Краеведение в системе работы детского сада
статья

Логинова Людмила Валерьевна

В данной работе представлены материалы, иллюстрирующие систему работы детского сада  с детьми дошкольного возраста по реализации программы «Край, в котором мы живём». Программа разработана педагогами ДОУ и направлена  на:

  1. содействие овладению детьми   знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность их жизни в условиях Крайнего Севера;
  2.  формирование у детей  экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним;
  3.  формирование у дошкольников  любви к природе Заполярья, знания истории Кольского полуострова, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.

 

Особое внимание уделяется методической работе с педагогами по повышению их профессионального уровня и мотивации, работе с родителями,  а также интеграции задач данной парциальной программы через все образовательные области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 г. Мурманска № 76

Доклад из опыта работы

«Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания

детей дошкольного возраста»

Автор:

старший воспитатель МБДОУ 76 г. Мурманска

Логинова Л. В.

Краеведение как средство гражданско-патриотического воспитания

детей дошкольного возраста

В данной работе представлены материалы, иллюстрирующие систему работы детского сада  с детьми дошкольного возраста по реализации программы «Край, в котором мы живём». Программа разработана педагогами ДОУ и направлена  на:

  1. содействие овладению детьми   знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность их жизни в условиях Крайнего Севера;
  2.  формирование у детей  экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним;
  3.  формирование у дошкольников  любви к природе Заполярья, знания истории Кольского полуострова, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.

Особое внимание уделяется методической работе с педагогами по повышению их профессионального уровня и мотивации, работе с родителями,  а также интеграции задач данной парциальной программы через все образовательные области.

ВВЕДЕНИЕ

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

 Д.С.Лихачёв

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы  привить ребёнку любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, родного края. Унаследование нравственных и эстетических ценностей своего народа – это самый естественный и надёжный метод патриотического воспитания.

Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения традиционной отечественной культуры. Оно  неразрывно связано с  воспитанием нравственных качеств личности, экологичного отношения ко всему окружающему, гражданственного самосознания. Поэтому мы говорим о нравственно-патриотическом воспитании.

1. Система работы по программе «Край, в котором мы живём»

Задачи нравственно-патриотического воспитания детей по программе «Край, в котором мы живём»:

  • формирование интереса к культурному наследию региона;
  • воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,  улице, посёлку, городу;
  • знакомство детей с символами государства и региона, города(герб, флаг, гимн);
  • формирование толерантного отношения к окружающим, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Нравственно-патриотическое воспитание детей осуществляется через   следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детско-родительские проекты, участие в конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников совместно с семьями воспитанников.

Принципы реализации программы нравственно-патриотического воспитания:

  • учёт возрастных особенностей дошкольников;
  • последовательность в воспитании и образовании дошкольников (система работы);
  • взаимодействие семьи, ДОУ, и социума в условиях организованной среды;
  • взаимосвязь образовательной деятельности, воспитания и творчества детей; использование опыта прошлых поколений, традиций региона.

        Отбор содержания работы по Программе проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории, а также с учётом социально-культурных особенностей контингента воспитанников и их семей.

Мы пришли к выводу, что необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения определена социальным запросом: для воспитания патриотических чувств необходимы знания детей о родном крае, его людях, природе, традициях.  И чем точнее, глубже будут эти знания, тем эффективнее окажется процесс формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Однако, на этом этапе выявились и трудности в проектировании образовательного процесса. Наибольшие трудности в организации педагогического процесса испытывали педагоги, обладающие недостаточным уровнем профессиональной компетентности.  Серьёзным препятствием являлась недостаточность учебно-материальной базы, методического обеспечения регионального компонента содержания образования.

Работа с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию включает следующие блоки:

  1. Повышение квалификации педагогов.
  2. Организационно-педагогическая работа.
  3. Контроль за педагогическим процессом.
  4. Оснащение педагогического процесса.

Повышение квалификации педагогов

Организовано своевременное повышение квалификации педагогов по с целью овладения педагогами новыми подходами в работе с детьми, повышения творческого потенциала и психолого-педагогической культуры.

Также педагоги осваивают современные методики в организации образовательного процесса через посещение МО воспитателей. 22% педагогов принимали участие в работе педагогических марафонов МОДЮБ им. В. П. Махаевой, 78% педагогов повышали свой профессиональный уровень на платформе онлайн-марафонов «Педагоги России» и др.

50% педагогов подтвердили свой профессионализм в соответствии с требованиями квалификационных характеристик на первую категорию и 22% педагогов - на высшую.

