Экологическая тропа
презентация по окружающему миру

Авраменко Ирина Викторовна

Презентация проекта "Экологическая тропа - путишествие в мир природы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД Проект «Экологическая тропа – путешествие в мир природы» Старший воспитатель: Авраменко Ирина Викторовна

Слайд 2

Целью проекта является: развитие познавательно-исследовательских способностей у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами и явлениями окружающего мира на экологической тропе.

Слайд 3

Задачи проекта: -формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; -развивать умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами в зоне экологической тропы; -воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении; -активизировать участие родителей в создании экологической предметно-пространственной среды, а также в экспериментальной деятельности. .

Слайд 4

Формы работы с детьми на экологической тропе экологические речевые ситуации , экскурсии, кружки, конкурсы, акции ; уроки доброты; КВН, викторины; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой десант и зелѐный патруль; лаборатория юного эколога; составление экологических карт; ведение календарей природы; коллекционирование; экологические выставки и экспозиции; экологические праздники; экологические игры (дидактические, соревновательные, игры-путешествия и т. д.); экологические сказки; экологические тренинги, конференции; инсценировки, театрализации и т. д.

Слайд 5

Маршрут экологической тропы

Слайд 6

Шалаш «Старичка-Лесовичка» Лесовичок помогает проводить занятия на тропинке. Периодически он «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Лесовичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях. Именно в домике «оживает» Лесовичок и ведёт детей по тропе, задавая вопросы, загадывая загадки и т.д.

Слайд 7

Метеостанция Содержание работы: Формировать знания детей о состояниях погоды. Познакомить с приборами, с помощью которых можно определить направление и силу ветра, количество осадков, температуру воздуха и т.д. В дневник наблюдений заносим наблюдаемые за сутки атмосферные явления .

Слайд 8

Тропа здоровья Содержание работы: Организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период ( профилактика плоскостопия; улучшение координации движений; улучшение функции сердечнососудистой и дыхательной систем; повышение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей).

Слайд 9

Зелёная аптека Содержание работы: На участке с лекарственными травами выращиваем: мяту перечную, календулу лекарственную, подорожник, душицу, мать-и-мачеху, тысячелистник обыкновенный, и др. Расширять знания детей о лекарственных растениях. Учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий. Детей знакомят со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней. и т.д.

Слайд 10

«Царство Нептуна» Содержание работы: Формировать представление об искусственном озере, знакомить с растениями около него, закреплять названия насекомых обитающих в камнях. Определять значение воды в жизни человека, животных и растений. Закреплять знания, где и в каком виде существует вода в природе. Наблюдать за изменениями живых объектов природы. Знакомить с миром водоемов, учить определять растения, животных, птиц, живущих у этих водоемов, воспитывать бережное отношение к ним, и т.д.

Слайд 11

Деревенский дворик Содержание работы: Расширять представления детей о домашних животных, насекомых, растительном мире, живой и неживой природе. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Дать представления о влиянии природных явлений на живую природу

Слайд 12

Полянка насекомых

Слайд 13

Альпийская горка Содержание работы: Формировать представления детей об «альпийской горке», как разновидности цветника. Дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки» познакомить детей с одним из способов украшения ландшафта – альпийской горкой; показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира. Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение.

Слайд 14

Во саду ли в огороде Содержание работы: Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними. Вызвать интерес к выращиванию овощных культур. Вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Слайд 15

Мини - Лаборатория «Хочу все знать» Содержание работы: Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Накопление и расширение опыта, конференции.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Преображенский детский сад»

Рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

Протокол № _  от  

Утверждаю

Заведующий МКДОУ «Преображенский детский сад»

____________ Поторочина О.А.

ПРОГРАММА

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на экологической тропе

 

«Экологическая тропа – путешествие в мир природы»  

                                                                       

с. Преображенка

2018 г.

Содержание

I.   Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи реализации Программы

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы  

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики  

1.4. Планируемые результаты обучения в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности   воспитателя с детьми.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленным в  образовательной области «Познавательное развитие».

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

  1. Организационный раздел

  1. Описание материально-технического обеспечения Программы 
  2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
  3.  Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

IV Дополнительный раздел Программы

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1 Цели и задачи реализации Программы

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость

Согласно ФГОС необходимо максимально использовать образовательный потенциал территории детского сада.

