Отчет о самообследовании за 2016-2017 учебный год
материал на тему

Петровская Виктория Павловна

В настоящем отчете приведены результаты проведения самообследования деятельности МКДОУ № 9.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobsledovaniyu_za_2016-2017_uch.g.docx73.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников  № 9 «Колокольчик»

                                                                   

                                                                    Утверждаю:

Заведующий МКДОУ № 9

                                                                          «Колокольчик»

                                                                                                _____________________

                                                                                    Мещенская С.Н.

Отчет

о результатах самообследования МКДОУ № 9

по итогам 2016-2017 учебного года

г. Канск, 2017 г.

В настоящем отчете приведены результаты проведения самообследования деятельности Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников  № 9 «Колокольчик» за 2016-2017 учебный год.

Отчет по самообследованию составлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» и от 10 декабря 2013 года № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

В процессе самообследования была осуществлена оценка образовательной деятельности дошкольного учреждения, системы управления, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности дошкольного учреждения.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 в структуру отчета включены аналитическая часть и результаты анализа показателей деятельности МКДОУ № 9 «Колокольчик».

Анализ работы МКДОУ № 9 «Колокольчик»

за 2016-2017 учебный год

Приоритетное направление МКДОУ № 9 «Колокольчик»: коррекционно-развивающее воспитание и обучение, квалифицированная коррекция отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Целевые установки

Цели ДОУ

Управленческие цели

Цели методической работы

- создание условий для развития эмоционального, физического и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением интеллекта

- формирование позитивных личностных качеств дошкольника

- гуманизация коррекционно-педагогической работы

- дальнейшая оптимизация системы управления персоналом

- продолжение работы по формированию педагогического коллектива на основе профессионального взаимодействия и взаимодополнения

- психологический климат в коллективе, его сплоченность

- повышение педагогической компетентности педагогов через использование профессиональной среды ДОУ

- мастерство и профессионализм педагогов, сотворчество

Основные направления деятельности ДОУ в 2016-2017 учебном году:

  • Совершенствовать систему физкультурно-оздоровительной работы.
  • Совершенствовать работу по социализации воспитанников ДОУ посредством сотрудничества с социальными институтами.
  • Продолжать поиск и применение эффективных форм индивидуального психолого-педагогического сопровождения дошкольников.
  • Продолжать искать пути для активного включения родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс.

1. Анализ здоровьесохранительной деятельности

    Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в ДОУ реализуется система физкультурно-оздоровительной работы, которая включает проведение профилактических и закаливающих мероприятий, предусмотренных по возрасту, организацию занятий по физическому воспитанию и разных видов двигательной активности, использование оздоровительных технологий (гимнастика для профилактики нарушения зрения, рефлексотерапия), элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; для предупреждения гиподинамии используются двигательные разминки, динамические паузы, физкультминутки и др.

Соблюдение санитарно-гигиенического режима осуществляется в соответствии с нормами СанПин. Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с утвержденным в ДОУ режимом дня на теплый и холодный периоды. Разработан режим двигательной активности дошкольников с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей. В помещениях ДОУ соблюдаются световой, питьевой, воздушный режимы. В период массовых заболеваний вводится противоэпидемиологический режим.

Соблюдение охранительного режима обеспечивается за счет соответствующей нормам СанПин  максимальной учебной нагрузки и включения в режим разных видов двигательной активности детей. В ДОУ предусмотрены: зимние (25-31 декабря) и весенние (15-31 мая) каникулы, день отдыха и развлечений (последняя пятница месяца).

Плановые осмотры детей врачом-психиатром 2 раза в год. С согласия родителей выполнение его назначений.

Согласно диспансеризации по возрастам было выявлено: гипертрофия небных миндалин (ГНМ) – 13; аденоиды – 13; ДЦП – 3; резидуальная энцефалопатия – 22; двусторонняя тугоухость – 1; сходящееся косоглазие – 7; амблиопия – 1; миопия – 2; эпилепсия – 6; аутизм -  9; Б.Дауна - 2; ЗПР – 7; ЗРР – 42; бронхиальная астма (Б.А.)– 2; шизофрения – 1.

Медикаментозная профилактика заболеваний: витаминизация третьего блюда.

Система закаливающих мероприятий представлена  традиционными видами закаливания: воздушные ванны, облегченная одежда, прогулки на свежем воздухе, сон с доступом свежего воздуха, игры с водой.

В течение учебного года педагоги используют здоровьесберегающую технологию, которая включает в себя пальчиковую гимнастику, хождение босиком  по индивидуальным дорожкам «Здоровья» (рефлексотерапия).

В возрастных группах предусмотрено проведение корригирующей гимнастики, включающей комплексы для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, нарушения зрения.

Организация работы  по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей: занятия по физическому воспитанию, использование в свободной  деятельности и различных режимных моментах игр и физических  упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций.

Укреплению психофизического здоровья воспитанников, созданию условий для психологически комфортного общения детей и педагогов, поддержания активности  и работоспособности детей в течение дня  способствует организация разных форм  двигательной активности воспитанников.

Традиционным является проведение Дней здоровья, спортивных  развлечений и праздников, досуговых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.

Педагогами в процессе организации учебно-образовательной деятельности здоровьесохранительной направленности, в содержание практических занятий включаются  задачи  по обучению детей элементарным приемам сохранения и укрепления здоровья; формированию у детей представлений об основах безопасной жизнедеятельности в различных ситуациях.

Показатели физического развития за три года (заболеваемость, группы здоровья)

Годы

Выполнение детодней

Заболеваемость

Индекс здоровья

Количество, % детей

по группам здоровья

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

2014-2015

72%

31%

3,3%

-

22-35%

16-26%

-

24-39%

2015-2016

70%

28%

10%

-

22-35%

14-24%

-

26-42%

2016-2017

72%

39%

5%

-

24-37,5%

8-12,5%

-

50-32%

Сравнительный анализ данных медицинского обследования детей свидетельствует о том, что в течение трех последних лет среди воспитанников нет абсолютно здоровых (1 группа здоровья). В то же время количество детей, рискующих приобрести какие-либо отклонения в состоянии здоровья (2 и 3 группы здоровья) и имеющие хронические нарушения функций органов и систем (5 группа здоровья), неуклонно растет. ДОУ посещает 30 детей - инвалидов. Количество пропущенных дней по болезни в расчете на одного ребенка - 24 дня.

Основными причинами невыполнения плана детодней являются:

- индивидуальные особенности здоровья детей (группы здоровья);

- психофизические особенности детей, оказывающие негативное влияние на соматическое состояние;

- эпидемиологическая ситуация в городе (сезонно);

- безответственное отношение некоторых родителей к выполнению своих обязанностей;

- личное заявление родителей (законных представителей) на санаторно-курортное и стационарное лечение воспитанников ДОУ.

Для обеспечения качественного питания воспитанников организован контроль качества принимаемых продуктов, ежедневное меню составляется на основании примерного десятидневного меню.

Все вышеизложенное ставит необходимостью активизировать работу с семьей по пропаганде здорового образа жизни, совершенствовать систему физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ.

С целью дальнейшего качества здоровьесохранительной работы в предстоящем учебном году планируем создавать необходимые условия для оздоровительной деятельности в ДОУ и становление у детей ценностей здорового образа жизни. Продолжить использование традиционных для ДОУ форм оздоровления и закаливания, осуществлять поиск оптимальных форм работы с семьей: для этого проводить консультирование родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей; пропагандировать здоровый образ жизни через оформление наглядно-информационных материалов, привлечение родителей к участию в организации физкультурно-досуговой деятельности и к обогащению физкультурно-спортивной развивающей среды.

В текущем учебном году в целях пропаганды здорового образа жизни, не остались в стороне и педагоги ДОУ. Они стали активными участниками спортивных состязаний: Власенко Ю.И., Пугачева Ю.О., Попова Е.М., Гарбарчук С.С., Линникова Ж.Н., Кузнецова А.В., Левченко Е.Е., Шутикова Е.А.

В следующем учебном году необходимо продолжить работу по активному включению коллектива к спортивным мероприятиям.

2. Анализ воспитательно-образовательной деятельности

    Образовательная деятельность в МКДОУ осуществляется на основе Адаптированной основной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, Концепцией дошкольного образования с учетом комплексной программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.

Для восполнения дефицита содержания, реализуемой  в ДОУ программы, по направлению «Социально-коммуникативное развитие по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе используется содержание парциальной программы Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Для сопровождения детей с умеренно выраженной степенью умственной отсталости, сложными и множественными нарушениями развития используются элементы программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» М.Питерси и Р.Трилора.

Существенной и необходимой составляющей образовательной среды является индивидуальное комплексное сопровождение воспитанников. Оно реализуется в рамках деятельности ПМПк и включает комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику особенностей развития ребенка, составление его индивидуальной программы развития, выбор оптимальных методов и приемов коррекционной работы, мониторинг развития ребенка и оценку эффективности коррекционно-педагогической работы.

Для реализации потенциальных возможностей развития ребенка в соответствии с индивидуальной программой развития в структуре воспитательно-образовательного процесса выделяются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками. Занятия проводятся всеми педагогами ДОУ (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель) в соответствии с утвержденной сеткой индивидуальных занятий.

Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивается использованием разных организационных форм коррекционно-развивающей работы с детьми – индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия, работа в парах, а так же оказанием ребенку разного вида помощи в соответствии с уровнем актуального и зоной ближайшего развития.

Организация учебной деятельности в группах № 5 и 6, реализующих АОП (умеренно выраженная степень умственной отсталости, сложные и множественные нарушения развития) представлена в форме ежедневного проведения интегрированной совместной деятельности с воспитанниками продолжительностью до 50 минут.

В ее структуру включены: предметно-игровая деятельность, сенсомоторная деятельность, продуктивные виды деятельности, музыкально-ритмические игры. Все эти меры позволяют максимально снизить образовательную нагрузку на детей и осуществлять оптимизацию гигиенических основ образовательного процесса.

Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществляется на основе современных психолого-педагогических технологий: диагностической, коррекционно-развивающей, здоровьесберегающей, личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, социоигрового, интегрированного и проектного методов обучения.

При организации педагогического процесса для повышения познавательной активности детей педагоги применяют элементарное экспериментирование, наглядное моделирование, решение проблемно-практических ситуаций, активно-игровые методы.

Резервные возможности уровня выполнения программы заложены в дальнейшем активном применении перечисленных технологий, в изучении и апробировании инновационного педагогического опыта. Для повышения качества освоения детьми программного содержания педагогам следует активизировать деятельность по разработке и реализации педагогических проектов.

