Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении
статья

Кудрина Ирина Васильевна

Данная статья будет полезна музыкальным руководителям и воспитателямв ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Кудрина Ирина Васильевна музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ детский сад "Дети Арктики"
Цель:

Способствовать гармоническому развитию и саморазвитию детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи: 

1. Организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учётом их потребностей и интересов.

2. Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников; 
3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе ДОУ.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – это всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Музыкальное воспитание не только развивает музыкальные способности, музыкальный слух, но и эмоциональную отзывчивость, способствует в полной мере формированию у детей социально-коммуникативных качеств, познавательно-речевому и физическому развитию. Музыкальный зал – это своего рода «визитная карточка» детского сада, здесь и площадка для утренней гимнастики, место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, концертная и театральная сцена, музыкальная гостиная и место для встреч с родителями и педагогами. Поэтому создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале является важным средством организации условий, для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создание возможности творческой самореализации детей. В нашем музыкальном зале преобладают светло- зеленые, розовые, жёлтые цвета, создающие жизнерадостность, доброжелательность, праздничное настроение у детей и взрослых. Комфортное сочетание дизайна вносит покой, радость, интерес.

Пространство музыкального зала в нашем ДОУ можно условно разделить на четыре центра, которые определяются по видам деятельности ребёнка.

  1. Центр зрительного зала.
  2. Центр пения и восприятия музыки.
  3. Центр музыкально-ритмической деятельности.
  4. Центр творчества

В центре пения восприятия музыки мы прививаем любовь к классической музыке, расширяем кругозор. Для эффективной работы используем традиционные и современные технические средства. Имеется богатая фонотека классических произведений, которая позволяет выбирать для прослушивания разнообразные произведения.

С помощью средств мультимедиа детям предоставляется широкий иллюстративный материал: видеоряд к произведениям для слушания, репродукции, портреты композиторов. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотехники. В мнемосхемах к песням мы используем маленькие картинки (изображения), дети сами с удовольствием придумывают образы, выкладывают последовательность на доске. Схемы составлены так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями. Глядя на эти схемы и рисунки, дети легко воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы (презентации) служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.

Одним из эффективных методов музыкального воспитания дошкольников является такая форма коллективной музыкальной деятельности, как игра в детском оркестре, в процессе которой формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. В музыкальном зале широко представлены детские музыкальные инструменты. Наиболее многочисленны из всех представленных – инструменты ударной группы. Все инструменты доступны детям и обеспечивают их свободный выбор. Дети знакомятся с внешним видом инструментов, их звучанием, их свойствами (деревянный, металлический, пластмассовый, большой, маленький, звонкий, тихий, громкий, шуршащий, звенящий и т. д.). Дети старшего возраста самостоятельно воспроизводят ритмический рисунок по схеме, а также могут составить ритмический рисунок на заданный ритм или придумать свой, выложив его на фланеллеграфе. Среди методик музыкального развития детей мы активно используем систему немецкого композитора Карла Орфа. Основная цель этой системы – раскрыть в ребёнке творческое начало, которое ему дала природа. Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения. Очень любят дошкольники и так называемые сказки-шумелки или подражалки — это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Это материал, позволяющий педагогу побуждать детей к импровизации на шумовых инструментах, имитируя те или иные звуки, издаваемые в природе и жизни человека.

При разучивании музыкально-ритмических движений также помогает использование мнемотаблиц. Суть мнемотехники в танцах заключается в следующем: на каждую музыкальную фразу, придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком. Развивая творчество на занятиях, в старшем возрасте предлагаем детям самим придумать и составить танец из знакомых танцевальных движений, используя карточки-картинки, изображающие не только сами движения, но и направления этих движений в пространстве зала. Таким образом решается ещё одна немаловажная задача: развитие ориентировки в пространстве. Мы стараемся сделать так, чтобы дети получали навыки музыкально-ритмических движений в игре и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.