Наш детский сад расположен в  сельской местности, территория которого представляет большие возможности для превращения всех предметов живой и неживой природы в объекты наблюдения и исследования.

Педагогическим коллективом совместно с родителями было принято решение о создании экологической тропы. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу

Учитывая специфику развивающей среды, разработали программу по организации познавательно-исследовательской деятельности на экологической тропе

        Нормативными основаниями разработки рабочей программы являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от  30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года);
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564);
  • Основная образовательная программа дошкольного образования.

Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста является структурной единицей основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа).

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

1)        живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;

2)        неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;

3)        человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Данная рабочая программа составлена на основе программы:

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса
  2. Образовательной  программы МКДОУ «Преображенский детский сад» - в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В часть формируемую участниками образовательных отношений входят следующие парциальные Программы: С.Н.Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду

Срок реализации программы 2018-2020 гг.

 

Разработчики программы: заведующий Поторочина О.А.;  музыкальный руководитель И.А. Попова, воспитатель И.В. Авраменко, воспитатель И.Г. Беллер, воспитатель И.Д. Симашко, воспитатель С.Л. Гарина, воспитатель И.И Андросова.

 Актуальность программы основывается на интересе, потребностях детей и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

Целью программы является: развитие познавательно-исследовательских способностей у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами и явлениями окружающего мира на экологической тропе.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  2. Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами в зоне экологической тропы.
  3. Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  4. Активизировать участие родителей в создании экологической предметно-пространственной среды, а также в экспериментальной деятельности.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

В процессе работы по развитию у детей дошкольного возраста  познавательно-исследовательских способностей необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
  2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. 
  4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач  образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности. 
  8. Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы. 

Рабочая программа разработана в соответствии с культурно-историческим, личностным, культурологическим, деятельностными подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.).

Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. В андрагогической образовательной парадигме сам ребёнок понимается как высшая ценность процесса образования.

Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.

Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Характеристика возрастных возможностей детей
среднего дошкольного возраста (5год жизни)

На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети  способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы. Непосредственное участие взрослого в знакомой  работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как для обеспечения безопасности экспериментирования. Так и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения.

    В этой группе можно проводить эксперименты по  выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей. у которых хорошо развиты технические навыки.

     Давая словесный отчет об увиденном, дети произносят несколько предложений, делая предпосылки к развернутому рассказу. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.

     С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.

Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, персептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий.

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия

моделирующего характера 

Характеристика возрастных возможностей детей
старшего дошкольного возраста (6год жизни)

    При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.  Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

     В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.

     При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

     Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

     В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что  позволяет осваивать приемы классификации.

     Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.

 

 

Характеристика возрастных возможностей детей
подготовительного дошкольного возраста (7 год жизни)

     В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если  дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.

     В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

           Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1)     дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;

2)     дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

 

1.4. Планируемые результаты обучения в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности   воспитателя с детьми:

Целевые ориентиры к 5 годам:

- Умеет с помощью обобщённых способов исследовать разные объекты

- Осваивает перцептивные действия, специально разработанные системы эталонов

- Умеет получать сведенья о новом объекте в процессе его практического исследования

- умеет выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности

- Понимает и использует в познавательно – исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Целевые ориентиры к 6 годам:

- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий

- умеет устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий

- умеет самостоятельно действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств

- умеет получать информацию о новом объекте в процессе его исследования

- умеет действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом

- умеет определять алгоритм собственной деятельности

- умеет с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности

Целевые ориентиры к 7 годам:

- Умеет использовать обобщённые способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий, сам выбирает их в соответствии с познавательной задачей

- Умеет самостоятельно устанавливать связи и отношения между системами объектов и явлений с применением различных средств; умеет определять характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов

- умеет определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности

- умеет самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель; составлять соответствующий собственный алгоритм; корректировать свою деятельность

  Ожидаемые результаты в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности   воспитателя с детьми:

Воспитанники:

  • умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами в зоне экологической тропы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склоны наблюдать, экспериментировать.
  • проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, устанавливают причинно-следственные связи; проявляют инициативность и самостоятельность.
  • умеют самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности, оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, электронных презентаций, дневников наблюдений, макетов.
  • Бережно, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой, готовы оказать посильную помощь в случае необходимости, эмоционально отзывчивы на красоту природы.

