План по самообразованию старшего воспитателя ДОУ
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
ТЕМА: «Разработка и внедрение модели инклюзивного образования в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ «Горный ДС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Горный детский сад»
Ачинский район, Красноярский край
План работы по самообразованию
старшего воспитателя Суравешкиной Натальи Владимировны
Период: 3 учебных года (2019-2020г.г., 2020-2021 г.г., 2021-2022 г.г.)
ТЕМА: «Разработка и внедрение модели инклюзивного образования в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ «Горный ДС».
Актуальность темы
Согласно Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы государство ставит задачу обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, в том числе посредством развития инклюзивного образования.
В основе инклюзивного образования, которое предоставляет право на образование детям с ограниченными возможностями заложена идея, согласно которой не дети созданы для образовательной организации, а образовательная организация создана для детей и должна приспособиться к нуждам каждого ребенка, к его потребностям.
Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:
- потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
- потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
- потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от ДОУ предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в ОО общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования в ДОУ.
Задачи:
- повышение собственного профессионального уровня и профессионального уровня педагогов ДОУ в области инклюзивного образования;
- разработка и внедрение модели инклюзивного образования в ДОУ;
- методическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса;
- внедрение эффективных психолого-педагогические технологий сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ;
- организация сотрудничества с родителями в рамках работы клуба для родителей детей с ОВЗ «Ты не один», консультативного пункта «АКАДЕМИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»;
- разработка и реализация индивидуальных адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ по нозологии.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: семинары, методические объединения, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, методическая литература, журналы.
Форма самообразования: индивидуальная
Нормативная база и методическая литература:
1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г.; вступила в силу для СССР 15 сент. 1990 г.
2. Указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 N 258-уг "Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 - 2025 годы".
3. И.С. Макарьев «Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования», СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. - 84 с.
4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. - СПб., 2009.
5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М. Просвещение, 2018, - 182 с.
6. Н. В. Нищева «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 199 с.
7. Попова, Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]: учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 149 с.
8. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис, 2011. 400 с.
9. О.В. Груздева Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста: практикум / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.– Красноярск, 2016. – 278 с.
10. Интернет-ресурсы.
Этапы работы по теме самообразования:
1 этап – информационно – теоретический
2 этап – практический
3 этап – обобщающий: представление опыта работы по теме.
Содержание этапа | Содержание работы | Сроки выполнения | Планируемый результат |
Информационно – теоретический | |||
Определение темы самообразования, планирование системы работы | - изучение нормативной базы, методической литературы, категориального аппарата инклюзивного образования, обобщение и систематизация знаний; - оформление информационных материалов для педагогов; - формирование творческой группы из числа воспитателей групп комбинированной направленности и специалистов ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог) для разработки модели инклюзивного образования в ДОУ; - разработка Положения о группах комбинированной направленности Анализ анкет педагогов ДОУ | Август-декабрь 2019 г. | Выступление на методическом объединении педагогов МБДОУ «Горный ДС» «Разработка модели инклюзивного образования в МБДОУ «Горный ДС» Сформирована творческая группа педагогов для разработки модели инклюзивного образования в ДОУ. Разработано Положение о группах комбинированной направленности в МБДОУ «Горный ДС»
|
Практический | |||
Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса | Создание каталога методической литературы. Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ в вопросах инклюзии | Весь период | Создана методическая база по инклюзивному образования в ДОУ Улучшена предметно-пространственная развивающая среда для детей с ОВЗ |
Изучение и совершенствование технологий психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной образовательной среде Планирование методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров | Организованы практикумы, мастер-классы специалистов для воспитателей Проведены взаимопосещения занятий воспитателей Организована работа ППк ДОУ | ||
Обследование доступности объектов и услуг ДОУ для детей с ОВЗ и инвалидов | 2019-2020 г.г. | Корректировка паспорта доступности | |
Проектирование индивидуального образовательного маршрута на основании заключений ТПМПК | Весь период, по мере получения воспитанниками заключений ТПМПК | Разработка, реализация и корректировка индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ по нозологии (АОП для детей с ТНР и ЗПР) Педагогическая и психологическая диагностика уровня развития детей с ОВЗ, корректировка АОП | |
Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ | Весь период | Анкетирование педагогов | |
Психолого-педагогическое просвещение родителей детей с ОВЗ | Весь период | Консультативный пункт «Академия семейного воспитания» Клуб для родителей детей с ОВЗ «Ты не один» | |
Повышение профессиональной компетентности | Организация методической работы по выбору темы самообразования воспитателей групп комбинированной направленности | Весь период | Составлены планы по самообразованию |
Обучение на курсах повышения квалификации педагогов | Согласно плану прохождения курсов | Тема курса: «Разработка адаптированных образовательных программ дошкольников с ОВЗ» | |
Обобщающий, представление опыта работы по теме | |||
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы | Публикация статей, методических материалов на персональном сайте, на сайтах педагогических сообществ | 2019-2022 г.г. | Участие в Краевом фестивале Лучших инклюзивных практик, номинация «Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации»-2019 г. Презентация опыта работы на уровне муниципалитета (районное методическое объединение, районный Августовский Педагогический совет, межмуниципальный методический мост) |
Оценка эффективности программы самообразования | Ежегодно, в мае | Самоанализ старшего воспитателя | |
Отчет по теме самообразования | Май 2022 г. |
Старший воспитатель Н.В. Суравешкина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683352-1444332441.jpg)
Индивидуальный план по самообразованию старшего воспитателя
Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-799023-1475044156.jpg)
План профессионального самообразования старшего воспитателя МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок» Хруновой Н.М
«Использование современной инновационной образовательной ИКТ - технологий в образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаимодействия педагогов, детей и ро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1179116-1648810520.jpg)
План по самообразованию старшего воспитателя на 2015-2016 уч.г. "Формирование социально-нравственной культуры у дошкольников"
В современном обществе, где наблюдается кризис социальной сферы, ориентация на культурно-нравственные ценности является очень актуальной....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1179116-1648810520.jpg)
План по самообразованию старшего воспитателя на 2016-2017 уч.г. "Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1179116-1648810520.jpg)
План по самообразованию старшего воспитателя на 2017-2018 уч.г. "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли - образование, экологическое воспитание всего населения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1179116-1648810520.jpg)
План по самообразованию старшего воспитателя на 2018-2019 уч.г. "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование методических приёмов, сочетающих практическую и игровую деятельность"
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководст...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1179116-1648810520.jpg)
План по самообразованию старшего воспитателя на 2021-2022 уч.г. "Познавательное развитие и нравственно-трудовое воспитание дошкольников через ознакомление с финансовой грамотностью"
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономи...