Педагогический совет "Организация работы по развитию речи в ДОУ"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

Актуальность, проблемы речевого развития и организация работы по развитию речи в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет:

«Организация работы по развитию речи в ДОУ»

Старший воспитатель: Кожевина  Анна Юрьевна

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в организации работы по развитию речи, в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

СЛАЙД № 1 Тема педсовета

Тема нашего педсовета: «Организация работы по развитию речи в ДОУ»

Повестка.

1.Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, причины нарушения речи в дошкольном возрасте. ФГОС ДО: область речевое развитие (содержание, задачи).  А.Ю.Евдокимова

2.Условия успешного развития речи в младшем возрасте. Н.В.Ларионова

3.Современные образовательные технологии для развития связной речи. А.А.Молчанова

4.Развитие речи с использованием дидактических игр.

5. Организация работы по развитию речи в средней группе. О.А.Кузнецова.

6.Итоги тематического контроля.

7.Мозговой штурм.

8.Принятие решений.

                                                  Ход.

Проблема развития речи является одной из актуальной в настоящее время. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах.

 СЛАЙД 2 Причины низкого уровня развития речи:

1.У детей дошкольного возраста  недостаточно сформированный навык построения связного высказывания.

-связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

-состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности высказывания очень низкий.

-Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

 СЛАЙД 3

2.При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

3. Недостаточная подготовка к занятию.

-Не продумана организация занятия, зачастую занятия проходят монотонно, сухо, не интересно для детей:

 не продумываются вопросы; нет мотивации; нет игровых и сюрпризных моментов; нет проблемных ситуаций и вопросов; мало  наглядности;  нет интеграции; заглушается  инициатива детей, речь воспитателя не эмоциональна;

 4.Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная, доступная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

5. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

 СЛАЙД 4  

 ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

 

СЛАЙД 5           

                ФГОС дошкольного образования: речевое развитие 

Содержание образовательной области речевое развитие:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  

  различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

СЛАЙД 6           Задачи  образовательного процесса:

1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.

2. Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.

3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.

4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).

5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.

6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям к его инициативе.

Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

СЛАЙД 7

Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости пяти  компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков)

2.Грамотное, рациональное, системное  планирование работы по развитию речи.

3. Систематические занятия по развитию речи.

4. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

5. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок, уголок книги.

Про условия успешного речевого развития расскажет Н.В.Ларионова.

Какие существуют современные технологии для развития связной речи и как их использовать расскажет  А.А.Молчанова

О развитии речи с использованием дидактических игр, упражнений и их планировании нас познакомит А.И.Михайлова.

Об организация работы по развитию речи в средней группе. О.А.Кузнецова.

                      Анализ тематического контроля

Согласно годовому плану в феврале месяце был проведен тематический контроль по Развитию речи детей в ДОУ.

Задача контроля: Определить эффективость воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ       по речевому развитию детей; выявить уровень речевого развития; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по данному вопросу.

Содержание контроля:

1.Оценка планирования работы

Материал:  

Карта проверки календарного плана

2. Создание условий для формирования речевого развития  детей.

- методическое обеспечение

- наличие разнообразных игр, пособий в, таблиц, схем, макетов, моделей и т. д.

- иллюстративного материала, фото альбомы

- с/р игры

- наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

Материалы:

Карта проверки предметно-развивающей среды методического кабинета.

Карта проверки предметно развивающей среды группы (речевые уголки, уголки кники).

3. Обследование уровня развития детей. Знания, умения, навыки детей в соответствии с программными требованиями.

- культура общения

- развитие диалогической речи

 Материалы:

Карта контроля организации НОД

4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем

Материалы:

Карта контроля организации НОД

Карта анализа педагогического мастерства педагогов.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.

Материалы

Изучение перспективных и календарных планов.

Анализ материалов род. уголка, планов.

Деятельность детей и педагогов на занятии

            В ходе контроля согласно графику и сетке занятий было организовано посещение занятий по Развитию речи и Ознакомлению с художественной литературы.

Было установлено, что программное содержание НОД соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей.

НОД  планируется согласно перспективным планам.

Воспитатели готовятся к занятиям, но все же у большинства  воспитателей если опираться на требования ФГОС:

-Занятия проходят в традиционной форме без интеграции

- Монотонно, сухо, не интересно для детей из-за  недостаточности наглядного материала, игровых моментов (в которые входят сюжет, игры и упражнения, сюрпризные моменты); не организуются  проблемные ситуации, не формулируются проблемные вопросы.

- Речь педагога  четкая, ясная, полная, грамматически правильная, доступная, но лишена эмоциональной окраски.

 -Нет мотивации, настроя  для активизации детей на деятельность, на выполнение задач.

-Не создаются условия для инициативы детей (дети лишены выбора материалов, игр, созданию и решению какой то проблемы по своему)  - организация точно по плану конспекту.

         Занятия по развитию и ознакомлению с художественной литературой, проведенные во всех группах детского сада показали, что уровень  речи детей  значительно повысился, по сравнению с прошлым годом. Дошкольники старшего возраста имеют достаточный активный словарь, который позволяет им вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

Дети подготовительной группы «Непоседы» используют в речи распространенные предложения, владеют элементарными навыками устного высказывания, это хорошо заметно при выполнении заданий по пересказу художественного произведения.

Открытое занятие в средней группе «Звездочки»  показало, что дети знают много произведений и называют персонажей.

Стоит так же отметить уровень речевого развития в первой младшей группе «Колокольчики». Дети умеют внимательно слушать, активны в речевом диалоге, понимают речь педагога и отвечают на вопросы.

Таким образом наблюдения за дошкольниками во время занятий их речевая активность в свободное от занятий время свидетельствуют о том, что речь детей  соответствует норме за исключением ЗКР. Звуковая культура речи остается на низком уровне: у детей плохое произношение не только отдельных звуков, но и слов  а так же  фразовой речи.

 

Планирование воспитательно-образовательной работы

По  проверке  планов воспитательно-образовательной работы отмечено:

Планируется работа  в печатном варианте, что соответствует эстетическим требованиям;  систематически, доступно. Соблюдается структура планирования в течении дня, согласно положению о планировании ДОУ.

НОД планируется в полном объеме в соответствии с программным содержанием образовательной деятельности и учетом возрастных требований.

На момент проверки во всех возрастных группах в «Уголках для родителей были оформлены стенды  с консультациями по проблеме развития речи.

Отрицательные моменты:

-При планировании не соблюдается взаимосвязь НОД, предшествующей и последующей работы с детьми.

- Не всегда планируется индивидуальная работа;

-Игры и упражнения по развитию речи (по звуковой культуре речи, по формированию лексико-грамматических категорий: по развитию фонематических процессов: по развитию связной речи) планируются бессистемно;

- Мало бесед на нравственные, патриотические, ОБЖ и другие темы.

-В  НОД - отражается тема, цель, задачи, методические приемы,  но не ко всем   занятиям прописывается материалы и оборудование;

-Мало планируется чтение художественной литературы, а так же  

 здоровьесберегающие технологии.

-Не все воспитатели уделяют внимание планированию работы с родителями. Выносится работа на начало месяца, но  не отражается  в календарном плане.

Предметно – развивающая среда в группах.        

Важное значение, для развития речи детей имеет правильно организованная предметно-развивающая среда групп и наличие речевого материала в методическом кабинете.

Во всех группах созданы «Речевые уголки»  и «Уголки книги». Уголки имеют свое название, соответствуют гигиеническим требованиям: хорошо освещенное место, мебель соответствует возрасту детей.

                     Уголок книги:

В уголках книги, подобрана  детская литература в соответствии с возрастом и литературными жанрами.

-Не достаточно художественных произведений по программе.

-Не у всех имеются подборы потешек, загадок, чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок.