Родители:

  • являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса, участвуют в совместной деятельности с детьми при проведении опытов и экспериментов.
  • проявляют заинтересованность в формировании экологической предметно – пространственной  развивающей среды.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей, представленным в  образовательной области «Познавательное развитие»

В младшем дошкольном возрасте - это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Формы познавательно – исследовательской деятельности

Формы познавательно – исследовательской деятельности

Особенности организации

1

НОД с элементами исследования и экспериментирования

«Занятия – открытия»;

«Занятия – удивления»

По сетке занятий

2

Опыты и эксперименты

1 раз в неделю

3

Исследования

Прогулка по  «Экологической тропе», и  в свободной деятельности.

4

Коллекционирование

В свободной деятельности.

5

Проектирование

В течение всего года

6

Наблюдение, в уголке и на Экологической тропе

Во время, отведенное для труда, наблюдение в уголке природы и на «Экологической тропе»

7

Совместная деятельность взрослый, родитель и ребенок» по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность)

1 раз в неделю во второй половине дня

 ( по усмотрению воспитателя)

Методы и средства познавательно – исследовательской деятельности

Наглядные

Словесные

Практические

  • наглядно-зрительные приемы (показ, использование наглядных пособий);
  • тактильно-мышечные приемы  (непосредственная помощь воспитателя)
  • объяснения, пояснения, указания;
  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.
  • загадки
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.     
  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
  • Совместная детско-взрослая познавательно – исследовательская  деятельность

Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

Принципы организации игр-экспериментов

  • учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
  • доступности содержания игр;
  • сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
  • ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
  • сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
  • адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
  • постепенного усложнения игр;
  • цикличной организации игр.

Структура детского экспериментирования в рамках информационно-исследовательского проекта:

  1.    Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
    2.            Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
    3.            Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
    4.            Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).
    5.            Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).
    6.            Формулирование выводов.
     

Формы работы с детьми  на экологической тропе: 

  • экологические беседы; 
  • экологические экскурсии; 
  • уроки доброты; 
  • уроки мышления; 
  • экологические кружки; 
  • экологические конкурсы; 
  • КВН, викторина «Поле чудес»; 
  • экологические акции; 
  • обсуждение и проигрывание ситуаций; 
  • трудовой десант; 
  • зелѐный патруль; 
  • лаборатория юного эколога; 
  • составление экологических карт; 
  • ведение фенологических календарей природы; 
  • коллекционирование; 
  • экологические выставки и экспозиции; 
  • экологические праздники; 
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игрымоделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.); 
  • экологические сказки; 
  • экологические тренинги; 
  • инсценировки, театрализации и т. д.  

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

 План работы с детьми среднего дошкольного возраста

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

  1. Активное использование опыта игровой и практической деятельности

 детей (Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают? Почему мячик катится?);

  1. Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
  2. Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

 В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Октябрь

«Нюхаем, пробуем, трогаем»

«Почему все звучит?»

«Прозрачная вода»

«Вода принимает форму»

Ноябрь

«Какие предметы могут плавать»

«Воздух есть  везде»

«Лед – твердая вода»

«Окрашивание воды»

Декабрь

«Замерзшая вода»

«Взаимодействие воды и снега»

«Поиск воздуха»

«Что в пакете?»

Январь


«Загадочные пузырьки»

«Волшебная рукавичка»

Таинственные картинки»»

Февраль

«Как согреть руки»

«Каждому камешку свой домик»

«Снежные цветы»

«Свет и тень»

Март

«Живая тень»

«Вода и звук»

«Как развивается растение?»

«Что любят растения?»

Апрель

«Вода как растворитель»

«Угадай-ка»

«Песочная страна»

«Цветной песок»

Май

Посадим дерево

«Где вода?»

«Солнечные зайчики»

«Волшебные лучи»

План работы с детьми старшего дошкольного возраста

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1)  Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
2) Классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра «Кто назовёт больше качеств и свойств?»).
         В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Октябрь

«Может ли растение дышать?»

«Что выделяет растение?»

«Во всех ли листьях есть питание?»

«С водой и без воды»

Ноябрь

«Бережливые растения»

«Вверх к листочкам»

«Для чего  корешки?

«В тепле и в холоде»

Декабрь

«Что есть в почве?»

