Создание условий для проведения занятий по социально-коммуникативному развитию.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Зверева Елена Геннадьевна

Выступление

на методическом объединении воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx298.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №125 г.Оренбурга»

Выступление

на методическом объединении воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций г. Оренбурга.

Тема: Создание условий для проведения занятий по социально-коммуникативному развитию.

Подготовили:

Зверева Елена Геннадьевна,

воспитатель,

высшая квалификационная категория.

Оренбург 2017.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам опыт работы по созданию условий для проведения занятий по социально-коммуникативному развитию.

Условия для образовательной деятельности основываются на

 Задачах по социально-коммуникативному развитию и определены ФГОС ДО, вы их видите  на                                (слайде 2 )   :

-  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
-  развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
-  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу людей;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Решение задач осуществляется по направлениям (слайд 3):

Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие по ФГОС ДО  включают в себя:

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных      социальных ролей

Трудовое воспитание

Формирование основ безопасного поведения  в быту, социуме, природе                              

Особенность организации образовательной деятельности (слайд 4):

 по социально-коммуникативному развитию состоит в том, что осуществляется во всех возрастных группах   в  режимных моментах и   в совместной  деятельности взрослого и детей. И только в старшей  и подготовительной группах  вводятся специально  организуемые педагогом  занятия.

                                    

Для детей младшего и среднего  дошкольного возраста достаточно элементов предметно-пространственной развивающей  среды группы.

А в старшем дошкольном возрасте необходима предварительная подготовка к занятиям, включающая в себя как работу  с детьми, так и подготовку педагога материалов  и оборудования в соответствии с программными задачами.

Главным условием для  развития детей в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является - создание  предметно-пространственной среды, с целью создания для детей развивающего  пространства  для поддержки детской инициативы и  индивидуальности детей. Это центры или уголки самостоятельной активности.( слайд 5)

  • Центр сюжетно-ролевых игр  
  • Центр ряженья
  • Центр безопасности,
  • Центр труда
  • Центр уединения

Наполнение этих центров используется педагогом  как при подготовке материала к занятиям,  в предварительной работе с детьми , так и  в режимных моментах, в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей:                                                      ( слайд 6)

Рассмотрим примерную наполняемость этих центров в зависимости от возраста детей.

Центр сюжетно-ролевых игр

младшая группа

старшая группа

Семья, Больница, Шоферы(водитель), Магазин, Парикмахерская.

Банк, Спасатели МЧС, Цирк, Морское путешествие, Почта, Кафе, Аптека.

средняя группа

подготовительная группа

Моряки, Летчики, Детский сад, Строители, Пожарные, Полиция, , Скорая помощь, Автозаправка,  Зоопарк.

Библиотека, Школа, Ателье, Пограничники, Космонавты, Супермаркет, Туристическое агентство,  Телевидение, Ветеринарная лечебница, Ферма.

Игровой материал    сюжетно-ролевой игры  пополняется также в  зависимости  от возраста детей. Рассмотрим на  примере одной игры  «Больница»       (слайд7)

Во младшей  группе (слайд 7)  проводятся беседы:  «Если ты заболел»,  «Что нужно доктору», читаем и рассматриваем иллюстрации  К. Чуковского  «Айболит»,  А. Барто «Уронили мишку на пол» . Совместно с детьми , беря на себя роль врача,  проигрываем ситуации  «Наша кукла заболела», », «У зайки болит лапка», «К нам пришел доктор».В игре знакомим с профессией  врача и элементарным взаимодействием «врач-пациент».

В  средней  группе (слайд 8) у детей хорошо развито желание не просто играть, а принимать ту или иную роль. Воспитатель становится помощником и способствует сложному ролевому поведению детей в игре. Сюжеты становятся более развернутыми: «Медсестра  помогает доктору на приеме»,  « Доктор  консультирует  больных по телефону», «Доктор и медсестра выезжает  на автомобиле скорой помощи по вызову» .

Обратите внимание , в мл и ср гр. игрушки  хранятся  так, чтобы они находились в поле зрения ребенка, т.к они стимулируют игровой замысел .

