Тематический контроль «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ»
методическая разработка на тему

Фирсунина Галина Сергеевна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

осуществлялась тематическая проверка по следующим направлениям:

·        наблюдение педагогического процесса;

·        оценка профессиональных умений воспитателя;

·        анализ средовых условий в группе;

·        наличие перспективного планирования работы;

·        оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem._kontrol_po_etnokulturnym_traditsiyam_rodnogo_kraya.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В МАДОУ

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ»

Подготовила: старший воспитатель

Фирсунина Галина Сергеевна

г.Москва, г.о.Троицк

2016г.

О результатах тематического контроля

   С целью изучения состояния работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, согласно годового плана работы МАДОУ  на 2016  – 2017  учебный год в период с 14.11 по 21.11.2016 года старшим воспитателем  проводилась тематическая проверка по теме «Организация воспитательно-образовательной работы по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края». Получены следующие результаты (выводы аналитической справки), на основании которой  

п р и к а з ы в а ю:

 Воспитателям групп:

1.1. Разработать конспекты занятий по ознакомлению детей с родным краем, городом до 18.04.  

1.2. Использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам патриотического воспитания.

1.3. Разработать план мероприятий с детьми и их родителями к празднованию 40-летию города Троицк   до 15.01.

1.4. Оформить накопительную папку из опыта работы группы по нравственно-патриотическому воспитанию до 01 июня  

2. Старшему воспитателю

2.1. Провести повторную проверку по результатам выполнения рекомендаций тематического контроля в мае 2017 г.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующий                                                                               _________________        

Тематический контроль

Тема: «Организация работы в детском саду по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края»

Сроки проведения: с 14.11.2016 г. по 18.11.2016г.

Цель:  изучение состояния работы по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края.

Разделы плана

Предлагаемые рабочие материалы

Дата

1

Наблюдение педпроцесса

  • Карта оценки эффективности занятия

14,15.2016

2

Оценка профессиональных умений воспитателя

  •  Анкета для педагогов  

16,17.2016

3

Анализ средовых  условий в группе

  • Оценочный лист «Создание  уголков по приобщению дошкольников к этнокультурным  традициям родного края»»  

16,17.2016

4

Наличие перспективного  планирования работы

  • Анализ планирования  деятельности

17,18.2016

5

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

  • Карта  анализа наглядной информации для родителей  по данному вопросу

16,17.2016

Оценочный лист

«Создание уголка по приобщению дошкольников к этнокультурным традициям родного края» в средней возрастной группе».

    Средний дошкольный возраст – работа ведётся по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры.

Название раздела

Балл

1.

 Социально – нравственное воспитание:

  • взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид – иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;

  • семья – подбор иллюстраций, папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности;

  • дом,  в котором ты живёшь – фотографии разных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

  • ребёнок и сверстники – подбор иллюстраций, т/папки о детях – девочки, мальчики, игры детей, их труд  и т.д.;

  • эмоциональные состояния – т/папки, иллюстрации, с разными эмоциональными состояниями взрослых и детей, пиктограммы;

  • поведение детей – иллюстрации по типу «хорошо – плохо», «так можно делать, а так – нельзя» и т.п.

2.

Знакомство с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами, родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, т/папок.

3.

Русская народная культура – предметы старины, русские игрушки (различные куклы–закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги), предметы народно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.

4.

Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки.

5.

Элементы государственной символики – флаг, герб.

6.

Элементы муниципальной символики – флаг, герб города, промышленных предприятий.

7.

Материал для ознакомления с этнокультурными традициями родного края.

1 б. — бол. компонентов недостаточно представлены;

2 б.— отд. компоненты не в полном объеме;  

3 б.—  компоненты соответствует возрасту;  

4б.— высокий уровень предложенного материала.

Оценочный лист

«Создание уголка по этнокультурным традициям родного края»

в старшей возрастной группе».

Старший дошкольный возраст – основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

Название раздела

Балл

1.

Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги «Генеалогическое дерево».

2.

Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые земляки», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).

3.

Мой край – символика города, карта города, материал, знакомящий детей со славой и достижениями города.

4.

Родная страна –  столица нашей Родины, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).

5.

Защитники Отечества – иллюстрации, т/папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «ВОВ», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и д/и по теме (древняя крепость, военная техника).

6.

Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).

7.

Великие соотечественники – портреты, х/литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.

8.

Наша планета Земля – художественная литература, иллюстрации, т/папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях

1 б. — бол. компонентов недостаточно представлены;

2 б.— отд. компоненты не в полном объеме;  

3 б.—  компоненты соответствует возрасту;  

4 б.— высокий уровень предложенного материала.

