Статья о создании безопасной цифровой среды в ДОО
статья

Шутова Татьяна Алексеевна

Опыт работы детского сада и перспективы по созданию безопасной цифровой образовательной среды в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsifrovaya_sreda.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

1.Цифровой детский сад – эффективный вектор развития имиджа современной образовательной организации

2. Создание цифровой образовательной среды в ДОО как условие повышения эффективности использования интерактивных форм коммуникаций участников образовательных отношений

3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14  «Центр развития ребенка «Золотой ключик» г. Белгорода (Чепелева Е.И., заведующий Шутова Т.А., старший воспитатель)

4. Белгородская область, г. Белгород

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для  современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который  нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных задач является задача создания к 2024 современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Безопасная среда понимается прежде всего в качестве педагогической категории как защищенность жизненно важных потребностей и интересов субъектов образования в доступе к информационным образовательным ресурсам и технологиям в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество образовательного процесса.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств,  обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними.  Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.

 Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации  является единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива,  работает на повышение имиджа учреждения.

  Формирование цифровой образовательной среды в каждой образовательной организации —  процесс уникальный и должен учитывать множество факторов, от материально-технических до кадровых.

  Создание цифровой образовательной среды начали с анализа имеющейся материально-технической базы  на соответствие требованиям ФГОС ДО, планирование  её пополнения, анализа уровня ИКТ – компетентности педагогов, выбора программного обеспечения для формирования цифровой образовательной среды наиболее подходящего для наших условий. В таблице 1 отражено соответствие каждого компонента среды требованиям ФГОС ДО.

Таблица 1.Основные компоненты цифровой образовательной среды МБДОУ д/с №14 г.Белгорода

п/п

Основные компоненты

Удовлетворение требованиям ФГОС

1.

Официальный сайт

Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.

2.

Электронная почта

Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.

3.

Система электронного документооборота

Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.

4.

Система дистанционного обучения

Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников,  в том числе, в рамках дистанционного образования.

5.

Корпоративный портал

Обеспечивает   формирование ИКТ-компетенции педагогов ОУ.

6.

Система поддержки пользователей компьютерной техники

Обеспечивает  условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса.

7.

Электронный табель

Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения

 В процессе проведенного анализа было выявлено, что в учреждении 100% педагогов владеют компьютером с выходом в Интернет на уровне уверенного пользователя. Осуществляют консалтинговую деятельность с семьями воспитанников, социальными партнерами, а также  образовательную деятельность с детьми по средством системы Skype и с помощью веб-камер.  

Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ  «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 год» от 7 мая 2018 г. № 204,  был сделан вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды  ДОУ следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.

Цифровые технологии постепенно становятся важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьями воспитанников.

С этой целью в  МБДОУ д/с 14 г.Белгорода функционирует информационный центр для родителей, который представлен: светодиодной  доской, телевизором, двумя интерактивными мониторами-моноблоками, с помощью которых родители могут узнать информацию о мероприятиях и событиях,  происходящих в детском саду, ознакомиться с нормативно-правовыми документами,   с успехами своих детей,  с необходимой информацией об образовательных услугах и педагогах.  С помощью электронной клавиатуры, которая выводится на экран, родители могут оставлять свои комментарии и пожелания. Такой информационный центр удобен и важен для взаимодействия всех участников образовательных отношений.

В дошкольном учреждении каждую неделю выходит в эфир радио «Все обо всем». Это - эффективная форма сотрудничества с родителями воспитанников. В специально оборудованном компьютерном классе осуществляется запись передач, посвященных различным вопросам обучения и воспитания дошкольников, актуальным направлениям деятельности учреждения. Система оповещения работает в каждой возрастной группе, в коридорах и во всех кабинетах.

Также обеспечивается взаимодействие с родителями воспитанников в электронном пространстве через внедрение дистанционных образовательных технологий и создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «Одноклассники»), проводится онлайн-консультирование на официальном сайте детского сада.

Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить  с применением современных компьютерных технологий.   

 Сегодня многие дошкольные образовательные учреждения оснащаются мультимедийными комплексами, состоящими из интерактивной доски, проектора и ноутбука. Не стал исключением и  МБДОУ д/с №14 г.Белгорода. Педагоги МБДОУ используют интерактивную доску в нескольких направлениях - в образовательной деятельности, как готовые программные продукты, так и авторские программы, на педсоветах, семинарах, родительских собраниях, методических  и досуговых мероприятиях.  В детском саду создана и постоянно пополняется медиатека,  включающая презентации, аудио и видео материалы.

В работе с детьми особую популярность получили современные игровые конструкторы-наборы с элементарным кодированием и программированием Лего WEDO и Лего WEDO -2.

Для физического и эмоционального развития  детей педагогами с успехом используется интерактивный пол, который дает возможность совершать активные действия и получать массу эмоций.

С целью организации коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ оборудованы группы компенсирующей направленности с использованием интерактивных электронных ручек «Знаток», тренажера дыхания «Босс – тренажер», специалистами используются программы «Лонгитюд» для проведения психолого-педагогической диагностики и определения индивидуального маршрута развития ребенка.

Итогом  работы по организации цифровой образовательной среды в МБДОУ д/с №14 г. Белгород можно считать создание ресурсных центров, в которых технологические средства информационных и коммуникационных технологий различной  направленности размещены в разных группах (помещениях) детского сада. Организовано сетевое взаимодействие педагогов, при котором проводится познавательная, исследовательская деятельность с использованием цифрового оборудования с разными группами детей, что позволяет на более качественном уровне реализовать образовательные программы, активнее вовлекать родителей в образовательный процесс, постоянно повышать имидж учреждения.

Используемая литература:

1. Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание.- 1991., № 5 с.35

2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.: Сфера. 2018

3. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М.: Просвещение. 2014

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание безопасной образовательной среды. План музыкального зала.

"...Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим больше всего -- для наших детей". Д. А. Медведев -- в послании Федеральному собранию....

Статья "Конкуренция родителей и гаджетов за внимание малыша в условиях цифровой среды"

Статья будет полезна педагогическим работникам дошкольных учреждений. Это готовый материал для выступления перед родителями на общих родительских собраниях. В статье объясняется почему современные мал...

Консультация для воспитателей "Профилактика и создание безопасной образовательной среды"

Консультация для педагогов "Профилактика и создание образовательной среды". В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность педагогов. учащихся. воспитанник...

« СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЁНКА С ОВЗ В ПРОСТРАНСТВЕ УМНОГО ЗЕРКАЛА «ARTIK MI»

Аннотация. Достижения и множественные перемены в дошкольном образовании в нынешнее время тесно связаны с реновациями в методологической, научной и материальной базы воспитания и образования. В нашем д...

Создание индивидуальной цифровой среды для ребенка дошкольного возраста в пространстве умного зеркала "ArtikMe".

       Создание индивидуальной цифровой среды для ребенка дошкольного возраста в пространстве умного зеркала "ArtikMe"....

Создание безопасной образовательной среды для ребёнка.

Статья "Создание безопасной среды для ребёнка" исследует важность и методы создания безопасной и поддерживающей среды для развития детей.  Важным аспектом, рассмотренным в статье, ...