« Замерзая, вода двигает камни»

«Где дольше?»

«На свету и в темноте»

Январь


«Где легче плавать?»

«Как устроены перья птиц?»

«Зачем им крылышки?»

Февраль

«Свойства воды»

«Твердые – жидкие»

«Реактивный шарик»

Как измерить тепло?»

Март

«Как распространяется звук»

«Почему песок хорошо сыплется»

«Построим город из песка»

«Уличные тени»

Апрель

Кто   нагрел предметы?

«Изобретаем прибор для вскапывания почвы»

«Живая тень»

«Как растение ищут свет»

Май

«Как питаются растения»

Кто живет в нашем лесу

«Вращающаяся Земля»

«Защитим себя от солнца»

План работы с детьми подготовительного к школе возраста

Работа с детьми подготовительной к школе группе направлена  на выявление детей на более высокий уровень познавательной активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах. 

        Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Октябрь

«Какая бывает вода»

«Вода – растворитель»

«Очищение воды»

«Умная сорока»

Ноябрь

«Помощница вода»

«Куда делась вода?»

«Откуда берется вода»

«Водяная мельница»

Декабрь

Народные барометры

Что такое мороз, иней?»

«Что такое длинный день зимы?»

«Необычная скрепка»

Январь


«Хитрости инерции»

«Что такое масса?»

«Чем можно измерить длину?»

Февраль

«Воздух»

«Где теплее?»

«Ветер в комнате»

«Подводная лодка»

Март

«Как образуются метеоритные кратеры»

«Секретные записки»

Может ли менять форму камень

«Путешествие капельки»

Апрель

«Все обо

 всем»

«Как происходит извержение вулкана»

«Как появляются горы?»

Взаимосвязь солнечной погоды и таяния снега».

Май

«Как вянут стебли растений»

Встречное движение»

«Почему все падает на землю»

«Две пробки»

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

Психолого-педагогические условия реализации программы:

1.  Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

 2.  Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

3.  Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1.  Поддержку индивидуальности и инициативы детей через: -создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной.

2. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Поддержка детской инициативы

Детское игровое экспериментирование (От удивления и любопытства к любознательно сти и стойкому интересу)

Создание интеллектуальной среды: ∙ Проектирование

∙ Игровое моделирование ∙ Применение системы развивающих игр и игрушек для интеллектуального потенциала детей

Переход к новым активным методам обучения (ориентироваться скорее на процесс получения знаний детьми, чем на знания как таковое):

∙ Формирование поискового стиля мышления ∙ Формирование интереса к познанию и исследованию

 ∙ Развитие у детей доказательного типа рассуждения

∙ Обучение общим закономерностям ведущей деятельности

 ∙ Вооружение ребёнка методами овладения и синтеза новых знаний (любой области)

∙ Создание широкого кругозора

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Формы работы с родителями

п/п

Задачи

Мероприятия

Ознакомление родителей с содержанием программы развития

экспериментальной деятельности

Родительские собрания:

1. «Экспериментальная

деятельность дошкольников в

семье»,

2. «Значение детского

экспериментирования в развитии

ребѐнка»

3. «Проведение экспериментов

летом»

4. «Растим любознательных»

5. Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности детей

2.

Ознакомление родителей с

методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование».

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса

ребѐнка к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних

условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать

для поддержания интереса детей к

познавательному

экспериментированию?»;

3. «Игра или экспериментирование»;

4. «Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка

3.

Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

1. Оформление информационного

стенда «Экспериментальная

деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

2. Фотовыставка «Мы

экспериментируем»

3. Открытые занятия:

«Невидимка-воздух»

«Чудо-магнит»

«Какими бывают камни?»и т.д.

3. Создание мини-лаборатория.

Организация сотрудничества с

родителями

1. «Домашние задания» по

экспериментированию для детей и

их родителей.

2. Создание семейного журнала

«Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к

пополнению коллекции «Разные ткани»,«Бумажная страна», акции «Кормушка для птиц»,  «Спаси дерево».

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

∙ единый подход к процессу воспитания ребёнка;

∙ открытость дошкольного учреждения для родителей;

∙ взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

 ∙ уважение и доброжелательность друг к другу;

∙ дифференцированный подход к каждой семье;

∙ равно ответственность родителей и педагогов

III. Организационный раздел

  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Необходимые условия организации работы   

 

  1. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса экологического воспитания и развития детей – оформление маршрута экологической тропы с подготовкой природных объектов.
  2. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира – создание паспорта экологической тропы.
  3.  Подготовка педагогов и родителей к реализации цели МОП  по экологическому воспитанию детей, включающая социальный, психологопедагогический и методический аспекты – методическая работа с педагогами, родительские собрания с включением активных форм взаимодействия. 
  1. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей на экологической тропе – разработка конспектов занятий и других форм деятельности с детьми, маршрутов для наблюдений, совместных мероприятий с родителями.  
  2. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования посредством тропы -  разработка анкет, карт наблюдений, диагностического материала.
  3. Определение источников финансирования для материально-технического оснащения работы МОП – в основном предполагаемая спонсорская помощь. 

 


Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Экологическая тропа

№ объекта

Название объекта

Содержание работы

Эксперименты, игры, наблюдения

Методы, приемы

Пособия, предметно-развивающая среда

1

«Информационный центр». Маршрут экологической тропы.

При входе на территорию детского сада детей и  родителей встречает мудрая Совушка, которая живет на информационном столбе, делясь со всеми полезной информацией. Вместе с детьми мы разработали и приняли законы охраны природы; запомнили их и будем всегда им следовать:

Закон мудрой совы будем наблюдать, учиться, действовать и нести ответственность за свои поступки.

Закон золотого подсолнуха каждое существо, что живѐт на Земле, - незаменимо. Оно имеет право на солнце, воздух и воду.

 «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

Во время купания

Во время уборки комнаты

Во время поливки цветов

В ходе проведения ремонта.

Однажды на кухне…

наглядно – информационный метод,

анкетирование

Еженедельное обновление стенда

 Карты-схемы, фотоотчеты, загадки, рекомендации для родителей, памятки.

2

Шалаш «Старичка-Лесовичка»

Лесовичок помогает проводить занятия на тропинке. Периодически он «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Лесовичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях. Именно в домике «оживает» Лесовичок и ведёт детей по тропе, задавая вопросы, загадывая загадки и т.д.

Игры на развитие логического мышления

Игра «Узнай по объявлениям»

Игра «Найди клад»

Игра «Окажи помощь»

Игра «Я начну , а ты продолжи»

Про какой грибок загадка?

экологические беседы; 

экскурсии - целевые прогулки; 

-КВН, викторина, «Поле чудес»; 

познавательные вечера; 

экологические конкурсы;

уроки доброты; 

Шалаш, сказочный герой, ребусы, схемы, загадки

3

Метеостанция

Формировать знания детей о состояниях погоды. Познакомить с приборами, с помощью которых можно определить направление и силу ветра.

 На метеоплощадке наблюдаем за количеством выпавших осадков, замеряем с помощью осадкомера. В дневник наблюдений заносим наблюдаемые за сутки атмосферные явления (дождь, снег, град, иней, роса) и т.д.

енка резуль

Дидактическая игра «Что такое погода»

Наблюдение «Народные барометры».

Дидактическая игра «Термометр – умный прибор»

Наблюдение «Температура воздуха: утром – днем - вечером».

Упражнение «Определи тип погоды»

/ Экран погоды/.

Дидактическая игра «Как рождается ветер»?”

Практикум - Наблюдение «Сила ветра».

Организация фиксирования наблюдений за направлениями ветра средством рисунка »

Дидактическая игра ««Откуда дует ветер?”

Наблюдение «Чем измерить скорость ветра?”. Практикум работы с флюгером.

Дидактическая игра «Что такое компас?»

Практикум работы с измерительным прибором.

Организация практики фиксирования наблюдений за направлениями сторон горизонта по солнцу средством рисунка.

Дидактическая игра «Что такое мороз, иней?»

Наблюдение «Народные барометры».

Дидактическая игра «Что такое длинный день зимы?»

Наблюдение с опорой на деятельность детей и взрослых в режимных моментах.

Дидактическая игра «Это волшебница - вода»

Наблюдение «Взаимосвязь солнечной погоды и таяния снега».

Дидактическая игра «Солнце сияет»

Наблюдение - практикум Восход солнца. Солнце в зените. Закат.»

Дидактическая игра «Водомер – умный прибор»

Наблюдение - практикум «Дождь льет – поливает, а мы замечаем…».

