аналитическая справка по итогам тематического контроля
материал

Гнатюк Светлана Александровна

аналитическая справка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

Аналитическая справка

 по итогам тематического контроля:

«Организация работы по речевому развитию детей через использование различных форм и видов детской деятельности»

ЦЕЛЬ: Определение эффективности работы в СП «Детский сад «Янтарик» по формированию у детей грамматически правильной речи.

Проверка проводилась с 19.10 по 23.10 2020 года.

Тематический контроль был осуществлен в двух корпусах, во всех группах СП «Детский сад «Янтарик», кроме 1 младших групп.

Были проанализированы следующие вопросы:

1.

Педагогическая диагностика уровня формирования грамматического  строя   речи у детей;

2.

Уровень профессионального мастерства воспитателей по формированию грамматического строя речи у дошкольников;

3.

Обследование предметно-развивающей среды в группах;

4.

Планирование работы с детьми по развитию речи воспитанников;

5.

Информированность родителей по данному вопросу, взаимодействие детского сада и семьи по проблеме.

Использовались следующие формы и методы контроля:

  1. Наблюдение за детьми в режимные моменты; заполнение диагностических карт;
  1. Наблюдение за воспитателями, взаимопосещение, заполнение карты профессионального мастерства педагогов;
  1. Обследование предметно-развивающей среды в группах,     заполнение карт проверки;
  1. Анализ планов воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах; заполнение карт проверки;
  1. Анализ наглядной информации для родителей в группах; анализ планирования и проведения совместных мероприятий и родительских собраний по данной теме. Анкетирование.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее:

1. Речевое развитие детей дошкольного возраста проводится по педагогической  диагностике речевого развития дошкольников Верещагина Н.В. (обследование связной речи и грамматического строя речи).

В обследовании принимали участие 32 групп:

2-мл гр : 4

Средние гр: 9

Старшие гр: 7

Подготовительные гр: 12

Количество обследуемых: 694 ребенка.

        Анализ характеристики коммуникативных умений детей по связной речи показал:

-  дети умеют самостоятельно составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

- при составлении рассказов некоторые дети дают имена героям и клички животным;

- пополняют рассказы, передавая сюжет дополнительными действиями;

- используют разные виды предложений (вопросительные, восклицательные, повествовательные);

- употребляют предлоги;

- умеют придумывать название составленному рассказу.

        Однако, у некоторых детей присутствуют пропуски важных моментов действий, простые перечисления действий персонажей. Необходимо было задавать наводящие вопросы. Дети использовали простые и короткие предложения. Но смысл и основная тема соответствовали требованиям к структуре составления рассказа.

Связная речь

        Речевыми навыками связной речи по ОО «Речевое развитие» в СП «Детский сад «Янтарик» владеют:

Начало года

Уровни:

1 корпус

2 корпус

Общий по СП

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

37 чел. (13%)

184 чел. (65%)

62 чел. (22%)

66 дет. (16%)

258 (63%)

87 (21%)

103 (15%)

442 (64%)

149 (21%)

Основная масса участников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствует среднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.

С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35% дошкольников.

Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.

Если говорить про задание на словообразование, то достаточно большое количество детей (75%) справляются с подобными заданиями успешно. Однако, не всегда удавалось дошкольникам составлять формы таких слов как таз, плечо .

Общий словарный запас средний и высокий у 79% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 21% обследуемых.

Результат: У  многих  детей  не сформирована  связная  речь,  признаками  которой  являются  содержательность,  логичность, последовательность. Существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Грамматический строй речи

Цель: умение согласовывать слова в предложениях: сущ. с числ., прил. с  сущ., правильно образовывать форму мн.ч. сущ., называние детенышей животных, правильно использовать предлоги в речи, образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных.

