Статья "Условия создания социального партнерства с родителями в ДОУ"
статья на тему

Эффективность работы дошкольного учреждения напрямую связывается с условиями организации образовательного процесса, включающие в себя материально-техническую и кадровую обеспеченность, содержание и уровень реализации образовательных программ. Однако есть еще одно условие, которое оказывает значительное влияние на качество дошкольного образования в современном ДОУ – это степень заинтересованности родителей в организации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_ns_portala.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Условия организации социального партнерства с родителями в ДОУ

Эффективность работы дошкольного учреждения напрямую связывается с условиями организации образовательного процесса, включающие в себя материально-техническую и кадровую обеспеченность, содержание и уровень реализации образовательных программ. Однако есть еще одно условие, которое оказывает значительное влияние на качество дошкольного образования в современном ДОУ – это степень заинтересованности родителей в организации образовательного процесса.

С одной стороны, семья выступает заказчиком образовательных услуг, что самым непосредственным образом влияет на содержание образовательных программ и, следовательно, на качество образования.

С другой стороны, для успешной социализации, развития ребенка-дошкольника необходимо подкрепление в семье, что предполагает единство и согласованность воспитательных воздействий всех взрослых на ребенка, и это также влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения эффективности деятельности ДОУ необходимо тесное сотрудничество с семьей, а это возможно только при наличии активной родительской позиции.

Для формирования и повышения родительской активности эффективно используется технология М.Н. Поповой «Навстречу друг другу», которая включает в себя четыре этапа.

Первый этап – диагностический, позволяет оценить реальное отношение родителей к различным направлениям воспитания и обучения в ДОУ, а также степень их готовности к участию в жизни ДОУ, их запросов и потребностей, удовлетворенности работой детского сада.

Для этого используется разнообразный инструментарий – диагностические методики, направленные на изучение детско-родительских отношений, педагогической компетентности родителей, анкетирование, наблюдение, тестирование, проективные методики («Незаконченное предложение», сочинение «Моя семья», «Мой ребенок», рисуночные тесты).

В результате, складывается довольно четкая картина, позволяющая определить уровень готовности родителей к участию в образовательном процессе, скорректировать планы и задачи в соответствии с потребностями и запросами родителей, учесть потенциал родителей при организации образовательного процесса.

На втором этапе – подготовительном – основной целью является подготовка взрослых к взаимному сотрудничеству. Формируется психологическая готовность родителей к участию в жизни ДОУ, которая заключается в следующем:

– активный интерес и положительное отношение к предстоящей совместной деятельности;

– осознание и принятие задач предстоящего взаимодействия с ребенком и педагогами;

– готовность к собственной внутренней перестройке.

Проводится работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи. Этот этап наиболее сложный, так как возникают проблемы – как с родителями, так и с педагогами.

С одной стороны, среди педагогов встречается выраженное менторское и потребительское отношение к семье: «мы лучше знаем, что надо вашему ребенку, а вы должны слушаться нас и обеспечивать всем необходимым».

С другой стороны, в настоящее время наблюдается стойкая тенденция роста числа родителей, стремящихся овладеть педагогическими знаниями. Они читают литературу, (правда, не всегда и не все правильно понимая), сами готовы посматривать на воспитателей свысока, и поучающую, менторскую позицию воспитателя воспринимают чуть ли не как оскорбление.

В результате, возникают скрытые, а иногда и выраженные конфликты, которые не только не способствуют развитию ДОУ, но и являются деструктивными в организации образовательного процесса детского сада.

Основные формы работы – тренинги, педагогические гостиные (литературные, музыкальные, правовые), круглые столы, лектории, деловые игры. Наибольшей популярностью у родителей и педагогов пользуются тренинги.

Семья – закрытая ячейка, традиционная установка «не выноси сор из избы» приводит к тому, что семьи, особенно молодые, считающие себя достаточно грамотными (а иногда именно поэтому) сталкиваясь с типичными проблемами воспитания, воспринимают их как перст судьбы, наказание посланное только им.

На тренингах они видят, что эти проблемы типичны, с ними можно справиться и видят столько вариантов решения проблем, сколько участников в тренинговой группе. Это формирует не только уверенность в родительской компетентности, но и доверие к социальной группе, педагогам ДОУ, желание сотрудничать.

Что же касается педагогов, они на тренингах получают возможность приобрести богатый опыт конструктивного взаимодействия с родителями. Результатом работы на этом этапе можно назвать осознание того, что повышение эффективности деятельности ДОУ возможно только при партнерской позиции педагогов и родителей.

Третий этап – основной – предполагает непосредственное взаимодействие семьи и ДОУ в реализации конкретной воспитательной системы. В основе взаимодействия лежит проектный метод.

Можно предположить, что проектный метод будет эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта совместной деятельности.

