Методическое сопровождение педагогов ДОУ
статья

О важности, а в большинстве своем, необходимости методического сопровождения педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov_dou.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение педагогов ДОУ

Система дошкольного образования в России в приоритеты своего развития ставит открытость, вариативность, ориентированность на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. В этой ситуации на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности в детском саду, его взаимодействия с семьями и начальной школой, значительную роль играет эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности ребенка дошкольника.

В настоящее время в России существует система внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), которые оказывают существенное влияние на деятельность педагогов, методических работников и всего образовательного учреждения в целом. При осуществлении такого процесса методическая работа приобретает все большее значение.

Под методической работой понимают систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. В состав методической работы входят следующие направления: ‒ методическое сопровождение (процесс взаимодействия между сопровождаемым и сопровождающим, направленный на выявление, поиск и формирование методов решения возникающих проблем педагога в ходе осуществляемой профессиональной деятельности), ‒ методическое обеспечение (процесс поиска, разработки, проверки, выбора, испытания и дальнейшей имплементации апробированных моделей, технологий и методик развития воспитанников).

ФГОС дошкольного образования предусматривает следующие направления методического сопровождения педагогов:

‒ усовершенствование компетентности всех участников образовательного процесса;

‒ обеспечение необходимыми аналитическими и информационными материалами;

‒ педагогическое проектирование;

‒ наблюдение и оценка;

‒ предоставление необходимой помощи участникам образовательного процесса;

‒ обеспечение качества и доступности интернет-услуг.

‒ создание центров творчества и креатива в целях повышения профессионального мастерства педагогов.

‒ использование интерактивных форм повышения мастерства в профессиональной деятельности педагога.

Современные требования ФГОС приводят к тому, что педагог сталкивается в своей деятельности с рядом трудностей и проблем. Существует необходимость интегрирования новых требований в образовательный процесс. В результате между существующей практикой организации методической деятельности и реальным образовательным процессом возникает некое противоречие.

Для решения данного вопроса необходимо индивидуально подходить к образовательному процессу каждого воспитателя, учитывать его индивидуальные возможности и способности, помимо этого обеспечивать необходимое методическое сопровождение образовательного процесса. Понятие «методическое сопровождение» отличается от термина «методическая работа». М. М. Паташник рассматривает методическое сопровождение как особую деятельность, в которой педагоги посредством планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают организацию педагогического процесса, направленную на достижение образовательных целей. А. М. Моисеев, как целостную, обоснованную достижениями науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, действий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, воспитателя. Таким образом, под методическим сопровождением педагогических работников следует понимать, систему взаимосвязанных мер и действий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Внедрение методического сопровождения в дошкольном учреждении заставляет задуматься над вопросами обучения непосредственно самого педагогического состава, необходимостью понимания достаточности знаний, умений и навыков, компетенций педагогов, а также возможности и важности повышения квалификации и профессионального мастерства. При этом необходимо учитывать эффективность и оптимальность содержания методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Как правило, функции методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении возложены на методиста.

К профессиональным задачам методиста относят: ‒ исследовать деятельность воспитателя в ходе образовательного процесса в ДОУ (изучить его возможности, способности, уровень их профессиональной компетентности, качество профессиональной деятельности);

‒ помогать в решении общих задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, реализуя и направляя профессиональную деятельность воспитателей; ‒ осуществлять взаимодействие и контроль взаимодействия между воспитателями и с другими субъектами педагогического процесса;

‒ осуществлять работу с материалами, имеющимися в методическом кабинете ДОУ, учитывая запросы педагогического состава;

‒ грамотно применять на практике предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения;

‒ способствовать и содействовать организации процесса самообразования, организовывать повышения квалификации и уровня собственной профессиональной компетенции и педагогического состава.

Как правило, работа с педагогами строится узкопрофессионально, рассматривается с позиции передачи воспитателям некоторой новой суммы психолого-педагогических знаний (о социальной ситуации развития, зоне ближайшего развития, деятельностном подходе и т. д.). При этом почти не затрагиваются вопросы воздействия педагогов на самих себя. Последствия такого положения дел: преобладание формального перехода на новые стандарты, неумение понять индивидуальность воспитанников, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, администрацией, несформированные навыки саморегуляции.

В связи с этим основным приоритетом в работе с педагогами должно быть создание условий для полноценного раскрытия и реализации потенциала их личности. Готовность педагогов дошкольного учреждения к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

Мотивационно-личностный: установка на педагогическую деятельность с детьми в новой идеологии, переориентация педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

Содержательный компонент: освоение педагогом профессионально- значимых знаний, адекватных содержанию профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Деятельностный компонент: овладение педагогом профессионально-значимыми умениями, необходимыми для профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Новые образовательные стандарты (ФГОС) сегодня определяют состояние педагогической деятельности. Такие образовательные стандарты формируют новый социальный заказ, соответственно перестраиваются и требования к самой системе дошкольного образования. Значительные изменения в современном мире, как в социальной, так и экономической сферах, ставят перед человеком задачу быстрой адаптации, принятия решений при возникновении вопросов, при этом современный человек должен проявлять гибкость и креативность, уметь существовать в состоянии неопределенности, применять навыки эффективной коммуникации.

Главная задача современной образовательной системы — подготовить учащегося и воспитанника, который будет обладать таким набором знаний, умений и навыков, которые позволять ему уверенно чувствовать себя и быть самостоятельным. Дошкольное образовательное учреждение, выступая в качестве первой образовательной ступени, отвечает за подготовку воспитанника к обучению в школе, при этом единые образовательные стандарты предоставляют равные возможности для познания всем детям.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать о необходимости организации методического сопровождения педагогов в каждом конкретном дошкольном учреждении, с целью оказания своевременной педагогической помощи и поддержки в организации педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Методическое сопровождение педагогов как способ организации методической деятельности

Решению задач по повышению уровня профессиональной компетенции, поддержке педагога в его профессиональной деятельности в современных условиях способствует комплексное методическое сопровождение педаго...

Курс повышения квалификации для педагогов"Методическое сопровождение педагога в области развития словесного творчества детей"

Программа курса  по теме "Методическое сопровождение педагогав области развития словесного творчества детей", предназначена для педагогов образовательных организаций, содержание программы позволи...

Проект методической деятельности «Методическое сопровождение педагогов по реализации плана - проекта инновационной площадки МДОУ ДС № 202»

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационный прое...

Методическая разработка на тему: "Организация методического сопровождения педагогов в период подготовки к аттестации"

Представлены материалы по методическому сопровождению педагогов в межаттестационный период...

Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»

В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...