"Барельефы, горельефы"
консультация на тему

Филинкова Алена Викторовна

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы или целые композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_barelef.docx45.73 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

 «Детский сад № 28 общеразвивающего вида»

Барельефы, горельефы

        Полевской

2017 г.

Слайд №1

Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования, которая базируется на примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

В программе прописано:

- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности;

-  развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности;

- совершенствовать умения в лепке.

Слайд № 2

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы или целые композиции.

Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.

Скульптура - это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение.

Слайд № 3

Скульптура бывает двух видов  круглая и рельеф.

Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой

В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, — перед нами рельеф

Рельеф — один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона.

Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф

барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф — высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность — углубленный рельеф, или контррельеф

Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два-три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).

Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы.

К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Слайд № 4

Жанры скульптуры:

  1. Портрет.

 Виды: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура (полное изобр.).

2. Бытовой.

Бытовая скульптура – это изображение людей в привычной для них среде, в различных повседневных бытовых ситуациях и поэтому произведения выглядят наиболее естественно.

3. Анималистический.

Анималистическая скульптура – посвящена изображению зверей и животных.

 Слайд № 5

Основная цель  образовательной программы – обучение детей созданию творческих работ средствами разных видов художественно – продуктивной деятельности.

Задачи:

- Развивать у детей наблюдательность, чувство осязания.

- Учить детей самостоятельности и усидчивости.

- Укреплять зрительную память.

- Укреплять мелкую мускулатуру рук.

Слайд № 6

Материал для лепки:

Глина, пластилин, пластика, тестопластика, бумажная масса, песок, снег, хлеб.

Ангоб - это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны, если добавить гуашь получим разные цвета. С древних времен ангобом люди расписывали глиняные изделия. В настоящее время ангоб широко используют для росписи керамической посуды.

Слайд № 7

Оборудования, которые используется в лепке:

Доски для лепки, стеки, каркасы.

К вспомогательным материалам лепки относят каркасы.

Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод

В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.

 Тонкая острая сторона стека служит для прорисовки деталей, для насечек, украшающих посуду, одежду. Широкая плоская сторона его служит для примазывания мелких частей, для выемки глины, при создании большого углубления, особенно при лепке посуды. Стеком в случае необходимости можно резать глину, как ножом.

Не следует давать детям стек до тех пор, пока они не научатся вылепливать основные детали предмета, так как в противном случае дети стремятся заменить лепку некоторых деталей рисованием их на глине. Так, часто дети не лепят морду животного, а рисуют на круглой голове подобие человеческого лица, заменяя нос отверстием.

Салфетки – бумажные и тканевые; миска с водой для смачивания пальцев и салфеток при лепке глиной.

Природный материал: раковины, камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья.

Штампики фабричного производства. Бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пробки, колпачки фломастеров и пр.).

Картон, коробки, баночки, крышки, трубочки (коктейльные, бисер, пуговицы). Формочки для теста или для игр с песком.

Слайд № 8,9.

1-МЛАДШАЯ ГРУППА (ясли)

Согласно требованиям программы, дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду (от 2-х до 3-х лет) усваивают ряд навыков, помогающих им при изображении предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки.

I. Изобразительные задачи (что лепить):

Учить детей лепить простейшие предметы окружающей действительности, состоящие из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.

Учить детей соединять две одинаковые формы, но разной величины (матрешка, пирамидка, а к концу года - соединять две разные формы – цилиндр и диск (грибок).

Учить узнавать и находить сходства своей лепной работы с предметами окружающей действительности.

II. Технические задачи (чем и как лепить):

Познакомить детей со свойствами глины.

Учить отрывать комочки глины от целого куска.

Учить техническим приемам

а) соединению концов столбика в виде кольца (баранки).

б) скатыванию глины кругообразными движениями.

в) соединению шариков (дети лепят матрешек, неваляшек).

г) сплющиванию, в результате которого получают диски (печение).

д) соединению цилиндра с шаром (погремушка); цилиндра с диском (гриб, зонтик)

Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом (фрукты, овощи, ягоды). В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 2—3-х частей (грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрешку, девочку в шубке, самолеты - из нескольких столбиков, баранка - из согнутого столбика, пирамидка - из нескольких колец или дисков, гриб - из цилиндра и диска, погремушка - из столбика и шарика).

Слайд № 10, 11

Во II младшей группе основным методом является сотворчество. Почему? Присутствует кризис трех лет «Я сам». Ребенок ограничен, с одной стороны, своими возможностями – не имеет технических навыков, а с другой стороны – он самостоятелен, он хочет делать сам. В этом возрасте у детей очень широкие возможности для развития творчества, в частности для развития самостоятельности, как его компонента. Поэтому воспитатель не может выполнять за ребенка задание, но он должен ему помочь, используя прием сотворчества.

Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.

Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно, соединять части (без примазывания).

Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).

Формировать умение участвовать в коллективной лепке.

Формировать у детей умение задумывать тему изображения и выполнить ее (тему дает воспитатель).

II. Технические задачи:

Закрепить все технические приемы, усвоенные в первой младшей группе.

Учить раскатывать конусообразную форму между ладонями (морковка).

Учить украшать формы точками, насечками с помощью палочки (стеки).

Учить защипывать края формы кончиками пальцев (клюв, плавник, хвостик, тарелочка, батон, пирожок).

- Постепенно в процесс лепки включаются пальцы. Это очень важный и ответственный момент, так как последующая работа над лепной формой в других группах будет требовать все большего включения пальцев, а не ладоней.

- В связи с этим малышей надо научить защипывать края формы концами пальцев. Дети могут вылепить пряник, пирожное или торт с украшениями, выполненными путем защипывания.

Учить аккуратно, пользоваться глиной на дощечке, не разбрасывая ее и не пачкая дощечку.

- Ребята должны ориентироваться в понятиях «величина»«форма»«количество».

Слайд № 12, 13

В возрасте 4 – 5 лет у детей появляется замысел, но он по-прежнему неустойчив. Теперь они должны лепить, используя не только тематику, над которой они работали, но и привносить элементы творчества в свою работу.

В качестве приемов в средней группе на занятиях по изобразительному творчеству используют полный и частичный показ в медленном темпе, закрепляя каждое движение словом (чуть–чуть, сильнее, покрепче, осторожно).

Учить лепить, образно отражая действительность, правильно передавая форму, величину, строение, пропорции частей, относительно основной части, передавая отдельные характерные признаки предмета, располагая их на дощечке.

Подводить к правильному изображению персонажей в действии, обращая внимание на позу (кошка лежит, сидит, птица пьет, поет, летит).

Учить замечать выразительность формы и передавать это в лепке. (туловище не круглое, а в виде овала, у собаки есть морда, у яблока - углубление и. т. д.).

учить работать с пластилином вне занятий

II. Технические задачи:

Учить оттягивать детали от основной формы (клюв, хвост).

Учить сглаживать поверхность формы пальцами, примазывая одну часть к другой.

Учить лепить предметы овальной формы в виде овоида (овоид из шара или цилиндра оформляют пальцами (фигура в форме яица).

Учить приему вдавливания для получения полой формы (кружка, загибать края расплющенной и вдавленной формы.

Учить лепить конусообразную форму, путем вытягивания одной из сторон пальчиками.

Учить украшать поделку способом налепа, стекой, добиваясь выразительности образа (оперение, чешуя и. т. п.).

Прищипывание является переходным навыком, от него ребенку легко перейти к оттягиванию.

К концу года дети уже способны на основе полученных навыков изобразить несложных по форме животных — мышку, кролика и других. Как и в младшей группе, дети объединяют ряд деталей при создании целой фигуры, но детали мельче, их может быть больше по количеству.

Слайд № 14, 15, 16

Наиболее эффективным приемом обучения лепке и в старшей группе является показ, однако здесь начинают играть большую роль и другие приемы— словесное объяснение, напоминание, непосредственное рассматривание на занятиях некоторых предметов искусства или народного творчества, используемых в качестве модели. При сюжетной лепке, при работе по замыслу лучше использовать словесные напоминания, и лишь частичный показ. В сюжетной лепке полный показ недопустим. Смысловые и композиционные положения ребенок должен решить сам. В работе по замыслу указания воспитателя в основном относятся к применению тех или иных технических приемов. Воспитатель напоминает о необходимости работать аккуратно, иногда заглаживать поверхность, прочно присоединять отдельные части. Помимо этих указаний всему коллективу детей, воспитатель осуществляет индивидуальное руководство и помощь. Видя затруднения того или иного ребенка, ошибку, неверную последовательность в работе, воспитатель напоминает, советует, подсказывает верный ход работы, иногда показывает на отдельном куске глины, как пролепить основную форму, как вылепить, согнуть, изменить ту или иную форму, деталь, как лучше ее присоединить. Некоторые более трудные по форме игрушки воспитатель предлагает лепить в указываемой им последовательности, показывает ход работы, дает исходную форму,

В старшей группе дети хорошо видят форму, но с трудом определяют пропорции. В этом возрасте у ребенка начинается окостенение кисти руки, укрепились мелкие мышцы пальцев и мышцы руки. В связи с этим содержание лепки усложняется (птицы, животные, человек, несложные сюжеты, декоративная лепка и др.)

Изобразительные задачи:

Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, характерные признаки, правильно передавая форму, строение, величину, фактуру стекой, рельефом; учить передавать несложные движения.

Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки - танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.

Учить переносить выразительные средства со скульптуры малых форм при рассматривании на свои лепные работы (форма, пластика, фактура материала и т. п.).

Учить планировать свою работу.

Учить работать с пластилином на занятиях.

II. Технические задачи:

Учить лепить пластическим способом.

Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни).

Учить новому способу скреплению частей – вставление одной части в другую.

Учить самостоятельно выбирать способ лепки.

Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.

Закреплять декоративную лепку.

В старшей группе по программе вводится сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению.

В данной возрастной группе всего запланировано примерно 36 занятий в год. Из них 8 – предметных (4 – с натуры, 4 – по представлению), 8 сюжетных, 8 декоративных,12 – по замыслу.

В старшей группе дети лепят по представлению, что является для них не простой задачей. Следовательно, наблюдение, в процессе которого дети черпают впечатления для последующего воплощения их в художественные образы должно быть правильно организованно. Необходимо при этом четко обозначит детям цель наблюдения. Дети рассматривают много иллюстраций, картинок, скульптур и т. д.

Слайд 17, 18, 19, 20

В подготовительной группе много внимания уделяется сюжетной лепке. В течение года ведется работа над усовершенствованием изображения формы, пропорций предметов. Дети закрепляют приемы лепки из целого куска, учатся прочно устанавливать фигуры с глиняными подставками и без них, продолжают обучаться использованию таких выразительных средств, как движение дополнительных предметов и деталей. Воспитатель может предложить ребятам окрашивать готовые изделия ангобом или гуашью. В подготовительной группе дети могут самостоятельно упражняться в отборе и употреблении приемов лепки для изображения тех или иных предметов.

Изобразительные задачи (что):

1. Учить лепить однородные предметы, предавая их индивидуальные особенности (яблоко крымское – овальной формы, антоновское - круглое).

2. Учить лепить животных жарких стран (лепка по представлению).

3. Учить передавать движения персонажей пластическим способом (кусок глины разу ставится в основное положение).

4. Учить лепить по мотивам народных игрушек.

5. Учить детей лепить посуду различными способами, в том числе из колец, выбиранием глины стекой и др.

6. Учить лепить декоративные пластины, создавая эскизы, оформляя их выпуклым рельефом.

II. Технические задачи:

Закреплять пластический способ лепки.

Учить самостоятельно, выбирать способ лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).

Учить придавать фигуркам устойчивое положение при помощи каркаса или при помощи третьей точки опоры (Дед Мороз с посохом, лыжник с палками).

Закреплять умение создавать сюжеты в лепке на темы литературных произведений.

Учить создавать коллективные лепные композиции на темы литературных произведений, на сюжеты из окружающей действительности.

 Слайд 21

Знания, которые должны получить дети о скульптуре в условиях ДОУ.

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, Богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относиться к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк (площадь); узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

Таким образом, скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

22 слайд

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки:

по памяти,

по представлению,

по замыслу,

с натуры,

по схеме,

по рисунку,

по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:

индивидуальной,

коллективной – в сотворчестве с взрослыми или сверстниками,

комплексной (интегрированной),

когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

23-24-слайд

Основные приемы лепки:

Отщипывание – отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание – сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки к плоской поверхности.

Скатывание – формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание – путем нажатия большого и указательного пальцев на комочек глины, делая небольшие углубление.

Заострение – одним или двумя – тремя пальцами прижимают кусочек глины, со всех сторон до получения острого конца.

Раскатывание – формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Соединение – прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединений.

Прищипывание – большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

25-слайд

В работе с детьми используются 3 вида лепки:

 Предметная лепка появляется на занятиях в детском саду самой первой. Дети учатся лепить простые объекты и предметы: животных, людей, мебель, посуду

26-слайд

Сюжетная лепка появляется немного позже. Это достаточно сложный вид изобразительной деятельности, так как требует от ребенка серьезных интеллектуальных усилий. Ведь необходимо продумать сюжет, составить план действий (какие детали и фигуры необходимо слепить, расставить все элементы в нужной композиции, а еще соблюсти пропорции предметов). Дети лепят по сюжетам сказок и небольших рассказов, затем учатся связно рассказывать о своем сюжетном изображении. Это развивает плавную, развернутую речь, творческие способности.

27 слайд

Декоративная лепка - Учить лепить птиц, человека, животных по типу народных игрушек (каргопольская, дымковская, богородская игрушки и т. д., расписывая вылепленные изделия). Так как в декоративной лепке много мелких деталей (в орнаментах, узорах), то она активно развивает тонкие и точные движения пальцев малыша. Это стимулирует речевые центры мозга, подготавливает руку к письму

28 слайд

Способы лепки

1. Скульптурный, пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;

2. Конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;

3. Комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.

29- слайд

Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Поделки, изготовленные рельефным способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.

Контррельеф - путем нанесения рисунка.

Барельеф (низкий рельеф) и горельеф (высокий рельеф) - путем наложения формы на основу.

 30 - слайд

Работа, выполненная модульным способом, напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из одинаковых деталей (используются валики, шарики, косички, многослойные диски, нарезка и т д)

Еще оригинальный способ лепки, это лепка из колец (жгутиков). Этим способом пользовались народные умельцы – гончары.

Формование – создание готовых форм при помощи формы (пасочка, насадка, чеснокодавка и т д)

31 слайд

Рисование пластилином

Замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.

32- слайд

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам

она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов

«Пластилиновая мозаика» -

заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.

33 слайд

Отпечатки различными предметами на пластилиновой основе: Техника отпечатывания предполагает работу с штампами, как специально изготовленными печатками, заготовленным природным материалом, так и с подручными пуговицами, трубочками, колпачками и т. д.

Сграффито (многослойное процарапывание).

Техника многослойного процарапывания, при которой открывается нижний слой, отличающийся по цвету. Близко к понятиям контррельеф и граттаж.

Этапы работы:

На картон наносится слой пластилина, намечается будущий рисунок, затем процарапывается.

Лепка на форме

При лепке на форме используются для основы готовые прочные формы.

Варианты работы: поверхность формы, если она имеет художественное значение, может оставаться нетронутой (играет роль фона) и дополняется необходимыми элементами, частями, декором поверхность покрывается тонким слоем пластилина нужного цвета и декорируется,

34-слайд

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ручному труду с детьми старшей группы барельеф "Дракоша"

Изготовление барельефа "Дракоша" из слоёного теста на тарелке с украшением из бусин....

«Изготовление и роспись барельефов из гипса»

Работа с гипсовым набором развивает фантазию и художественные способности ребенка; роспись гипсовых фигурок развивает у ребенка чувство пропорции, эстетический вкус, побуждает маленьких детей к заняти...

Мастер-класс "Барельефы"

Мастер-класс по поэтапному изготовлению барельефов домашних животных воспитанниками старшей группы  детского сада....

Конспект занятия по изобразительной деятельности. Барельеф«Подводный пейзаж»

Занятие напрвлено на обучение  детей при помощи пластилина выполнять барельеф способом придавливания, примазывания, разглаживания. Закрепить умение делать эскиз, использовать в работе природный м...

Мастер - класс "Барельеф для папы"

Выполнение детьми подарка для пап на 23 февраля. Заливка формы гипсом, с последующим раскрашиванием. Получается магнит в подарок с видами Санкт-Петербурга....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором"...

Конспект НОД (Художественно – эстетическое развитие) в средней группе "Барельеф"

Непосредственно - образовательная деятельность художественно -эстетического развития "Барельеф". Авторская разработка....