Результаты освоения детьми программы

«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой

Лини развития

учебный год (%)

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Здоровье

97,5

75

58,3

Социальное развитие

67,5

65

64,3

Физическое развитие и физическое воспитание

77,5

57,6

54,7

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание

67,5

55

55,6

Формирование мышления

62,5

42,5

56,2

Формирование элементарных количественных представлений

60

42,5

49,2

Ознакомление с окружающим

72,5

67,5

63,1

Развитие речи и формирование коммуникативных навыков

65

50

58,7

Обучение грамоте

65

52,5

50,6

Формирование деятельности

Обучение игре

70

52,5

57,1

Изобразительная деятельность

65

45

42,5

Конструирование

62,5

45

46,8

Трудовое воспитание

77,5

65

57,2

Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

65

62,5

70,6

В целом по программе

67,5

52,5

56

Усвоение программного материала воспитанниками в 2016-2017 учебном году составляет 2,2 балла (56%), что соответствует «среднему» уровню. Наилучший результат (70,6%) усвоения программного материала отмечается в реализации содержания раздела «Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность». Самый низкий результат (42,5%) зафиксирован в реализации раздела «Изобразительная деятельность». Хотелось бы отметить снижение (58.3%) усвоения программного материала в реализации содержания раздела «Здоровье», что может быть связано с изменением качественного состава воспитанников, что выражается в усложнении их дефекта, большим количеством вновь поступивших воспитанников и несвоевременным переводом на обучение по АОП (ИПР), не усваивающих адаптированную основную образовательную программу. Недостаточным является уровень социального развития наших воспитанников. На протяжении 2016-2017 гг. процент усвоения этого раздела программы составляет 64,3%.

На следующий учебный год нами сформулированы направления работы ДОУ, в которых одними из приоритетных являются оздоровительная деятельность дошкольников и социальное развитие.

Важным критерием, влияющим на качество коррекционно-образовательной работы, является своевременное ее начало и систематичность. В период с сентября по март 2016-2017 учебного года в ДОУ поступило 34 ребенка, из них: 3-4 года – 6; 4-5 лет – 9; 5-6 лет  – 9; 6-7 лет – 9; 7 лет – 1. У воспитанников, поступивших в ДОУ несвоевременно, значительно сокращается продолжительность коррекционно-педагогической работы в условиях ДОУ. Частые пропуски учебных занятий детьми, связанные с длительным медицинским обследованием и лечением также негативно влияют на результаты коррекционно-образовательной работы, поскольку сформированные навыки часто утрачиваются.

В соответствии с годовым планом и графиком проведено 29 заседаний междисциплинарного консилиума МКДОУ № 9: 11 плановых и 18 внеплановых (по детям-инвалидам перед МСЭ; по результатам диагностики и динамического наблюдения). В ходе заседаний рассмотрены вопросы определения актуального состояния и оценки результативности коррекционной работы на развитие 47 воспитанников дошкольного учреждения: 4-7 лет – 35 детей, старше 7 лет – 12 детей. Из них: 24 ребенка обучаются по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью, 23 ребенка – по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью.

После проведения комплексной коррекционно-развивающей работы у воспитанников с легкой умственной отсталостью отмечается следующая динамика развития и результаты усвоения программы:

* стойкая положительная динамика развития; программный материал усвоен – 2;

* стойкая положительная динамика развития; программный материал частично не усвоен – 3;

* незначительная положительная динамика развития; программный материал частично не усвоен – 4;

* незначительная положительная динамика развития; программный материал усвоен частично – 6;

* незначительная положительная динамика развития; программный материал не усвоен – 5;

* незначительная положительная динамика отдельных показателей развития; программный материал не усвоен – 3;

* регресс; программный материал не усвоен – 1.

После проведения комплексной коррекционно-развивающей работы у детей с умеренной умственной отсталостью отмечается следующая динамика развития и результаты усвоения программы:

* стойкая положительная динамика развития; содержание АОП частично не усвоено – 2;

* незначительная положительная динамика развития;  содержание АОП частично не усвоено – 11;

* незначительная положительная динамика развития; содержание АОП усвоено частично – 3;

* незначительная положительная динамика отдельных показателей развития; содержание АОП усвоено частично – 7.

На основании коллегиального заключения ПМПк МКДОУ № 9 родителям воспитанников рекомендовано обследование у специалистов городской и краевой психолого-медико-педагогической комиссий для определения дальнейшей программы воспитания и обучения. Присутствующим на заседаниях ПМПк родителям были даны консультации рекомендательного характера по обучению и развитию детей, специалисты ответили на интересующие родителей вопросы.

Коррекционно-развивающая работа педагогом-психологом осуществляется на основе авторских программ: Н.Ю. Куражева, И.И. Козлова «Приключение будущих первоклассников»,  Л.В. Шарохина «Психологическая подготовка детей к школе», И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром», С.И. Семенака «Уроки добра».

На основе методик С.Д. Забрамной «Психолого-педагогическое обследование дошкольников» и М.М. Семаго «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» проводилась оценка психолого-педагогического развития детей подготовительной к школе группы.

Анализ результатов психолого-педагогической диагностики

детей 6-7 лет (13 детей)

Уровень познавательного развития

Уровень

Восприятие

Мышление

Внимание

Память

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Средний

4

(30%)

10

(77%)

1

(7%)

8

(61%)

3

(23%)

10

(77%)

5

(38%)

10

(77%)

Низкий

9

(70%)

3

(23%)

12

(93%)

5

(39%)

10

(77%)

3

(23%)

8

(62%)

3

(23%)

Из данных таблицы видно, что:

 - на 47% увеличился средний уровень восприятия;

 - на 54% увеличился средний уровень мышления;

 - на 54% увеличился средний уровень внимания;

 - на 39% увеличился средний уровень памяти.

Уровень интеллектуального развития

Уровень

Начало года (%)

13 детей

Конец года (%)

13 детей

Средний

4(31%)

10 (77%)

Низкий

9 (69%)

3 (23%)

Уровень мотивационной готовности

Уровни

Начало года (%)

13 детей

Конец года (%)

13 детей

Сформированы

(предпосылки к учебной деятельности)

3(12%)

9 (69%)

Не сформированы

10 (88%)

4(31%)

Уровень социально-личностного развития

По результатам диагностики уровень эмоционально – волевой активности у воспитанников подготовительной группы в течение года вырос с «ниже среднего» до «среднего» на 40%. Уровень сформированности эмоционально – волевой сферы на среднем уровне, дети понимают своё эмоциональное состояние и умеют контролировать своё поведение.

