тренинг для руководителей ДОУ
методическая разработка

программа тренинга может сиспользоваться как для руководителей, так и для педагогов и специалистов дошкрольных учреждений. тренинг прошел отлично, много положительных отзывов. поэтому делюсь)))

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_rukovoditeley_dou.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР – Детский сад № 29 г. Кызыла

Тренинговое занятие на ГМО руководителей ДОУ

28.02.2020 года

на тему «Эффективные модели межличностной коммуникации

в коллективе»

подготовила и провела: педагог-психолог

I квалификационной категории

Ю.С. Дунаевская

Кызыл-2020

Тренинговое занятие

Тема: Эффективные модели межличностной коммуникации в коллективе.

Дата проведения: 28 февраля 2020 года

Категория слушателей: руководители ДОУ города Кызыла

Количество человек: 37

Продолжительность: 40 минут – 1 час

Форма тренинга: групповая

Цель тренинга:  Знакомство с эффективными моделями коммуникации в коллективе.

Задачи:

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы - развитие умения находить подход к людям, быть толерантным;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- снятие барьеров в общении;

- формирование эмоционально-положительного отношения в коллективе;

- развитие умения невербального средства общения;

- развитие умения отстаивать свои позиции, не входя в конфликт.

Материалы и оборудование: карточки с положительными и отрицательными высказываниями; ватные тампоны, косынка для повязывания на глаза; маркеры; музыка для проведения упражнений; бумажные плоские цветы с пожеланиями на каждого участника тренинга; ватман с изображением цветка для рефлексии; мольберт магнитный; мольберт четырехгранный прозрачный – 1, гуашь – 4 набора, кисти – 8, баночки для воды – 4, , ватные

Ход тренинга:

Психолог: - Доброе утро, уважаемые руководители! Я рада приветствовать вас в нашем детском саду.

Современное общество характеризуется большим  объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности ДОУ является возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Эффективная коммуникация, несомненно, необходима для успешной реализации целей организации. Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований:

• Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен – возникает необходимый эффект.

• Реципиент должен прилагать максимальные усилия для правильного восприятия сообщения.

• Сообщение должно быть четким, структурированным и кратким.

• Реципиент должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.

• Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.

• Терпение и снисходительность к чужим недостаткам (толерантность). Принятие людей такими, какие они есть, без попыток что-либо подкорректировать и исправить.

Сегодня мы с вами выполним упражнения и игры, стараясь учитывать все аспекты успешной коммуникации.

Упражнение «Приветствие»

Цель: Снять мышечное и эмоциональное напряжение участников.

Психолог: - В начале нашего тренинга мы выполним упражнение на приветствие друг друга. Но делать мы это будем по-особому. Поздороваемся - как европейцы (рукопожатием),

- как японцы (поклоном). Спасибо!

        Психолог: - Чтобы настроиться на работу в группе, необходимо поближе узнать друг друга.  И в этом мне помогут метафорические ассоциативные карты колоды «Дерево». Каждому участнику или по желанию необходимо внимательно рассмотреть карточки с изображениями деревьев, выбрать понравившуюся карту и немедленно сказать себе «А я – такое дерево!».

        Далее следует обсуждение с описанием карты.

Психолог: - Подсознательно мы выбираем то, с чем мы себя ассоциируем. На что мы похожи или что бы мы хотели видеть в себе.

Психолог: - Эффективная коммуникация зависит от умения общаться, в понятие которого входит демократичность, эмпатия и рефлексия, взаимопонимание. Для выполнения следующего упражнения мне нужны три добровольца. Остальные участники будут наблюдателями.

Упражнение «Слепой, глухой, немой»

Цель: понимание необходимости учета индивидуальных особенностей собеседника для продуктивного сотрудничества.

Психолог: - Троим друзьям надо договориться о встрече. Но один из них глухой, другой – слепой, третий – немой. Место встречи известно только немому. Он должен объяснить своим друзьям, когда, куда, и зачем им предстоит  идти.

Показываем «немому» лист формата А4 с надписью места встречи «Вы встречаетесь 1 марта в 20.00 в Музыкально-драматическом театре, чтобы посмотреть спектакль». Задание также видят все участники.

Психолог: - Итак, ваш друг хочет вам сообщить важную информацию, но никто из вас не должен пользоваться ручкой, бумагой и т.д.. «Немой» не говорит, но слышит и видит; «глухой» ничего не слышит, но видит и может говорить; «слепой» и говорит, и слышит, но не видит. Остальные участники не подсказывают вам. Постарайтесь придерживаться своих ролей и не хитрить.

После того, как правила будут поняты всеми, по команде психолога начинается игра. Игра идет не более 10 минут.

По истечении времени психолог останавливает игру, независимо от ее результатов и сообщает «глухому» и «слепому», правильно ли они поняли информацию «немого».

Психолог: - Итак, вы увидели, что для достижения общей цели необходимо взаимопонимание и сотрудничество.

Психолог: - Все мы разные, и не всегда то, что видит один, может увидеть другой. То, что понятно одному, не всегда ясно другому. Но с любыми, даже «слепым» и «глухим», можно и нужно находить общий язык, если вы хотите что-то сделать вместе и чего-то достичь. Сейчас мы проведем небольшую диагностику и узнаем, какие вы по характеру?

Упражнение «Нарисуй свой характер»

Цель: выявление особенностей характера участников тренинга.

Психолог: - Каждому участнику я раздаю листы формата А4 с изображением 8 квадратов и деталей рисунков, которые нужно дополнить так, как вы хотите, на свое усмотрение.

На выполнение задания дается 5-7 минут. Обсуждение квадратов, соответствующих определенной стороне личности и взаимоотношениям, ведется вкратце, не акцентируя внимания на конкретные случаи участников.

