Управление качеством дошкольным образованием в ДОО.
статья

Кучеренко Елена Николаевна

Управление качеством дошкольным образованием в ДОО.

 

Аннотация: В статье рассмотрено понятие качества образования по отношению к системе дошкольного образования. 

Ключевые слова: качество образования, образовательная деятельность.

 

Quality management of pre-school education in pre-school institutions

 

Annotation: The article deals with the concept of quality of education in relation to the system of preschool education.

Key words: quality of education, educational activity.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kucherenko_statya_gotovaya.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

О. А. Михалькова, кандидат педагогических наук

Сочинский государственный университет (г. Сочи, Россия)

E-mail: mihalkova_olga67@mail.ru

И.И.Дектярева, кандидат педагогических наук

Сочинский государственный университет (г. Сочи, Россия)

E-mail: irina23121974@mail.ru 

Е. Н. Кучеренко, магистрант

Сочинский государственный университет (г. Сочи, Россия)

E-mail: kucherenkalenka@rambler.ru

Управление качеством дошкольным образованием в ДОО.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие качества образования по отношению к системе дошкольного образования. 

Ключевые слова: качество образования, образовательная деятельность.

Quality management of pre-school education in pre-school institutions

Annotation: The article deals with the concept of quality of education in relation to the system of preschool education.

Key words: quality of education, educational activity.

Управление качеством способно сфокусировать внимание заведующих, методистов и воспитателей на определенно важных аспектах образовательной деятельности. Усовершенствовать образовательную деятельность. Качество - динамический концепт, развивающийся с течением времени. Оно базируется на ценностях, мнениях, потребностях и интересах тех, кто заинтересован в дошкольном образовании и участвует в нем.

Помимо ценностей, мнений, потребностей и интересов качество базируется на результатах научных исследований:

- характеристик успешных организаций,

-процессов образования и развития детей,

- факторов содействующих или препятствующих выполнению образовательных задач ДОО.

Мы исследуем успешные организации. Стремимся понять, как они добились успехов в развитии детей? Ищем лучшие в мире детские сады по качеству дошкольного образования и стремимся понять, что обеспечило им успех. Каковы характеристики этих учебных образовательных организаций. Как устроены образовательные процессы. Как развиваются в них дети. Какие факторы содействуют или препятствуют их успешному развитию.

Нормативные документы отражают современное понимание качества образования в настоящее время. Научные исследования ложатся в основу наших нормативных документов. На основании научных исследований создаются определяющие образовательную деятельность государственные документы такие как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др. 

Центральным ориентиром при определении качества образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций являются закрепленные в нормативных документах задачи этих организаций перед обществом.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет понятие качества образования, которое говорит нам о соответствии и о степени соответствия комплексной характеристики образовательной деятельности.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Современная система управления качеством образования в ДОО должна решать главные задачи: контролировать соответствие нормативным требованиям и потребностям заинтересованных физических и юридических лиц, содействовать непрерывному совершенствованию качества образовательной деятельности для наилучшего достижения образовательных целей.

Управление качеством образования способно сфокусировать внимание заведующего, методиста и воспитателей на определенно важных аспектах образовательной деятельности и усовершенствование образовательной деятельности в данных моментах.

Этапы развития менеджмента качества образования:

  1. Стандартизация, взаимозаменяемость, измерения. (Необходимость в взаимозаменяемости воспитателей, которые смогут подхватить, линию качества которую мы изначально задали.)
  2. Контроль качества. Цель: установить соответствие качества подготовки воспитанников требованиям ФГОС
  3. Управление процессами. Цель: увеличить качество подготовки воспитанников.
  4. Менеджмент качества. Цель: обеспечить качество труда в организации.
  5. Планирование качества. Цель: обеспечить полное удовлетворение потребностей клиента.
  6. Экологический менеджмент. Цель: обеспечить экологическую безопасность потребителя.
  7. Социальный менеджмент. Цель: обеспечить социальное партнерство в обществе.

Логика качества образования, определяется созданием качественных образовательных условий, подготовкой качественных кадровых ресурсов, созданием качественной инфраструктуры, это все станет питательной средой для наших образовательных процессов. Это позволит добиться высокого качества этих процессов в каждой дошкольной группе. А качественные образовательные процессы позволяют добиться высокой удовлетворенности главных заинтересованных сторон. Которая, в свою очередь, приведет к хорошим результатам на выходе. Эти результаты детского сада приведут к повышению положительного внимания различных заинтересованных сторон. И учреждение сможет получить дополнительные ресурсы для улучшения своих образовательных условий (гранд). Родители, которые удовлетворены качеством образовательного процесса активно в нем участвуют.

