Календарно - тематическое планирование "Народная игрушка"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Снегова Людмила Евгеньевна

Календарно - тематический план  помогает педагогам в планировании мероприятий по данной теме с детьми старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Народная игрушка

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

ВТОРНИК – 01.12

УТРО

Беседа «Для чего нужны игрушки».

Цель: уточнить представления о том, для чего нужны игрушки.

Речевое развитие.

«Изделия хохломской росписи»

Цель: формировать способность детей к диалоговой речи, учить отвечать на вопросы  по данной теме .

П/и «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель -  упражнять в прыжках на двух ногах.

Х/и «Пузырь

Инд. работа

«Ложка хохломская» - изображение узора на ложке с Вероникой

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, внимания

Предложить волшебный экран

Игра в шашки

Цель: развитие мышления, памяти, логики и внимания

Беседа с детьми на тему: «Дорога – опасно!

Цель - продолжать разъяснять детям, что переходить дорогу можно только со взрослыми, ходить можно по обочине.

С\Р игра «Кафе Сластена» - семья

Цель: Учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью;

Внесение атрибутов к с/р играм;

Внесение посудки для кухни- кастрюльки, сковородки.

Внесение крупного строительного материала.

Разместить подборку иллюстраций на тему

«Знакомство с разнообразными изделиями расписанными хохломском узором»

Консультация

«Помогаем ребенку познавать мир»

Индивидуальное консультирование по запросам родителей

НОД

1.Познавательное развитие – Н.В. Нищева «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет)». – СПб.; ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. Тема: «Зима. Зимующие птицы» Занятие№9 закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, совершенствование навыков сравнения и уравнивания, закрепление знаний о нуле, актуализация наречий вчера сегодня завтра.

Мотивация: «Упражнение «У кормушки» Способы: игровые упражнения, пальчиковая гимнастика Средства: два ведерка, семечки, тетради

2.Физическое развитие .Л.И.Пензулаева.Физическая культура в детском  саду. Старшая группа №. 1 упражнять детей в умении сохранять в беге правильную дистанцию друг от друга; разучить ходьбу по наклонной доске с сохранением равновесия; повторить перебрасывание мяча

Мотивация: игровой персонаж, Способы: игровая ситуация, подвижная игра  Средства: предметы – обручи, ленточки

ПРОГУЛКА

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время

П/И « «Эстафета», Цель: развитие двигательной активности

Индивидуальная работа: упражнять в беге через разные препятствия с Викой

Цель: развитие навыков бега через препятствия

Игры с движениями «Дует, дует ветер» «Мы пилим»

Труд: очистка лавочек от снега Продолжать развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре

П/игра «Змейка» Цель: учить детей не расцеплять руки, передвигаться оставаясь в цепочке

Самостоятельная деятельность

ООД

3.Познавательное развитие – Народная культура «. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. Санкт – П. Изд. «Детсво – Пресс» 2006 г. №14 «Здравствуй, зимушка- зима!». Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз!» Мотивация: Загадка, Способы: поговорки, беседа, заклички, Средства: Презентация, иллюстрация

ВЕЧЕР

Д/и «Найди два одинаковых кубика»

 Из 4- 5 кубиков нужно найти два одинаковых и объяснить свой выбор.

Речевое развитие.

Беседа с детьми на тему «Какую одежду носят зимой», обогащать словарь детей по теме «Одежда» Д/И «Одень мальчика» (на магнитах)

Физ.развитие 

Игра «Поезд»

Цель: упражнять детей двигаться в разном темпе.

Инд. работа по лепке .С/Р игра «Кафе Сластена» - Семья

Мастерская «Чашка с ручкой»

Цель –продолжать учить детей лепить палочки, аккуратно раскатывая пластилин между ладонями прямыми движениями с Артуром

Экспериментальная деятельность «Свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега

  Поручения  индивидуальные и коллективные «Как мы соблюдаем порядок»

Цель - Приучать соблюдать порядок и чистоту в группе. Воспитывать желании е принимать участие в посильном груде( уборке игрушек).

С/К «Сказочная гжель» развивать умение замечать изменения в оформлении групповой комнаты

«Познакомим матрешку с игровым уголком», Цель: напомнить детям названия предметов находящихся в игровых уголках.

