Доклад
учебно-методический материал

Кужугет Мая Кара-ооловна

Доклад на тему: «Обучение детей русскому языку в сельском  детском саду по требованию ФГОС и его особенности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Обучение детей русскому языку в сельском  детском саду по требованию ФГОС и его особенности»

Август 2016г

       Мая Кара –ооловна Кужугет –воспитатель МБДОУ д/с «Аленушка»с. Бижиктиг-Хая  Барун-Хемчикского кожууна
     На сегодняшний день в Республике Тыва обучение детей двум языкам с дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов, обсуждаемых в сфере дошкольного образования.
      Основной целью обучения русскому языку тувинскоязычных сельских дошкольников является развитие языковой способности, ознакомление с русским языком как средством общения и с культурой русского народа. Приобщение детей к русскому языку намного облегчает процесс владения им в школе, а следовательно, способствует более быстрому усвоению программного  материала.
    Будучи воспитателем по обучению русскому языку, работаю по «Программе по обучению дошкольников русскому языку»  авторы –составители Ф.М. Бартан. Занятия провожу, используя методическое пособие С.М .Гаффаровой «Изучаем русский язык»
      Реализуя ФГОС  дошкольного образования и УМК, нужно учитывать тот факт, что у дошкольников основной вид  деятельности – это игра. Новая методика по обучению русскому языку предусматривает проведение таких игр как, сюжетно- ролевые, подвижные,  хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные физкультминутки.
      Обязательным компонентом любого занятия является подведение итогов проделанной работы. На первых занятиях итоги подводит воспитатель. В дальнейшем дети сами говорят, какие новые слова, предложения они узнали, а воспитатель указывает, какие слова и предложения  надо повторить, отмечает активных, хорошо работавших детей, не оставляет без внимания успехи слабых и застенчивых ребят. Это станет стимулом активизации дошкольников, что очень важно: без активной речевой деятельности нельзя овладеть неродным языком. Как известно, пассивность или  активность  ребенка на занятии обусловлены тем, каким образом воспитатель строит занятия с детьми. Если работать только с активными, хорошо отвечающими детьми, то дети, которым усвоение языка дается с трудом, просто выйдут из поля зрения воспитателя и они и в конечном счете, привыкнут всегда сидеть и молчать , не участвовать на занятии. Будет целесообразно у них больше спрашивать известный материал, чем новый. При ответе, нельзя их торопить, нужно направлять, задавать наводящие вопросы, хвалить за успешный ответ.