Уровень развития коммуникативных качеств

12 воспитанников владеют коммуникативными навыками в пределах программных требований: умеют устанавливать и поддерживать контакты, адекватно себя вести в знакомой и незнакомой ситуации, быть партнёром по игре в совместной деятельности со сверстниками, положительно реагировать на просьбы взрослого.

1 ребёнок  испытывает трудности в общении, 3 ребёнка испытывают трудности поведенческого характера,  в связи с особенностями в развитии.

 Коррекционно-развивающая работа осуществлялась с детьми подготовительной группы, чей уровень готовности к школьному обучению соответствует низкому или среднему с тенденцией к низкому. Данная работа была направлена на развитие познавательных психических процессов, совершенствование мелкой моторики, развитие личностных качеств, навыков общения. Результаты обследования детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы представлены  в таблицах. Таким образом, у детей произошел сдвиг в уровнях готовности к школе с низкого до среднего уровня.

В течение 2016-2017 учебного года  выполнялись виды работ в соответствии с годовым планом. Количество воспитанников 6-7 лет, прошедших обследование педагогом-психологом - 25 человек, из них 12 (48%) дошкольников комиссией ПМПк была рекомендована программа: «Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью умеренной степени».

По результатам коррекционно-педагогической работы у воспитанников ДОУ  отмечается положительная динамика  в развитии психических процессов, при этом уровень динамики зависит от индивидуально – типологических особенностей каждого ребёнка.

У 9 детей (69%) сформирована мотивационная готовность, мотивом выступает желание учиться, получать хорошие отметки.

Изучение результатов воспитательно-образовательной деятельности показало, что изменение качественного состава воспитанников и увеличение количества детей, имеющих умеренно выраженную степень умственной отсталости, затруднения в социальном взаимодействии и коммуникациях (нарушения аутистического спектра) и детей со сложными и множественными дефектами актуализирует необходимость применения индивидуально-дифференцированного подхода, предусматривающего необходимость выбора оптимальных методов и форм организации при реализации АОП.

В следующем учебном году для повышения эффективности коррекционно-воспитательного процесса в ДОУ будут организованы: методическое сопровождение педагогов и деятельность творческих групп по проблемным вопросам.

В текущем учебном году ДОУ стало базовой площадкой по апробации вариативных форм инклюзивного образования под курированием Красноярского краевого института повышения квалификации по профессиональной переподготовки работников образования по теме проекта «Эффективные модели дошкольного инклюзивного образования».

На основании этого нами была разработана «Дорожная карта» по внедрению Службы Ранней Помощи (далее, СРП) для неорганизованных детей от 1,6 до 4 лет в образовательное пространство ДОУ.

 Данное направление работы позволит обеспечить комплексное развитие и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, включаю психологу - педагогическую поддержку семьи в рамках «Студии семейной педагогики».

Необходимым условием, обеспечивающим эффективность коррекционно-образовательного процесса, является наличие адаптированной предметно-пространственной среды, отвечающей индивидуально-типологическим особенностям воспитанников. В текущем учебном году привлечение творческого потенциала педагогов позволило разнообразить среду авторскими дидактическими пособиями.

Несмотря на проведенную работу, вопрос оснащения сенсорным оборудованием, комплексами для развития наглядно-действенного мышления остается актуальным. Особенности организации работы с воспитанниками требуют наличия дидактического оборудования в большем количестве.

В следующем учебном году педагогический коллектив продолжит работу по качественно-количественному обогащению предметно-пространственной  среды для детей с разным уровнем интеллектуального развития, за счет участия в конкурсах на получение грантов, привлечения спонсорских средств и творческого потенциала педагогов. Планируем оптимизировать работу по оснащению учебно-методического комплекса по работе с детьми выше обозначенных категорий.

Сотрудничество с социальными институтами в ДОУ реализуется в целях организации работы по социально-личностному развитию воспитанников и подготовке детей к обучению в школе.

Для обеспечения преемственности со школой и информирования родителей о дальнейшей перспективе обучения детей осуществляется взаимодействие с КГБОУ «Канская школа», МБОУ СОШ № 18 и Техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства. В текущем году в детский сад приезжали мобильные творческие группы с представлениями.

В следующем учебном году для обогащения социального опыта воспитанников необходимо активизировать работу посредством сотрудничества с социальными институтами.

В текущем учебном году по запросу Госавтоинспекции претерпел некоторые изменения «Паспорт дорожной безопасности» МКДОУ № 9, в частности была создана схема безопасных маршрутов воспитанников «дом – МКДОУ – дом».

В следующем учебном году необходимо продолжить работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

3. Анализ методической работы

 Для реализации годовых задач МКДОУ осуществлялась система методической работы, направленная на совершенствование профессиональных педагогических и методических знаний, умений и опыта педагогов.

С этой целью были проведены следующие методические мероприятия:

- советы педагогов: педагогическая гостиная «Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях ДОУ»; круглый стол «Проблемы социализации дошкольников с ОВЗ и пути их решения»;

- семинары-практикумы: «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ как средство реализации образовательного процесса»; «Мини-сайт педагога. Как создать? Как наполнить?; дискуссия «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ как средство реализации образовательного процесса»;

- консультации: «Организация работы ДОО в учебном году», «Планирование и организация педагогического процесса в разновозрастной группе», «Формирование и развитие словообразования и словоизменения у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактической игры», «Игры для детей с использованием пены для бритья».