Беседа о красоте зимней природы.

Цель: развивать интерес детей к красоте окружающей природы.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

СРЕДА  - 02.12

УТРО

Побуждать детей спокойно заходить в группу, прислушиваться к указаниями взрослого.

«Утро радостных встреч»

Беседа: «Ложки хохломские» «Матрешки», «Чем играли наши бабушки?»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями,  с народным декоративно – прикладными искусством (Дымково, Городец, Гжель); Расширять представления о народной игрушке (Матрешка, Городецкая, Семеновская)

Индивидуальная работа по познавательной деятельности с Юлей и Варей. Д/И «Парные картинки»

Цель: закрепление сходства и отличия предметов и название этого сходства

Наблюдение в уголке природы за фикусом (строение, цвет листьев, разрыхлить почву) с Алешей

Трудовое поручение: «Полей цветы из лейки»

Цель: приобщение детей к труду взрослых; умение аккуратно полить цветы, желание помочь взрослым выполнить посильный труд

Загадки о предметах личной гигиены

Цель: воспитание КГН

Дополнение уголка «Хохломские изделия» играми и дидактическим материалом

Атрибуты Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

Рекомендовать родителям обсуждать с детьми жизнь в группе

НОД

1.Речевое развитие Восприятие художественной культуры В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Старшая группа», стр60., № 1    Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Мотивация: Игровой персонаж, Способы: Художественное слово, беседа Средства: иллюстрации зимы, презентация с иллюстрациями

2.Музыкальное развитие - музыка

Тема: «Зимушка – зима»

 Цель: Продолжать развивать представления о видах маршей. Побуждать детей эмоционально воспринимать характер маршей, выражать своё отношение, высказываться о характере. «Зимушка хрустальная» А.Филиппенко «Зайцы и лиса» муз.Олифировой Л. Полька»В.Косенко «Зайцы и лиса»муз.Олифировой

Мотивация: Сказочка «Красная шапочка и серый волк», Способы: танец, песня, распевка, упражнение на развитие мелкой моторики

ПРОГУЛКА

Наблюдение за снегопадом. Исследовательская деятельность: рассмотреть через лупу снежинки

-Что мы увидели? (снежинки узорные)

-Что это значит? (Одинаковых нет)

Цель: расширение представлений детей снежинках, снеге (хрупкий, мокрый, липкий)

Индивидуальная работа: прыжки на одной ноге с Герой и Варей Я

Индивидуальные физические упражнения. Метание в цель с Вероникой и Алешей

Труд: сметание снега с лавочек

Цель: развивать у детей разнообразные виды движений; учить выполнять движения по образцу

Игра на гармонизацию отношений «Назови ласково» для укрепления психологического комфорта в группе

Самостоятельная деятельность с выносным материалом П/И «Гуси» «Горелки»

Эстафета «Кто быстрее7»

ООД

Познавательное развитие   О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа». Стр. 53, №  7 Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную

 отзывчивость.

Мотивация: проблемная ситуация. Способы: рассказ, беседа Средства: презентация, иллюстрации, игровой материал

ВЕЧЕР

Беседа на тему: «Игрушки из бабушкиного сундука» (составление описательных рассказов)

Цель: развитие устойчивого интереса к народному творчеству и искусству, сформировать уважение к труду и таланту мастеров

Хороводная игра «Был у бабушки козел» поднять движение

Цель: развитие внимание, умения соотносить слова с действием и выполнять движение

Д/И «Узнай узор»

Цель: закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи с Викой и Артемом

С\Р игра «Кафе – Сластена» -семья

побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Ситуативный разговор на тему: «Исчезли краски – чем можно расписать посуду?»

Цель: учить детей рассуждать, анализировать и развивать речь

Предложить детям работу в физкультурном уголке для отработки навыков ловкости при броске мяча в цель Выставка книг: «Русские народные сказки»

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

ЧЕТВЕРГ  - 03.12

УТРО

Познавательно – исследовательская деятельность «В гости к русским мастерам»

Цель: знакомить с национальным декоративно – прикладным искусством.

Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах

Рассматривание посуды Гжельских мастеров. Альбом декоративно прикладного искусства

Д/И «Чей сувенир?»

Цель: углублять знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел

Побуждать интерес к талантам народных умельцев с Варей и Вероникой К.

Д/И «Счет и уравнивание множества»

Цель: закрепление навыков счета в пределах 10

Волшебный экран

Игра в шашки

Трудовое поручение: «Протирание пыли с листочков комнатных растений»

Цель: развивать трудовые навыки. Желание заботиться о комнатных растениях

Предложить детям настольно печатную игру. «Русские узоры»

Подготовка к ООД дидактический материал

 

Рекомендовать родителям приобщить детей в домашних условиях к народным промыслам и игрушкам

Консультация по запросам родителей, ответы на вопросы, интересующие родителей

НОД

1.Художествнно- эстетическое развитие Рисование 1.Т.С.Комарова.Изобразительная деятельность в детском саду.  Старшая группа

Стр. №38«Зима». Развивать у детей умения передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

Мотивация: сюрпризный момент, Способы: презентация, иллюстрации Средства: инструменты для рисования, листок

2.Речевое развитие. Логопедическое Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа)- СПб:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО- ПРЕСС»2017 г. Тема: «Зима. Зимующие птицы» Занятие №  стр. активизация словаря по теме: Зима. Зимующие птицы; развитие синтаксической стороны речи, совершенствование слоговой структуры слова, развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, тактильной чувствительности

Мотивация: вывешивание на участке кормушки Способы и средства: игра с мячом. Пальчиковая гимнастика

ПРОГУЛКА

Наблюдение за неживой природой, за песком. Цель: обратить внимание на следы, которые остаются после на земле: в одной почве нога вязнет, а в другой остаются следы, но ноги сухие.

Дети, зная свойства песка и глины, объясняют причину

П/И «Совушка»

Цель: развивать двигательную активность детей, вызвать у детей добрые чувства друг к другу

Индивидуальная работа по ИЗО: закрепить умение рисовать ствол дерева (Варей Я)

Дидактическая игра: «Третий лишний» с природным материалом.

Цель: развивать наблюдательность, мышление, речь с Артуром

Помощь дворнику в уборке  на участке детского сада

Цель: привлечение детей к труду и помощи взрослым; умение выполнять работу взрослых, правильно держать метелку или лопатку аккуратно убирать снег

 Свободное общение «Могут ли деревья лечить?» «о пользе деревьев и кустарников»

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом

ООД

3.Физическое развитие .Л.И.Пензулаева. Физическая культура в детском  саду. Старшая группа №2 упражнять детей в умении сохранять в беге правильную дистанцию друг от друга; разучить ходьбу по наклонной доске с сохранением равновесия; повторить перебрасывание мяча

Мотивация: игровой персонаж, Способы: игровая ситуация, подвижная игра  Средства: предметы – обручи, ленточки

ВЕЧЕР

Знакомство детей с тряпичной куклой.

Показ иллюстраций, как изготавливалась кукла, рассказать о традициях; кукла не только игрушка, но и в старину и показатель умения и мастерства

Цель: дать представление о народной игрушке, народных промыслах, позабавить детей; воспитывать характер, ум, волю, развивать нравственные чувства

 Д/И «Составь узор»

Цель: учить детей составлять узор из элементов, учить передавать последовательность и наличие элементов с Варей и Алешей

Чтение сказки «Теремок» - развитие памяти, вспомнить сюжет сказки, выделить понравившихся героев

Ситуативный разговор на тему: «Вредные привычки» «Мой внешний вид»

Цель: развитие речи и обогащение словаря, умение вступать в беседу по данному вопросу

 Предложить детям работу в уголке экспериментирования и опытов. Наблюдение за песочными часами. Практическое выполнение игры с песком и фигурами

Изготовление деревьев, солнышка для театральной деятельности

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

ПЯТНИЦА  - 04.12

УТРО

Рассматривание народных хохломских изделий, которые есть в группе

Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой, привить любовь и уважение к прошлому и настоящему, вызвать положительные эмоции у детей при знакомстве с мастерством народа

Д/И «Собери из частей матрешку»

Цель: развитие образного внимания, мышления и воображения

Д/И «Откуда эта птица?»