У каждой дошкольной организации есть собственный образ качества образования, который определяет направление развития её образовательной деятельности. Что бы сформулировать образ качества, нужны встречи всей команды детского сада и размышления о том, что важно для данного ДОО. Существует множество тренингов, которые помогают сфокусироваться и выявить совместные ценности, которые мы соотносим с той идеологией, которую нам транслирует ФГОС. И выбираем из общего набора этих ценностей, те, которые коррелируют с идеологией, представленной нашими законодателями. Отражением требований ФГОС, является основная образовательная программа дошкольной организации. Образовательная программа является самым главным документом, по которому строится вся образовательная деятельность. Она отражает замыслы содержания образовании и организации образовательного процесса. И те родители которые приводят детей, должны понимать в какую образовательную среду они ведут своего ребенка. Они должны иметь право на выбор той среды, которая ему больше подходит. Поэтому основная образовательная программа должна быть достаточно полной и конкретной для того, чтобы читатель смог себе составить чёткое представление о том образовательном процессе, который организован в детском саду.

Положение о качестве образования. Этого документа нет в перечне требований к ДОО. Но такой документ может появиться в организации для того, чтобы зафиксировать важные элементы системы управления качеством образования. Он показывает потребителям этой системы (родителям, партнерам) устремления, идеи в организации и контроле качества образования. Этот документ формализует важные моменты системы управления качеством. И делает их доступными для тех, кто участвует в этой системе. Это заведующий, методист, старший воспитатель, воспитатель, вспомогательный персонал, завхоз и родители. Все они должны знать, что именно мы хотим получить. Например, если в ДОО считается важным создать такую образовательную среду, которая бы обеспечивала эмоциональное благополучие детей. Нужно, что бы все сотрудники детского сада об этом знали и поддерживали эту образовательную среду всем своим поведением и действиями. Поэтому ценности, которые мы закладываем в наш образ качества должны отражаться в положении качества и разделяться всем персоналом ДОО. И для обсуждения отдельных пунктов положения о качестве мы должны собирать общее совещание и каждое положение отработать. Согласовать со всеми участниками образовательного процесса. Кроме сотрудников участниками процесса являются родители. Положения должны быть доступны и для них. Они могут быть доступны в раздевалках групп. Родители должны понимать на чём мы фокусируемся (ценности, образовательная программа, положение о качестве).

Построение системы управления качеством в ДОО:

  1. Индивидуальная обратная связь и персональное развитие качества.

Каждый педагог, работающий в ДОО, должен иметь возможность посмотреть на себя со стороны. Например, заснять его работу на видеокамеру и обсудить совместно с коллегами качество его образовательного процесса в течении дня. Так же можно привлечь родителей, экспертов, партнеров для более широкого обсуждения подходов к построению образовательной деятельности. Культура предоставления обратной связи — это то, что будет формироваться в каждом детском саду.

  1. Внутренняя оценка качества ДОО. (Самодиагностика, внутренний контроль качества)
  2. Внешняя оценка: независимая оценка качества образования ДОО, мониторинг. Посмотреть на образовательный процесс со стороны из вне организации.
  3. Управление качеством, осуществляемое руководством ДОО.

Эти блоки подходят не только для оценки качества работы педагогов.

Система оценки качества дошкольного образования.

Современная система оценки качества в ДОО должна фокусироваться на существенных характеристиках дошкольного образования и его внутренних процессов. Так как мы не можем управлять всеми, контролировать качества всех характеристик (кто как встал, сел и т. д.), мы должны выделить для себя существенные характеристики. Убедиться в том, что мы можем их контролировать и сфокусироваться на них. Что бы выбрать эти существенные характеристики, мы начинаем с образовательного стандарта. С его идеологией, как основы для построения любой системы оценки качества ДОО в нашей стране в настоящий момент. Новый стандарт приносит новое понимание развития ребенка. Развитие ребенка- социальный процесс. Добавляет новые принципы организации образовательного процесса. Принципы содействия и участия: активны все участники социальных отношений, в которые включен ребенок. Важные участники социальных отношений ребенка- члены семьи.

Главный фактор развития- качество взаимодействий. Идеология ФГОС ДО – основа построения систем оценивания качества: педагогические задачи. Основные педагогические задачи, которые в рамках данной идеологии должны решать педагоги в детском саду — это прежде всего обеспечить благоприятные условия для развития в процессе взаимодействия ребенка с социальным и материальным окружением.

  1. Создать благоприятные социальные ситуации развития с поддержкой личностно- развивающего взаимодействия;
  2. Создать развивающую предметно- пространственную среду, благоприятную для общения и взаимодействия;
  3. Объединить ресурсы социокультурного окружения.

Система оценивания, построенная на идеях социального конструктивизма.

