статья "Развитие у педагогов рефлексивной компетентности"
статья

Чикунова Ирина Борисовна

В статье описывается опыт работы МБДОУ "Детский сад № 125" по формированию рефлексивной компетентности педагогов.

Развитие рефлексии является базовым условием саморазвития личности.

. В статье Вы познакомитесь с основными условиями и формами работы старшего   воспитателя по  организации работы с педагогическим коллективом в данном направлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_refleksiya_chikunova.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система организации методической поддержки для развития рефлексивной компетентности педагогов ДОУ

Чикунова Ирина Борисовна

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 125»

г. Нижний Новгород

Аннотация.

В современном обществе возрастает роль  самообразования  в профессиональной деятельности педагога. Самообразование невозможно без развития рефлексивной компетентности. Как сформировать рефлексивную компетентность педагогов ДОУ  Вы узнаете из этой статьи.

Требования к профессиональной компетентности педагога всегда были высоки, а быстро изменяющееся общество делает эти требования еще более высокими.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, закон об образовании в Российской федерации, Профессиональный стандарт педагога выделяют необходимым условием постоянное повышение  педагогической компетентности педагога, его самообразование.

Самообразование невозможно без становления личностной позиции и развития рефлексии.

Рефлексия это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Именно осмысленность своей педагогической деятельности будет определять степень развития профессиональных качеств педагога. Чтобы педагог смог интегрировать в своей деятельности свои профессиональные качества, такие педагогические компетенции как методическая, деятельностная, коммуникативная, игровая, креативная необходима развитая рефлексивная компетентность  

Рефлексивная компетентность – это профессиональное свойство личности, интегральная характеристика, которая включает в себя рефлексивные умения, знания, потребность в самоанализе и саморазвитии. На первый план выходят такие качества личности как  мотивы, установки, ценностные ориентации.

Для её развития следует создавать условия:

  1. Предоставлять  выбор в проектировании самообразования
  2. Включать педагогов в разнообразную деятельность.
  3. Усилить  диагностическую  составляющую.
  4. Осуществлять дифференцированный подход при организации методической поддержки.

В ДОУ мы старались создать мотивацию для формирования рефлексивной культуры,  дать знания о рефлексии, организовать практическую деятельность  по её применению, поддерживали  инициативу и самостоятельность, усилили консультативную помощь.

В своей деятельности мы опирались на деятельностный подход и на индивидуализацию педагогических воздействий. Нашей основной целью было научить педагогов  успешно и осознанно решать профессиональные задачи. Все педагоги прошли анкетирование и были разделены на три группы. Первая группа включала в себя педагогов, которые затруднялись в оценивании своей деятельности, не имели четких представлений  о необходимых изменениях в ней. В большинстве это были педагоги с недостаточным педагогическим опытом и не имеющие базового дошкольного педагогического образования.

Для педагогов первой группы  организована работа Школы молодого воспитателя. Основная задача Школы - приобретение педагогами практического опыта и его аналитическое осмысление. Необходимо было дать педагогам необходимые им знания и навыки и  сформировать необходимый уровень для самообучения.

Мы  использовали анкеты для выявления образовательных  потребностей педагогов,  в начале каждого занятия говорили об ожиданиях от занятия, а в конце проводили рефлексию. С самого начала работы школы мы организовали горизонтальное обучение. Педагоги, самостоятельно определив темы, выбирали наиболее интересную для них.  Они готовили консультацию по данной теме, показывали образовательное  мероприятие.  Старший воспитатель выступал в роли наставника, помогал при составлении консультации, обязательно с педагогом обсуждал организацию мероприятия, оказывал ему методическую поддержку.  Постепенно роль  наставника  стали выполнять  педагоги - стажисты, имеющие высшую квалификационную категорию.

Вторую группу составили педагоги, которые могут анализировать свою педагогическую деятельность, но им сложно выстроить систему работы, они ориентируются на рекомендации, они редко проявляют  творческий подход.

Эти педагоги  были объединены для организации работы Педагогической гостиной, которая проводилась 1 раз в  квартал. Основная задача педагогической гостиной - развитие самостоятельности и уверенности у педагогов в решении профессиональных задач, развитие  личностных качеств педагогов, стремления  к самообразованию,  развитие творческого потенциала.  Педагогическую гостиную посещали все педагоги детского сада, но готовили мероприятия педагоги второй группы вместе со старшим воспитателем. Старший воспитатель сначала выступал  как партнер по деятельности, потом как куратор проектов. На  семинарах мы анализировали типичные ситуации, использовали методы интерактивного обучения, вместе с педагогами моделировали различные ситуации, составляли анкеты и вопросники.  -

 Два занятия были посвящены темам педагогических советов, два занятия на  актуальные для педагогов вопросы.

Все занятия начинались с настроя, выполнения упражнений  для снятия напряжения. Педагоги делились своим опытом, обсуждали результаты деятельности, вместе искали пути преодоления проблем. В конце занятия обязательно проводилась рефлексия.

Педагоги, которые умеют оценивать, планировать, свою деятельность, корректировать свои педагогические воздействия, были объединены в творческой  мастерской. Заседания творческой мастерской собирались по мере необходимости, для подготовки проектов, участия в конкурсах, планирования  каких- либо изменений. Педагогам предоставлялась самостоятельность в выборе проектов, конкурсов. Самостоятельность выбора стимулирует личную заинтересованность в деятельности.  Перед ними ставились ситуативные задачи, которые, как правило, стимулируют творческое отношение. Педагоги могли себя увидеть в роли наставника, методиста, руководителя. Они учились решать профессиональные задачи, не только опираясь на знания и опыт, но и на логику и интуицию.

Постепенно повышая уровень рефлексивной компетенции, мы способствовали росту всех остальных педагогических компетенций.  От возникновения интереса мы перешли к устойчивой мотивации, от обогащения знаний к успешному применению их в деятельности при решении разных профессиональных задач, от формирования коммуникативных умений к  умению кооперироваться для решения задач, к сотрудничеству и партнерству.

Мы убедились, что применение такого дифференцированного подхода в работе с кадрами  значительно повышает их профессиональную компетентность и способствует повышению качества образования в ДОУ.

Литература:

1. Козлова И.В., Мельников В.Е. Перспективы использования интегративной модели графической подготовки студентов в вузе при переходе на образовательные стандарты нового поколения. // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета», Выпуск 2009.

2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия.- М., 2010. - С. 190.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Профессиональная компетентность педагога ДОУ в условиях ФГОС."

Данный материал может быть использован заведующими для работы с кадрами, в качесте косультации при подготовке к педагогическим советам и т.д....

Тренинговое занятие психолога с педагогами: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»

Тренинговое занятие направлено на повышение уровня психологической компетентности педагогов....

Методическая разработка. Профессиональный стандарт педагога. ИКТ- компетентность педагога.

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации....

Рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Способность педагога к рефлексии. Умение педагога управлять своим поведением. Управление собственными эмоциями. Стрессоустойчивость....

Консультация для педагогов «Рефлексивный круг» как средство эффективной социализации младших дошкольников

В консультации педагог делится опытом использования технологии "Рефлексивный круг", как средством эффективной социализации младших дошкольников....