Оценочный лист

«Создание уголка по этнокультурным традициям родного края»

в подготовительной к школе группе»

Дети 6-7 лет  – основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

Название раздела

Балл

1.

Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

2.

Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).

3.

Мой край – символика города, карта города, материал, знакомящий детей со славой и достижениями города.

4.

Родная страна – карта России, рассказывающая о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну;

символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).

5.

Защитники Отечества – иллюстрации, т/папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «ВОВ», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

Художественная литература и д/и по теме (древняя крепость, военная техника).

6.

Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).

7.

Великие соотечественники – портреты, х/литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.

8.

Наша планета Земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, т/папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

1 б. — бол. компонентов недостаточно представлены;

2 б.— отд. компоненты не в полном объеме;  

3 б.—  компоненты соответствует возрасту;  

4б.— высокий уровень предложенного материала.

Карта проверки  

Тематической работы по этнокультурным традициям родного края

Разделы

Группы

Планирование   занятий

Занятия:

- по ознакомлению с историей России;

- по ознакомлению с природными богатствами нашего края;

- по ознакомлению с бытом и традициями края;

- по ознакомлению с героическими боевыми достопримечательностями нашего города, с защитниками нашего города, края;

- по ознакомлению с видами устного народного творчества;

- по ознакомлению с русским народным промыслом.

Планирование работы

с детьми вне занятий

Совместная деятельность:

- индивидуальная работа с детьми;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций;

- дидактические игры;

- развлечения;

- театрализованные игры, постановки;

- сюжетно – дидактические и сюжетно – ролевые игры;

- беседы;

- рассказы детей;

- совместная деятельность;

- самостоятельная художественная деятельность детей;

- прослушивание и заучивание стихотворений, поговорок, сказок;

- экскурсии и целевые прогулки;

- просмотры видеоряда.

Планирование работы

с родителями

Работа с родителями:

- индивидуальные беседы;

- консультации;

- наглядная информация;

- совместные мероприятия;

- привлечение родителей к изготовлению тематических папок, альбомов, фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города, края.

Карта оценки

эффективности НОД в старшей возрастной группе

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1.

Постановка цели занятия

2.

Организация действий детей по принятию цели деятельности

3.

Соответствие содержания учебного материала поставленной цели

4.

Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество воспитателя с детьми;

в) организацию детей для достижения поставленной цели

5.

Соответствие методов обучения содержанию учебного материала, цели занятия

6.

Формы организации познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество между детьми;

б) включение каждого ребёнка в деятельность по достижению дидактической цели;

в) разнообразие видов деятельности

7.

Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, дидактической цели

8.

Использование оборудования на занятии

9.

Уровень достижения цели:

а) образовательный аспект;

б) развивающий аспект;

в) воспитательный аспект

Карта оценки

 Эффективности НОД  в подготовительной к школе группе

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

1.

Постановка цели занятия

2.

Организация действий детей по принятию цели деятельности

3.

Соответствие содержания учебного материала поставленной цели

4.

Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество воспитателя с детьми;

в) организацию детей для достижения поставленной цели

5.

Соответствие методов обучения содержанию учебного материала, цели занятия

6.

Формы организации познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество между детьми;

б) включение каждого ребёнка в деятельность по достижению дидактической цели;

в) разнообразие видов деятельности

7.

Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, дидактической цели

8.

Использование оборудования на занятии

9.

Уровень достижения цели:

а) образовательный аспект;

б) развивающий аспект;

в) воспитательный аспект

Карта анализа

наглядной информации для родителей в группах ДОУ

Критерии анализа

Группы

1.

 Конкретность информации

2.

Доступность предлагаемого материала

3.

Краткость материала

4.

Эстетичность оформления наглядного материала

5.

Педагогическая целесообразность предлагаемого материала

6.

Форма подачи материала:

- папки-передвижки;

- стенды;

- памятки для родителей.

1 б. — бол. компонентов недостаточно представлены;

2 б.— отд. компоненты не в полном объеме;  

3 б.—  компоненты соответствует возрасту;  

4б.— высокий уровень предложенного материала.

АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Готовность к работе по этнокультурным традициям родного края

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему? _________________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? ____________________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края? __________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить? ____________________________________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?

____________________________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?

____________________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники. ____________________________________________________________________________

8. Какая методическая помощь вам необходима для реализации задач гражданского воспитания в вашей группе? ____________________________________________________

9. Возникают ли у вас трудности в создании развивающей среды группы, стимулирующей развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их. ____________________________________________________________________________

10. Помощь и поддержка каких специалистов вам необходима для эффективного решения задач гражданского воспитания?

