Взаимодействие участников образовательного процесса
статья

Большакова Елена Валерьевна

Опыт работы ГБДОУ д.с №87 по активным формам взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОУ.

Мы все когда-нибудь первый раз приходим в детский сад, школу, институт, на свое рабочее место и каждый раз начинаем делать свои первые шаги в новом статусе, и всегда нас ждут и удачи и поражения на всем нашем пути.  Но эта статья не о  том, как избежать поражений и не о нашем жизненном пути, а небольшая история о том как важно стать единым коллективом в создании благоприятной эмоционально-положительной атмосферы . Согласитесь, и дома и на работе, где бы вы ни были хочется чувствовать себя успешным, нужным,  счастливым, реализованным, а если в этом заинтересованы все? Может ли быть такое, что каждый создает и вносит частичку своей жизни в то, что бы другие и он сам был окружен атмосферой, которая не пугает, не агрессивна, а позволяет тебе быть самим собой и при этом быть счастливым. Как по мне, так это здорово и не является чем-то призрачным , зыбким…а вполне реалистично… Я как многие ходила в детский сад, училась в школе…, а потом мне посчастливилось прийти работать в ту же школу, где в статусе ученика я не была счастлива и реализована, хотя училась не плохо и была отнюдь не хулиганкой.  Встретив 1 сентября свой первый класс  я увидела таких разных и удивительных ребят, каждый был особенный, неповторимый, кому-то все давалось легко, быстро, кто-то находил себе и друзей и дело по душе и был активен во многих видах деятельности, а некоторые детки, которые еще в сентябре светились ярким солнышком стали теряться, тускнеть на глазах, им тяжело было войти в ритм школы, в требования, и в тех возможностях, которые давала школа они не были успешны и реализованы, им требовалось что-то большее, что-то иное… Начались поиски, хотелось видеть этих детей такими же яркими и открытыми. Что-то получилось, что-то нет, но была вера, был энтузиазм, желание и на тот момент я сделала все что было в моих силах. Кроме эмоционального сопереживания, установлению и укреплению психологического контакта способствовало интеллектуальное сопереживание – мыслительное содействие, определяемое включенностью субъектов взаимодействия в одну и ту же деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение общих мыслительных задач. Механизм интеллектуального сопереживания и содействия обусловливался совместностью интеллектуальной деятельности педагога и учеников. Внутренними условиями возникновения контакта между взаимодействующими сторонами являлись искреннее уважение друг к другу, эмпатия как способность к пониманию эмоционального состояния другого, толерантность как терпимость к мнениям и установкам. Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников и учителя, являющихся субъектами, согласованность действий которых определяется психологическим состоянием контакта.

 На данный момент прошло 20 лет…я не работаю в школе,  я работаю педагогом-психологом в детском саду и эта совсем другая жизнь, наверно здесь проще чем в школе, нет такого количества детей, родителей, педагогов, как в школе, по-моему один психолог в школе не в состоянии охватить весь объем , который необходим в сопровождении образовательного процесса, психологам ДОУ повезло больше, хотя иногда кажется, что дня не хватает, не рабочего, а в принципе дня, но это у всех педагогов такая история.  Уже понимая, что один в поле не воин, и что нельзя, как говорил Эйнштейн, судить рыбу по её способности взбираться на дерево иначе она всю жизнь проживет считая себя дурой.  Я к тому что в каждом есть частичка гениальности и каждый способен внести в жизнь что-то необыкновенное, нужно попробовать дать возможность проявить себя, не ожидая, что кто-то будет жить по вашим меркам, критериям, ожиданиям , стандартам. В нашем саду работают абсолютно разные люди, с разными характерами,  темпераментами, у всех много различных интересов, хобби, талантов. У кого-то все горит в руках и он везде и во всем первый, кто-то просто шаг за шагом идет к своим целям не торопясь, но делая для этого все необходимое, есть и такие кому уже не особо интересно и живут как-то по накатанной, по слову надо, без интереса и желания, все выполняют свои должностные обязанности, но результаты разные. Разные и родители …есть сверхактивные, которые везде во всем, есть сторонние наблюдатели, есть те кому лишь дай повод и он поднимет бурю в стакане и разные дети… И мы все вместе, рядом рука об руку идем от яслей до подготовительной группы.  Дни первых встреч со слезами и последних тоже. Многие образовательные учреждения испытывают трудности во взаимодействии с участниками образовательного процесса. Основные препятствия состоят в пассивности большинства родителей, нежелание некоторых родителей идти на контакт с образовательным учреждением, низкое состояние здоровья воспитанников, снижение воспитательного потенциала семьи, низкий уровень материального благосостояния родителей, низкая мотивация, педагогическая несостоятельность родителей, дефицит времени у родителей, недостаточная заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ.

