«Методическое сопровождение педагогов ДОО по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
статья

Сорокаева Людмила Вячеславовна

В статье раскрываются особенности использования активных форм методической работы в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирования компетентности профессионально-личностного совершенствования педагогов дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dnv_moya.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокаева Л. В., старший воспитатель

МАДОУ детский сад № 1 г. Лысково, г. Лысково, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье раскрываются особенности использования активных форм методической работы в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирования компетентности профессионально-личностного совершенствования педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: методическое сопровождение, компетентность, активные формы методической работы, профессиональный рост педагога, духовно-нравственное воспитание.

 «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ ДОО ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

Sоrоkaeva L. V., senior teacher

MADOU DETSKIJJ sad n 1 g. Lyskovo, city of Lyskovo, Nizhny Novgorod region.

Annotation. The article reveals the features of the use of active forms of methodological work in the field of spiritual and moral education of preschoolers, the formation of competence of professional and personal improvement of teachers of preschool educational organization.

Keywords: methodological support, competence, active forms of methodical work, professional growth of the teacher, spiritual and moral education.

«METHODICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL GROWTH OF TEACHERS OF DOE ON QUESTIONS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE THROUGH ACTIVE FORMS OF METHODICAL WORK»

В наше непростое время, каждый человек пытается оградить детей от зла, агрессии жестокого мира. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – разрушение личности. К сожалению, в современном мире   материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей, такие понятия, как добро, милосердие, справедливость, и патриотизм искажены.  

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка.

От педагогического мастерства воспитателя зависит его влияние на личность ребёнка и помощь в социализации. На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами – это создание условий для профессионального роста каждого педагога, его самореализации. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от педагогических кадров.

Для реализации методического сопровождения профессионального роста педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников мы поставили цель, которая будет способствовать профессиональному росту педагогов в условиях активных форм методической работы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников. Решение данной цели осуществляли через следующие задачи.

  1. Создать условия для повышения уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ по вопросу духовно-нравственного воспитания дошкольников.
  2. Спроектировать систему методической работы, направленную на профессиональное развитие педагогов в направлении изучения и внедрения в воспитательно-образовательный процесс краеведческого материала.
  3. Повысить мотивацию к трансляции своего педагогического опыта.

Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме профессионального роста педагогов, изучив современные исследования по использованию новых подходов к осуществлению методического сопровождения педагогов ДОО, мы пришли к выводу, что традиционные формы работы с педагогами дошкольных учреждений утратили свою силу из-за недостаточной обратной связи. Поэтому мы решили использовать новые и активные формы работы, которые вовлекают педагогов в деятельность, диалог и свободный обмен мнениями.

В методическом кабинете ДОУ, так как он является центром профессионального развития педагогов был подобран материал для консультационной помощи педагогам, подготовлены методические разработки, диагностические материалы, оформлены постоянные и эпизодические выставки по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Затем был проведён анализ затруднений педагогов, разработаны индивидуальные маршруты профессионального развития педагогов.

Затем в ДОУ были проведены различные мероприятия по повышению квалификации педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вот некоторые из них: педагогический совет в форме деловой игры «Современное состояние проблемы       духовно-нравственного воспитания детей»; семинар-практикум «Тематическое планирование по ознакомлению детей с родным краем, проектирование культурно-образовательной среды ДОУ»; экспресс-консультация «Система работы с дошкольниками по духовно-нравственному      воспитанию»; коуч-сессии «Проектная деятельность как педагогическая технология духовно-нравственного воспитания дошкольников», «Проектная деятельность как педагогическая технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»; круглый стол «Схема реализации проектов через разные виды деятельности»; брифинг «Участие родителей в проектной деятельности»; анализ педагогических ситуаций «Нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре» и другие.

Деятельность педагога предполагает высокий уровень профессионализма, заинтересованность в качественном развитии детей, готовность постоянно обучаться и развиваться. В рамках самообразования педагоги самостоятельно повышали свой профессиональный уровень, а затем делились своим опытом работы перед остальными педагогами ДОУ. Это творческие отчёты «Формирование у дошкольников положительного образа родного дома» (младший дошкольный возраст), «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе формирования представлений о Великой отечественной войне» (старший дошкольный возраст);  музыкальная  гостиная «Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников»; мастер – класс «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»; коллективный просмотр образовательной деятельности «Путешествие по Нижегородской области»; презентация детских проектов «Россия – Родина моя», «Край Нижегородский», «Лысково - далёкое и близкое».

В соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно - образовательном процессе. В нашем ДОУ оборудована мультстудия, которая оснащена по последнему слову техники и позволяет осуществлять работу по  духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Систематическая методическая работа по сопровождению педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечила непрерывный процесс совершенствования их профессионального мастерства. Также она способствовала создание новой модели методической работы, так как  методическую помощь направлена на построение индивидуальной траектории профессионального роста каждого педагога, в ДОУ создана образовательная среда, в которой реализуется творческий потенциал каждого педагога в частности, так и всего педагогического коллектива, повысилась творческая активность педагогов, удовлетворённость результатами своего труда, мотивация к трансляции своего педагогического опыта по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сформирован банк «Методическое сопровождению педагогов в форме коучинг-технологии». Создана педагогическая копилка ««Методические разработки образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

Проведённая методической работа положительно повлияла на профессиональный рост педагогов. Сопровождение профессионального роста педагогов через активные формы методической работы эффективно отразилось на повышении мотивации воспитателей к участию в конкурсах профессионального мастерства. Наши педагоги ежегодно принимают участие в Муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Воспитатель года» и занимают призовые места: 2019 год – воспитатель занял 1 место с опытом работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем».

Воспитатели и специалисты постоянно публикуют статьи по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.

Разработанная система методической работы является эффективной и направлена на профессиональное развитие педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. 2 изд., испр., допол. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
  2. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Настольная книга старшего воспитателя. Волгоград: Учитель, 2015. – 153 с.
  3. Бичева И.Б., Мелентович А.В., Десятова С.В. Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 33-36.
  4. Кочетова Н.А., Комардина Т.В., Шапошникова С.В., Гладышева Н.Н. Справочник старшего воспитателя. Волгоград: Учитель, 2015. – 301 с.
  5. Красильникова Л.В., Старикова А.Ю. Методическая работа по повышению информационно-коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6 -1 (60). С. 127-130.

                                                                                     

© Л.В. Сорокаева, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...