При проведении методических мероприятий широко используются технологии продуктивного взаимодействия педагогов: ролевые игры, коммуникативные тренинги, психолого-педагогический анализ педагогических ситуаций, выставки-презентации пособий, презентация опыта, фото-отчеты, совместная проектная деятельность и разработка методических продуктов.

С целью изучения и представления педагогического опыта в текущем году были организованы коллективные просмотры педагогической деятельности. Профессиональные умения организации коррекционно-развивающей работы с детьми и рефлексивного анализа собственной педагогической деятельности продемонстрировали педагоги: Тюлькова Е.М., Гарбарчук С.С., Попова Е.М., Левченко Е.Е., Капитонова А.А., Бирюкова М.В.

Практика открытых просмотров показала, что педагоги имеют интересные педагогические находки в организации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми, имеющими разную степень нарушения развития.

По традиции ДОУ молодым педагогам были назначены опытные педагоги-наставники. Отмечается положительный результат организованного наставничества педагогов-стажистов над начинающими педагогами. 

В этой связи сохраняется необходимость активизировать деятельность педагогов по обмену опытом, по демонстрации профессиональных умений при организации занятий и других форм взаимодействия с детьми. Для этого в следующем учебном году следует продолжить практику проведения открытых занятий всеми педагогами (методические недели).

Профессиональное развитие педагогов обеспечивает работа по самообразованию. Педагоги повышали свой профессиональный уровень, представляя педагогический опыт на различных уровнях и через разные организационные формы.

Весомым результатом педагогической деятельности воспитателя Е.Р.Железновой является разработанное в соответствии с ФГОС учебно-методическое пособие «Развивающая гимнастика с предметами и подвижные игры для старших дошкольников 5-7 лет» (СПб «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 80 стр.). Коллективным участием педагогов ДОУ Железновой Е.Р., Кирюшиной А.Н., Власенко Ю.И., Игумновой В.В. опубликована статья «Индивидуальный образовательный маршрут» в Петербургском научно-практическом журнале «Дошкольная педагогика» (апрель, 2017 г., стр.49).

В рамках окружного методического сбора на базе ДОО г. Канска. Участниками методического сбора был представлен опыт инклюзивного образования «Система оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ на территории города Канска. На площадке МКДОУ № 9 был представлен «Опыт сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра и нарушением опорно-двигательного аппарата». Педагоги ДОУ презентовали педагогический опыт работы, выставку дидактических пособий, открытые занятия:

Презентация педагогического опыта работы:

- «Сопровождение дошкольника с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе воспитательно-образовательной деятельности» (Линникова Ж.Н.);

- «Организация совместной интегрированной деятельности с детьми со сложными и множественными нарушениями» (Тюлькова Е.М.).

Открытые занятия:

- «Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность с детьми с нарушением интеллекта (легкая и умеренная отсталость)» (Шек Е.В.);

- «Совместное коррекционное музыкально-ритмическое занятие в группе детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость с сопутствующим РАС)» (Игумнова В.В., Кирюшина А.Н., Власенко Ю.И.);

- «Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком (умеренная умственная отсталость с сопутствующим нарушением РАС)» (Грязева Н.М.);

- «Совместная интегрированная коррекционно-развивающая деятельность с детьми с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость, с сопутствующим нарушением РАС») (Филоненко И.Ю., Иващенко И.В.).

Выставка дидактических пособий:

- презентация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ (Замараева Е.А., Абметкина И.Н.).

Для повышения квалификации и мастерства, для ознакомления педагогической общественности с результатами инновационной коррекционно-педагогической деятельности педагоги ДОУ активно используют возможности городских методических объединений и творческих групп.

В текущем году руководителем ГМО воспитателей групп компенсирующей направленности была Капитонова А.А., куратором данного объединения Кирюшина А.Н. В рамках ГМО активно работали творческие группы, руководителями которых являлись следующие педагоги: Кудлай О.В., Кирюшина А.Н., Левченко Е.Е.

Активными участниками ГМО разных направленностей презентовался опыт педагогической работы: воспитатели Линникова Ж.Н. («Планирование воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»); Капитонова А.А. («Социализация дошкольников с ОВЗ», «Особенности планирования и организации воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности», «Особенности организации РППС в группах компенсирующей направленности»); Филоненко И.Ю. («Организация РППС для дошкольников с умеренной умственной отсталостью»); Кудлай О.В. («Планирование воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной компенсирующей группе»); Левченко Е.Е., Попова Е.М. («Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»); Попова Е.М. («Особенности организации РППС для дошкольника с диагнозом «тотальная слепота»); Бирюкова М.В. («Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе компенсирующей направленности»); Замараева Е.А. («Взаимодействие с родителями по организации предметно-игровой деятельности с детьми с нарушением интеллекта»); Тюлькова Е.М. («Взаимодействие с родителями по организации предметно-игровой деятельности с детьми с нарушением интеллекта»); Гарбарчук С.С. («Создание условий для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта»); учителя-дефектологи Шек Е.В., Загребельная А.В. и Власенко Ю.И. (обучающий семинар «Организация коррекционной работы учителя-логопеда/учителя-дефектолога для детей с ОВЗ в структуре АОП»); Власенко Ю.И. «Разработка  АОП в соответствии с ФГОС ДО для дошкольников с нарушением интеллекта»); педагог-психолог Грязева Н.М. («Содержание организационно-методической документации педагога-психолога в соответствии ФГОС ДО»); музыкальный руководитель Игумнова В.В. («ИПР ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата»); учитель-логопед Федорова Л.П. («Нетрадиционные способы постановки звука»); Представление опыта работы учителя-дефектолога Шек Е.В., воспитателей Капитоновой А.А., Кирюшиной А.Н. («Разработка и реализация АОП для дошкольников с ОВЗ»).

По завершению работы ГМО воспитателей групп компенсирующей направленности был сформирован сборник методических материалов за 2016-2017 учебный год.

В рамках ГМО учителей-логопедов/учителей-дефектологов был организован фестиваль дидактических игр и пособий «Создаю!» Играю!» Развиваю!», в нем приняли активное участие следующие специалисты: Шек, Е.В., Пугачева Ю.О., Иващенко И.В., Абметкина И.Н.

В следующем году следует продолжить деятельность воспитателей и специалистов ДОУ в городских мероприятиях в рамках ГМО.

 В рамках педагогического брифинга «Организация сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в ДОО» представлен опыт педагогической работы воспитателями Левченко Е.Е., Поповой Е.М. Тюльковой Е.М.

Активно использовали Интернет-ресурс, в частности сайт ДОУ, личные сайты, для размещения методических и информационных материалов все педагоги ДОУ.

В рамках Дня открытых дверей для родителей, будущих воспитанников, педагоги дошкольного учреждения провели мастер-классы:

- «Использование нетрадиционных пластичных материалов в работе с детьми дошкольного возраста «Волшебное тесто» (Линникова Ж.Н., Гарбарчук С.С.).

- «Нетрадиционные изобразительные техники с детьми дошкольного возраста» (Кудлай О.В., Капитонова А.А.).

- «Развитие высших психических процессов у детей дошкольного возраста по средствам дидактического пособия «Автобус» (Пугачева Ю.О.).

- «Развитие высших психических процессов у детей дошкольного возраста по средствам дидактического пособия «Калейдоскоп», из неоформленного материала» (Иващенко И.В.).

Высокий результат продемонстрировали педагоги принявшие участие в конкурсах, конференциях, фестивалях профессионального и творческого мастерства:

- XI педагогическая конференция работников муниципальных ОО г. Канска и группы Восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» (учитель-дефектолог Шек Е.В.).

- Конкурс субъектов РФ на лучшие модели ДО, обеспечивающие доступность ДО для всех детей (победитель муниципального уровня, воспитатель Капитонова А.А.).

- Краевой фестиваль конкурс «Инклюзивная Перспектива» (Шек Е.В., Загребельная А.В., Замараева Е.А.).

- Межрегиональный творческий конкурс «Пасха радость нам несет» (Пугачева Ю.О. – 1 место, Иващенко И.В. – 2 место, Грязева Н.М. – 3 место).

- Заочный конкурс педмастерства МГИА КЛИиО «Юный интеллектуал» (Пугачева Ю.О., Диплом II степени).

- Методический фестиваль мастер-классов «К вершинам мастерства-2017» (Пугачева Ю.О., Иващенко И.В.).

- Выставка мастеров декоративно-прикладного искусства в рамках муниципального этапа «Русь мастеровая – 2017» (7 участников, 4 победителя). В рамках межмуниципального этапа (3 участника, 1 победитель).

Актуальным остается более активная презентация своего опыта педагогов ДОУ в конференциях в очной форме.

В 2016-2017 учебном году воспитанники ДОУ приняли активное участие (151) в конкурсах разного уровня, направленных на социальную адаптацию:

1. Выставка детско-взрослых творческих работ детей с ОВЗ «Лепестки вдохновения».

2. Конкурс рисунков «Салют Победы!» организованный МО МВД России «Канский».

3. Городской творческий  конкурс «Зимняя планета детства».

4. Городская выставка творческих работ «Дары осени».

5. Городская экологическая акция «Живи, елочка!».

6. Городской кросс среди детей дошкольного возраста, посвященный 380-летию г. Канска.

7. Литературный фестиваль «Мое любимое стихотворение о маме» организованный ГМО воспитателей групп компенсирующей направленности.

8. Гала-концерт ко Дню инвалида «Кастинг талантов».

9. Экологический литературно-творческий конкурс «Природа - наш общий дом».

10. Городской конкурс на лучший костюм «Масленицы».

11. Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Лучики солнца».

12. Всероссийский конкурс детского творчества «Узнавай-ка».

13. Всероссийский конкурс детского творчества «Рассударики».

Воспитанники ДОУ, участвующие в мероприятиях как муниципального, так и всероссийского уровня являлись победителями и призерами. Педагоги, сопровождающие детей для участия, отмечены почетными грамотами, сертификатами за помощь в организации и проведении.

Организация педагогами воспитанников и их родителей для участия в творческих конкурсах и выставках способствует развитию индивидуальных художественно-творческих способностей детей, повышению их инициативы и самооценки. В следующем учебном году педагогам ДОУ следует продолжить опыт подготовки и сопровождения детей для участия в различных конкурсах и выставках.

В этом году продолжалась работа по интеграции детей со сложными и множественными нарушениями в развитии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, был интегрирован 1 ребенок.

Совершенствованию диагностических и аналитических профессиональных умений педагогов способствовало их активное привлечение к контрольно-оценочной деятельности по отслеживанию результативности коррекционно-развивающей работы и контролю состояния различных составляющих коррекционно-педагогического процесса.

Высокий творческий потенциал педагогов дает возможность использовать современные организационные формы: делегирование организационно-управленческих полномочий, привлечение к руководству творческой группой, вхождение в состав различных комиссий, решающих актуальные проблемы жизнедеятельности ДОУ. Творческой группой педагогов разработаны нормативно-правовые и локальные акты ДОУ.

Педагогический стаж коллектива выглядит следующим образом:  до 3 лет – 8%, от 3 до 5 лет – 12%, от 5 до 10 лет – 13%, от 10 до 15 лет – 17%, от 15 до 20 лет – 18%, от 20 лет и более – 42%.