Опытно-экспериментальная деятельность;

Наблюдение за животными объектами и явлениями природы;

Беседы познавательного характера;

Д/игры и развивающие игры;

Пословицы, поговорки, загадки о природе;

Чтение художественной литературы.

Флюгер, уличные термометры, емкости для измерения осадков, солнечные часы компас.

дождемер, ветряной рукав, султанчики, солнечные часы, песочные часы, гигрометр.

Показания приборов дети фиксируют в «Дневнике наблюдений», где прослеживается метеопрогноз.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей.

4.

«Морское царство»

Формировать представление детей об искусственном озере. Познакомить детей с растениями растущими около него. Закрепить названия насекомых, обитающих в камнях.

Дождик, снег и лед, лужа, пруд, озеро – все это вода. Воспитатель вместе с детьми определяет значение воды в жизни человека, животных и растений. Дошкольники закрепляют знания, где и в каком виде существуют вода в природе. Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

 Педагог, используя иллюстративный материал, беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые). Знакомить с миром водоема, учить определять растения, животных, птиц, живущих у водоема, воспитывать бережное отношение к ним.

Болотце или озеро создает условия для ознакомления дошкольников: с различными растениями например: влаголюбивыми, а так же растениями с разными видами стеблей и листьев; с насекомыми обитающими в толще воды .Болотце или озеро создает условия для ознакомления дошкольников: с различными растениями например: влаголюбивыми, а так же растениями с разными видами стеблей и листьев; с насекомыми обитающими в толще воды

«Лягушкино озеро» (декоративный пруд).

тему «Подводной царство» и «Кто живёт в пруду» в зависимости от темы прогулки-путешествия меняется заполняемый материал водоёма. Целью является знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей. Закреплять полученные ранее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире и обитателях пруда, о цаплях, птицах,  живущих возле водоёмов и охотящихся там. Ребятам также будут предлагаться различные формы работы и рыбалка, и дидактические игры, и рассматривание энциклопедической литературы.

«Формы» воды: знакомить детей со свойствам воды как текучесть, обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Тонет не тонет.

 Определение, где различные растения лучше растут: в воде или на суше.

Сравнение речных камушков.

 «Где растению лучше жить»

- «Почему птицы плавают в воде? »

«Как напиться?». В стакан наполовину наливают воду..

- «Вслед за солнцем»

«Ласты»

 «Невидимки»

«Фильтрование воды». «Рисование цветной водой на снегу». «Поющий бокал»

Игры, хороводы, инсценирование. 

Наблюдение и уход за влаголюбивыми растениями;

Наблюдение за птицами, прилетающими искупаться и попить;

Наблюдение за насекомыми и их личинками, рассматривание с помощью лупы. Фронтальные наблюдения – это тот вид деятельности, при котором используются несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно. Демонстрационные наблюдения – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один.

Грамотно проведенные тематические беседы с использованием иллюстраций, слайдов, макетов.

Коллекционирование различных материалов (камни, гербарии)

Три искусственных водоема. Один с водой, кувшинками, утками и т.д. Второй из щебенки обложенный большими камнями  под вид болотца с камышами, русалкой лягушкой и т.д. И третий морской с рыбками, водорослями, морскими звездами, осьминогом и т.д.

Емкости: пластиковые банки,  бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

Мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п. Марганцовка,  зелёнка, ватное палочки, разноцветные салфетки. Лупы, пипетки, пластмассовые ложки, мензурки

5

Деревенский дворик

Расширять представления детей о домашних животных, насекомых, растительном мире, живой и неживой природе. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Дать представления о влиянии природных явлений на живую природу. Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей.

Опыты с молоком.

Занимательные опыты с продуктами (кто, чем питается).

Опыты с воздухом и водой.

«Изучаем животный мир»

«Плавающее перо»

Наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, экологические беседы, чтение художественной литературы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые и т. д.), труд  в природе, экологические акции, досуги и праздники.

Приборы – помощники (лупы, весы, микроскоп и др.).

Разнообразные сосуды, природный материал.

Дополнительные материалы (соль, сахар, сито, свечи и др.).

Спец. одежда (халаты, фартуки).

Правила работы при экспериментировании.

Дневники наблюдений, карты-схемы проведения экспериментов, мнемотаблицы, фотоальбомы.

