Тропинка в мир детства
статья (старшая группа)

Папилова Татьяна Дмитриевна

немного о программе Тропинка по которой работает наше ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в газету. «Тропинка в мир детства»

В образовательной ситуации в России и в регионе сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Сегодня детские сады вправе выбрать любую программу, из числа рекомендованных Федеральным институтом развития образования. Мы выбрали основную образовательную программу дошкольного образования «Тропинки», созданную на основе концепции профессора В.Т.Кудрявцева и с 2016 года являемся Сетевой экспериментальной площадкой Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования.

Тропинки» - это комплексная программа, охватывающая все основные направления образовательного процесса в ДОО.

Основная идея программы – это создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению. Внимание обращено на те формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка – изменение процесса образования и воспитания ребенка.

Но вместе с тем программа «Тропинки» не представляет собой чего-то уже готового и «проторенного», по «Тропинкам» ребенок приходит к творческому осмыслению и кроме того «Тропинки» пересекаются и тесно переплетаются друг с другом.  Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребенок (конечно, не без помощи взрослого) находит в культуре источники собственного личностного роста. В этом и заключается особенность выбранной нами программы.        По данным наблюдения за вновь прибывшими детьми и детьми, посещающими наше ДОО складывается следующая картина:

-растет тенденция к усугублению проблем задержки речевого развития дошкольников;

-дефицит эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения в раннем детстве;

-неспособность к концентрации на занятиях, отсутствие заинтересованности делом,

-резкое снижение фантазии и творческой активности детей;

-общение со сверстниками стало более поверхностным, формальным.

 По нашему мнению, это происходит из - за:

- чрезвычайной занятости родителей;

- отсутствия «дворовой» социализации;

- изолированность ребенка в семье;

Программа поможет воспитателям, педагогам и родителям подготовить ребенка к обучению в школе.
Она реализует две основные задачи: социальную (обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников) и педагогическую (развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению).

Необходимым условием реализации этих задач является воспитание в условиях развивающего общения.

Благодаря внедрению программы «Тропинки» в нашем детском саду произошли существенные изменения технологий, средств учебно-воспитательного процесса, организации пространственной среды. Перед коллективом были поставлены задачи:

  • Создание развивающей трансформируемой среды-как предметной, так и среды «Развивающего общения»;
  • Трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОО значимых образцов социального поведения;
  • Регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
  • Создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность;
  • Разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в ДОО.

Программа Тропинка предлагает целую систему социализации дошкольника и включает 9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и каждая отдельно:

- клубный час, ситуация месяца, заключительный праздник по «Ситуации месяца», проблемная педагогическая ситуация, социальная акция, ежедневный рефлексивный круг, дети волонтеры, волшебный телефон, развивающее общение.

Подробно хочу остановится на технологии – «Ежедневный рефлексивный круг». Это одна из удивительных технологий которая поможет педагогам в сплочении детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, обсуждение планов на день, неделю, месяц, развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.

Важная часть утреннего сбора – приветствие, во время которого дети и взрослые настраиваются на волну взаимного принятия, доброжелательности, имеют возможность сказать добрые слова, поддержать тех, кто недавно пришел в группу.

Приветствие может выражаться: рукопожатием, передачей мячика, либо предмет, с которого начнется беседа. Высказыванием приятных, ободряющих слов друг другу – комплимента. Возможностью передать друг другу хорошее настроение улыбкой. Обмен новостями. Обсуждение предстоящего дня.

В конце рабочего дня перед вечерней прогулкой мы проводим рефлексивные круги. На них подводим итоги прошедшего дня, отмечаем, что было самое интересное, кто смог выполнить более сложную работу, чем вчера, новое упражнение и т.д. Дети учатся оценивать свою деятельность с помощью «языка чувств», вспоминают и дают оценку нравственным ситуациям, которые произошли с ними или с героями, прочитанных художественных произведений. Заканчиваем рефлексивный круг прощанием, добрыми пожеланиями перед уходом домой.

В настоящий момент пройден первый этап работы-освоены основные технологии социализации дошкольников. Обновлена предметно-пространственная среда, создан коллектив единомышленников из педагогов и родителей. Высокая оценка удовлетворенности родителей работой ДОУ «Капитошка». Число сторонников программы «Тропинки» постоянно увеличивается.

Уважаемые коллеги присоединяйтесь к нам, и мы будем рады с вами сотрудничать, и конечно же поделимся опытом по замечательной программе «Тропинка».

Новости вы можете узнать на нашем сайте kapitoshka113.ru.

С уважением Папилова Т.Д. воспитатель детского сада №113 «Капитошка» г Улан Удэ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

Игровая обучающая ситуация НОД « По тропинке здоровья» (ООПДО «Детство», образовательная область «Физическое развитие», средняя группа)

• Формировать у детей представление о здоровом образе жизни: правильном питании, закаливании, соблюдении гигиены, о значении активных физических упражнений и труда, положительного эмоционального состо...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект проведения итогового родительского собрания в 1 младшей группе. Тема: «По тропинкам раннего детства!»

Цель собрания:подвести итоги совместной деятельности воспитателя  и родителей за прошедший год.Задачи родительского собрания:отследить динамику психического и физического развития детей за прошед...

Утренней акции «А у Вас тоже так было? Воспоминания из детства» вкус детства «Золотой ключик» к «Недели психологии «Путешествие в мир детства» в МБДОУ №73 «Веснянка»

Утреннея акция «А у Вас тоже так было? Воспоминания из детства» вкус детства «Золотой ключик» к «Недели психологии «Путешествие в мир детства» в МБДОУ №7...

Сценарий выпускного утренника "По тропинкам дошкольного детства"

Сценарий выпускного праздника с Дедом Морозом, Гадалкой, Бабой Ягой....