Сравнительный анализ педагогического состава показал, что наряду с количественным изменением (в ДОУ работает 25 педагогов) отмечается и изменение качественных показателей:

- количество педагогов имеющих высшее образование увеличилось с 45% до 56%;

- в педагогических образовательных учреждениях заочно обучается – 2 педагога;

- изменился квалификационный уровень педагогического состава: высшая к/к -  32%, первая к/к – 21%, соответствие занимаемой должности  - 11%, не имеют к/к – 36%.

Исходя из уровня профессионализма коллектива, необходимо организовать работу по методическому сопровождению безкатегорийных педагогов для их успешной аттестации.

В этом учебном году успешно прошли аттестацию:

- на высшую квалификационную категорию воспитатели Тюлькова Е.М., Кирюшина А.Н., Железнова Е.Р., музыкальный руководитель Игумнова В.В.;

- на первую квалификационную категорию учитель-дефектолог Власенко Ю.И.;

- на соответствие занимаемой должности воспитатели Гарбарчук С.С., Попова Е.М., педагог-психолог Грязева Н.М.

В этом году повышению профессиональной компетентности способствовало участие педагогов ДОУ в следующих мероприятиях:

-Городские методические объединения специалистов и воспитателей, педагогический брифинг, гостевые обмены организованные дошкольными образовательными организациями города в течение года.

- Обучение на курсах повышения квалификации по следующим темам:

* «Управление дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО» (Мещенская С.Н., Петровская В.П.).

* «Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» (Иващенко И.В., Пугачева Ю.О., Тюлькова Е.М., Гарбарчук С.С., Грязева Н.М., Загребельная А.В., Шек Е.В., Капитонова А.А.).

* «Сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья» (Петровская В.П., Замараева Е.А., Кирюшина А.Н., Линникова Ж.Н.).

*«Образование и реабилитация обучающихся после кохлеарной имплантации» (Абметкина И.Н.).

Востребованной формой повышения квалификации в этом учебном году являлись мастер-классы, семинары профессионального развития, активными участниками которых стали педагоги ДОУ: Федорова Л.П., Грязева Н.М., Пугачева Ю.О., Филоненко И.Ю., Кирпичева Ж.В., Кузнецова А.В., Петровская В.П., Иващенко И.В.).

4. Анализ взаимодействия с родителями

  Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из важнейших направлений деятельности ДОУ и осуществляется в соответствии с годовым планом.

В текущем учебном году в рамках межведомственного взаимодействия проводилась планомерная работа с семьями воспитанников, состоящих на учете в  КЦСОН г. Канска. Разработано положение о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета неблагополучной семьи, приказом назначен ответственный за ведение дел по данному направлению. В должностные инструкции старшего воспитателя, воспитателя и педагога-психолога внесены дополнения, регламентирующие порядок работы по выявлению и сопровождению данной категории семей. За текущий учебный год проводилась работа с  3 семьями, состоящих на учете в КЦСОН. Воспитателями разработаны планы работы с данными семьями, ежемесячно предоставляется запрашиваемая информация в КЦСОН, КДН, судебные органы г. Канска.

 В конце учебного года нами был проведен мониторинг удовлетворенности родителями работой ДОУ и его коллектива. В анкетировании приняло участие 46 родителей, что составляет 72% от возможного числа респондентов. Обработав результаты мониторинга, можно сделать вывод, что деятельность ДОУ на правильном пути. Такой процент указывает на то, что родители готовы к взаимодействию и сотрудничеству и остаются не равнодушными к жизнедеятельности учреждения.  

Мониторинг удовлетворенности родителями работой МКДОУ № 9 и его коллективом

Удовлетворены ли вы:

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1. Качеством образования  (обучение и воспитание), которое получает Ваш ребёнок

95,6%

-

4,3%

2. Организацией коррекционно-воспитательного процесса

95,6%

-

4,3%

3. Степенью информированности о деятельности образовательного учреждения посредством информационных технологий (сайт образовательного учреждения)

78,2%

4,3%

17,3%

4. Состоянием материально-технической базы учреждения

67,3%

4,3%

28,2%

5. Профессионализмом педагогов

93,4%

-

6,5%

6. Взаимоотношениями педагогов с обучающимися (воспитанниками)

100%

-

-

7. Взаимоотношениями педагогов с родителями

100%

-

-

ИТОГО

90,2%

1,2%

8,6%

В целом можно отметить, что процент удовлетворенности деятельностью МКДОУ № 9 «Колокольчик» 90,2% опрошенных родителей (законных представителей), что позволяет сделать следующий вывод, что созданная система работы ДОУ позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей для развития их позитивных переживаний и повышения педагогической компетентности осуществляется через использование разных форм работы: общие родительские собрания («Секреты семейного воспитания»), групповые родительские собрания («Роль родителей в реализации АООП и АОП», «Социальное партнерство семьи и ДОУ как необходимое условие социализации дошкольника», «Итоги работы за учебный год»), индивидуальные и групповые консультации по вопросам развития детей, разработка рекомендаций по вопросам коррекции, развития, воспитания и обучения детей, оформление наглядно-информационных материалов (стенды, папки-передвижки, буклеты, памятки).

Для повышения мотивации родителей и формирования у них продуктивного взаимодействия с ребенком педагогами разрабатываются и внедряются активные формы взаимодействия с семьей: семинары-практикумы и мастер-классы по обучению родителей коррекционно - развивающим приемам, индивидуальные консультации по результатам коррекционной работы с ребенком.

Организуется разнообразная совместная детско-взрослая деятельность (познавательная, трудовая, художественно-творческая, досуговая), благодаря этому в текущем году систематически обновлялась выставка творческих работ воспитанников.

Для создания и обеспечения безопасных условий жизнедеятельности воспитанников, во время пребывания детей вне ДОУ ведется планомерная работа по ознакомлению родителей (законных представителей) с правилами поведения в различных жизненных ситуациях (проведение плановых и внеплановых инструктажей).

В текущем году были перезаключены договора о взаимодействии и преемственности детского сада и школы, предусмотрены мероприятия для детей и родителей по вопросам подготовки детей к школе и формированию представлений об особенностях организации образовательно-воспитательного процесса в школе.

А так же своевременное информирование родителей о вариативных формах обучения детей программе школы VIII вида, что помогает им сделать правильный выбор необходимого вида обучения для ребенка. В текущем учебном году были проведены следующие мероприятия:

- экскурсия: выпускники подготовительной группы  с родителями посетили «Канскую школу», которая реализует АООП для детей с нарушением интеллекта;

- индивидуальные беседы с родителями (законными представителями) консультативно-рекомендательного характера с ориентацией на соответствующую уровню познавательного и личностного развития ребенка коррекционно-развивающую работу для подготовки его к школе и вид обучения (в течение года).

На основании анализа проведенной работы с родителями в следующем учебном году необходимо продолжить работу по активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс.

5. Анализ административно-хозяйственной деятельности

В течение года по федеральной программе «Доступная среда» были проведены следующие работы: произведен ремонт туалетной комнаты в группе № 1 (установлены перегородки, новые унитазы и раковины, соответствующие требованиям и нормам СанПиН, произведен ремонт помещения туалетной комнаты), демонтированы пороги внутри здания. Произведен капитальный ремонт помещения группы № 1. В группах № 5,6 расширены дверные проемы, установлены входные металлические распашные двери с доводчиками (4 шт.), установлен пандус для инвалидной коляски. Произведена замена поручней для детей, лестница на 2 этаж выложена кафелем. Приобретено оборудование и дидактические пособия для коррекционно-развивающего процесса, оборудование для детей, имеющих нарушения ОДА. Разработан и утвержден паспорт доступности ДОУ, Обществом инвалидов г. Канска проведена оценка создания специальных условий инклюзивного образования ДОУ для детей-инвалидов и детей ОВЗ.

В период ремонтных работ в группах № 5, 6 установлены стеклопакеты, произведена побелка и покраска помещений групп ДОУ, коридоров, лестничных пролетов, производственных и хозяйственных помещений.

Систематически проводились субботники на территории ДОУ.

На основании проведенных проверок технологом МКУ «ЦБ по ведению учета в сфере образования» и инспектором пожарной безопасности устранены следующие замечания: произведена замена конфорки и пакетника на электроплите пищеблока, произведена частичная замена датчиков пожарной безопасности. Частично произведена замена битой посуды в группах.

Несмотря на это состояние материально-технической базы ДОУ не в полном объеме соответствует требованиям ФГОС ДО и нормам СанПиН. Актуальными остаются: ремонт кровли ДОУ, пристроек, асфальтового покрытия дорожек, замена и ремонт ограждения ДОУ. МАФы на участках групп устаревшие: требуют замены на более современные. Приобретение мебели для медицинского кабинета.

На родительские пожертвования приобретены: принтер, телефон с определителем номера, стенды, шкаф для одежды,  скамейки для приемной, палас, полки для спортивного инвентаря и  принадлежностей к изобразительной деятельности в группу № 3.

Административно-хозяйственный персонал прошел обучение по следующим направлениям: ГО и ЧС, контрактный управляющий, пожарный минимум, электро-теплотехнический контроль.

6. Анализ выполнения годовых задач

На основе анализа выполнения годовых задач Совет педагогов признал деятельность педагогического коллектива удовлетворительной и определил перспективные направления деятельности на 2017-2018 учебный год:

  • Создавать необходимые условия для оздоровительной деятельности в ДОУ и становление у детей ценностей здорового образа жизни.
  • Обогащать социальный опыт ребенка посредством сотрудничества с социальными институтами.
  • Создавать обогащенную адаптированную предметно-пространственную среду, способствующую развитию социальных и психологических качеств личности дошкольника в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Продолжать совершенствовать работу по организации воспитательно-образовательного процесса, работу с родителями с применением нетрадиционных форм и методов, с вовлечением их в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по ПДД за 2016 - 2017 учебный год

Отчет по ПДД за 2016 - 2017 учебный год...

Аналитический отчет педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Цель: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическое здоровье субъектов образовательного процесса.Задачи: 1) Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в ...

Аналитический отчет педагога -психолога за 2016 - 2017 учебный год

РазделыОбщие сведенияПовышение квалификацииГодовые цели и задачи Приоритетные направления деятельностиПрограммы, реализуемые с различными адресатамиРасширение и поплнение предметно-развивающей среды, ...

Аналитический отчет о работе за 2016 – 2017 учебный год.

Аналитический отчет о работе за 2016 – 2017 учебный год.Младшая группа «Пчелки».Воспитатель: Омельченко Наталья АлексеевнаСостав группы: 27 человек.Мальчиков: 10 .Девочек:  17 В течении года...

Аналитический отчет о работе за 2016-2017 учебный год

Аналитический отчет о работе первой младшей группы "Солнышко" за 2016-2017 учебный год...

Аналитический отчет о работе за 2016 - 2017 учебный год

В средней  группе  29 детей, из них 17 девочек и 12 мальчиков.В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлен...

Аналитический отчет о работе за 2016 – 2017 учебный год.

Аналитический отчет о работе за 2016 – 2017 учебный год....