Дети старшего дошкольного возраста( слайд 9)  овладевают  умением самостоятельно придумывать разные сюжеты и объединять их в одну игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Дети знакомятся с различными специализациями врачей, игра дополняется сюжетом «Регистратура», « Лаборатория», «Процедурный кабинет», «Аптека». Соответственно  игра пополняется  атрибутами  к этим сюжетам.

Обратите внимание.! (Слайд10)

Какую недопустимую ошибку допускают  взрослые? Вы правы! Ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни! Это опасно!

В старшей и подготовительной группах (слайд11) атрибуты к игре находятся в контейнере с обозначающим  символом игры,  что  позволяет детям быстрее развернуть игру. 

В игровой зоне располагается Центр ряженья. (слайд 12)

В младшей группе желательно иметь  сундук, но сейчас используют готовые уголки ряжения, в котором  вещи,  как для девочек, так и для мальчиков, тоже находятся в свободном доступе. Ребята наряжаются с помощью взрослого в платочки,  юбочки, фартуки, шляпы , накидки.

В средней группе (слайд 13) добавляются карнавальные  костюмы и шапочки животных, сказочных героев.

В старшей  и подготовительной группе (слайд14) предусмотрены  специальная стойка или шкафчик , где развешаны костюмы и разложены по полочкам атрибуты.

Следующий -Центр безопасности(слайд 15).

В младшей  группе  в центре безопасности живут  сказочные герои, которые в игровой форме помогают малышам усвоить необходимые знания

Знакомя с работой водителя  используются   атрибуты:   игровая палатки, макет светофора, рули, элементы одежды шофёра: фуражка, накидка, машины (грузового и легкового транспорта) крупного  размера.

Вместе(слайд 16) с детьми играем в дидактические игры.

В центре (слайд17) находятся детская художественная литература , героями которой являются животные или сказочные герои. Это  короткие стихи или  сказки.  

Для ребят сделана подборка  развивающих  мультфильмов «Смешарики .Азбука безопасности». Мультфильм длится всего  1,5-2 минуты. 

Для бесед с детьми (слайд 18) о правилах безопасного поведения используется:  демонстрационный  материал .

При помещении   наглядного материала (слайд 19) в центре, нужно обращать  внимание на правильность содержащейся информации. Иначе ребенок усвоит правила не правильно. В данном случае правил ПДД.

 (Дети одни переходят проезжую часть одни, а должно быть,  ребенок держится за руку взрослого переходя по пешеходному переходу)

В средней группе (слайд 20) добавляется изображение телефонов  экстренных служб 01,02,03

Для сюжетно-ролевых игр    добавляются  разнообразные атрибуты к играм,  элементы одежды «инспектора ГИБДД», «пожарного» , «полицейского»,  жезл,   машины среднего размера: экстренных служб, а так же: троллейбус, автобус, трамвай. 

В игре используется «дорожка»  пешеходного перехода и объемные дорожные знаки.

Пополняется наличие дидактических и настольно-печатных игр, (слайд 21 ) демонстрационного материала (слайд 22)

Героями детских книг  становятся  наряду с животными нарисованные маленькие  дети .

Дети старшей группы( слайд 23 ) с удовольствием играют на коврике со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строениями и  ландшафтом. Для игры дети  используют   машинки более мелкого размера  типа «Модели», специальную строительную технику.

Знакомя детей (слайд 24) с работой службы спасения, пополняются атрибуты элементами одежды спасателя МЧС, машинами МЧС.

 Продолжая (слайд 25)знакомить с дорожными знаками, явлениями неживой природы,  расширяя знания об источниках опасности в быту, в  центре размещаются  демонстрационный материал и  различные дидактические игры  по возрасту .

В работе( слайд 26) с детьми используется ИКТ  : развивающими мультфильмы «Уроки тетушки совы. Азбука безопасности» (серия длится 5 минут),  тематические презентации, видео загадки по правилам безопасности.

Для чтения подбираются не только сказки и стихи, но и рассказы, где герои взрослые и дети, с реалистическими иллюстрациями.

В подготовительной группе (слайд 27)  дети больше играют в мелкие  машины и наборы дорожных знаков,  на макете проезжей части  и  перекрестка.

Так как дети (слайд 28) многие уже читают, мы используем дидактическую игру по безопасности и для развития навыка чтения.