В этом нам помогает использование методики «Учимся петь и танцевать, играя» музыкального руководителя из г. Калуги, заслуженного учителя России Аллы Анатольевны Евтодьевой. При разучивании танцевальных движений любимцами у детей стали дидактические куклы: Шажок, Прыжок и Пружинка. Мы создали их для того, чтоб детям было удобно понимать основные танцевальные движения. Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать – кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения. Дети сами придумали символы этих кукол, и используют их при составлении движений.

Например, выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на доске символ кукол: «Шажок + Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» – нужно добавить к ним еще «Прыжок», и т.д. То есть, мы не просто играем в музыкально ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения. Здесь мы решаем ещё одну немаловажную задачу: создание ситуации успеха. Кукла помогает справиться с выполнением определённого движения. В разных ситуациях она танцует или  в руках у того, кто лучше всех справился с движением, или помогает тому, кто затрудняется. Особой популярностью у детей пользуется дидактическое пособие «Музыкальное путешествие», которое помогает развивать фонематический, музыкальный, ритмический слух, а также развивать музыкально-ритмические движения. У каждого панно – своя история и свой маршрут путешествия в игровой и занимательной форме для каждой возрастной группы. Дети младшей группы путешествуют по «Лесной полянке», на тропинке им встречаются медведь (топающий шаг), лошадка (галоп), зайчик (прыжки на двух ногах) и т. д. Девочка Пружинка, мальчик Шажок и мальчик Прыжок всегда рядом с нами, чтобы не дать ребятам ошибиться. С ребятами из средней группы мы отправляемся в «Бабушкину деревню», где нас встречает кошечка (мягкий шаг), на пути – березовая роща, где мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, а Пружинка, Шажок и Прыжок обучают нас поскокам. Дети старшей группы оказываются на улицах «Музыкального городка», где мы, осваивая новые движения, готовимся к балу и знакомимся с жителями Города танцев: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т.д. Поэтапно разучиваем движения этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить на «Балу во дворце». Так же мы используем эти панно для музыкально-дидактических игр: «Кто поет?», «Что звучит?», «Чей инструмент?»

Излюбленная малышами полка – с мягкими игрушками. Дети с удовольствием играют с ними, сами предлагают, кто к ним сегодня пришел в гости или определяют по предложенной музыкальной композиции.

Так же в музыкальном зале у нас имеются стеллажи с предметами для музыкально-подвижных игр, маски, атрибуты, султанчики и предметы для танцев по временам года.

Нетрудно прийти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.

Определиться с настроением в конце занятия детям помогают символы-эмоции (расположены на двери). Дети самостоятельно выбирают соответствующую картинку и ставят около неё свою фишку – сердце.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Незаменима роль при проведении занятий наличие у нас хореографического зала, где мы можем не только заниматься хореографией, но и, глядя в зеркала, учиться петь, максимально проявляя свои эмоции.

Для занятий музыкально-ритмической деятельностью нам помогает разноцветная и веселая разметка. Обозначения помогают детям сохранять круг: малыши могут двигаться по кругу, не нарушая рисунка построений, или выстраиваться в одну или две линии, «птичкой» или в шахматном порядке, на кружочках «ягодках». Дети с удовольствием играют в танцевальную карусель, что, несомненно, улучшает качество построений в танцах. Данный игровой прием помогает малышам быстрее находить себе место в танце по кругу, лучше ориентироваться в пространстве, а старшие дети уже не нуждаются в этой подсказке, привыкают двигаться в определённом направлении без разметки в музыкальном зале.

Дети с удовольствием ожидают музыкальные занятия, не только для того, чтобы там петь и танцевать, но, и чтобы вместе пофантазировать, придумать интересные рассказы, придумать движения, соответствующие характеру музыки, сочинить маленькую миниатюру и сыграть её на музыкальных инструментах.

Собственное детское творчество создает атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие созидательных способностей. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Организация музыкальной предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении

музыкальная среда - это один из компонентов педагогической системы и представляет собой  музыкальное оформление жизнедеятельности детей....

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах,...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении

Консультация для педагогов Музыкальная предметно-развивающая среда   в дошкольном образовательном учреждении....