Деловая игра для педагогов
материал по теме

Бженикова Зульетта Хажмуратовна

 

Время стремительно меняется, увлекая за собой не только тех, кто радуется его быстрому течению, но и консерваторов, пытающихся не изменять привычному образу жизни и мыслей. В потоке реформ оказалась и одна из самых устойчивых и консервативных систем общества – образование. Инновации, современные модели воспитания и обучения, экспериментальная деятельность – все эти термины хорошо знакомы педагогам любой ступени образования. Не стали исключением и педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx118.47 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов

 «Театрализованная деятельность»

Организовала и

 провела

Бженикова З.Х.

 2017 г

Мудр у всех понемногу научающийся

Китайская   мудрость

        Время стремительно меняется, увлекая за собой не только тех, кто радуется его быстрому течению, но и консерваторов, пытающихся не изменять привычному образу жизни и мыслей. В потоке реформ оказалась и одна из самых устойчивых и консервативных систем общества – образование. Инновации, современные модели воспитания и обучения, экспериментальная деятельность – все эти термины хорошо знакомы педагогам любой ступени образования. Не стали исключением и педагоги дошкольных образовательных учреждений.

        Именно в детском саду закладываются и формируются качества успешной личности, способной справиться с требованиями образовательных стандартов. Новые задачи требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и неэффективное. В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива становиться педагогический совет. В образовательном учреждении педагогический совет – площадка, где проявляется новаторство,  осуществляется поиск решения методических проблем и обобщается опыт коллег.

Современный педагогический совет – парад идей, проходящий в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Однако как любой парад, он требует кропотливой и серьёзной подготовки.  Важно найти правильную и наиболее эффективную для каждой конкретной темы технологию подготовки и проведение педагогического совета.

Анализ работы в нашем дошкольном учреждении  показывает, что традиционная форма проведение педагогических советов утратила свою актуальность, на смену пришли интерактивные формы работы.  Ценность интерактивных форм в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, формируют положительные отношения между сотрудниками.

Данная  форма  актуальна  так  как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.

Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:

  1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.
  2. Повышение уровня активности и самостоятельности.
  3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

К числу наиболее эффективных форм работы с кадрами можно отнести групповую работу, в том числе и в малых группах, творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации.

        Представленная деловая игра  мы решили провести в форме КВН.         КВН или игра «Что? Где? Когда?»  по нашему мнению успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. Данный КВН посвящён театрализованной деятельности в современном ДО и может использоваться в работе старших воспитателей, методистов, всех дошкольных образовательных организаций.

Театрализованная деятельность – сложный феномен человеческой активности. Исполняя ту или иную роль, человек  переносится на другой уровень бытия, иное пространство. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна и успешно используется в работе с детьми разного возраста.

Деловая игра: «Театрализованная деятельность в современном ДО»

Форма проведения: игра КВН.

Цель: систематизирование знаний педагогов о театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации и проведению театрально-игровой деятельности. Учить  работать с рекомендуемыми  методическими источниками, отбирая нужную информацию. Развивать умение педагогов дискуссировать, во время ответов опираться на личный педагогический опыт.

                                     

Театр кукол – дом чудес,
Где сказка оживает просто!
Из ситца купол голубых небес,
И пальмы и волшебный остров…
И будешь верить в сказку ты,
Ведь снова здесь вернешься в детство:
В театре в явь вплетаются мечты,
Быль, небыль проживают по соседству.
Вот куклу бережно берет
Актер умелыми руками,
И кукла сразу оживет,
И это чудо наблюдаем с вами!
Театр кукол – дом чудес!
Какое мудрое искусство!
Оно доходит до сердец,
Чтобы зажечь живое чувство.

Вступительное слово Бженикова З.Х.:

Что такое театр? Театр – в переводе с греческого – место для зрелищ, зрелище.

Театр это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Тяга ребенка к театральному действию бесспорна и несомненна. Само театрализованное действие своей динамикой больше всего соответствует динамики детского душевного организма. Ребенок с ранних лет – с года, с двух лет любит  наблюдать, и сам  быть участником «театрального события».  Хорошо всем известная приговорка «Сорока белобока, кашу варила, деток кормила..?»  Что это такое как не маленький театр, малыш мгновенно сам перевоплощается в эту сороку, и кашку варит, и деток кормит. И чем старше он становится, тем с большим интересом он тянется к театру: и тому, что  ему показывают, и к тому действию, в котором сам он выступает как артист.                    

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. А нам взрослым нужно стремиться создать такую атмосферу, для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

Игра КВН «Театрально-игровая деятельность в ДО»

Ход игры:

Ведущий: Бженикова З.Х..–  воспитатель.

В игре КВН будут соревноваться две команды.

  1. Представление жюри:

Главный судья: старший воспитатель Махова Л.М

Жюри: методист Урусмамбетова М.Н.

Руководитель физ.воспитания Машукова А.С

                 

                                 

Критерии оценки работы команд  //0-5 баллов//

  1. Время.
  2. Активность группы.
  3. Творчество и компетентность участников.
  4. Полнота ответов.

  1. Представление команд //название команд, девиз, приветствие команд//

  1. Разминка

  1. Часть. Педагогический тренинг
  • На какие две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр?

// Все основные театрализованные игры можно разделить на две основные группы // по  Л.В. Артёмовой//: 

режиссёрские игры и игры-драматизации. 

К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров:
- плоскостной,
- теневой,
- настольный,
- театр на фланелеграфе.

Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.//

  • Как  можно привлечь к театрализованным играм  малоактивных детей  //приведите примеры из личного опыта//
  • Формы организации театрализованной деятельности

//1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач//

  • Какую предшествующую работу вы проведете прежде чем провести театрализованную игру //приведите примеры из личного опыта//
  • Виды театров

//Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески)//

  1. Часть

Подобрать русские пословицы и поговорки, которые отражают идейное содержание, тему или подходят к героям данной сказки:

  • А.С. Пушкин «Сказка о Золотом петушке»
  1. Сказка– ложь, да в ней – намек!  Добрым молодцам урок.
  2. Не всё то золото, что блестит.
  3. Как аукнется, так и откликнется.
  4. За добро плати добром.

  • Сергей Аксаков «Аленький цветочек»
  1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  2. На ошибках учатся.
  3. Добро побеждает зло.
  4.  Жизнь дана на добрые дела

  1. Разгадывание кроссворда «Театральные термины»

3

 

2

 

4

 

 

 

1

 

 

 

Столбец1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия //декорация//
  2. Место, где представляют пьесу //сцена//
  3. Список пьес, включенных в сезонную афишу  //репертуар//
  4. Искусство изменения внешности актера специальными красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанные красками, и легко снимаются //грим//
  1. Театр сказок

Участникам команд предлагаю с помощью средств пантомимы изобразить отрывки из известных сказок: соперники угадывают. Оценивается уровень исполнения,  время размышлений.

                  Задание для первой команды:

  • Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».

                  Задание для второй команды:

  • Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Теремок», «Три медведя».
  1. Педагогические ситуации

                  Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.

                  Ситуация 1 – для первой команды.

               Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь».

               Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия

                 возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и

дети постепенно теряют интерес к игре.

Вопросы:

  1. Как разрешить сложившуюся ситуацию?
  2. Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

               Ситуация 2 – для второй команды

Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между

 собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже

 хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.

                Вопросы:

  1. Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?
  2.  Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

     

  1. Сказка-загадка

Игроки каждой команды загадывают сказку-загадку друг другу, из которой убежали все существительные // работа с готовым текстом – сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», сказка «Лиса и журавль»//

  1. Черный ящик //задание для всех команд//

  • Против знатоков играет родитель ДО.

            Внимание! Вопрос!

            Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках,но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//

            Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»

                       Против знатоков играет родитель :

            Внимание! Вопрос!

            Значение театрально-игровой деятельности для развития личности ребенка?

Правильный ответ:

  1. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
  3. Происходит развитие различных анализаторов;
  4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера;
  7. Происходит коррекция поведения;
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  10. Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

  • Против знатоков играет.

Внимание! Вопрос!

Какие формы работы с родителями вы используете по театрализованной деятельности?

Правильный ответ:

//родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, проведение досугов, тематических вечеров например: «Любимые сказки», «Театральные встречи» и т. д., праздники, совместное творчество, оформление фотовыставки, беседы, домашние сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов, наглядно-информационный//

  1. Реши пример. Герой + предмет = сказка

      Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания

   

                 Задание для первой команды:

  1. Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил = ? // К.И. Чуковский Мойдодыр//
  2. Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь = ? // Шарль Перро «Кот в сапогах»//

                 Задание для второй команды:

  1. Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка = ? //Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//
  2. Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб = ? //А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//
  1. Конкурс капитанов. Блиц-турнир //капитан команды, который быстрее нажмёт на сигнал-игрушку, после заданного вопроса, первый отвечает на вопрос//

  1. Сколько встреч было у старика и рыбки? //шесть//
  2. Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? //Творческий//
  3. Первый банкрот Поля чудес //Буратино//
  4. Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? //Астрид Линдгрен//
  5. Героиня русской сказки, девочка из снега //Снегурочка//
  6. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта //Корней Чуковский//
  7. Пушкинское дубовое украшение //цепь//
  8. Совокупность высших нравственных принципов личности //честь//
  9. Разговор двух лиц //диалог//
  10. Личный транспорт Бабы Яги //ступа//
  11. Кто полгода сидит без обеда //медведь//
  12. Виды невербальной коммуникации //мимика, жесты, телодвижения//
  13. С какими достижениями можно сравнивать результаты работы ребёнка дошкольника? //С собственными//
  14. Назовите театры города Томска //Театр юного зрителя, Томский областной Театр Драмы, Камерный драматический театр, драматический театр «Версия», Камерный театр «Интим», Театр кукол «Два + КУ»//
  15. Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? //Сергей Аксаков//
  16. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера //сказка//
  17. Что идет, не двигаясь с места //время//
  18. Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? //А.С. Пушкин//

                                                     D:\Новая папка (3)\2016-2017 год\район\IMG-20161103-WA0062.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....