Организационно-педагогическая работа

проводится в следующих формах:

  • вводный педсовет «Современные педагогические технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольника»
  • консультации: «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края». «Формирование коллективных взаимоотношений у детей в процессе физического воспитания». «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». «Русские культурные традиции и нравственно - патриотическое воспитание дошкольника»;
  • семинар-практикум «Краеведение как средство воспитания патриотизма и экологической культуры дошкольников»;
  • консультация-практикум «Интеграция образовательных областей как условие реализации задач рабочей программы «Край, в котором мы живём»;
  • консультация «Подвижные игры народов Севера»;
  • педагогическая учёба:
  • современные педагогические технологии;
  • квест как образовательная технология
  • открытые просмотры интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром;
  • выставка-презентация «Дидактические пособия по ознакомлению с родным краем»;
  • смотр-конкурс уголков краеведения в группах;
  • участие в III Открытом муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку по патриотическому воспитанию (диплом 3 место);
  • призёр областного праздника «Эколята-молодые защитники природы» (3 место) в номинации «Образовательные организации дошкольного образования»
  • городской центр патриотического воспитания «Юная гвардия», конкурс детского рисунка «великая Отечественная война в Советском Заполярье» (3 место)
  • Лауреат фестиваля песни «Родина, тебе я славу пою». МБУК «Дом культуры «Первомайский» г. Мурманска.
  • Участники VII Областного конкурса чтецов «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!»
  • Победитель в номинации «Лучшее озеленение образовательного учреждения». Общегородской смотр-конкурс по озеленению и благоустройству г.Мурманска «Мой зелёный город - мой уютный дом», 2018 г.

Контроль за педагогическим процессом

  • анализ предметно-пространственной среды групп по краеведению;
  • контроль планирования образовательной деятельности с детьми по краеведению;
  • контроль планирования кружковой работы по краеведению в старшей группе;
  • анализ использования педагогами инновационных форм работы по краеведению;
  • выявление наличия у педагогов профессиональной компетенции

Оснащение педагогического процесса

Оснащение методического кабинета было систематизировано и пополнено.

Методические пособия по гражданско-патриотическому воспитанию:

  • «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник;
  • «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет» Р. С. Буре;
  • «Дни воинской славы» М.Б. Зацепина;
  • «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» автор-составитель Т.В. Иванова.
  • «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г Комратова, Л.В. Грибанова;
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева
  • «Воспитывая маленького гражданина» Т. А. Голикова, Г. А. Ковалёва, С. С Гаранина, Мурманск 1999

Имеются в достаточном количестве разнообразные наглядно-дидактические пособия: сюжетные картины, карточки, серии фотографий, слайд-шоу, схемы для рассказывания и т.д.

Регулярно оформляется подписка на методические журналы: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Инструктор по ФК», «Музыкальная палитра»

Имеется картотека методических ресурсов на электронных носителях:

  1. Ознакомление детей дошкольного возраста с государственными символами России и официальной символикой Мурманской области», Е. Ю. Шемета
  2. «Народная игра и игрушка в практике современного ДОУ», Е. Ю. Шемета
  3. «Региональное содержание литературного воспитания дошкольников» О. Д. Смирнова
  4. Краеведение в системе патриотического воспитания в ДОУ

Собрана детская художественная литература («Сказки северного сияния», Е. Наумов; «Расскажи сказку, чайка» В. Глорец; «В краю поющих сугробов» В. Суслов; «У нас, на Крайнем Севере», «У самого белого моря» О. Бундур и др.); детские энциклопедии «Россия», «Животные России», «Народы России», «Беседы о войне» и др.

Оформлена картотека подвижных игр народов Севера, имеется картотека пальчиковых игр с содержанием регионального компонента.

2. Содержание работы с детьми.

Построение образовательного процесса по освоению программного материала осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности.

На каждом возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу концентричности. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и центрах развития.

В ходе изучения содержания образовательных областей органично включались материалы регионального компонента содержания образования, направленные на воспитание любви к природе родного края, изучение истории своего края, формирование интереса к культурному наследию региона (художественному творчеству, фольклору, играм и др.), духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

Например, дошкольники знакомились с русскими народными подвижными играми и играми народов севера (образовательная область «Физическая культура»). Дети с удовольствием играли в игры народов севера. В этих играх часто используются шутки, оригинальные образы, привлекательные для детей. Одной из самых любимых игр стала игра с убыстряющимися движениями «У оленя дом большой». Движения, считалки и жеребьёвки таких игр несут элемент новизны, что стимулирует детскую любознательность.

Знакомя дошкольников с содержанием образовательной области «Познавательное развитие», педагоги стремились научить детей гуманному отношению к природе родного края. Экологическая составляющая программы реализовывалась в том числе на участке детского сада через создание «Экологической тропы», клумбы ко дню рождения Мурманска, совместные с родителями экологические праздники и тематические прогулки.

Работа на приусадебном участке помогает детям познать природу, развить у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Также педагоги знакомили детей с бытом коренных жителей Кольского Заполярья – саамов, стараясь дать детям образец толерантного отношения к народам разных национальностей, населяющих наш край.

