семьи- 17 семей.

    Неполные семьи- 3 семьи.

    Многодетные семьи- 2 семьи.

    Благополучные семьи- 20 семьи.

    Семьи, имеющие детей инвалидов - нет.

    Семьи-опекуны – 1.

    Семьи-беженцы - нет.

    Семьи, где дети проживают вне родителей –1.

    Данные о возрастном составе родителей:

    Возраст родителей

    Мать

    Отец

    До 25 лет

    31,5%

    22,8

    От 25 до 35

    58,5%

    68,4%

    Старше 35

    10%

    9,2%

    Данные об образовательном уровне родителей

    Образовательный уровень

    мать

    отец

    Неполное среднее

    19

    7,6

    Среднее

    36

    46,2

    Средне-специальное

    40,5

    46,2

    Высшее

    4,5

    0

            мать                                                                отец                                

    Социальный паспорт группы №3

    (Воспитатели : Терехова Ю.М., Зуева Н.Г.)

    2012-2013 уч.г.

    Всего воспитанников: 24

    Всего семей : 23

    Из них полных семей : 19

    Неполных семей :4

    Многодетных семей : 5

    Благополучные семьи- 23 семьи.

    Семьи, имеющие детей инвалидов - нет.

    Семьи-опекуны – нет.

    Семьи-беженцы - нет.

    Семьи, где дети проживают вне родителей – нет.

    Данные о возрастном составе родителей:

    Возраст родителей

    мать

    Отец

    До 25 лет

    4,3

    5,2%

    От 25 до 35

    64,5%

    51,8%

    Старше 35

    31,2%

    43%

    Данные об образовательном уровне

    родителей

    Образовательный уровень

    мать

    отец

    Неполное среднее

    0

    0

    Среднее

    47,3%

    52%

    Средне-специальное

    38,7%

    31,2%

    Высшее

    14%

    16,8%

            мать                                                                отец                    

                    

    Из приведённых выше данных видно, что в 2012-2013 году родительский состав воспитанников   представлен людьми зрелого возраста: 70% родителей в возрасте от 25 лет и старше; которые имеют среднее средне-специальное образование. То есть, это родители, имеющие свои устойчивые представления и понятия о воспитании детей. В ходе индивидуальных бесед, было выяснено, что в каждой семье имеются свои традиции, правила и нормы воспитания детей, которые могут оказаться полезными, для применения в других семьях. Именно поэтому темой проектной деятельности стало «Давайте познакомимся».

    3.Педагогический опыт.

    3.1. Идея непрерывного образования воспитывающих взрослых продиктована реальными особенностями жизни человека. И семья и детский сад живут в быстро меняющемся мире, в силу чего родители, педагоги должны непрерывно повышать свое образование, чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, чтобы не разучиться слушать и слышать друг друга. Родители и педагоги нуждаются не только в постоянном обновлении психолого-педагогических знаний, обусловленном развитием науки, но и в развитии способности устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей понять ребёнка. Сегодня ребёнок как никогда прежде нуждается в образованных взрослых.

     Особое место в системе образования взрослых занимает образование родителей. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнение родительских ролей в семье и обществе.

    По мнению специалистов, исследующих возможности дополнительного образования взрослых и   организующих его в разных формах, образование родителей важно строить не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.

    Выбор данного принципа обусловлен тем, что родители воспитанников- взрослые люди с развитым сознанием, отражающим  личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворённости своим положением в жизни в целом, имеющие свои идеалы, планы, стремления.

    Родительское образование я разрабатывала исходя из следующих принципов:

    1. Целенаправленности - ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;
    2. Адресности - учет специфичности образовательных потребностей родителей (семьи) дошкольников.
    3. Доступности -  учёта возможностей родителей ( в семейных программах - и других членов семей) освоить предусмотренный программой учебный материал.
    4. Индивидуализации – преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей (в семейных программах - и других членов семей), её осваивающих.
    5. Участие заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

    Детские годы – самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

    Семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансировка процессов воспитания в семье и дошкольном учреждении. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в детском саду  воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство дошкольного учреждения.

    Начиная с 2010 года в работе с родителями, я использовала метод проектной деятельности, объединивший всех участников образовательного процесса, сделав их единомышленниками.

    Это такие проекты как «Золотая Осень», « Конструирование - это серьезно», «Традиции семейного воспитания», «Давайте познакомимся».

    Целью данных проектов стала: формирование родительской компетентности в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

    В 2010 году я разработала и внедрила  проект на тему: «Золотая Осень». Это была совместная деятельность родителей с детьми в первой  младшей группе.

    Задачи данного проекта: способствовать раскрытию творческого потенциала родителей, как залога успешного общения родителей друг с другом и с детьми. Дать представление  родителям  и детям  о различных способах  изобразительной деятельности, в том числе о нетрадиционных; приобщать детей и родителей к художественному слову; познакомить с музыкальными произведениями об осени.

    В ходе беседы с родителями на родительском собрании обсудили предложенную мною  идею и определили тему проекта. А также обсудили  участие родителей и детей на каждом этапе проекта. В ходе проектной деятельности я познакомила родителей и детей с различными способами изображения осени. Работа с родителями велась индивидуально. В данном взаимодействии родители выступали в роли обучающихся, а педагог в роли учителя. Я познакомила родителей с возрастными особенностями детей  в возрасте от 2 до 3 лет и их возможностями в изобразительной деятельности. Каждый родитель обладал определённым запасом знаний  в данной области, поэтому мне приходилось для каждого родителя подбирать информацию индивидуально, а некоторых родителей  только направлять на поиск информации самостоятельно. В ходе индивидуальных бесед, консультаций с родителями и в результате их самообразования  рождались  творческие идеи   родителей по созданию одной  коллективной работы: «Золотая Осень» с использованием разнообразных средств художественного творчества, с посильным  участием детей 2-3 лет.  Совместный досуг с  родителями, где родители и дети читали стихи об осени, пели песни, рисовали осеннюю природу- стал заключительным этапом проекта. Продуктом деятельности стало панно «Золотая осень», которое впоследствии использовалось в образовательной деятельности с детьми.  В результате данного проекта  родители получили знания о разнообразных техниках изобразительной деятельности и возможности их применения  сдетьми в возрасте 2-3 лет, а также  данная работа способствовала раскрытию творческого потенциала родителей, как залога успешного общения родителей друг с другом и с детьми.

    В  июне 2012 года  был новый набор детей в возрасте от 3- 4 лет, с новыми детьми пришли новые родители. В период с июля по октябрь 2012 года был разработан и внедрён проект «Давайте познакомимся», который был направлен на взаимодействие родителей   воспитаников и педагогов ДОУ.

    Задачи данного проекта:  

    • сплочение родительского коллектива;
    • повышение родительской компетентности родителей   в вопросах  воспитания детей дошкольного возраста.

     Первый этап  данного проекта включал в себя: анкетирование родителей, индивидуальные беседы, посещение семей воспитанников. На следующем этапе я предложила представить свою семью, ее ценности и секреты воспитания разным категориям родителей:

    • молодой маме,
    • маме имеющей четверых детей ( четыре девочки) из их две двойняшки,
    • маме, воспитывающей двух дошкольников.

     Этап по непосредственному созданию сообщения родителей о своих семьях,  о секретах воспитания детей стал самым трудным для родителей. Ведь у каждого из них есть определенный жизненный опыт в воспитании детей, но демонстрировать  его другим казалось  нелегко, и может быть, неправильно. При таких затруднениях я старалась показать родителям сильные стороны их методов воспитания, связь этих методов с научными принципами  воспитания дошкольников. В зависимости от индивидуальных особенностей родителей, их возраста, и запаса знаний мне приходилось подбирать содержание информации  и методы подхода к родителям.Итогом данной работы стали различные по форме и содержанию сообщения родителей. Заключительным этапом проекта стало родительское собрание с элементами психологического тренинга «Давайте познакомимся».

    На этом мероприятии свои семьи представили

    1 Семья Дорошенко Варвары – ее выступление было представлено в виде презентации, мамочка поделилась опытом  воспитания ребенка, через познание окружающей действительности.

    2 Родители Свяжиной Саши - подготовили сказку, где главный герой

     Князь-Илья Владимирович - папа Саши

    Княгиня Ольга Владимировна - мама Саши, живут в своём государстве со своими княжнами Ульяной и Александрой.

    3 Семья Тани и Сони Сирота сняли целый фильм о жизни своей семьи, где воспитываются четыре дочери от 3 до 20 лет. Мама Светлана поделилась умением улаживать конфликты и распределять обязанности. Кроме этого на собрании были проведены психологические игры. В результате данного проекта, цель была достигнута. Родители группы получили удовлетворения от данного проекта, ближе познакомились.

    В результате проекта  выступившие родители обрели уверенность в своих педагогических возможностях, коллектив родителей стал более сплочённым и дружным.

    3.2.Актуальность педагогического опыта.

    В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества.

    Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Среди причин обращения к этой теме – развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. Родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети их слушают с позиции равенства, и по той причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу.

    Новые условия требуют новых подходов и методов работы с семьей. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, поскольку зачастую им не хватает психолого-педагогической грамотности. В этом случае приходит на помощь педагог, помогая семье в решении проблем.

    3.3. Теоретическая значимость.

    Заключается в разработке содержания и форм взаимодействия воспитателя. и семьи, которое предусматривает поэтапную организацию обучения и участия родителей воспитательно – образовательных мероприятиях.

    3.4. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

    Заключается в выработке новых стратегических подходов по взаимодействию воспитателя и семьи ребёнка.

    3.5. Технологичность представляемого педагогического опыта.

     Данный педагогический опыт способствует повышению  качества образовательного процесса, делает взаимодействие участников образовательного  процесса  более увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным.

     В результате внедрения данного опыта активизировались  и обогатились воспитательные умения родителей,  была оказана  поддержка их уверенности  в собственных педагогических возможностях.

    Данный опыт работы был представлен  на районном методическом объединении воспитателей дошкольных групп «Использование метода проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения».

    4.Вывод.

    Таким образом, данная форма работы с родителями интересна тем, что тематика проектной деятельности может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.

    Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности.

    Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

    Литература:

    1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с
    2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. (стр. 6- 14).
    3. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.
    4. Агафонова С.А., Богомолова Т.Н., Бочарова Н. Д., Васильева Н. В., Планирование работы по образовательной области «Познание».-М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2012.- 120 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"

    Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...

    "Опыт работы учителя-дефектолога по реализации метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР"

    Как разработать и реализовать метод проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...

    Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

        Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...

    Статья: «Метод проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

    В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ТНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназ...