Патриотическое воспитание дошкольников
учебно-методический материал на тему

Ермолинская Алевтина Викторовна

Патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников

Старший воспитатель Ермолинская А.В.

СП «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2 г.о.Октябрьск

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Образовательная программа должна реализоваться не только в процессе НОД, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

В современных условиях, когда происходят  изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. В настоящее время возникает необходимость вернуться к лучшим народным традициям, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это  любовь  и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Мы провели с детьми исследование  знаний по патриотическому воспитанию, для проведения которого был составлен опросник, включающий более 10 вопросов  для детей  старшего дошкольного возраста. В результате опроса детей  выявлено следующее: 18% детей имеют высокий уровень знаний, 52% - средний уровень, 30% -низкий уровень знаний в данном направлении.

Следующим этапом данной работы стало составление годового плана дошкольного учреждения, в котором была поставлена задача по патриотическому воспитанию. Для решения поставленной задачи в нашем структурном подразделении был сформирован комплексно-тематический план, куда вошли различные мероприятия, формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей.  Чтобы достигнуть определенного результата, мы старались  находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.  Приоритет мы отдали технологии проектной деятельности. Так, например,  в рамках патриотического воспитания в дошкольном учреждении были созданы и проведены проекты: «Воспитываем патриотов», «Родной свой край люби и знай», «С чего начинается Родина», «Мой город», «День Победы».

На базе СП создан кружок «Приобщение детей к русской народной культуре» с художественно-эстетической направленностью по дополнительной программе О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Цель кружка: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Руководитель кружка музыкальный руководитель Копылова Е.А. Знания детей, приобретенные в кружке, дают педагогам возможность использовать их на других занятиях, утренниках, развлечениях. Знакомя с устным народным творчеством, мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Были проведены следующие мероприятия:

экскурсии и целевые прогулки  (экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы), наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в городе; беседы о родном городе, стране, ее истории; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей (Гимна страны, птичьих голосов русского леса),  использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр); ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.); знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.; организация тематических выставок; участие в общественных и календарных праздниках; беседы: «Российская Армия», «Мирные профессии в Армии», «Хлеб-богатство России», «Символика России», «Достопримечательности города Октябрьска», «Солдаты и их личностные качества», «Защитники Родины», «Народы России», «Богатыри земли русской».

Мы старались правильно подобрать  мир ближайшего детского окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры  это  дает возможность для развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. Игра даёт огромные возможности для реализации накопленного социального опыта ребенка (дидактическая игра «Герб города», дидактическая игра «Продолжи пословицу»).

Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.

 Накопленный опыт работы педагогами нашего дошкольного учреждения постоянно обобщается и представляется на сайте детского сада.    Было проведено множество мероприятий, формирующих нравственность и патриотизм у воспитанников ( конкурс «В стране чудесной поэзии», наши дети ежегодно участвуют в окружном конкурсе патриотической песни, в ежегодной городской эстафете, посвященной 9 мая, где занимают призовые места,  фотовыставка «Моя семья»; выставка поделок «Бабушкин сундучок»; выставка детских рисунков «Моя мама лучше всех».  

В своей работе мы используем различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО. Участие родителей в создании предметно- развивающей среды, организация различных конкурсов. Для родителей оформлены консультации, памятки, папки-передвижки «Хранительницы традиций» (ко дню пожилых людей), «Моя семья», «Наши защитники», «Мое родословное дерево», фотовыставка «Мы родной страной гордимся», анкетирование на тему: «Патриотическое воспитание ребенка».

Опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию дает нам возможность на основе имеющихся знаний и умений продолжать более углубленно работу по реализации патриотического воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...