Взаимодействие участников образовательного процесса может быть эффективно и результативно, если соблюдаются следующие условия: · В основу всех действий и решений ставится понимание и соблюдение интересов ребенка, учет его индивидуальных особенностей.·

В группах необходимо создавать атмосферу сотрудничества и доброжелательности; · Взаимодействие должно строится в активной совместной деятельности и сотрудничестве, в совместном творческом поиске; · Педагогические формы работы подбираться с учетом возрастосообразности и здоровьесбережения; · Активно использоваться разнообразный потенциал информационной среды для повышения эффективности.

Психологический контакт возникает в результате достижения взаимопонимания, обоюдной заинтересованности и доверию друг к другу. Контакт осознается и переживается субъектом как положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, а сам факт его установления приносит им эмоциональное удовлетворение. Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание и содействие. В основе эмоционального сопереживания лежит психологическое явление «заражения», заключающееся в бессознательной передаче психического настроя от одного индивида другому, от группы к одному индивиду или от индивида к группе. Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. Оно вызывается в первую очередь личностными особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью цели взаимодействия, отношением сторон к необходимости взаимодействия.

Как же создать такие условия, что бы на протяжении пяти лет всем участникам было комфортно и каждый был успешен. Что бы родитель не ощущал себя плохим, не грамотным в вопросах воспитания, образования, психологических возрастных особенностях, не чувствовал себя виноватым перед ребенком и при этом был заинтересован в полноценном развитии ребенка и был готов к сотрудничеству. Что бы педагоги не находились в постоянном напряжении, могли творить, создавать что-то новое и интересное для детей, не забывая о себе и о своих семьях. Что бы дети шли в сад с улыбкой были здоровы, счастливы, были заняты делом и тем чем им интересно.  Отсюда и выплывает необходимость методического, педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса и поддержка всех его участников. Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия. Первый уровень – это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность её отношений с окружающими. Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии. Второй уровень – это взаимодействие человека с другим человеком. При этом другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнёром, а может оказаться человекам, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к себе как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя. Третий уровень – взаимодействие личности с определённой системой. Человек. находящийся в образовательном учреждении, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшие из которых - педагогический и ученический коллектив. Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в образовательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон. Эффективность взаимодействия участников образовательного процесса, определяется следующими критериями: · информированность сторон об особенностях развития учащихся в семье и ОУ, · включенность участников образовательного процесса совместную деятельность, · ценностное отношение друг к другу всех участников образовательного процесса, · формы взаимодействия участников образовательного процесса.

Разработка программ, консультационная деятельность, просветительская, диагностическая, экспертная работа - все направлено на создание безопасной положительной эмоциональной обстановки в ДОУ и сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Наиболее эффективными являются активные формы взаимодействия, когда через практические упражнения, задания, игры, каждый может открыть для себя что-то новое, открыть себя другим, сделать вывод, подобрать необходимый метод работы, попробовать себя  в той или иной сфере, найти в себе силы и потенциал  для решения задач и реализации своих задумок. Задача педагога-психолога грамотно организовать работу с учетом всех требований и запросов, подобрать наиболее эффективные формы взаимодействия для детей, родителей и педагогов.  Регулярно проводить анализ и мониторинг изменений и потребностей детско-родительского и педагогического коллектива, варировать виды деятельности, привлекать активных педагогов и родителей к организации мастер-классов, круглых столов, дискуссий, творческим работам. Привлекать внимание взрослых пассивных участников, разрабатывать для них памятки и рекомендации, проводить с ними индивидуальную работу поэтапно привлекая их к сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

Основная цель- Технологии "Школьные горизонты"- повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья детей, их полноценно...

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности

Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Методические  рекомендации - взаимодействие участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей ппс ДОО....