____________________________________________________________________________

Формирование представлений детей о родном городе, крае

1. Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой по данному вопросу? Подчеркните                     да,             нет.

2. Какие вопросы вызывают у вас затруднения? ____________________________________

3. В каком направлении Вы хотели бы усовершенствовать свои знания?

Подчеркните       Теоретическая подготовка,            методическая подготовка.

4. Каким формам повышения квалификации Вы отдали бы предпочтение?

Подчеркните     Самообразование,     консультация,      семинар.

5. Если бы Вам представилась возможность выбора тематики исследовательско-экспериментальной деятельности, в каком из них Вы приняли бы участие?

  • .Методика ознакомления с историей города (разработка конспектов занятий по алгоритму – все возрастные группы);

  • Отбор и систематизация материалов по темам, создание информационных текстов для педагогов;

  • Переработка теоретических материалов и составление адаптированных познавательных рассказов для детей;

  • Разработка методов и приёмов активизации познавательной деятельности детей (методов развивающего обучения);

  • Разработка новых дидактических игр;

  • Создание предметно-развивающей среды.

6. Какими профессиональными умениями по данному вопросу Вы могли бы поделиться? ____________________________________________________________________

Аналитическая справка

по результатам тематического контроля

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ»

В МАДОУ Детский сад №7 «Сказка» с 14.11.2016г. по 18.11.2016г. заместителем заведующей по  ВМР,   и старшим воспитателем Фирсуниной Г.С. осуществлялась тематическая проверка по следующим направлениям:

  • наблюдение педагогического процесса;
  • оценка профессиональных умений воспитателя;
  • анализ средовых условий в группе;
  • наличие перспективного планирования работы;
  • оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

В процессе тематической проверки использовались такие формы работы и методы проверки, как:

  • карта оценки эффективности НОД;
  • анкетирование педагогов и беседы с детьми в свободной деятельности;
  • оценочный лист «Создание уголков по этнокультурным традициям родного края»;  
  • анализ планирования учебно-воспитательного процесса;
  • карта анализа наглядной информации для родителей по данному вопросу.

Во всех возрастных группах педагогами проведена большая работа по данному направлению:

  • собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты, картотеки, альбомы, тематические папки, художественная литература, портреты защитников города, края и т.п.);
  • с детьми проведены: занятия, беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;
  • организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации,

    наглядная информация, проведены совместные мероприятия (интерактивные экскурсии к памятным местам города, тематические беседы);

  • родители привлекались к изготовлению тематических папок, альбомов, рисунков, поделок, созданию фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города, края.

         Коллектив принял активное участие в смотре уголков этнокультурные традиции родного края среди групп МАДОУ.

Цель которого:

  • активизация деятельности воспитателей по этнокультурным традициям родного края;
  • пополнение в группах предметно – развивающей среды по данному разделу;  
  • привлечение родителей воспитанников к интересам этнокультурных традиций родного края.

       В МАДОУ накоплен определённый положительный опыт приобщения к национальному на базе патриотического воспитания об этом говорят результаты смотра-уголков.

      Интерес педагогов к заявленной теме подтверждается результатами опроса педагогов, и анализом средовых условий групп. Работа находится на этапе активного развития. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству.

Рекомендации

1. Отметить хорошую работу педагогов возрастных групп: № 3,7.9 по этнокультурным традициям родного края .

2. Воспитателям старших и подготовительных к школе групп разработать конспекты занятий по ознакомлению детей с героями, имена которых носят историю России.  

3. Использовать разнообразные формы работы с родителями по вопросам этнокультурных традиций родного края.

4. Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию

40-летия города Троицк.

5. Оформить накопительную папку из опыта работы группы по этнокультурным традициям родного края.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Организация работы в ДОУ по приобщению дошкольников к чтению"

Бланки для тематического контроля по приобщению дошкольников к чтению...

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе приобщения дошкольника к природному наследию родного края.

В настоящее время экологическая проблема в масштабе человеческой цивилизации представлена настолько актуально, что практически все eё основные аспекты уже осмыслены  в ряде наук. Тем не мен...

План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»

Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры  в дошкольном образовательном учреждении...

План тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Цель:  Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ, ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ»

В данной консультации предлагаются формы и методы, которые целесообразно применять в работе с детьми, родителями по формированию патриотических чувств у дошкольников. .Проблема патриотизма очень актуа...

«Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края».

Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края»....