Оцениваемые характеристики- показатели качества:

  • Как диагностируется текущий индивидуальный уровень развития каждого ребенка и ближайшая зона его развития, как собирается информация о существующих у ребенка знаниях и опыте. о значимом для ребенка опыте;
  • Какие возможности для развития, учения приобретения и апробации нового опыта предоставляются детям, как поддерживается детская инициатива и индивидуальные потребности детей;
  • Как персонал организации (педагог и другие) осуществляет педагогическое взаимодействие с ними;
  • Какая эмоциональная атмосфера создается;
  • Как дети общаются друг с другом в учебных и игровых ситуациях;
  • Какие условия созданы для образовательного процесса: пространство и его насыщение, время (распорядок дня), питание, сон и отдых, безопасность;
  • Как совершенствуется образовательная деятельность по итогам анализа ее эффектов,

- вся совокупность возможностей, позитивного опыта и стимулов для развития, которые получают дети в организации. Внимание системы фокусируется на качестве образовательной деятельности:

  • качестве образовательных процессов;
  • качестве созданных для них условий.

Показатели качества, включаемые в фокус управления.

  1. Качество ориентиров: нормативные установки, ведущие представления, убеждения и ценности, в духе которых осуществляется или должна осуществляться конкретная педагогическая деятельность. Как мы будем определять качество наших ориентиров? Мы будем изучать нашу основную образовательную программу и наблюдать за фактической образовательной деятельностью. Нужно соотнести фактическую педагогическую деятельность с описанной образовательной деятельностью в образовательной программе. И посмотрим каковы транслируемые поведением участников реальные ценности. Если мы увидим грубое отношение к детям, детей друг к другу, то зафиксируем что эмоционально- благоприятная атмосфера создана не в полной мере.
  2. Качество условий: под этим понимаются пространственные, материальные и социальные (в т. ч. Психолого- педагогические и др.) условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность. Так же для оценки нужно анализировать формальные документы (основную образовательную программу) и наблюдать за фактически созданными условиями.
  3. Качество процесса: характеристики качества педагогического процесса описывают фактически реализуемый процесс, с которым сталкиваются его адресаты- дети и родители. Сопоставляем ООП с фактически наблюдаемым процессом.
  4. Качество менеджмента организации: на уровне организации в целом охватывает наличие и уместность мер, обеспечивающих качество педагогических предложений, а также понятность и прозрачность процессов, происходящих в организации; здесь будут оцениваться стиль руководства администрации, рабочий климат в организации, вознаграждение персонала, условия труда, планирование, учредитель, а также государственное финансирование и способ регулирования.
  5. Качество контекста: наличие, доступность и качество внешних систем поддержки (методическое консультирование, повышение профессиональной квалификации, возможность привлечения педагогов- экспертов в разных областях, сетевое окружение).
  6. Качество результатов: (результаты детей не могут являться основанием для оценки качества работы ДОО): результаты, которых достигают потребители дошкольного образования в итоге воздействия выше названых компонентов качества. Основными здесь являются отслеживание динамики развития и динамики образовательных достижений детей, результаты взаимодействия с родителями и результаты работы с другими заинтересованными в образовании дошкольников физическими и юридическими лицами (школа, предприятия региона, страны и пр.)
  7. Качество обратной связи: наличие функционирование системы управления качеством образовательной деятельности в ДОО (может быть элементом менеджмента).

Мы рассмотрели внутреннюю систему качества, которая должна быть связана не только с нормативными требованиями, с идеологией ФГОС и его задачами, но и с потребностью заинтересованных лиц. Если говорить о потребностях, то вспомним пирамиду Маслоу, которая дает нам определенную модель описания таких потребностей. Потребности могут описываться в совершенно разных формах это лишь одна из моделей. Важно сфокусироваться на этом и для себя определить, с помощью каких инструментов (анкет, опросников) мы выявляем те самые потребности. Если все же продолжить рассматривать пирамиду Маслоу, то тогда первый этаж связан с базовыми потребностями9физиологические потребности). Далее потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении и признании, творческие потребности, эстетические потребности и духовные потребности. Если мы хотим создать такую образовательную среду , которая помнит эти потребности и держит их в фокусе, то мы можем заложить например в ней следующие блоки.