При обследовании грамматического строя речи,  у детей наблюдается правильное употребление сущ., прил. во всех падежах ед. и мн.ч..  Некоторые трудности дети испытывали при употреблении сущ. в родительном и именительном падежах, мн.ч. (два стульев, три шариков и т.д.). Умеют правильно использовать предлоги: НА,В, ЗА, С, ПОД, НАД, МЕЖДУ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ПЕРЕД. Были трудности в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Начало года

Уровни:

1 корпус

2 корпус

Общий по СП

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

24 чел. (9%)

171 чел. (60%)

88 чел. (31%)

75 (19%)

238 (57%)

98 (24%)

99 (14%)

409 (59%)

186 (27%)

Критерии оценки:

-с заданием справился (высокий);

-с задание не справился (низкий);

-задание выполнено частично (средний).

Таким образом, результат обследования в общем по СП «Детский сад «Янтарик» грамматического строя речи показал:

С заданиями справились-14% детей;

Задание выполнено частично-59%;

С заданием не справились-27%.

Общий показатель развития грамматического строя речи по среднему и высокому уровням: 73% дошкольников. Низким уровнем, исходя из результатов методики, обладают 27% обследуемых.

Рекомендации: продолжать работу по развитию грамматического строя речи детей, используя новые формы и методы работы (мнемотаблицы, составление загадок, игры - беседы, оживления, игры – фантазии, сочинение сказок и т.д.), больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.

       Педагогам осуществлять более тесную связь с родителями через проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, родительских собраний, с  работой логопеда, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от ближайшего окружения.

       

Вывод: таким образом, речевое развитие детей в СП  «Детский сад «Янтарик», на начало 2020-2021 учебного года, соответствует среднему уровню программных требований.

2. Анализ профессионального мастерства воспитателей  по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

         С целью повышения профессиональных возможностей педагогов и актуализации их знаний методики развития речи проведены консультации:

- «Использование малых фольклорных форм для развития навыков связной речи в разных видах деятельности у детей с ОНР» (1 корпус учитель-логопед Кузнецова Л.А.; 2 корпус учитель-логопед Федотова Л.В.)

- «Развитие речи в процессе формирования ФЭМП» (1 корпус воспитатель Минебаева Г.А., 2 корпус воспитатель Карпова Л.И.),

- методический час «Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста» (старший воспитатель Шашкова С.В.),  

- мастер-класс: «100 методов, приемов, способствующих развитию речи у дошкольников» (старший воспитатель Субеева Е.А.),

- семинар практикум  «Риторика для воспитателей» (старший воспитатель Гнатюк С.А., старший воспитатель Ларионова Д.С., учитель логопед Федотова Л.В.)

- школа молодого педагога «Организация НОД и написание технологической карты для открытого занятия» (старший воспитатель Шашкова С.В.).     

   

В ходе контроля было организовано посещение НОД в группах 1 корпуса:

Средняя группа «Фантазеры», воспитатель Хабибулина Л.М., тема «Спасти Айболита».

Средняя группа «Восток», воспитатель Ермолаева Е.А., «В гости к Гному».

Старшая группа «Звездочки», воспитатель Фаретдинова А.А. «Дружба. День народного единства».

Во втором корпусе прошли открытые просмотры НОД у педагогов:

1. Пшонкиной О.Ю.: НОД по ФЭМП с детьми среднего дошкольного возраста группы «Капитошки»,  на тему «В гости к бабушке»;

2. Зуевой С.Н.: НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста группы «Семицветик», на тему «Осень в гости к нам пришла»

3. Коняевой Е.Г.: НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Знайки», на тему «Путешествие в город Красивой речи».

     Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в каждом занятии присутствует организационный момент, создается мотивация детей на предстоящую деятельность, происходит поиск решений проблемы.  Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

   Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития грамматически правильной речи детей. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом воспитанников, динамические паузы своевременны.

  Однако речевая плотность НОД во всех группах не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями.

    По результатам самоанализа деятельности педагогов по развитию речи выяснилось следующее: воспитатели уверены в своих знаниях методики развития речи детей дошкольного возраста и применяют различные методы и приемы в практической деятельности; считают, что хорошо владеют точностью и ясностью выражения мыслей; умеют строить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты.

  В работе воспитатели используют такие методы и приемы по развитию речи:  объяснение значений слов путём показа картинки; сопоставление слова с другими словами; объяснение этимологии слова; составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом; пояснение слова другим словом, близким по значению; объяснение значения слова через его определение;  закрепление слов через деятельность; вопросы к детям (что это? какой?   что делает?  где?  когда?); словесные дидактические упражнения; дидактические игры-загадки; дидактические игры на группировку и классификацию предметов; игры-небылицы.

      Анализируя результаты карт профессионального мастерства, выявлено, что педагоги на достаточно хорошем уровне владеют знаниями о методах, приемах и формах работы по развитию речи.

Уровни:

1 корпус

2 корпус

Общий по СП

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

21 чел. (58%)

6 чел. (17%)

9 чел. (25%)

19 (79%)

4 (17%)

1 (4%)

40 (68%)

10 (16%)

10 (16%)

 Вывод: Общий показатель профессионального мастерства воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста по среднему и высокому уровням составляет: (50 чел) 84 % педагогов. Низким уровнем, исходя из результатов, обладают (10 чел) 16% обследуемых.

3.

Обследование предметно-развивающей среды в группах.

           В группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных и предметных  картинок по развитию речи, разнообразный дидактический материал, книжные уголки для детей.

           Созданная предметно – развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

           Оформленные в группах  книжные уголки отражают возрастные особенности детей. Наиболее удачным с точки зрения соответствия рассматриваемой проблеме является материал  в старших и  подготовительных  группах.

После проведенного обследования предметно – пространственной среды выяснилось, что наиболее наполненная и разнообразная среда в группах:

2 корпуса: Гномики, Почемучки, Карамельки, Умка, Облачко, Светлячок, Капитошки;

1 корпус: Лунтики, Звездочки, Капельки, Комета, Спутник, Орбита.

Наполняемость групп находится на среднем уровне:

1 корпус: Астрономы, Солнышко, Лучики, Союз, Фантазеры;

2 корпус: Знайки, Семицветик, Веснушки, Радуга, Одуванчик;

Наполняемость групп на низком уровне:

1 корпус: Марсиане, Космонавты,

2 корпус: Василек, Колокольчик.

           В книжных уголках старших и подготовительных,  средних групп приобретено достаточное количество соответствующих возрасту детей тематического и раздаточного материала демонстрационных и раздаточных карточек.

           Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги.

           Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, фабричные и изготовленные своими руками, в том числе на развитие грамматического строя речи. Картотеки дидактических игр обновлены. В старших и подготовительных,  средних группах, подобраны игры, направленные на формирование основ первоначальной грамоты, в т.ч. развивающие умение детей делить слова на слоги, составлять предложения, упражнение в различении гласных и согласных.

            В зоне сюжетно – ролевых игр в группах созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам сюжетно ролевым играм и театра.

            Во всех группах в достаточном количестве методической литературы и пособий по речевому развитию воспитанников.

           Однако, во 1-х мл группах «Солнышко» и «Лучики» необходимо большее разнообразие видов театра (вязаные куклы и пальчиковый театр), нет ширмы для театрализованных игр. Во второй мл. группе «Василек» недостаточное кол-во атрибутов для сюжетно ролевых игр, нет картотеки по сюжетно ролевым играм и театрализованным представлениям, а также разнообразить виды театра.

Рекомендации: воспитателям всех возрастных групп организовать создание Книжкиной больницы, книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин произведения, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток. Воспитателям 2-й группы раннего возраста разнообразить виды театров.

Вывод: в группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей.

4.  Анализ планов воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах; заполнение карт проверки; 

       Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к НОД, регулярно их проводят, планируют и организуют работу по развитию речи детей, регулярно планируется словарная работа; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; формирование связной речи и рассказывания; воспитание любви и интереса к художественному слову.