Родители не просто видят, чем занимаются и как живут их дети в детском саду, они проживают вместе с ребенком его успехи, неудачи, без поучительных нотаций, менторства учатся навыкам конструктивного взаимодействия с ним, начинают осознавать собственную значимость в эмоциональном и личностном развитии ребенка. Проектный метод, на наш взгляд, наиболее эффективен в организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

В современных ДОУ разрабатываются и внедряются различные проекты – долгосрочные и краткосрочные, индивидуальные и групповые по всем приоритетным направлениям. В рамках охраны жизни и здоровья – проекты «Мама, папа, я – здоровая семья», «Быть здоровыми хотим», в рамках художественно-эстетического воспитания – проекты «Мир в твоем окне», «Навстречу друг другу».

В рамках социально-правового воспитания разрабатываются и реализуются проекты «Моя семья», «Мои друзья», «Правовая школа», «Мои права».

Кроме проектного метода, используются и другие формы работы. Результаты анкетирований, представленные в ряде научных работ дошкольной педагогике показали, что многие мамы владеют различными видами рукоделия и готовы поделиться своим опытом с другими мамами.

Учитывая это, а также то, что большинство педагогов ДОУ тоже владеют различными видами рукоделия, в этом году в ДОУ запланирована работа совместной детско-родительской творческой студии по художественному ручному труду.

В результате диагностики учеными было выявлено, что родители имеют низкий уровень правовой грамотности, зачастую не знают своих прав, прав своих детей или не знают, как их защитить. Учитывая, что социально правовое воспитание дошкольников является приоритетным направлением в работе ДОУ, разработана программа правовой школы для родителей, где родители могут получить основные знания по гражданскому, семейному, административному Кодексу в вопросах защиты собственных прав и прав своих детей.

В ДОУ разрабатывается и активно используется система домашних заданий по различным видам деятельности – игровые упражнения, которые предлагаются родителям для совместного выполнения с ребенком дома.

Домашние задания уже доказали свою эффективность и вызывают интерес как у детей так и у родителей. организация единого образовательного пространства способствовала повышению качества образовательной деятельности ДОУ, так как с одной стороны, в семье закрепляются знания, полученные в детском саду, с другой стороны, родители участвуя в образовательном процессе, имеют возможность контролировать его, стимулировать активность педагога в реализации программ дошкольного образования.

Заключительный этап показывает эффективность проводимых мероприятий, пока же мы видим, как у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку а не только его снабженцем (одеть, обуть, накормить, приобрести все необходимое).

Особое внимание уделяется работе с родителями будущих воспитанников. За два месяца до поступления в ДОУ с родителями будущих воспитанников проводится родительское собрание, на котором родители знакомятся с учредительными документами, режимом работы ДОУ, условиями приема и посещения ДОУ.

Методом экспертных оценок проводится диагностика готовности ребенка к поступлению в ДОУ, по результатам которой родителям даются рекомендации для подготовки ребенка к поступлению в детский сад и оптимизации процесса адаптации.

Родители по желанию получают консультации специалистов – психолога, врача-педиатра, диетсестры, воспитателя – по всем интересующим их вопросам.

Сопровождение семьи не прекращается в период всего процесса адаптации с момента поступления ребенка в детский сад. Внимание к семье в момент подготовки к поступлению в детский сад, искреннее желание помочь родителям и ребенку быстрее адаптироваться, своевременная и действенная помощь в трудных ситуациях не только оптимизирует процесс адаптации, но и способствует установлению неформального, доверительного отношения родителей к детскому саду с первых моментов его посещения.

Таким образом, можно сделать вывод, что активное участие родителей в жизни ДОУ оказывает непосредственное влияние на повышение эффективности образовательной деятельности детского сада, способствует повышению его конкурентоспособности.

Конечно, не все родители активно и с желанием идут на сотрудничество с ДОУ. Сегодня родительскую активность проявляют около 65% родителей. Не часто, но встречается категория родителей, которая считает, что детский сад должен воспитывать, снимая с себя всю ответственность за своих детей.

Другая сложная категория – семьи группы риска, ведущие асоциальный образ жизни. Привлечь к сотрудничеству таких родителей практически невозможно. Но проблема есть, а, следовательно, остается поле деятельности для сотрудников детского сада, поиск новых форм сотрудничества с семьей, а значит и повышение эффективности работы ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект реализации социального партнерства с родителями "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"

Игровая программа совместно с родителями средней группы "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"...

Социальное партнерство с родителями.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном раз...

Проект социального партнерства с родителями по вопросам нравственного воспитания"Моясемья"

Данный проект является долгосрочным творческо-информационным проектом.Участники проекта дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.В проекте дается теоретическое обоснование значимости с...

«Проектирование деятельности по реализации технологии социального партнерства с родителями». Тема : «Наша дружная семья! В ней расту счастливым Я!» (средняя группа)

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовой образовательной программой с учетом возрастных особенностей детей.     ...

Статья «Реализации технологии социального партнерства с родителями»

Проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, направлен на воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, развитие творческих способностей детей, формирование коллектива д...

программа социального партнерства с родителями

Программа социального партнерства направлена на взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Предусматривает: профилактику нарушений в речевом развитии детей массовых групп, коррекцию уже имеющихся нар...

Презентация опыта работы "Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие создания социальной ситуации развития детей"

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на социальный опыт, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих инст...