Статья "Методическая работа по повышению профессионализма педагогов"
статья на тему

Ершова Наталья Владимировна

Формы работы с педагогами по повышению их профессионализма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ershovoy.n.v.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа по повышению профессионализма педагогов.

 

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 13»

Нижегородской области

Балахнинского района

Ершова.Н.В

В современном обществе  происходит модернизация дошкольного образования и на первый план  выдвигают не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимо стремление самих педагогов работать эффективно.

Педагог 21 века это не просто учитель, воспитатель, наставник, это педагог, профессионально и личностно развивающийся.  Развитие современного общества, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми диктует особые условия организации дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагогов.

Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (И.Ю. Алексашина, Е.В. Бондаревская; Т.П. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Е.В. Вторина, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.А. Переломова, Г.Н. Прозументова, Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина и др.). Результаты данных исследований выступают основаниями для совершенствования и повышения квалификации разных категорий педагогов: ориентация на развитие творческого потенциала и методологического мышления, проектной культуры, готовности к самообразованию и в итоге - педагогической компетентности.

При планировании образовательной деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения на учебный год по реализации Образовательной программы я стараюсь  учитывать все звенья методической работы в соответствии с их назначением и функциями.

 В детском саду мы с коллективом педагогов-единомышленников  реализуем задачи методической работы, поставленные на текущий год.

В начале учебного года  я составляю план методической работы, знакомлю с ним педагогов. В течение года постоянно информирую воспитателей о новинках педагогической литературы, о передовом опыте педагогов района, области. Распечатываю интересные статьи и публикации из электронного журнала «Справочник старшего воспитателя ».

Хочется  отметить практическую направленность методической работы ДОУ – это использование нетрадиционных форм в организации и проведении методических мероприятий: мастер-класс, интеллектуальная  игра, педагогическая гостиная, ярмарки педагогических идей, круглый стол.

Посещение и анализ организованной  образовательной деятельности, досуговых мероприятий - одна из действенных форм методической помощи воспитателю. Мы регулярно планируем взаимопосещение, особенно для молодых специалистов. В результате посещения мероприятий,  мы обмениваемся мнениями,  делаем практические выводы. Такая форма работы учит педагогов адекватно принимать рекомендации и советы наставников.

Эффективной формой методической работы в нашем ДОУ являются тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов посвящены формированию развивающей предметно-пространственной среды,  развитие детей через исследовательскую деятельность, песочная терапия. Несомненно, семинары-практикумы – это эффективная форма работы с педагогами, которая способствует обогащению знаний и умений педагогов. Ведь это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений, и источник получения информации: это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

         Своевременным итогом методической работы в течение учебного года является проведение круглых столов. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные педагогами, принимаются рекомендации о совершенствовании воспитательно - образовательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта.

Темы докладов из опыта работы наших воспитателей самые разнообразные, они зависят от возрастной группы, темы самообразования, годовой задачи ДОУ на учебный год.

Одним из средств реализации направлений процесса совершенствования профессиональной компетентности является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда.  

В особом внимании нуждаются молодые педагоги, начинающие свою педагогическую деятельность. Индивидуальная помощь молодым специалистам и воспитателям в нашем ДОУ проводится в форме наставничества, индивидуального шефства со стороны опытных педагогов. Такое шефство предполагает взаимопосещение ООД и их анализ, совместное планирование воспитательно – образовательной работы, разработку планов самообразования и т.д.

 Неотъемлемой составной частью методической работы является изучение, обобщение, распространение и внедрение в практику лучшего педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Это метод интегративного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Моей основной задачей, как  старшего воспитателя дошкольного учреждения, является вовлечение педагогов в воспитательно-образовательную работу с использованием активных приёмов и методов обучения, которые обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности педагогов на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.

Для оптимизации процесса контроля предусматриваются специальные меры управления реализацией плана: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетность по ним. Также результатами можно поделиться на педагогических встречах.

Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе мы используем  разноуровневый подход. Реализация данной модели методической работы дает возможность осуществлять инновационно-методическое сопровождение дифференцировано.

При выявлении и изучения опыта придерживаемся тех требований, которым должен отвечать передовой опыт, а это: актуальность, общественная и практическая значимость, эффективность и т.д.

Работа ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия и сотрудничества.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Методическая литература

1. Белая К. Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М. ,ТЦ «Сфера»,2015

2. Майер «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012

3. Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116

4. Тимофеева Л. Л. «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М., «Педагогическое общество России», 2013

5. Скоролупова О. А. «Тематический контроль в ДОУ», М., «Скрипторий», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с родителями"

В презентации рассматриваются основные направления работы во взаимодействии с родителями, а также формы работы по каждому направлению. Представлен примерный кодекс общения во взаимодействии с родителя...

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»Цель: Поиск эффективных форм взаимодействия и выработка  ст...

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов.

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности...

Итоговая практико-значимая работа Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности (интегрированное занятие) Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля «Повышение профессионализма педагогов дошкольных образовательных

Итоговая практико-значимая работаТехнологическая картанепосредственно образовательной деятельности(интегрированное занятие)Тема «Золото Хохломы» по курсу кафедрального учебного модуля...

«Работа творческих групп, как одна из форм повышения профессионализма педагогов»

Работа в творческой группе позволяет повысить уровень профессионально-педагогической культуры педагога ДОУ, формирует мотивацию к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.Наделен...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада. Задачи: • Выявить имеющи...