В содержание образовательной области «Художественно-эстетическое» развитие дошкольников органично включалось знакомство детей с народно-прикладным искусством саамов. Изделия народно-прикладного искусства   саамов отражают красоту и необычность северной природы, жизнь и быт. Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента содержания образования способствовала проявлению детьми накопленных знаний и впечатлений в разных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала, предметов быта и украшений саамов.

В музыкальную деятельность детей включалось разучивание песен и танцев, отражающих региональный компонент. Например, песня «Морошка», муз. Г. Гладкова, слова М. Пляцковского; «Песня о Мурманске», автор Г. Малкин; «Мы - дети города героя»муз. Н. Смирнова, сл. Е. Крынжиной и др.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» было обогащено знакомством с творчеством местных поэтов О. Бундура, Н. Колычева и др. Воспитатели читали детям саамские сказки, знакомили с произведениями современных писателей. Дети с удовольствием разучивали, обыгрывали и драматизировали стихотворения о Мурманске и природе родного края. 

Региональный компонент содержания образования является эффективным средством социализации дошкольников. Краеведческий материал программы, скомбинирован в 5 блоков:

  1. Я и моя семья.
  2. Детский сад.
  3. Мой родной город и посёлок.
  4. Природа родного края.
  5. Культура родного края.

Содержание блоков вводится постепенно: от наиболее значимого ребёнку материала (дом, семья) к менее близкому (культурно-исторические особенности региона).

Для работы по каждому блоку составлен тематический план (для всех возрастных групп). Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями (в июне «День защиты детей», в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т.д.), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Работа по каждому блоку:

•        включает занятия, игры, продуктивные виды деятельности, экскурсии, праздники, индивидуальные занятия;

•        заканчивается открытым показом для педагогов и родителей, мультимедийным показом проекта, тематическими занятиями.

Одним из условий успешной реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является сотрудничество с родителями воспитанников и социумом.

В ходе родительских собраний, консультаций, бесед педагоги рассказывали родителям о важности приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края. Родители принимали активное участие в создании предметно-развивающей среды, оснащении и оборудовании уголков краеведения в группах, оборудовании клумб на территории детского сада, активно участвовали в организации тематических прогулок и экскурсий к мемориалу воинам 1-го корпуса ПВО.

3. Реализация программы «Край, в котором мы живём» в системе дополнительного образования ДОУ

Нравственно-патриотическое воспитание детей реализуется и в системе дополнительного образования, организованного в ДОУ через кружковую работу и через партнёрские  отношения ДОУ с субъектами социума.

Взаимодействие с социумом по реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников осуществляется на основе договоров сетевого взаимодействия заключёнными с:

  • МОДЮБ им. В.П. Махаевой;
  • МБУК ДК «Первомайский»;
  • Театром «Сюрприз»;
  • Интерактив-шоу «Сундучок знаний»;
  • Мурманской областной филармонией.

Мероприятия, проводимые сотрудниками учреждений культуры, дают уникальный опыт взаимодействия с социумом воспитанникам нашего, расположенного в удалённом посёлке, детского сада.

В ДОУ силами специалистов организованы кружки для детей старшего дошкольного возраста, с включением региональной составляющей:

  • «Юный лыжник» - кружок спортивной направленности. Занятия в кружке проводятся инструктором по ФК.
  • «Мой родной край» - кружок краеведческой направленности, организованный воспитателями старшей группы.

Мы считаем, что организованная в ДОУ работа по краеведению позволяет привить детям уважение к коренному населению, интерес к традициям и быту народов севера, любовь к родному краю и своей стране.

Включение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ позволяет на знакомом и близком детям материале раскрыть их духовно-нравственный и творческий потенциал, способствовать формированию важного в условиях современного мира качества толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Система работы детского сада по защите прав детей»

Сообщение  на  тему:«Нормативно-  правое обеспечение  по  защите  прав  детей»в  рамках  городского  семинара на  тему:«Система  работы...

Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников

Опыт работы воспитателей МДОУ д/с № 17 по духовно-нравственному воспитанию...

система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников

консультация по системе работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников. Здесь  можно ознакомиться с целями и задачами этнокультурного воспитания, формы реализации работы, формы р...

система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников

консультация система работы по этнокультурному воспитанию дошкольников. Здесь можно ознакомиться с целями и задачами этнокультурного воспитания, с формой работой с детьми и родителями....

«Система работы детского сада по этнокультурному воспитанию дошкольников»

laquo;Система работы детского садапо этнокультурному воспитанию дошкольников»...

Система работы детского сада по речевому развитию (основная и вариативная часть Образовательной Программы )

В статье раскрывается система работы детского сада по реализации парциальных программ и технологий  по образовательной области "Речевое развитие" . Так же затрагиваются ...

Система работы детского сада по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

Описание  системы работы  детского сада по профилактике детского  дорожно – транспортного травматизма...