       В режимных моментах планируется индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме; дидактические игры; рассматривание предметов, игрушек, явлений природы; работа в книжных уголках; досуги, развлечения. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми словесного творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

       Планируется работа с семьей: консультации - «Речь и игра рядом всегда», «Речевая готовность детей к школе», «Речь и игра – рядом всегда»; беседы: «Развитие детей младшего возраста», «Какие сказки читать детям»; папки-передвижки: «Книга – лучший друг детей»; стенды, памятки, анкетирование «Книга в жизни ребенка»; родительские собрания: «Развитие речи детей среднего возраста», «Речевое развитие ребенка».

        Однако, в планировании детских игр, наблюдается однообразность в традиционные сюжетно-ролевые игры, мало планируется игр с современным сюжетом (МЧС, Банк и т.д.). Недостаточно планируется игр-драматизаций, режиссерских игр. Очень мало используют в работе с детьми именно дидактические игры на грамматический строй речи. Не во всегда прослеживается применения такого вида деятельности, как заучивание наизусть. Упущена работа с детьми в книжных уголках, планирование показа театрализованных представлений для младших сверстников.

Вывод: Планирование ведется удовлетворительно.

5. Анализ наглядной информации для родителей в группах; анализ планирования и проведения совместных мероприятий и родительских собраний по данной теме.

          В каждой возрастной группе имеется план работы с родителями на учебный год, разработанный материал для консультаций в соответствии с заданной тематикой, проводятся родительские собрания. Еженедельно выставляется и обновляется наглядный материал на стендах для родителей. Проводится совместная деятельность с родителями: досуги, развлечения, чаепития и .т.д.

Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников.

         В компенсирующих группах «Умка» и «Астрономы» ведется работа с родителями совместно с учителем - логопедом по данной проблеме через родительские уголки, информационные папки, родительские собрания, праздничные мероприятия, индивидуальные беседы. Но, все-таки, необходимо больше беседовать с родителями индивидуально, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

          Вывод: большинство родителей начинают осознавать значимую роль семьи в речевом развитии детей: следят за речью ребенка, отмечают и исправляют ошибки.

       

 Вывод по тематическому контролю

          Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития правильного грамматического строя речи детей актуальна, и она в учреждении решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. В группах созданы условия для развития разных видов речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.

          Состояние работы в СП «Детский сад «Янтарик» по речевому развитию детей через использование различных форм и видов детской деятельности считать удовлетворительной.

Рекомендации:

1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей через использование различных форм и видов детской деятельности.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

2. Продолжать работу по развитию правильного грамматического строя речи детей: составлять распространенные предложения разных типов, побуждать малоактивных детей к высказываниям, ответам словосочетаниями (младшие группы) или предложениями (средние и старшие группы) для повышения речевой плотности ООД.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

3. В книжных уголках групп разместить картинки для пересказа и составления рассказов, а также мнемотаблицы и модули сказок и произведений. Периодически оформлять тематические выставки, вовремя менять материал.

Ответственные: воспитатели старших, подготовительных  групп.

Срок: май 2021г.

4. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом для развития грамматического строя речи детей. В младших групп уголки пополнить  куклами разного вида (вязаные, пальчиковые и т.д.).

Ответственные: воспитатели групп

Срок:  март  2021г.

5. Активизировать индивидуальную работу с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: март   2021г.

6. Повысить профессиональную компетентность педагогов о цифрализации образовательной среды в ДОУ.

                                                                                  Ответственные: старшие воспитатели

Срок: в течении года

19.11.2020г.

Старший воспитатель:        ___________________ /Гнатюк С.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам тематического контроля в ДОУ "Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: провести анализ организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (анализ реализации дорожной карты)...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме ДОУ»

В  аналитической справке подробно описывается проведение тематической проверки, направления работы (с педагогами, с детьми, родителями, планирование воспитательно-образовательной работы, организа...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

Материал содержит аналитическую справку по итогам тематического контроля "Организация коррекционно-логопедической работы в ДОУ"...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

Представляю аналитическую справку по итогам тематического контроля "Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию у детей элементарных математических представлений" . ...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».

Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: « Организация работы по экологическому воспитанию детей».Согласно годовому плану  в ДОУ была проведена тематическая про...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду»

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду»Программа тематического контроляСроки: с 21января по...