Консультация для воспитателей "Речевое развитие дошкольников через игровую деятельность"
консультация

Прокопьева Светлана Александровна

На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников является одной из самых актуальных. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его обучения в школе. Поэтому педагогам ДОУ необходимо постоянно совершенствовать процесс воспитательно- образовательной работы в области речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi_cherez_igrovuyu_deyatelnost.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Речевое развитие детей через игровую деятельность»

      Речевое развитие дошкольников является одной из самых главных задач дошкольного образования. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня.

     Важным условием для выполнения задачи речевого развития дошкольников является совершенствование процесса воспитательно- образовательной работы в детском саду. Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по речевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье.

      Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

     Речь - это неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.

      В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи. Игра способствует:

1. Формированию у детей мотивации к процессу говорения;

2. Воспитанию внимания к речевому оформлению мыслей;

3. Пополнению и активизации активного и пассивного словаря;

4. Развитию звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

5. Совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической форм речи;

6. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения. усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

7.Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

      Вспомним классификацию детских игр. Они делятся на две группы: творческие игры и игры с правилами.

     К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

Творческие игры делятся на:

- режиссерские;

-сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

-игры со строительным материалом.

Игры с правилами делятся на две большие группы: дидактические игры и подвижные игры.

 

Дидактические игры играют большую роль в развитии речи дошкольников - это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной речи.

       Для речевого развития дошкольников используют следующие виды дидактических игр:

  • игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
  • настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
  • словесные игры (без наглядного материала).

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В дидактических играх дети учатся самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать и т.д.

Например, игра «Опиши что покажу».

Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением.

Ход игры: Педагог рассказывает: «Буратино принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — опиши то, что нарисовано.

Например: я покажу картинку, на картинке мандарин. Можно так описать: мандарин сочный, сладкий, вкусный или мандарин ароматный.

Дети по очереди берут у Буратино картинки и описывают.

Игра «Какая, какой, какое?»

Цель: научить детей подбирать определения к предмету, явлению.

Оборудование: картинки с изображением животных, предметов одежды, игрушки и др.

Ход игры: Взрослый показывает картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Кошка (какая она?) ……
Солнце (какое оно?) …..
Папа (какой он?) …..

Игра «Назови ласково»

Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:

лимон желтый – лимончик желтенький;

кот пушистый – котик пушистенький;

стул низкий – стульчик низенький;

молоко теплое – молочко тепленькое;

морковь сладкая – морковка сладенькая;

ваза синяя – вазочка синенькая;

конфета вкусная – конфетка вкусненькая;

кукла красивая – куколка красивенькая.

Игра «Подбери слова»

Попросите игроков поочередно называть слова по определенному признаку. Кто пропустит очередь, выбывает. Побеждает в игре последний оставшийся участник.

Примеры для игры:

что круглое – мяч, помидор, яблоко, апельсин, колесо;

что сладкое – торт, пряник, мармелад, мороженое, кекс, пирожное;

что теплое – печь, батарея, костер, шуба, шарфик, свитер.

       В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли.

     Подвижные игры с речевым содержанием - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников. Они учат детей быть внимательными к своей речи и к речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память. Эти игры можно использовать на занятиях и прогулках. Например:

Игра малой подвижности «Лисонька – лиса»

Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения.

«Лиса» стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети ходят по кругу и поют. 

Мы по кругу идем,

      Мы лисичку зовем,

               Пусть глаз не открывает,

                                                        Нас по голосу узнает!

Дети останавливаются, и тот, на кого покажет ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?» «Лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться игрушкой-лисой и сказать: «Здесь ты!» Затем передать лисичку и встать в круг. Или:

Русская народная игра «ПЕТУХ»

Цель: закреплять представления о петухе, упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом.

       Выбирается «петушок» среди детей. Дети встают в круг и берутся за руки.

Трух-тух, трух-тух-тух,

Дети и «петушок» идут противоходом высоким шагом.

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

Дети стоят, не разъединяя рук, а «петушок» машет крыльями

На весь двор кричит.

Кто услышит,

Тот бежит.

Ку-ка-ре-ку!    Дети разбегаются, «петушок» их пятнает.

          Применение считалок в определении водящего в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановки дикции дошкольников.

Что должен знать воспитатель о методике проведения подвижных игр с целью воспитания развития речи детей.

1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.

2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.

3. Потешки и прибаутки родственны песне, но это не значит, что их надо произносить на распев. Важно добиться некоторой певучести, напевности.

4. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.

5. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.

     Во всех возрастных группах подвижные игры должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно, так как   у всех видов игр есть единая задача - умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.

Творческие игры.

    Сюжетно- ролевые игры, игры – драматизации, театрализованные игры тесно связаны между собой. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка. В младших группах воспитателю необходимо разыгрывать знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа, побуждая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Золотой петушок», воспитатель предлагает детям вместе с лисой спеть песенку для петушка.

        Дети пятого и шестого годов жизни уже, как правило, знают и любят изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, хорошо запоминают текст. Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя.

       Сюжетно-ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей и оказывают положительное влияние на развитие речи. В процессе игры ребёнок разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, либо подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки).

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. Уровень речевого развития дошкольника во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты и споры. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

         В конце хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Мы взрослые являемся образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческих способностей воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей, как одной из основных целей художественно - эстетического развития. В качес...

Презентация СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников, через игровую деятельность

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была...

Консультация для родителе "Развитие речи через игровую деятельность"

ldquo;И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.&rdquo...

Материалы тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»

План тематического контроля«Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность»Цель:  О...

Консультация для родителей "Всестороннее развитие дошкольника через игровую деятельность"

В данной консультации идет речь о том, как всесторонне развивать ребенка дошкольного возраста через игровую деятельность....