Детей больше заинтересовывают игры типа лабиринт.

Для этого возраста подобраны   развивающие мульфильмы из серии  «Спасик и его команда» представленными МЧС России (6 мин), на занятиях также используются  презентации и видеосюжеты.

Для разучивания стихотворений (слайд 29) по безопасности  используются мнемотаблицы.

Для закрепления знаний дети работают в рабочих  тетрадях   с наклейками и заданиями

 У детей  вызывают большой интерес  энциклопедии, детские  печатные издания.

Центр труда

С младшей группы (слайд 30) готовим детей к такой форме как дежурство. Ребятам даются отдельные поручения: помочь помощнику воспитателя поставить цветочные композиции, салфетницы, хлебницы на стол, разложить ложки. В помощь детям для правильной сервировки стола используется  образец.

Большее воспитательное значение имеет – самообслуживание(слайд 31).

Для обучения детей навыкам самообслуживания используется   чтение потешек, а наглядно- мнемодорожки (алгоритмы)  умывания, одевания и раздевания, пользования носовым платком.

В средней группе (слайд 32) для установления порядка дежурства,  отражающийся   на доске дежурных, имеются карточки с персональными картинками детей (желательно с теми которые нарисованы на индивидуальных шкафчиках). Для дежурных по столовой, в центре труда имеются фартуки и головные уборы для мальчика и девочки, алгоритм сервировки стола, последовательность действий дежурных, щетка-сметка и совок для сметания крошек со стола. Когда ребята начинают   дежурить по занятиям, помогает  схема подготовки столов к занятиям по творчеству.

Начиная со  средней группы особое значение приобретает хозяйственно – бытовой труд. Для  труда  необходим набор для уборки с тележкой.

В старших группах, (слайд 33) для тех, кто дежурит в центре природы, добавляется алгоритм ухода за растениями, фартуки, клеенки, инструмент по уходу за комнатными растениями.

Лучших дежурных в группе отмечаем медалями «Лучший дежурный», как для девочек , так и для мальчиков, по занятиям, столовой , центру природы.

Для (слайд 34) мытья игрушек и стирки кукольного белья необходимы клеенчатые фартуки, тазы.

В старшей группе (слайд 35) добавляется алгоритм  чистки зубов, схема размещения одежды в шкафчике.

В подготовительной группе  дежурство устанавливается на несколько дней и составляется график дежурств (слайд36)

Для (слайд37) закрепления умений добавляется  алгоритм заправки постели. У детей формируется навык работы с предметы по уходу за одеждой и обувью. 

Основную роль в подготовительной группе, играет ручной труд и труд в природе. (слайд 38)

Для труда детей в природе имеется специальное оборудование.

Ручной труд (слайд 39) – это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, бросового материала. Для поделок необходимы образцы, алгоритмы выполнения. 

Для (слайд40) ремонта одежды, поделок из ткани - коробка с иголками, разноцветными нитками, тесьмой (для вешалок) и набором пуговиц.

С введением ФГОС ДО ,(слайд 41) стало обязательным наличие в каждой группе места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка.

Центр уединения должен содержать игры или предметы, направленные на снятие эмоционального напряжения.

У нас это подушки – «плакушки», подушки и  куклы– «обнимашки», с которыми малыш может поделиться своими "секретами" . Во (слайд42) всех возрастных группах есть коврик плохого настроения и коробка- мирилка, а так же

игры для повышения настроения . (слайд 43)  Игрушечный телефон для "звонков маме".(слайд 44 )И «коробочка пожеланий" для детских рисунков .

Практический материал по работе педагога с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности , а так же по подготовке к занятиям ,вам будет предоставлен в виде таблицы и разослан в виде приложения.

Спасибо за внимание!

                                                                                                                                Приложение 1

Пример эвристической беседы

 

Воспитатель: - Сегодня я расскажу историю, которая произошла осенним днем.

«Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!». 
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

Эвристические вопросы:

– Ребята, что вы услышали сейчас?

– Когда произошла эта история? Где?

– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

– А как точнее и правильнее называется  гриб, который растет под березой, давайте порассуждаем.

- Как назовем гриб, который растет по осиной?

– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

Приложение 2

Подготовка к занятиям по социально-коммуникативному развитию

предварительная работа с детьми

предварительная работа педагога

Создание и использование  макетов

Рассматривание альбомов («Профессии наших пап и мам»)

Посещение «Автогородка»  на территории  д/сада в осенний и весенний период

Разработка проектов

Целенаправленное наблюдение (за транспортом, проезжей частью, работой взрослых и т.д)+

Экскурсии, посещение музеев, выставок, театров, предприятий города

(экскурсия в музей пожарных, Фабрика пуховых платков, хлебокомбинат и  тд)

Игры-эксперименты (Эксперимент «Школа волшебников» (И. А. Пазухина «Волшебные стаканчики» превратим прозрачную воду в настроение).

Игра-драматизация (сказка «Красная шапочка» и др

Коммуникативные игры с детьми

Изготовление атрибутов к играм, пособий

Продуктивная деятельность

Подбор материала :

-Плакаты( «Правила безопасности для дошкольников» ,«Съедобные и несъедобные ягоды», «Один дома»)-Наглядно-демонстрационный материал («Я и другие», «Я и мое поведение» «Не играй с огнем», «Как избежать неприятностей».

-наглядно-дидактические пособия («Инструменты»)

-Дидактические карточки   и раздаточный материал «Дорожные знаки»

Подбор  рабочих тетрадей   с наклейками и заданиями

Использование ИКТ:

Создание презентаций и

«Что такое хорошо, что такое  плохо», «Кто с кем дружит?», «Советы Айболита» «Путешествие в школу дорожных знаков»

Выбор развивающих мультфильмов , видео -фрагментов по определенной теме («Спасик и его команда»(МЧС России )

«Уроки тетушки совы. Азбука безопасности» , видео загадки

Составление мнемотаблицы

для заучивания стихотворений по безопасности, в помощь детям

для придумывания  опасных ситуаций

Приложение 3

Формы  работы по социально-коммуникативному развитию в

режимных моментах, совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей

Младшая, средняя группы

             старшая-подготовительная группы

Приучение к положительным формам общественного поведения

Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов

Показ действий и повторение действий детьми

Упражнение

Образец поведения взрослого

Образец поведения взрослого

взрослого и детей

Организация общественно-полезной деятельности

Показ действий и повторение действий детьми

Анализ проблемных ситуаций в повседневной жизни группы

-Беседы  с детьми

-ситуативные беседы при проведении режимных моментов

(«Почему нужно аккуратно складывать одежду», «Зачем нужно умываться, чистить зубы» , сочетая с играми  «Сложи правильно», «Кто вперед оденется», «Найди такой же носок» 

-Этические беседы

(«Умеем ли мы дружить?», ««Мальчики – будущие мужчины»)

-эвристические (беседа – рассуждение) («Однажды в осеннем лесу»)

 

-Рассматривание альбомов, иллюстраций ,сюжетных картинок(животные , сказочные герои ,рисованные маленькие дети.)

В.Сутеев «Мешок яблок»

«Наш друг светофор»)

-Рассматривание альбомов, иллюстраций ,сюжетных картинок репродукций картин(знакомство с профессиями, с разными видами труда и тд):

Юон К.Ф.«Сбор яблок»(реалистические изображения)

-Чтение художественной литературы и фольклора

(сказки , стихи, потешки)

-Разучивание потешек , стихов, пословиц

(Кончил дело — гуляй смело. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

-К с/р игре «Больница»

И. Чуковский «Доктор Айболит», «Айболит и воробей»

В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок» 

А. Кондрашова «Наш доктор».

А. Барто «Уронили мишку на пол»

Р.Н.С. «Петушок и бобовое зернышко» 

В. Берестов «Больная кукла»

-Чтение художественной литературы

(добавляются рассказы, отрывки из произведений с ситуациями-герои маленькие  дети . 

«Волшебное слово" В. Осеева) 

В подготовит  интерес  вызывают детские иллюстрированные

энциклопедии , детские печатные издания( журналы «Спасайкин»,газета Добрая Дорога Детства)

-Придумывание сказок или окончания истории

-Разучивание пословиц, поговорок; стихов,

(Землю красит солнце, а человека — труд.)

