Семинар-практикум для педагогов "Обучение чтению"
методическая разработка

Раскина Екатерина Юрьевна

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskie_metody_obucheniya_detey_chteniyu.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум для педагогов « С овременные подходы к организации работы по обучению чтению детей дошкольного возраста ЧДОУ « Детский сад на Марсовом поле»

Слайд 2

Исторические методы обучения детей чтению Старший воспитатель: Андрейчева И.П. ЧОУ «Центр образования на Марсовом поле»

Слайд 3

Буквослагательный метод с XVI и до середины XIX века Учили названия букв, затем составляли из них слоги, заучивали их, читали по «складам». Буки да аз будет ба

Слайд 4

Недостатки буквослагательного метода 1. Н е развивал детей умственно, они не понимали, что это такое, откуда, как из сочетания каких-то значков получались слова. 2. Э тот способ очень долгий (до двух лет), и таким же способом обучали письму. 3-4 года – изучали основы грамоты

Слайд 5

Слоговой метод п осле XVIII в. Заучивания букв алфавита (славянские названия букв в начале XVIII в. заменили сокращенными названиями: а, бе , ее…). Учитель называет двухбуквенные открытые слоги - ба, ва , га, да, ученики повторяют их за ним (отдельное называние букв не разрешается) Далее вводятся упражнения в чтении двусложных слов, составленных из знакомых слогов. З аучиваются слоги в три буквы: бра, ера, гра , в четыре буквы: стра , стру , стре , и дети упражняются в чтении слов из изученных слогов. У пражнения в чтении текстов любой трудности, по-прежнему в первую очередь молитв, заповедей, нравоучений.

Слайд 6

« Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей »

Слайд 7

Звуковой метод Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870 ) система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова. Пример: На первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитнопроизносимые слоги МАС-КА.

Слайд 8

В 1864 К. Д. Ушинский выпустил «Родное слово», включающее «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу » «Родно слово» - классический учебник русской дореволюционной начальной школы. Первое издание вышло в 1864 году., и с тех пор книга непрерывно переиздавалась по нескольку раз в год. Употреблялась в русской народной школе вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

Слайд 9

Метод целых слов с 1922 по 1935 г Метод целых слов предполагает начинать чтение с осмысленных единиц - слов и фраз. Он не требует хорошо развитого фонематического слуха, не основывается на звуковом анализе и синтезе, опираясь на зрительную механическую память . (методика глобального чтения) заимствована из Америки .

Слайд 10

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте (СССР) В основу методической системы звукового аналитико-синтетического метода легли компоненты ориентации на специфику фонетической системы русского языка. Они, в конечном счете, определяли содержание и порядок изучения отобранного для ребенка учебного материала.

Слайд 11

А.И. Воскресенская разрабатывает свою систему обучения, которая была реализована в букваре 1945 г Свой порядок изучения букв, который определялся более строгой постепенностью возрастания слоговых трудностей. двухбуквенные слоги с одним согласным ( ам , ма , ра ) и слова, состоящие из них (На-та, Па- ша ), потом трехбуквенные с гласной в середине (мак). комбинация прямых двухбуквенных слогов с трехбуквенными с гласной в середине ( са -лат, кош-ка) затем подключались шестибуквенные трехсложные слова (хо- ро - шо , ро - ди -на), после этого – шестибуквенные из трехбуквенных слогов ( мос -тик) вводились слова со стечением согласных в начале и в конце слова (март, стол).

Слайд 12

«Букварь» за авторством методиста и педагога по русскому языку Александры Воскресенской был одним из самых успешных пособий для младшей школы: он переиздавался двадцать раз. Секретом успеха букваря было удачное сочетание заданий на развитие памяти, воображения и тренировку навыков письма и чтения.

Слайд 13

Зрительно-логический метод Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать в соответствии с тем, что видели, а изучение системы правил позволяло усвоить логику языка. Обучение с первых дней было направлено на формирование и укрепление зрительного навыка, поэтому старшеклассники 60-80-х годов прошлого века, даже если не помнили конкретных правил, писали грамотно.

Слайд 14

Эльконин Даниил Борисович (1904 - 1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития. ПРОВЕЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И СОЗДАЛ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ МЕТОД. Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д.Б. Эльконин , были направлены на выяснение механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, то есть в основе лежит анализ и синтез звуковой стороны слова.

Слайд 15

Аналитико-синтетический метод Аналитико-синтетический метод обучения грамоте развивающий, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом. Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово. Метод письма-чтения по результатам анализа, по существу, должен содержать своеобразную подсказку того, как из отдельных звуков получается целое слово.

Слайд 16

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ЧТЕНИЮ по Эльконину 1.первый (подготовительный) — формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка ; 2.второй — освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы; 3.третий — освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения . На каждом этапе отрабатывается определенное действие самого ребенка : на первом — последовательное интонационно подчеркнутое произнесение фонем, составляющих целое слово; на втором — трансформация; на третьем этапе — преобразование буквенной модели слова в другую буквенную модель. Каждое действие отрабатывается так , что из развернутого оно постепенно превращается в сокращенное умственное действие.

Слайд 18

На этапе обучения чтению слова - Д.Б. Эльконин завершает свой психологический анализ процесса чтения. Этим же практически ограничивается и методика К.Б. Дуровой. Как происходит переход к чтению целым словом, каков психологический механизм этого явления, как грамотно строить методику обучения после того, как сформировано слоговое чтение - на все эти вопросы работы Д.Б. Эльконина и Л.Е. Дуровой ответа не дают. До сих пор до конца не ясны психологические механизмы формирования этого умения и способы его формирования.

Слайд 19

В «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Результаты исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1984). Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше . К концу подготовительной группы дети должны: научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего. В Программе РФ (1985) содержание значительно уже. В средней группе предусматривается развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком, в старшей предполагается учить определять место звука в слове. В подготовительной к школе группе, рекомендуется: дать детям представления о предложении (без грамматического определения); упражнять в составлении предложений из 2 – 4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

Слайд 20

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте : • сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков; • сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; • знакомство детей с терминами : «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» , звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие; формирование умения работать со схемой слова, владеть навыками слогового чтения.

Слайд 21

«Один и тот же прием в руках одного учителя дает блестящие результаты, а в руках другого – плохие. Обучение имеет успех лишь тогда, когда учитель свободно владеет материалом, как послушным орудием, а не рабски следует той или другой методе. Поэтому каждый учитель должен, выбрав ту или иную методу, тщательно изучить ее и сделать, так сказать, своею, а только потом приступать к преподаванию». И. УСПЕНСКИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМИНАРА -ПРАКТИКУМА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАСКРЫВАЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ". В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОКАЗАНА МЕТОДИКА  ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕ...

Семинар-практикум Семейное чтение как источник формирования интереса к художественной литературе и духовного обогащения семьи

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...

Семинар – практикум «Обучение письму и чтению Е.Е. Шулешко»

Семинар – практикум «Обучение письму и чтению Е.Е. Шулешко» малые таблицы...

презентация к семинару практикуму для педагогов ДОУ "Чтение художественной литературы в свете ФГОС"

презентация к семинару практикуму для педагогов ДОУ "Чтение художественной литературы в свете ФГОС"...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...