Интерпретация диагностики:

В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера во всем. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

Второй квадрат – отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего квадрата, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И, наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – это признак того, что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположен во внутреннем квадрате, а вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

Третий квадрат показывает насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (мишень), то у вас развитое честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

Четвертый квадрат – отношения с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигур или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

Пятый – ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, то обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании, в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

Шестой – ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если, наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой-либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

Седьмой – ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черным квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитет, упрямы и настойчивы.

Восьмой – это сильные и слабые стороны вашего характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления, привитые в детстве. Если не замкнули круги, вы – независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

  Психолог: - Нередко в коллективе возникают конфликтные ситуации. Руководитель, педагоги должны уметь сглаживать конфликты. Для выполнения следующего упражнения необходимо прослушать внимательно инструкцию.

Упражнение «Достойный ответ» на основе технологии французской школы психоорганического анализа (ФШПОА)

Цель: развить навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Психолог предлагает участникам по одной карточке с положительным высказыванием в адрес другого человека. Участники под спокойную музыку начинают хаотично двигаться по залу. Встречая на своем пути человека, которому он бы хотел прочитать карточку. Выполняется упражнение одновременно, интимно.

После того, как все карточки розданы, психолог дает всем участникам карточки с отрицательным высказыванием. Группа начинает двигаться так же хаотично и отдать карточку тому, кому хочется. При всем этом в руках у каждого участника должна быть одна карточка с положительным высказыванием и одна с отрицательным.

Таким образом, каждый участник побывает в роли «нападающего» и в роди «жертвы». После завершения упражнения необходимо обсудить, легко ля было выполнять задание и принимали ли участники близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Как правило, участники говорят, что грубые высказывания их не задевают, потому что они их не воспринимают как направленные конкретно против себя. Обычно во время этого упражнения участники сами предлагают различные варианты ответов, которые помогут в реальных условиях спокойно воспринимать негативные высказывания в свой адрес.

Обсудить с участниками тренинга, что легче говорить человеку, позитивное или негативное.

Психолог: - Следующее упражнение направлено на выявление стратегии поведения человека в конфликтной ситуации. Оно проводится не долго. Оно ассоциативно и эффективно.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Цель: выявление стратегии поведения человека в конфликтной ситуации.

Психолог: - Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, что вы – яблоко. Сладкое, ароматное, сочное, красивое, наливное, которое живописно висит на ветке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Далее обсудить, кто желает, свои ответы. Кто-то обладает сильной волей, и не очень заинтересованный в сотрудничестве, тот смог отстоять себя, не выслушав доводы. Кто-то использовав стиль сотрудничества смог договориться, сдерживая свои эмоции, принимая во внимание нужды и желания другой стороны (то есть червяка). Кто-то договорился и каждая сторона в чем-то уступила друг другу. Были и те, кто не пожелал тратить время на разговоры и смирился со своей участью. Тоже самое происходит в отношениях между людьми.

Психолог: - Одним из аспектов эффективной коммуникации является сотрудничество, демократичность. Рисование на прозрачном мольберте способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе. Я приглашаю к мольберту 4 человек для выполнения упражнения.

Упражнение «Молчаливое рисование».

Цель: развитие невербальной коммуникации, умения работать в команде. Участники садятся вокруг мольберта. Им дается задание выполнить рисунки на одну общую тему, не договариваясь, не подсказывая друг другу. На задание дается 5-7 минут. Затем все участники меняются местами и добавляют в рисунок свое видение, не спрашивая, что изображено изначально. На дорисовывание дается 2-3 минуты.

Обсуждение упражнения – 2 минуты:

- Что было труднее: быть начинающим или продолжающим?

- Влились ли вы в общую тему рисунка?

- Было ли трудно догадаться, что изображено на стекле?

- Что хотелось изменить?

Психолог: - Так же как и другие члены коллектива, мы можем руководить легко другими, либо не воспринимать руководство нами. Но мы должны быть толерантными к чужому мнению, действовать в общих целях организации, команды.

Психолог: - На этой арт-терапевтической ноте наш тренинг подходит к концу. Спасибо, что вы были активными.

В преддверии весны мне бы хотелось вам подарить частичку этого прекрасного времени года, цветочки, на лепестках которых написаны пожелания для каждой из вас. Там, где ничего не написано на лепестке, дополните своим собственным пожеланием к самому себе.

Психолог раздает цветы.

Психолог: - В свою очередь мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем тренинге, которое вы можете выразить на лепестках моего цветка. Что вам понравилось? Что не понравилось? Что было, возможно, новым, что бы вы взяли для себя…

На магнитном мольберте прикреплен ватман формата А3 с изображением цветка и пустыми лепестками. Работа по желанию участников.

Психолог: - Спасибо за внимание!

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Тренинг для руководителей по профилактике эмоционального выгорания

Тренинг для руководителей по профилактике эмоционального выгорания...

"Изучение темы самоценности в помощь музыкальным руководителям и психологам "Музыкально-двигательный тренинг Солнечная любовь"

Музыкально-двигательный тренинг "Солнечная любовь" разработан для детей старше-подготовительного возраста в помощь музыкальным руководителям и психологам. Направлен на изучение темы самоценн...

Тренинг: эффективного взаимодействия для руководителей образовательных организаций.

Данный тренинг ставит своей целью не столько научить преодолевать препятствия, сколько показать участникам определенные поведенческие навыки, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жиз...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Тренинг для руководителей ДОО: "Профилактика эмоционального выгорания"

В нашей жизни мы в той или иной степени испытываем стресс. Который в свою очередь влияет на соматическое здоровье. Причин стресса множество. Убрать причины стресса (ситуации) невозможно, но реагироват...