Значение методической работы для повышения творческого потенциала педагогов ДОУ
методическая разработка

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.

Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагоговразвитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение методической работы для повышения творческого потенциала педагогов ДОУ

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.

Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя.

В связи с этим методист или старший воспитатель ДОУ, в первую очередь должен помнить и соблюдать основные функции управленческой деятельности:

диагностико-аналитическая: связана с познанием и само познанием личности и профессионально-педагогической деятельности, её результатов, социально-психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов и др.;

проектно-конструктивная: проявляется в планировании работы дошкольного учреждения, проектировании развития педагогического коллектива, его сотрудничества с родителями, определении близких, средних, дальних его перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального мастерства педагогов, самосовершенствование и др.;

изыскательно-инновационная: связана с отбором, поиском новых прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов и приёмов дошкольного воспитания, методической работы и внедрением их в практику;

организационно-регулирующая: проявляется в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочении, в регулировании системы отношений в педагогическом коллективе и создании благоприятного социально-психологического климата в нём; нахождении наилучшего практического применения способности каждого члена педагогического коллектива; сотрудничестве и сотворчестве с родителями; в организации и саморегуляции своей профессиональной деятельности;

стимулирующая: выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования, формирования потребности в профессиональном самовоспитании и т.п.;

информационно-нормативная: проявляется оперативном информировании педагогического коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики дошкольного воспитания, передового опыта общественного и семейного воспитания; о документах, связанных с охраной прав ребёнка, изменениях в функциональных обязанностях педагогов и т.п.

Наряду с этим методисту или старшему воспитателю ДОУ не следует забывать и о стиле руководства коллективом. Всем давно известно, что ни авторитарный, ни либеральный (попустительский) стили руководства ни приведут коллектив к вершинам профессионального мастерства, т.к. при них нет возможности педагогам раскрыть свой собственный творческий потенциал и как следствие коллектив в целом не способен работать с полной отдачей.

Идеальный стиль управления коллективом, по праву считается – демократический. Он больше всего даёт возможность раскрыть воспитателям и специалистам ДОУ (как впрочем, и другим коллективам, не только педагогическим) свои резервы.

Лучше всего, если в коллективе существует ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – как элемент демократического стиля управления.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – это взаимосвязанная совместная деятельность участников педагогического процесса, направленная на достижение единой для них общественно значимой цели.

Определить существует ли в коллективе подобное сотрудничество можно по следующим признакам:

осознание цели деятельности каждым участником процесса;

чёткое разделение и кооперация труда между её участниками;

личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем и т.д.;

наличие положительных межличностных отношений.

Сотрудничество участников педагогического процесса способствует демократизации всего стиля педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

В педагогическом процессе, бесспорно на первый план выходит педагог, воспитатель и от того насколько он грамотен, компетентен и подвижен в своей работе, напрямую зависит и качество его работы, и его профессиональный рост.

Профессиональная позиция педагогов в образовательном процессе – величина не постоянная. При правильном руководстве педагогическом коллективом, а так же при демократическом стиле и сотрудничестве она может меняться в лучшую сторону, и наоборот.

Различают четыре позиции педагогов:

Педагог-исполнитель: педагог, который использует в своей работе готовые программы и методики обучения, не добавляя в них собственных оригинальных изменений и дополнений.

Педагог-конструктор: педагог, обеспечивающий реализацию потенциальных возможностей ребёнка (его самореализацию), учитывающий в своей работе индивидуальные особенности и интересы детей (варьирующий готовые, разработанные другими программы и методики обучения, выбирающий из них те, которые больше всего подходят данному ребёнку или группе детей).

Педагог развивающего стиля: педагог, использующий в своей работе программы и методики нового поколения, направленные на развитие интеллекта, личности, на физическое развитие, вносящий в них при необходимости коррективы.

Педагог-исследователь: педагог, использующий в работе собственные оригинальные программы и методики обучения детей. Педагог склонен к постоянному изучению, анализу фактов педагогической деятельности. Он многократно проверяет себя, создаёт свои модели решения проблем.

Руководителю ДОУ или старшему воспитателю, которые знают своих педагогов как никто другой, легко определить, к какой профессиональной позиции они склонны. И в их силах изменить (при необходимости) ситуацию в лучшую сторону.

Это, по моему мнению, сделать можно в два этапа:

1 этап: выяснить, что мешает или ограничивает возможности педагогов повышать свой профессиональный уровень, развивать творческий потенциал и перейти на другую более качественную профессиональную позицию. Для этого можно использовать личные беседы с педагогом, наблюдение, методические объединения и другие формы методической работы, но как показывает практика в нашем дошкольном учреждении, очень проста и эффективна форма анкетирования (см. Приложение 1).

Анализ анкет поможет руководителям ДОУ наметить пути повышения педагогического мастерства и развития творческого потенциала педагогов и специалистов ДОУ.

2 этап: наметить пути и направления методической работы, которые бы побуждали и стимулировали педагогов совершенствовать своё педагогическое мастерство и профессионализм.

Одним из таких путей наиболее эффективным, на мой взгляд, является уход от традиционных педсоветов и консультаций и использование в методической работе новых форм с воспитателями таких как: деловые игры, недели профессионального мастерства, мастер - классы и т.п.

Вниманию коллег предлагаю вариант известной среди руководителей и методистов ДОУ деловой игры “Педагогический пробег” тема: “Современные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ”. На мой взгляд, эта форма работы помогает определить уровень знаний и готовность педагогов ДОУ по определённой теме, даёт возможность педагогам продемонстрировать творческий подход к проблеме и повысить своё профессиональное мастерство (см. Приложение 2).

Уверена, что в практике всех дошкольных образовательных учреждений найдётся не мало методов и приёмов повышения качества работы педагогов, развития их творческого потенциала и повышения профессионального мастерства, и буду очень рада, если опыт работы нашего ДОУ в этом направлении будет полезен коллегам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение методической работы для повышения творческого потенциала педагогов ДОУ

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего активизирует личность педагога, развивает его творческую деятельность. Все ее формы повышают...

«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...

Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "

В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...

Интерактивные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Повышение профессиональной компетентности педагогов на сегодняшний день приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов являются интерактивны...

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов...

Повышение творческого потенциала педагогов в условиях развития ДОО

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения в режиме развития с приоритетом социально-коммуникативного развития дошкольников средствами культуры, искусства и природы родного края, пок...