Цель: развитие зрительного восприятия и воображения, умение рассказывать, развивая речь и обогащая словарный запас с Юлей

Д/И «Собери в кузовок слова с ОК»

Цель: развитие речи, словарного запаса, грамматического строя речи

Рассматривание погоды за окном, определение характерных признаков погоды (пасмурная – солнечная, снег – ветер)

Работа  с календарем природы

Цель: формирование у детей знания по определению характера погоды

Подготовка счетного материала занятия по ФЭМП, способствующий наглядному материалу

Рассматривание иллюстраций художников «Зимний пейзаж»

Беседа по картине, отвечаем на вопросы (что изображено, какое время года, что в центре и т.д.)

Консультация «Расскажи детям об игрушках, в которые вы играли в детстве»

   

Делимся впечатлением о прошедшей недели, высказываем пожелания и рекомендации родителям

НОД

1.Художественно – эстетическое развитие  Аппликация    Т.С. Комарова «Изобразительная  деятельность в детском саду»Старшая группа  №39    «Котенок». Развивать у  детей навык создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание глины между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения.  Передавать в лепке позу котенка.

Мотивация: Сюрпризный момент. Методы: беседа, показ, практическая деятельность Средства: инструменты для лепки

2.Физическое развитие. Физкультура.Л.И.Пензулаева.Физическая культура в детском  саду. Старшая группа № 3 разучить игровые упражнения с бегом и прыжками, упражнять в метании снежков на дальность

Мотивация: Игровой персонаж, Методы: игровые упражнения, подвижная игра. Средства: Мячи, мешочки

ПРОГУЛКА

Целевая прогулка по территории детского сада «Какие деревья я узнал»

Цель: совершенствовать умение детей узнавать и называть деревья, растущие на территории детского сада

«Семья» Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи

П/И «Догонялки» «Беги к дереву»

Цель: развитие двигательной активности детей

Сюжетно – дидактическая игра «Юные защитники леса»

Побеседовать с детьми об опасных ситуациях связанных с деревьями

Формировать представления об опасностях, связанных с деревьями (пожары в лесу, быстрое возгорание деревянных сооружений, падение веток, деревья во время сильного ветра, опасность нахождения под деревом во время грозы

«Как правильно одеваться зимой на прогулку?»

Формирование умений быстро и аккуратно одеваться, правильно обуваться – с подгруппой, индивидуально (каждый день).

Воспитывать заботливое, бережное отношение

П/и: «Мы веселые ребята» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.

 Труд. поручения: подмести лавочки от снега.

Сюжетные игры по выбору детей.

Трудовые поручения.

Экспериментирование со снегом (изменение формы).

ВЕЧЕР

Слушание «Русские матрешки» сл. А. Осьмушкина, муз. В. Темнова; «Русская матрешка» муз. Варламова ; «Ой да мы матрешечки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чирилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз.Чичкова

Цель: развитие музыкального  слуха и внимания

Д/И «Мозаика» Составь узор» -

Цель: развитие мелкой моторики, восприятие, внимание с Вероникой

Д/И «Часы на развитие речи»

Цель: развитие фонематического строя речи, умение слышать звуки в словах

Предложить волшебный экран

Игра в шашки

Разучивание народных игр: «Яша», «Горшок», «Карусель»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуре, помочь напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России

Рассматривание иллюстраций, книг с изображением народных игрушек, хохломских изделий

С\Р игра «Кафе Сластена. Семья»

Цель: Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре:

вывеска кафе, создание меню, блокнотов для официантов, рисование и лепка (из теста) продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"

Материал будет полезен для воспитателей детских садов....

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Календарно -тематическое планирование тематического блока «Празднуем День народного единства», тема дня «Российский флаг» в подготовительной группе

Материал предназначен для воспитателей подготовительной группы. Автор работы воспитатель МБУ д/с № 199 " Муравьишка" Губайдуллина Г.М. г. Тольятти...

Календарно-тематическое планирование тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" тема дня "Сезонные изменения в старшей группе

В данном методическом материале представлен пример календарно-тематического планирования тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" с темой одного дня "Сезонные изменения" в старшей группе детског...