Итак. Важен учет  индивидуальных особенностей ребенка. Однако нельзя забывать такой из основных принципов ФГОС , как уважение личности ребенка. Если ребенок при общении с педагогом почувствует себя личностью, что его уважают, что с ним считаются то конечно, он будет стараться проявить себя, будет активным и коммуникабельным.  
      Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо. Чтобы процесс обучения был для них интересным. занимательным, развивающим .Это становится возможным при использовании мультимедийного оборудования. ФГОС  дошкольного образования и УМК по русскому языку предусматривает использование  при работе с детьми мультимедийной техники. С помощью этого оборудования я показываю детям развивающие игры, мультфильмы, видеофрагменты, анимации.
      Также слушаем сказки, песни , различные звуки, русские народные мелодии. Бесспорно , на одних только занятиях нельзя обеспечить наиболее полного усвоения детьми языка. Поэтому работу по обучению языку веду регулярно и вне образовательной деятельности: на прогулке, во время режимных моментов. Например: готовясь к прогулке, дети называют предметы одежды и обуви. Активно используют в речи глаголы «надевать», «снимать». Во время прогулки отмечаем погоду, используя грамматические конструкции  типа «на улице холодно», «Сегодня снег идет», «На земле лежат красные и желтые листья » и т. д. На свежем воздухе проводим подвижные речевые и хоровые  игры, физкультминутки.
       Планируя работу по обучению детей русскому языку, воспитатель должен обязательно учитывать  специфику русско-тувинского двуязычия, речевую обстановку в группе,  в семьях, уровень понимания детьми русского языка. Для того. Чтобы научить детей русской речи, воспитатель, прежде всего , сам должен грамотно говорить на русском языке. Объяснение на тувинском языке следует использовать лишь на первых занятиях, а в дальнейшем вести общение преимущественно на русском языке.
      ФГОС указывает на необходимость вовлечения  родителей в воспитательно - образовательный процесс. Семья играет важную роль в усвоении ребенком русской речи. На родительских собраниях я знакомлю родителей с новыми УМК по русскому языку, с вопросами организации процесса обучения русскому языку в нашем детском саду. На ширмах-передвижках  в каждой  возрастной группе размещаю информацию о том, что дети изучили на занятиях, знакомлю с новостями в области  дошкольного образования. Веду консультации, беседы, даю рекомендации и советы по обучению языку. Привлекаю родителей к подготовке фольклорных праздников на русском языке, таких как  «Широкая масленица», «Русские посиделки», «Аленушкины сказки». Эти мероприятия позволяют достичь высоких результатов в развитии русской речи детей, дают возможность погрузить их в культуру русского народа, способствуют налаживанию доброжелательных и продуктивных контактов с родителями.
         Также провожу  открытые мероприятия, занятия для родителей. С родителями проводятся конкурсы , например как  конкурс рисунков «Мой любимый мультгерой», конкурс  по изготовлению самодельных книг «По дорогам сказок», конкурс видеомастер - классов «Как я учу ребенка русскому языку?» конкурс по изготовлению настольных речевых игровых пособий «Поиграем вместе» и т. д. В дальнейшем хотелось бы организовать совместно с родителями мини – музей « Русская изба», где можно будет поместить материалы, отражающие культуру и быт русского народа.
        Еще одна форма работы с родителями – это тематические недели, где родители являются не только зрителями представления, но и активными его участниками, как на подготовительном, так и на основных этапах. Каждый год в детском саду ближе к концу учебного года мы проводим неделю русского языка, где дети проявляют свои знания по русскому языку во время развлекательных мероприятий. В средней группе был проведен игровой час «Загадай кино», где дети с большим интересом и удовольствием помогали бабушке Загадушке «разгружать» мешок с заданиями и загадками. Дети предварительно с родителями дома разучили тексты загадок и нарисовали по отгадкам соответствующие предметные картинки. С детьми старших групп была подготовлена и проведена театрализованная  игра «Теремок с цифрами».Использование приема интеграции и театрализованной деятельности на этом мероприятии позволило повысить интерес к изучению русского языка. А в подготовительной к школе группе дети интересом играли в интеллектуальную  игру «Знатоки русского языка», где смогли не только блеснуть полученными за год речевыми знаниями и навыками но и показать как  они умеют играть в одной команде. А родители по-настоящему радовались успехам своих детей.
        Дошкольники осваивают русский язык в условиях созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение, так  и предметно-развивающую среду ребенка на занятиях. Для того, чтобы быстро найти необходимый материал, составлена картотека.
       В ДОУ применяются методические пособия по обучению детей русскому языку:

- А.П .Величук , Е.А.Баженова «Русский язык в старших группах национальных садах РСФСР»рекомендовано Министерством Просвещения РСФСР в 1987 году.
-Ф.М Бартан «Программа по русскому языку»   для старших и подготовительных тувинских  группах ДОУ
- «Технология обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждениях» под редакцией Ф.М. Бартан
- по познавательному развитию;
- «Окружающий мир Хурээлел» Н.И Деменковой
Для эффективности процесса обучения русского языка  необходимо:
- учет реализации принципов и задач ФГОС дошкольного образования;
- учет возрастных особенностей детей;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- дифференцированный подход к детям;
- использование наглядности ( демонстрационных и раздаточных материалов, видеоматериалов, игрушек, презентации и т.д);
- использование игры ( пальчиковые, подвижные, речевые , фонетические, физкультминутки);
-активное вовлечение в  воспитательно- образовательный процесс родителей;
-создание развивающей языковой среды  ,отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования и УМК по русскому языку.
         Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по- новому  готовиться к занятиям, учиться по- новому проводить занятие, учиться по-новому оценивать достижения детей, учиться по-новому взаимодействовать с их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...