6.

Зелёная аптека

Расширить знания детей о лекарственных растениях. Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

 На участке с лекарственными травами: (фито-огород) можно выращивать: мяту перечную, календулу лекарственную, подорожник, душицу, мать-и-мачеху, тысячелистник обыкновенный, и др. Детей знакомят со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

Учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Чей это  листок?

Почему подорожник – так называют?

Как вылечить кашель?

Зачем мама заставляет, есть клюкву?

Как зимой можно вырастить лук

Какие растения помогают, чтобы глазки хорошо видели? 

Методы исследования: 

исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

наглядные: тактильно–мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

слушание музыки.

Работа над проектом  началась с модели 3 вопросов:

Что мы хотим узнать, где это можно узнать?

Что мы знаем? (в луке много витаминов, подорожником можно остановить кровь и т.д.)

Что мы хотели бы узнать? (. и т.д.)

Экологический стенд «Аптека на окнах» 

7

Во саду ли в огороде

Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними. Вызвать интерес к выращиванию овощных культур.

Вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

Опыты с семенами «Разбудим семечко».

Опыты «Рост растений в разных условиях».

Опыты «Огород полезных растений».

Опыты с почвой.

Опыты с водой и воздухом. «Вершки - корешки»

Проверить, что раньше появляется из семени?

Бобы, горох, семена огурцов, влажная ткань (бумажные салфетки), зарисовка с использованием символов алгоритма деятельности.

Дети выбирают любые из предложенных семян, помещают на влажную салфетку, салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10-12 дней за происходящими изменениями.

Наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, экологические беседы, чтение художественной литературы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые и т. д.), труд  в природе, досуги и праздники.

Огородный инвентарь.

Приборы – помощники (лупы, весы, микроскоп и др.).

Разнообразные сосуды, природный материал.

Дополнительные материалы (соль, сахар, сито, свечи и др.).

Спец. одежда (халаты, фартуки).

Правила работы при экспериментиро-вании.

Дневники наблюдений, карты-схемы проведения экспериментов, мнемотаблицы, фотоальбомы.

Консультация на стенд в родительский уголок «Лечение луком» 

8

Экологическая лаборатория

Формировать интерес детей к опытно - экспериментальной деятельности. Углубить представление детей о составе почвы, воды, песка. Учить детей, с помощью лупы, исследовать семена растений, кору деревьев, листья деревьев, песок, землю, глину, снег, воду, и т.д.

вызвать  познавательный  интерес  к  опытно-исследовательской

деятельности; развивать фантазию, воображение; учить детей давать ответы

на  вопросы;  устанавливать  простейшие  причинно-следственные  связи;

воспитывать  заботливое  отношение  к  своему  здоровью  и  здоровью

окружающих.

«Солнечные зайчики»

Камешек  утонет  или  будет  плавать? 

Основное  оборудование:

  • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные  весы, компас, магниты, телескоп и др.);

разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
  •  разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

  • специальную  одежду (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники.

9

Станция «Теремок экологических сказок»

предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок.

На  этой  стации  с  детьми  проводится  как  индивидуальная,  так  и  групповая

работа, ребятам с учетом их возрастных особенностей предлагается  чтение

литературных  произведений,  обыгрывание  сказок,  просмотр

театрализованных  представлений,  а  также  игры:  с  героями  сказок,

дидактические,  самостоятельные,  дети  поют  песни,  водят  хороводы;

воспитывать  эстетическое  чувство,  развивать  фантазию,  воображение,

активизировать мыслительную деятельность; создать условия для свободного

выражения  мыслей,  воспитывать  экологическую  культуру,  обогащать

эстетическое и нравственное развитие детей.

экологические сказки;

- инсценировки, театрализации.

- изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);

- изготовление экологической газеты;

10

Плодовые деревья

Сравнить культурное и дикорастущее дерево. Учить по внешнему виду определить и назвать дерево. Формировать знания детей, для чего нужны культурные растения? На примере яблони изучается явление - листопад: как изменили цвет листья осенью? Где их теперь больше! — на дереве или под ним? Почему? Дошкольники сравнивают живой и опавший листики, рассматривают плоды. Кому они еще нужны, кроме человека?

«Испарение влаги с листьев растений»

Проверить, куда исчезает вода.

Растение, целлофановый пакетик.

Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблю, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакет и закрепив его. Замечают, что внутри пакетик запотел. Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на других листочках (вода испарилась в окружающий воздух).

13

Альпийская горка

Формировать представления детей об «альпийской горке», как разновидности цветника. Дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»

(сочетание объектов живой и неживой природы). познакомить детей с одним из способов

украшения ландшафта – альпийской горкой;

показать сочетание разных оттенков зелени, ярких

цветов и серых камней, помочь увидеть красоту

окружающего мира.

Альпийская  горка  рассматривается  и  как

самостоятельный  объект  для  наблюдений,  имеет

познавательное и эстетическое значение. Растения

альпийской горки неприхотливы, большинство из

них  в  естественных  условиях  растет  на

каменистых  участках  или  на  песке.  На  примере

особенностей  этих  растений  можно  рассмотреть

их  приспособленность  к  различным  условиям

окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят.

Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке

обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий

по  любому  блоку  программы.  И  наконец,  общий  вид  альпинария,  красота растений,  сочетание  различных  красок  —  все  это

способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.

Камни»

 «Почему разрушаются горы?»

Опыт «Вулкан»

 Опыт с растениями «Откуда взялись растения»

 «Почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже 100м»

Опыт с растениями «Как растение ищет свет»

Опыт с растениями «Как питаются растения»

Опыт с растениями «Как вянут стебли растений»

14

Смешанный лес

Знакомство с хвойными деревьями начинается со средней группы. Закрепить знание детей, что ель и сосна – хвойные деревья, рассмотреть хвоинки, сравнить обычные листья и хвою, изучить кору, ветки, шишки. Сравнить и найти отличия между елью, сосной и березой, тополем

«Что выделяет растение?»

«Испарение влаги с листьев растений»     

Мини - Лаборатория

«Хочу все знать»

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов.

Накопление и расширение опыта.

Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и т.д.)

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и т.п.)

Приборы (микроскоп, часы, весы, лупа и т.п.)

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации

явлений, свойств.

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности.

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Опыты, эксперименты, исследования.

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

Растения, животные (по возрасту), оборудование для труда на природе

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, исследований, труд в природе

Уголок моделирования

Развитие способностей овладения моделирующей деятельностью. Систематизация познавательного опыта

Условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и т.п.), изобразительные средства

«Чтение», составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними.


  1. Описание материально-технического обеспечения Программы

Методические материалы

1.Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005

2.Дыбина О.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.

4. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007.

5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.

6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.

7.Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005

8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005

9.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М., 2005

10.Рыжова Н.А. Почва – живая земля. М., 2005

11.Рыжова Н.А. Волшебница – вода. М.,2005

12.Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 2005

Уголок экспериментирования

1. Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. 

В уголке экспериментирования содержит: 

Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; 

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д. 

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожа, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.  д 

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. 

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. 

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски). 

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др. 

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и т. д.

Разработки картотеки опытов и экспериментов: «Опыты с водой», «Опыты с песком» и др. Альбомы: «Край мой родной», «Мой любимый город», «Морские жители и жители аквариумов», «Комнатные растения, садовые и полевые цветы», «Растения нашего края», «Природа и фантазия», «Необыкновенный мир магнитов», и др. 

Дидактические пособия и игрушки

Игрушки для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), наборы для классификаций. Кубики, шарики, всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой

Пазлы, мозаики, лото, домино. Блоки Дьенеша, «Квадраты»,

палочки Кьюизенера и пр. Наглядные пособия, иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками природы, голосами птиц и др.

Игрушки и оборудование для экспериментирования

Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики,

ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр.

Строительные материалы и конструкторы

Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера; конструкторы разного размера, в том числе типа лего.


Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

  1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
  2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
  3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
  1. действие показывает педагог;
  2. действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
  3. иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
  4. действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
  5. действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
  1. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
  2. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.
  3. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстримальных ситуациях.
  4. Для успешного руководства экспериментально-исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
  5. На занятиях должна быть спокойная обстановка

При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила

  1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.
  2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводится только в крайних, особо необходимых случаях, все операции поводятся только педагогом. Детям такие объекты не даются.
  3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.
  4. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.
  5. При переноске животного из одного места в другое необходимо дать ему время освоиться на новом месте.
  6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.
  7. От педагога требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.
  8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....