-К с/р игре «Больница»

«Скорая помощь» (Г. Лебедева)

«Наш доктор»А. А Кардашова,

 «Детский доктор» Л. Громова

-Отгадывание загадок

(Чтоб тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни,

Зеленый, желтый, красный
(Светофор)

-Отгадывание загадок

(Он имеет по три глаза, 
По три с каждой стороны, 
И хотя еще ни разу 
Не смотрел он всеми сразу – 
Все глаза ему нужны. 
Он висит тут с давних пор 
И на всех глядит в упор. 
Что же это? (светофор)

-Использование ИКТ:

Просмотр мультфильмов,  иллюстраций вовремя чтения или рассказывания.

(мультфильмы с животными , сказочными  героями: «Мойдодыр»«Смешарики: «Азбука здоровья», «Азбука безопасности» «38 попугаев» ,«Подарок для самого слабого», «Умка», «Птичка тари»

«Мама для мамонтенка» «Приключение Лунтика и его друзей» 

-Использование ИКТ:

Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов («Цветик-семицветик»

 «Нехочуха» , «Баранкин-будь человеком!», «По щучьему-велению»и тд)

(герои дети и взрослые)

Просмотр иллюстраций вовремя чтения или рассказывания.

Игры:

-сюжетно-ролевые,

-театрализованные,(по произведениям используя игрушки , пальчиковый театр, фигурки плоскостного театра  «Репка» трудовое воспитание)

-подвижные игры («Воробушки и автомобиль» «Зажги светофор»)

-Развивающие: кубики, вкладыши(«Транспорт»

Пазлы «Профессии»

-дидактические(« Светофор», «Что такое хорошо и что такое плохо»)

-игры-путешествия (  В гости к Федоре» )

-Игры на развитие коммуникативных способностей.(«АУ», «Приветствие с колокольчиком»

-Показ кукольного театра («Кошкин дом», «Колобок»

 Игры:

- сюжетно-ролевые,

-режиссерские игры(с игрушками из пвх, из киндеров; настольный, теневой, театр на фланелеграфе, где дети самостоятельно могут играть)

-Игры драматизации : «Красная шапочка»,«Гуси-лебеди», «Морозко»

-подвижные: игры-эстафеты «Пожарные на учениях», «Собери рюкзак для спасателя» «Стоп-идите»

-Развивающие игры-лабиринты («Большая прогулка»)

дидактические (“Кто чем занимается”«Продолжи фразу и покажи», «Часы безопасности»

-Игры –путешествие «Путешествие по профессиям»

-Игры на развитие коммуникативных способностей.(«Зеркала», «Подарок для всех»)

-Использование музыкального материала

(На восприятие музыкального произведения и эмоциональная отзывчивость на него «Новая кукла», П.И.Чайковский;

«Болезнь куклы», П.И.Чайковский;

На умение общаться со взрослыми и со сверстниками

«Пляска с платочками», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской)

-Использование музыкального материала

(На восприятие музыкального произведения и эмоциональная отзывчивость на него

«Про бабушку», сл.и муз. Л.Вахрушева;

сл.и муз. Т.Боровик;

«Песенка друзей», сл.и муз. М.Кузьминой;

На умение общаться со взрослыми и со сверстниками музыкально дидактическая игра

«Дразнилка», сл.и муз.С.Г.Насауленко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рекомендации родителям по созданию условий для проведения занятий с детьми"

Рекомендации родителям по созданию условий для проведения занятий с детьми с нарушениями зрения....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По социально-коммуникативному развитию На тему «Путешествие в страну геометрических фигур» проведенного в подготовительной группе: «Знайки»

Закрепление представления о геометрических фигурах, умение различать их, составлять из них рисунки. Развитие коммуникативных навыков детей....

Конспект занятия в младшей группе. Тема: Домашние животные Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет

Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...

Конспект проведения занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему «Мои друзья»

Конспект проведения занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему «Мои друзья»....

Статья на тему: Создание эмоционально-развивающей среды – приоритетное направление социально – коммуникативного развития дошкольников

эмоционально-развивающую среда как направление социально – коммуникативного развития ребенка раннего возраста....