Семинар «Организация образовательного взаимодействия с семьями воспитанников»
методическая разработка на тему

Тюрбит Любовь Леонидовна

Цель семинара — повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи семинара:

  1. Познакомить педагогов с психологическими закономерности общения.
  2. Расширять знания педагогов о современных формах работы с родителями и  методах активизации родителей в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vzaimodeystvie_s_roditelyami_21.02.2018.docx49.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Организация образовательного взаимодействия

с семьями воспитанников»

Цель — повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с психологическими закономерности общения.
  2. Расширять знания педагогов о современных формах работы с родителями и  методах активизации родителей в ДОУ.

Ход семинара

Часть 1

Ведущий:

Уважаемые коллеги, я рада всех вас приветствовать. В начале нашего семинара предлагаю упражнение «Сердечки».

Упражнение «Сердечки»

(Педагоги сидят в по кругу. Ведущий передает коробочку с сердечками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял). Данное упражнение способствует формированию адекватной самооценки и положительному настрою на дальнейшее взаимодействие в предложенном мероприятии.

Ведущий:

Нормативные документы нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

Как вы думаете, почему даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.

Одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Ответы участников семинара.

(При необходимости ведущий дополняет ответы высказывания обсуждаются)

  • непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
  • неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
  • неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
  • излишняя озабоченность родителей о его ребенке только нервирует детей, настраивает против детского сада.
  • воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
  • непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Ведущий:

Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

(Каждому педагогу предлагаются карточки, в которых необходимо выбрать правильный ответ)

1.        А) Я должна как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.

Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2.        А) Меня должны уважать.

Б) Я должен завоевать уважение.

3.        А) Я должен быть в центре внимания.

Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4.        А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

(Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б)

Если правильны не все ваши ответы, вам есть над чем работать.

Ведущий:

Хочу рассказать вам о закономерностях общения с родителями.

Мини-лекция «Закономерности общения»

Ведущий:  

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»:  приветствие, имя, улыбка.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.

Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии.

Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей. Нельзя рассказывать о чужих детей.

Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).

Роль глаз в невербальном общении очень значительна.  Глаза являются  важным выразительным органом. Мы интуитивно точно сразу  же определяем, какие глаза  смотрят  на  нас:  мягкие,  нежные,  пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные,  стеклянные,  тупые,  искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или  влюбленные.  

Отсутствие  взгляда  также  может  быть  сигналом.  Можно   подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь  с  ним дела.  Чтобы построить  хорошие  отношения  с  другим  человеком,  взгляд   должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения.  

Взгляд  может  «выражать  больше,  чем слова».     Язык  глаз  очень  важен  для  самоощущения  в процессе общения.

В общении людей  важно,  на каком расстоянии они разговаривают, стоят или сидят, как располагаются в пространстве и насколько это удобно для них.  Если это расстояние больше 5 метров, то вряд ли получится долгий разговор.

Общение на близком (интимном) расстоянии возможно лишь с близкими людьми, при сильном приближении разговор может не получиться. Психологи считают, что наиболее подходящая дистанция для доверительного общения от 40 см до 1м.

Общение конечно возможно и  на расстоянии от 1м - до 4 м.  Но при такой дистанции оно будет, скорее всего, поверхностным, неглубоким – это формальное общение.

Однако нет точного расстояния удобного для всех  людей в самых разных ситуациях. Люди все разные. У каждого человека есть наиболее удобное для него расстояние при разговоре с людьми. Это его личное психологическое пространство.

Общение — это деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

Подавляющее большинство людей, с которыми мы  общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.

Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

Во-первых, важна собственная настройка «слушающего». Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса «затевать процесс слушания» бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.

Активно слушать собеседника — означает:

  • Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
  • Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
  • Результаты применения активного слушания:
  • Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
  • Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
  • Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
  • Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Ведущий:  

Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Упражнение «Общение с родителями — это...»

Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая выполняет задание: первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например: «о» — обаяние педагога, «б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. п. Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Педагог-психолог записывает высказывания на доске.

Часть 2

Ведущий:  

Осознанное включение родителей в совместный с  воспитателями образовательный процесс, создание единого пространства для  развития ребёнка позволяет значительно повысить эффективность работы.

Для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

Сегодня мы рассмотрим наиболее подробно нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

Нетрадиционные формы работы  можно разделить на 4 группы:

информационно-аналитические;

наглядно-информационные;

досуговые;

познавательные.

1. Информационно-аналитические формы работы.

Цель: сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.

  • Проведение социологических  опросов
  • Анкеты
  • Индивидуальные беседы
  • Картотеки «Педагогическая  копилка: родители для педагогов»,
  • «Почтовый ящик»

2. Наглядно-информационные формы работы.

Цель: знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.

  • Информационный родительский уголок

Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Информация должна быть актуальной, соответствовать возрастным особенностям развития детей, теме недели. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

  • Дни открытых дверей группы.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые формы образовательной деятельности, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в развитии своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению образовательной деятельности. После таких мероприятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

  • Прайс-листы.

Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка, в соответствии с возрастом. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

  • Мини-библиотека.

Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

  • Интернет - страничка для родителей.

Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте воспитателя, страничке в социальных сетях.

3. Досуговые формы работы.

Цель: установление эмоционально теплых отношений между родителями и     детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.

  • Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. Тематика праздников охватывает разные стороны развития ребёнка.
  • Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, по решению годовых задач, тем недели, запросам родителей и потребностям детей.
  • Спортивные досуговые мероприятия, экскурсии;
  • Выставки совместного творчества;
  • Совместные проекты;
  • Семейный фото-стенд, фото-выставки;
  • Стен-газета;
  • Выставки семейных коллекций;
  • Спектакли.

4 . Познавательные формы работы

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. 

  • Семинары – практикумы;
  • Педагогическая гостиная;
  • Родительские собрания  в нетрадиционной форме.

 

Более подробно сегодня рассмотрим такую форму работы с семьей как «Нетрадиционные родительские собрания», а также познакомимся с методами активизации родителей на таких собраниях.

«Педагогическая лаборатория» 

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. 

В начале года родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки в общей форме, а для каждого родителя индивидуальные памятки. Личности детей на собрании обсуждать запрещается.

«Читательская конференция» 

Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»

«Аукцион»

Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех лет, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»

«Семинар – практикум» 

На собрании могут выступать не только педагоги, но и родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты.

«Душевный разговор» 

Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. 

«Мастер – класс» 

Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут поделиться своим опытом. В конце собрание подводиться итог.  Родители дают практические советы и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенда « Копилка родительского опыта».

   

Ведущий:

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие методы  активизации родителей:

  • «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
  • «Коллективная запись».  Каждый из участников получает лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга прописывают и определяют наиболее важные для них рекомендации. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение.
  • Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…». Обычно используется на завершающем этапе родительского собрания. Метод обратной связи помогает определить уровень значимости и осознания родителями предложенной на собрании информации. Воспитатель  предлагает поделиться своими впечатлениями о прошедшем собрании, закончив фразу ««Не знаю как вам, а мне…» (родители могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т.д.)

Ведущий:

Закрепим полученную информацию второй части нашего семинара с помощью упражнения «Сортировка»

(Ведущий раздает  педагогам листочки, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим конвертам, подписав их, используя следующую классификацию: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные).

(Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВН, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра, почта).

Ведущий:

В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка.

Нетрадиционные формы работы с родителями повышают их интерес к вопросам воспитания детей, активизируют родителей на решении проблем воспитания, значительно увеличивают явку на родительские собрания.

Участвуя в образовательном процессе, родители постепенно становятся активными участниками в воспитании детей.

Таким образом, необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

«Современные подходы к организации работы с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармонично...