МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
методическая разработка на тему

«Изготовление кукол в  технике «скульптурный текстиль» для работы с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kukly_09_02_2017.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6

муниципального образования Каневской район

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Изготовление кукол в  технике «скульптурный текстиль» для работы с детьми дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Бочанская Н.В.

Дата проведения:  9 февраля 2017г.

Время проведения:  10.00

Место проведения:  МБДОУ  детский сад № 6 ст.Новоминская

Цель:

 повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «скульптурный текстиль».

Задачи: 
-познакомить педагогов со скульптурно-текстильной техникой изготовления кукол;
-обучать последовательности действий, использованию методов и приемов «скульптурно-чулочной» техники на примере изготовления сувенира «Мешочек счастья»;
-создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;
-способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Ожидаемые результаты :
-повышение креативности педагогов;
-возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;
-рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;
-практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов «скульптурно-чулочной» техники в процессе работы;
-создание куклы, проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление.
Методическое оснащение занятия:
Методы: 
-интерактивный (словесный, наглядный, практический); 
-исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы: 
-объяснение;
-консультация;
-рассказ;
-беседа с показом практических действий;
-демонстрация изделий;
Использование наглядности: 
презентация к мастер-классу, «Скульптурный текстиль или чулочная техника»; 
образцы готовых работ выполненные педагогом; 
материалы для практической работы.
Материалы и инструменты:
-колготки;
-синтепон;
-иглы;

-нитки;
-ножницы;
-сухая косметика: тени, румяна;
-клей «Титан»;
-глазки готовые 10-15 мм (можно самодельные из гипса);


Структура плана-конспекта мастер-класса
- вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия его ожидаемые результаты;
- теоретическая часть МК, рассказ руководителя, о технике мастер-класса используя презентацию «Скульптурный текстиль»;
- практическая часть МК, участники мастер-класса приступают под руководством руководителя мастер-класса к выполнению поделки;
- комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;
- кульминация творческого процесса, выставка работ, фотографии работ всех участников мастер-класса с комментариями самих участников; 
- рефлексия, важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
- подведение итогов руководителем мастер-класса

- список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
Технологическая карта мастер-класса
Этапы мастер-класса.

Деятельность руководителя МК.

Деятельность участников мастер-класса


1. 
Вступительная часть: 

Сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса.
2. 
Теоретическая часть МК: 
рассказ о технике «скульптурный текстиль» сопровождаемый показом презентации «Скульптурный текстиль или чулочная техника», а также показ поделок выполненных руководителем МК. Участники МК рассматривают изображения поделок в технике «скульптурный текстиль», слушают рассказ и эмоционально погружаются в тему МК.
3. 
Практическая часть МК:
Перед началом работы руководитель МК проводит инструктаж по технике безопасности. Рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике «скульптурный текстиль» мешочка с личиком. За тем вместе с руководителем МК участники приступают к работе над сувениром «Мешочек счастья». Прослушав инструктаж по технике безопасности участники МК приступают к самостоятельной творческой деятельности. Работают под руководством педагога проводящего МК, задают вопросы.
4. 
Комментирующая часть МК:
Во время практической творческой работы провести консультации, теоретические и практические пояснения и индивидуальную помощь участникам мастер – класса для качества выполнения задания.
Показать разные методы и приемы утяжки лица. Внимательно слушают и повторяют элементы и методы, которые показывает педагог МК на своих поделках.
5. 
Кульминация творческого процесса:
После завершения работ участниками МК, все работы фотографируют и делают мини выставку, в процессе выставки участники коллективно обсуждают свои работы и задают вопросы педагогу, проводящему МК.
Составляют работы на один стол. Делают фото своих выполненных работ. Рассматривают и оценивают красоту и разнообразие поделок. Задают интересующие их вопросы руководителю МК.
6.
 Рефлексия:
мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Участники МК обмениваются опытом, обсуждают МК, занимаются самооценкой, проделанной работы.

7. Подведение итогов:
Мастер – педагог подводит итоги МК и учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты для работы. Просьба заполнить анкету. Заполняют анкету предложенную руководителем МК.
Ход проведения мастер – класса.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
- Я очень рада видеть вас здесь.  Наше занятие проходит в нашем детском саду, в котором исполняются все детские мечты.

 Тема мастер-класса:

 Шитье кукол, выполненное в технике «Скульптурный текстиль».

Цель нашего МК:

повышение профессионального мастерства в процессе активного общения по освоению техники «Скульптурный текстиль"
- Я познакомлю вас с техникой чулочной куклы, буду учить вас, используя нитки, капрон и синтепон делать кукол с личиком, которые вы можете использовать в своей работе с детьми в декорировании группы, в кукольном театре и т.д.. Одной из задач является создать условия для вашей самореализации и стимулирования роста творческого потенциала в процессе МК.
«У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу, он неуловимо вкладывает во все свое творчество.»
Д.Голсуорси.

- Я хочу сейчас приоткрыть для Вас удивительный, прекрасный и очень теплый мир-мир кукол! Мне кажется, что этот мир не может оставить равнодушным никого, и мне бы очень хотелось, что бы погрузившись в него, Вы забыли о повседневности, грузе житейских проблем, улыбнулись и оказались в детстве, когда все было так понятно, радостно и безмятежно.
Используя электронную презентацию «Скульптурный текстиль» начинаю рассказ и демонстрирую свои работы.
Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.
Мне кажется, не найдется такой девочки, которая не играла бы в куклы. Производители современных кукол пытаются идти в ногу с нынешним временем, изготавливая «бизнес-вумен» и «модели» с идеальными параметрами. Но и до сих пор существуют куклы, которые призванные защищать, привлекать удачу и задабривать судьбу.
К таким относят куклы-мотанки, куклы из узелков, куклы из соломы, куклы из растений, каждая из которых символизирует определенное действие, пупсики, «попики», обереги и много других. А верить в чудодейственность этих рукотворных изделий или нет - дело личное
- С середины XIX века, когда начала развиваться промышленность, появилось серийное производство кукол. И все же тяга к куклам, изготовленным вручную, осталась у людей и в XXI веке. 
И такие куклы называются авторские. 
Собственную авторскую куклу может изготовить любой желающий, и не только из ткани. Модной тенденцией сегодня является изготовление кукол из капроновых колготок, чулок или носков.
- Данная техника недаром названа необычным словосочетанием "скульптурный текстиль". Почему "скульптурный" - это еще понятно, ибо кукла, фигура - сама по себе есть скульптура. Но вот почему "текстиль"?
Все просто! Потому что мы будем не шить игрушку, а лепить ее! Именно лепить с помощью синтепона (или любого другого наполнителя), иглы и нити.
- Самодельные чулочные куклы появились недавно, но благодаря простой технологии и легкодоступным, дешевым материалам, стали популярным видом кустарного искусства. 
Капрон по своим свойствам оказался более податливым, эластичным и прочным материалом для шитья кукол, чем другие ткани. Его можно подвергать многократным изгибам, сложной деформации - он не потеряет своей формы. Несколько десятилетий назад появилась техника изготовления самодельных цветов из капрона и проволоки.
- А вслед за этим народные умельцы освоили технику изготовления чулочных кукол. Во многом этому способствовало появление на рынке легкого, объемного (напоминающего вату), но в то же время упругого искусственного материала – синтепона. Он стал недорогой основой для всех частей тельца будущей куклы. Остальная работа основана на личной фантазии мастера: при помощи закладывания складок и изгибов на синтепоне он может сделать кукле нос любой формы, маленькие или большие губы, высокий или низкий лоб, оформить ямочки на щечках либо заложить носогубные морщины, чтобы придать игрушке возраста. Синтепон и капрон оказались настолько благодарными в работе материалами, что освоить технику изготовления кукол и создавать неповторимые и оригинальные игрушки может любой человек.
- Учиться лепке из ткани нужно постепенно. Ведь, как и у скульптора, наша работа не родится за пару часов. Сегодня разберем, как изготовить кукольную маску(т.е. лицо куклы).
Кукольной маской принято называть лицо.
- Я уверена, что все вы знаете правила техники безопасности, но без них ни как нельзя и по этому прежде, чем приступить к работе, я вам проведу инструктаж по ТБ но не обычно а, в стихах:
Чтобы шить и вышивать,
Нужно правила нам знать.
Я их с детства точно помню,
Коротенько вам напомню.
Первым делом нужно знать:
В рот иглу не вздумай брать,
Глаз с иголки не спускай,
И в одежду не втыкай,
Не бросай ее нигде
А иначе быть беде.
Помни – иглы и булавки
Не валяются на лавке.
Поработал - не забудь
Их в игольницу воткнуть.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Очень важно всем понять,
Как их нужно подавать.
Не острыми конечками,
А вперед колечками.
Влево – вправо не маши,
А в пенал их уложи,
Не пугаю я напрасно.
Ножницы – предмет опасный.
Нужно правила всем знать,
Аккуратно соблюдать.
И получим ты и я
Наслажденья от шитья!

- Основными рабочими материалами при изготовлении куклы являются синтепон, капроновые чулки, игла, нитки.
Для крупных частей тела большими кусками синтепона набивается чулок, а затем при помощи небольших, сжатых из синтепона шариков, выкладываются нос и его крылья, губы, щеки. Набитый таким образом чулок натягивается до состояния «безморщинистости» и завязывается. Далее в работу вступают нитка с иголкой. Мастер пальцами выдавливает переносицу и начинает ее прошивать для закрепления полученной формы. Затем таким же образом формируются крылья носа, подбородок, глазницы, щечки. Каждую операцию нужно заканчивать надежным фиксированием нити, чтобы при выдавливании следующих частей лица уже готовые не перекашивались.

Сейчас мы начинаем делать лицо или как её называют кукольную маску для нашего мешочка. Пара слов о нитке. Ее необходимо брать в тон капрону. Чем ближе к цвету чулка, тем красивее работа. 

Итак... разорвали синтепон. 
Теперь нужно напихать его в чулок, приготовленный для этого заранее.
Набивать отрезок чулка нужно плотненько. Второй же срез нужно зашить. Присбориваем края, затем заворачиваем их внутрь и затягиваем нить. Закрепляем ее. 
Начинаем, прошиваем мордочку, первое, что будем делать это нос. Я предлагаю вам немного по фантазировать и решить какой вы хотите нос для своего мешочка.. Например: картошкой, острый или это будет бабулечкаи.др. Следуя направлениям стрелки, стягиваем нитью точки дырочек и впадинки на крыльях носа, формируя те самые крылья.
Для помощи вам я раздала схему утяжки носа, может кто-то самостоятельно выполнит утяжку носика своим методом. 
Объяснение и показ утяжек носа. 
Следующую утяжку делаем для глазок и щечек. 
Следующим этапом, будет лепка губ.
Обращаю Ваше внимание на то, что стежки, которыми мы фиксируем части, должны быть предельно мелкими.
Вообще каждая кукла получается совершенно не такой, какой мы хотим видеть ее. Каждая имеет свой характер.
Итак... мелкими стежками и нашими пальчиками формируем губы куклы. Защипываем ткань и синтепон, примериваемся, где нужно, подтыкаем набивку сферы иглой, вытягиваем ею части синтепона, в общем, лепим. И как только понимаем, что достигли той формы, которой хотели, закрепляем все получившееся стежками.
Вообще в данной технике можно не только людей ваять. Звериные морды, всяческие выдуманные, мифические и легендарные персонажи - все зависит от Вашей фантазии!
Губы можно растянуть в улыбке, сделать скривленными и даже дико хохочущими.
Сначала лепим нижнюю, затем верхнюю губу. Не забывайте оставить немного места для подбородка.
Навели с помщью сухой косметики марафетик,

По всем правилам куклоделов глаза кукле прикрепляются в последнюю очередь.
Прикреплять-то в последнюю очередь советуют, а примерять никто не запрещал. Посему в процессе мы не раз приложим глаза к будущему лицу.
- Уважаемые коллеги мы сегодня с вами очень плодотворно потрудились, у всех получились замечательные произведения, которые будут радовать вас и ваших близких.
- Вы научились делать забавные «Мешочки счастья», в технике скульптурный текстиль используя капрон и синтепон. Я очень надеюсь, что эти знания вам пригодятся.

 Прошу педагогов заполнить приготовленную заранее анкету.
Что пожелать Вам?

Конечно, -  счастья!

Оно везде: в цветах, мечтах,

Порою в музыке, порой в ненастье,

Порою только в дорогих глазах.

Пусть не коснётся Вас беда,

Так будьте счастливы всегда!

Электронные ресурсы:

1.  http://forum1.kukly.ru/topic.php?forum=27&topic=1 

2.  https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2015/01/15/luchshe-kukly-ne-nayti 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...