-Мало портретов писателей и материалов о жизни и творчестве писателей.

                     Речевой уголок:

В речевом уголке достаточно предметных картинок по лексическим темам, сюжетных картинок, картинок изображающих труд взрослых  и действий; картинок изображающих цвет, величину, качество предметов.

Есть картотеки игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика)

Отрицательные моменты:

- В старших группах нет картинок антонимов, несклоняемых существительных, многозначных слов.

- Нет картотек речевых игр по звуковой культуре речи, лексико- грамматической стороны речи; по фонематической стороне речи и связной речи, не у всех есть картотека пальчиковых игр.

-Мало дидактических игр по развитию речи.

-У большинства нет материалов по развитию речевого дыхания и мелкой моторики.

-Нет подборки материалов по диагностике.

-В старшей и подготовительной к школе группы не достаточно материалов  для подготовки руки к письму по формированию фонематических  

 процессов.

      Предметно – развивающая среда в методическом кабинете

                   Методическая литература

- Имеются программы: комплексные, парциальные; достаточное количество методической литературы в соответствии с возрастом детей.

-Имеется диагностические карты и протоколы  по обследованию речи, но нет подборки наглядного материала

-Мало конспектов занятий по развитию речи из опыта педагогов.

-Нет картотек игр по развитию речи в соответствии с возрастом.

                 Художественная литература

-Достаточное количество хрестоматий

- Разнообразие и разножанровость детской художественной литературы, для чтения на занятиях и в свободное от занятий время.

- Не достаточный побдор  загадок; чистоговорок и скороговорок, пословиц и поговорок.

-Нет многих произведений по программе и орфографического словаря.

               Наглядный материал

-Картины по развитию связной речи: составление последовательности

  рассказа; схемы для составления рассказа – описания.

-Картины большие по темам. (не все для занятий)

-Картинный материал (А 4) по лексическим темам.

-Наглядный материал по Нравственному и патриотическому воспитанию;  

  по ОБЖ и т.д.

-Нет предметных картинок (10х10) по лексическим темам.

-Нет игрушек: некоторых животных; предметов посуды; старая мебель;

  некоторых видов транспорта

Выводы и рекомендации:

1.Считать работу воспитателей на необходимом уровне.

2. Проводить  интегрированные занятия с использованием наглядности,  

   игровых моментов, проблемных ситуаций и вопросов.

3.Активизировать детей создавая мотивацию и эмоциональны настрой для

    предстоящей  деятельности

4.Создавать условия для инициативы и самостоятельности детей с помощью провокационных  вопросов,  проблемных ситуаций.

5. При планировании соблюдать взаимосвязь НОД, предшествующей и последовательной работы.

6. Индивидуальную работу, речевые игры и упражнения, гимнастики, чтение  художественной литературы, беседы на разные темы планировать систематически, системно и рационально чередовать.

7. Пополнить предметно-развивающую среду группы «Речевой уголок» и «Уголок книги»:

- «Уголок книги» пополнить произведениями по программе,  портретами  

    писателей, подборками чистоговорок, скороговорок, пословиц и

    поговорок.

 - «Речевой уголок» пополнить недостающими предметными картинками;

    картотеками игр, материалами для развития речевого дыхания, мелкой              

    моторики.  В подготовительной к школе группе материалы для

    подготовки руки к письму и формированию элементарных навыков  

    анализа и  синтеза.

8. Пополнять предметно - развивающую среду методического кабинета

9. Разработать диагностику по своему возрасту и подобрать материалы к  

    методике.

СЛАЙД 8                         Мозговой штурм

Ход игры

СЛАЙД 9          1. Закончи предложение

  Быстро закончить предложения и ответить на вопросы.

- Иглы колкие торчат прямо с детства у (ежат).

- Через горы и леса в край родной летит… (птица).

- Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый (петух).

- Кукарекает спросонок милый, добрый - поросенок? Ответ: петух.

- Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это мишка? Белка.

- Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный бегемот? Бабочка.

- Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что кит? Корова.

- Кружевную паутину сплел искусно. Буратино? Паук.

- В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два ? Петуха.

- Очень медленно и тихо по листу ползет ? Улитка.

- Нарушая утром тишь, распевает в роще? Соловей.

- В речке я люблю резвиться, в стайке плавать, ведь я -.? Рыба.

- Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… Гномик? ёж

- Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю,

  Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?. крот? Цыпленок.

- Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней,

  Что быть может веселей? А поет вам? Соловей? Лягушка.

Для развития четкой артикуляции и дикции  используются  скороговорки -  

 языколомки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.  

Задание называется:

СЛАЙД 10          2. Говоруны

Необходимо всем вместе  произнести скороговорку быстро и слаженно 3

раза подряд.

СЛАЙД 11

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

СЛАЙД 12

• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной

    территории.

СЛАЙД 13

• Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

СЛАЙД 14

• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

    Кто при товарищах товарищу товарищ,

    А тот, товарищи, товарищу товарищ,

    Кто без товарищей товарищу товарищ.

3. Музыкальная пауза

  Сейчас мы с вами будем петь первый  куплет детской песенки

 «Я пеку, пеку,  пеку». Нужно слушать музыку, петь  не тянуть а  четко  

 выделять  слоги,  каждый слог прохлопывать.

Внимание на экран:

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

 Участники  исполняют детскую песенку «Я пеку, пеку, пеку» но не  

 словами, а слогами, слушая музыку прохлопывая каждый слог.

Песню поют все вместе, если не получается по очереди.

6. Назови методы

Какие методы используются при формировании познавательно-речевого  

 развития?

• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация

   фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты,

  моделирование, проектная деятельность,

исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование

  художественного слова.

СЛАЙД 17   Методы

7.Здоровьесберегающие технологии

Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

1.Привдите пример дыхательной гимнастики.

«Понюхаем цветочек»; «Я надул воздушный шарик», «Раздувайся пузырь»

2.Приведите пример артикуляционной гимнастики.

«Артикуляционная сказка»  «Чего не стало?» Простые упражнения:

 «Киска лакает молоко» «Конфетка»  «Шарик»

3.Привидите пример пальчиковой гимнастики.

«Мы фонарики возьмем» «Мама нам печет блины» «Лепим колечки»

«Моем руки» «Рельсы-рельсы» «Погреем ручки» «Собачка кусается»

 Предлагаю проводить игровые практикумы   для обогащения и

 представления друг другу опыта в использовании речевых игр и  

 упражнений и назвать серию игровых практикумов «Игровая копилка»

 СЛАЙД 18                  Спасибо за внимание!

Мы с Вами провели большую работу в образовательной области «Речевое  

 развитие» Начиная с ноября месяца

  1. Консультации

-Формы работы по речевому развитию в условиях введения ФГОС

-Организация работы по звуковой культуре речи в младшем возрасте

-Организация речевых уголков в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС

2. Разработали содержание речевых и книжных уголков

3. Провели открытые занятия и тематический контроль.

3. Обсудили занятия и дали друг другу рекомендации и пожелания.

А сейчас мы подходим к  принятию решений педсовета:

Сделаем выводы о всем сказанном подумаем и   решим, как мы будем

дальше строить и совершенствовать работу по развитию речи.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Консультация для воспитателей «Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».

Консультациядля воспитателей«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор»....

Обобщенный педагогический опыт работы по развитию речи старших дошкольников.

Формирование речи-одна из серьезных задач воспитания, так речь является основной формой развития мышления, познания ,психических свойств личности, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторо...

Педагогическая работа над развитием речи детей в процессе познавательной деятельности

Работая над развитием речи дошкольников,  мы ставим  перед собой цель:Способствовать активизации речи детей  в процессе познавательной деятельности, а она (познавательная деятельность) ...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...