Компоненты образовательной среды

  1. Отдых, сон. Прием пищи/кормление. Здоровье и гигиена. Благодаря СанПиН мы сможем оценить данные компоненты. Но у нас могут быть свои инструменты для оценки качества. Например, для детей с аллергией в свое положение качеств включит такой пункт: «Обеспечение здоровой еды для каждого ребенка».
  2. Безопасность. СанПин так же стоит на страже ребенка и предъявляет определенные требования к безопасности. Нам этого может быть недостаточно, и мы внесем в свое положение о качестве дополнительные пункты к тем которые существуют уже в СанПине. Например, в некоторых детских садах косяки дверей закрываются специальными резиновыми накладками, для того чтобы пальчики детей не попали под закрывающуюся дверь. Существуют массы других моментов, которые организации могут до внести в свое понимание безопасности.
  3. Благоприятная среда для общения, внимание, поддержка, уважение, признание- эмоциональное благополучие. Развитие детей происходит более эффективно в такой благоприятной среде.

Пройдя базовые этажи пирамиды, переходим к развитию. Здесь мы можем проектировать и планировать создания следующих компонентов образовательной среды, связанных с развитием ребенка.

  1. Социально- эмоциональное развитие, развитие когнитивной речи, коммуникация, физическое развитие.
  2. Коммуникативная среда. Познавательно- исследовательская деятельность, экспериментирование. Сюжетно-ролевая игра, другие виды игр. Конструирование. Изобразительное искусство, музыка танец. Формы деятельности, которые позволяют нам обеспечить, то самое развитие ребенка. Они могут быть самыми разнообразными, здесь представлен не конечный список возможных форм. Их может быть гораздо больше. Это те формы, которые мы считаем необходимыми для обеспечения качества нашего образовательного процесса.
  3. Культурное многообразие. Интеграция детей с ограниченными возможностями. Дети разных национальностей, дети с ограниченными возможностями здоровья должны чувствовать себя так же комфортно, как и все остальные.
  4. Адаптация при поступлении в ДОО. Приветствие и прощание. Сотрудничество с семьями. Переход из ДОО в начальную школу. Это стыковки с внешним миром.
  5. Управление организацией.

В дошкольном образовании важно не столько качество какого- то отдельного компонента, о которых мы говорили в данной статье, сколько комплекса факторов, которые можно объединить в группы. Поэтому нужно работать над созданием целого комплекса управления качеством образования.

        Список литературы

  1. Герасимов, Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 64 c.
  2. Зайцев, Г.Н. Управление качеством в процессе производства: Учебное пособие / Г.Н. Зайцев. - М.: Риор, 2015. - 63 c.
  3. Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании [Текст]: Учебное пособие/ Т.Н. Патрахина. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2017. — 123 с.
  4. Сахарникова Л.э. управление дошкольными образовательными учреждениями, целенаправленная деятельность руководителя по повышению качества дошкольного образования // личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. v междунар. науч.-практ. конф. часть ii. – новосибирск: сибак, 2018.
  5. Управление качеством / Под ред. Ильенковой С.Д.. - М.: Юнити, 2018. - 64 c.
  6.  Фрейдина, Е.В. Управление качеством: учебное пособие. / Е.В. Фрейдина. - М.: Омега-Л, 2018. - 84 c.

References

  1. Gerasimov, B.N. Quality Management: Training Manual / B.N. Gerasimov, Yu.V. Churikov. - M.: Vuzovsky textbook, 2018. - 64 c.
  2.  Hare, G.N. Management of quality in the production process: Training manual / G.N. Hare. - M.: Rior, 2015. - 63 c.
  3. Patrakhina T.N. Management in Education: Textbook/ T.N. Patrakhina. - Nizhnevartovsk: Izd in Nizhnevart. it's humane. Un-ta, 2017. 123 s.
  4.  Sakharnikova L.E. management of preschool educational institutions, purposeful activity of the head to improve the quality of preschool education / personality, family and society: issues of pedagogy and psychology: Sat. Art. By my mother. v in between. science.-practical. Part ii. - Novosibirsk: Sibak, 2018.
  5. Quality management / Under Ed. Ilyenkova S.D. - M.: Unity, 2018. - 64 c.
  6. Freudina, E.V. quality management: tutorial. / E.V. Freidine. - M.: Omega-L, 2018. - 84 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление качеством дошкольного образования в инновационном режиме работы ДОУ

Обеспечение более высокого уровня профессионализма и педагогической компетентности.Переход коллектива дошкольного образовательного учреждения в режим развития предполагает обновление модели методическ...

Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования»

мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов в работе с разновозрастным коллективом и детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Презентация на тему: "Управление качеством дошкольного образования Ставропольского края в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)".

В презентации представлена состема дошкольного образования Ставропольского края. целевые ориентиры в оценке качества дошкольного образования, рейтинг территорий по психологической готовности педагогче...

Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...

Управление качеством дошкольного образования в условиях стандартизации

Как известно,  человек с самого рождения нуждается в правильном воспитании и обучении. Поэтому заботу о детях родители доверяют грамотным, компетентным педагогам. При рождении ребёнка мама уже зн...

«Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».

laquo;Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»....

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...