Профориентация старших дошкольников по средствам театрализованной деятельности
консультация

Ахмыстова Татьяна Николаевна

материал РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация старших дошкольников по средствам театрализованной деятельности

Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т. к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определённой последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.

Среди разнообразных форм, помогающих осуществить знакомство детей с профессиями, является  театрализованная деятельность дошкольниковТеатральное искусство близко и понятно детям, так как в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссёр Г. Н.Рошаль писал: «… всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребёнок никогда не теряет своего реального «я». В своей игре он похож на актёра».

Театрализованная деятельность занимает особое место в профориентационной работе с детьми. Благодаря театру укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями.

 Театрализованная деятельность открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителейПрофориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры.

Театрализованная деятельность, отражающая железнодорожную тематику, является средством развития воспитательного потенциала семьи, специфической формой передачи профессионального опыта предшествующих поколений будущему.

Осуществляя в детском саду профориентационную работу, можно говорить о такой форме, как детско-взрослая театрализованная деятельность, способствующая развитию социокультурных связей и традиций между детским садом и семьёй. В процессе совместной детско-взрослой театрализованной деятельности устанавливаются тесные отношения между детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

Для воспитанников театрализованная деятельность – источник новых знаний о профессиях их родителей, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к людям труда, развивать трудолюбие и интерес к выбору будущей профессии.

В современном обществе важнейшим направлением социокультурного развития является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировидения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности, к своей будущей профессиональной деятельности.

Знакомство детей с профессиями, воспитание у них трудолюбия является одной из ведущих задач на протяжении практически всей истории дошкольной педагогики.

Понятие «профориентация» достаточно ново в педагогической науке, оно появилось лишь сто лет тому назад. Сам термин «профессиональная ориентация» понимается как процесс определения человеком того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомлённость о средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

Современная профориентация представляет собой процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе, систему оказания комплексной помощи человеку в выборе будущей профессии.

В настоящее время современные программы практически не уделяют должного внимания профориентации детей дошкольного возраста. В связи с этим одной из важных задач нашего дошкольного учреждения является работа по ранней профориентации дошкольников

Ранняя профориентация предполагает, помимо формирования знаний о различных профессиях, развитие у ребёнка психологической готовности к вхождению во взрослый мир профессий. Такая готовность к будущей профессиональной деятельности означает достижение определённого уровня знаний о профессиях и развитие личностных качеств (ответственности, устойчивости, внимательности, способности работать в команде и др.).

Главная цель -способствовать возникновению ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста; обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда ;

формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей посредством устного народного творчества и театрализованных игр;

развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

Развитие творческого воображения, памяти, речевой активности, креативного мышления, умения анализировать, делать выводы. Развивать творческие и актёрские способности.

Методы и формы работы с детьми:

игры-драматизации,

театрализованные игры с использованием различных видов театра

постановки для детей младшего возраста

рассматривание иллюстраций; мини-выставки

чтение художественной литературы, художественное слово

беседы

Формы работы с родителями воспитанников:

Консультации для родителей,оформление информационных стендов«Ранняя профориентация в ДОУ», памятки для родителей «Семья и детский сад», папка – передвижка «Поиграем вместе в театр»

Проведение выставки и творческих работ детей и родителей

Участие родителей в обогащении РППС: оказание помощи в пополнении и обогащении центра игр в группе ("Театр своими руками")

Сентябрь

Экскурсия в школу Знакомить детей с профессией учителя; развивать интерес к школьному обучению; обогащать словарь (указка, звонок, урок, перемена)

Беседа

«Кто работает в школе»

Дать детям представление о профессиях людей, работающих в школе; познакомить с функциями учителя; способствовать расширению социальных представлений о школе

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе и работе учителя,активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская

Показ настольного театра "Учитель встречает детей" Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых.

Развивать воображение.

Беседа «Труд парикмахера» Познакомить с профессией парикмахера. Дать представление о его труде, об оборудовании и материалах, необходимых для работы

Дидактическая игра «Сделаем куклам красивые прически» Закреплять навыки ухода за волосами;

уточнить названия необходимых для этого предметов;

формировать понятие «опрятный внешний вид»

Театр мягкой игрушки

"В парикмахерской" Развивать воображение, умение действовать слаженно, развивать речевую активность.

Октябрь Беседа

«Кем быть?»

Закрепить знания детей о современных профессиях, развивать логическое мышление, речь

Экскурсия на почту Заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета

Чтение произведения С. Маршака «Почта»

Расширить и обобщить представления детей о почте, о труде работников почты; активизировать словарь по теме; повторить с детьми домашние адреса

Презентация «Современные профессии работников связи»

Познакомить детей с профессиями современных работников связи (почтальон, кассир) уточнить знания о значении труда, воспитывать любознательность, развивать мышление, речь

Театрализованная игра

«Для чего нужен предмет?» Закрепить знания о назначении различных предметов (орудиях труда различных профессий)

Закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов

Настольный театр «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка)

Познакомить детей с профессиями работников банка (управляющий, бухгалтер, кассир, охранник, инкассатор, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к современным профессиям

Беседа «Что такое деньги? Познакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран)

Экскурсия в банк.

Заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета

Ноябрь Беседа «Профессия – продавец» Дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца; совершенствовать представления о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать культуру общения; развивать познавательную активность детей

Театр масок «Кафе»

Учить детей отражать в театральной игре знания о профессиях (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик, самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь

Составление детьми рассказов «Кем работают мои родители» Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы родителей; расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества; воспитывать чувство гордости за трудовые успехи и заслуги родителей; формировать умение составлять рассказ из личного опыта на основе плана, предложенного воспитателем

Декабрь Рассказ воспитателя о профессии с использование театра на палочках«Пожарный»

Уточнить представления детей о содержании работы пожарный, о личностных качествах человека этой профессии, развивать креативное мышление.

Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные»

Способствовать развитию у детей умения развивать сюжет игры на основе полученных знаний; активизировать словарь детей словами: пожарный рукав, ствол, огнетушитель, спасатели МЧС, служба спасения, рация, диспетчер, дежурный

Чтение произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»«Кошкин дом»,

Е. Хоринского

«Спичка – невеличка» Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарного, показать героизм профессии «пожарный»

Инсценировка сказки «Кошкин дом»

на фланелеграфе Развивать творческие способности.

Беседа воспитателя о профессии

«Космонавт»

Уточнить представления детей о содержании работы космонавта, о личностных качествах человека этой профессии.

Январь Просмотр презентации «Великие русские писатели» Познакомить детей с русскими писателями и их произведениями

Рассказ воспитателя о профессии

«Писатель»

Уточнить представления детей о содержании работы писателя, о личностных качествах человека этой профессии

Игровые упражнения:

«Придумай сказку»«Сочини небылицу»,

«Что будет, если…» Развивать творческие способности, обогащать словарный запас

Создать альбом

«Наши сказки»

Побуждать детей придумывать сказку, рассказ; развивать творческие способности

Режиссерские игры на фланелеграфе

Побуждать детей инсценировать сказки на фланелеграфе, обогащать режиссерский игровой опыт

Рассказ воспитателя о профессии

«Актер»

Уточнить представления детей о содержании работы актера театра, о личностных качествах человека этой профессии

Изготовление атрибутов для игры «Театр»:

билеты, афиша, деньги, реквизит для спектакля Побуждать использовать в игре предложенные атрибуты и предметы-заместители

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Закреплять представления детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре; учить действовать в соответствии с принятой на себя ролью, развивать выразительность речи; формировать доброжелательное отношение между детьми, нравственно-этические нормы поведения

Игра образного показа «Море волнуется…» Развивать актерские способности детей

Февраль Рассказ воспитателя о профессии

«Ветеринар»

Уточнить представления детей о содержании работы ветеринара, о личностных качествах человека этой профессии

Просмотр мультфильма «Бегемот, который боялся прививок» Вызвать эмоциональный отклик, прививать бережное отношение к животным

Инсценировка сказки К. Чуковского «Айболит» на фланелеграфе.

Привлекать детей к совместному творчеству, активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление

Беседа на тему

«Есть такая профессия – Родину защищать». Уточнить представления детей о военных профессиях; способствовать формированию основ военно-патриотического сознания; воспитывать у дошкольников интерес и уважение к армии

Театр шапочек

"Военные профессии" Продолжать знакомить с военными профессиями (капитан самолета, капитан корабля, пилоты, матросы, разведчики, часовые, саперы, радисты, танкисты, военные врачи, медсестры)

Март Дидактическая игра «Кем работают эти люди?» Продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес

Беседа «Профессия - лесовод» Познакомить детей с профессией лесовода, деятельностью лесничества, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых через формирование представлений о профессии лесника; показать значимость этой профессии для общества и природы

Дидактическая игра «Кто, что делает на работе» Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий

Обучение рассказыванию

Театральная постановка

«Женские профессии» (воспитатель детского сада, учитель начальных классов, медицинская сестра, швея, повар) Учить составлять короткий рассказ на заданную тему, по плану с опорой на картинку.

Познакомить детей с разными женскими профессиями.

Расширять и обогащать словарь.

Формировать грамматически правильную речь, умение излагать свои мысли в логической последовательности

Театр

Знакомство с профессиями сферы безопасности «Мужские профессии» (полицейский, пожарный, спасатель) Вызывать у детей интерес к окружающему миру.

Формировать реалистичные представления о труде людей.

Расширять знания и представления о профессиях относящихся к сфере безопасности (пожарные, полицейские, спасатели, спецодежда, орудия труда.

Учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях.

Развивать связную речь: упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по серии картинок; совершенствовать грамматический строй речи; обогащать словарь детей (закрепление глаголов по теме).

Развивать любознательность, память, логическое мышление.

Воспитывать чувство гордости за людей данных профессий

Апрель Кукольный театр

«Платье для Золушки» обобщить и расширить представления детей о труде работников ателье; познакомить с некоторыми видами тканей; уточнять и расширять словарный запас по теме «одежда»; формировать умение различать и называть сезонную одежду

Рассматривание серии демонстрационных картин «Мамы всякие нужны. Детям о профессиях» Формировать представления детей о женских профессиях; развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями, составлять описательный рассказ по предметной картине по плану, предложенному воспитателем

Беседа – игра

«Кто где работает?» Закреплять знания детей о профессиях.

Развивать умение рассматривать картины, отвечать на вопросы.

Знакомить детей с основными профессиями, образом жизни людей

Слушание аудиоспектакля «Хочу быть»

Расширять кругозор, представления детей о профессиях; формировать познавательный интерес к труду людей; расширять словарный запас; воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии, бережное отношение к продуктам труда

Дидактическая игра

«Кем работают наши родители» Развивать у дошкольников интерес к миру взрослых людей путем ознакомления со сферами их трудовой деятельности

Беседа

«Зачем человек трудится» Уточнить понятия «труд»«профессия»; закрепить представление об общественной значимости трудовой деятельности людей; рассказать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе

Фотовыставка

«Профессия моих родителей» Формирование уважительного отношения к людям любых профессий; прививать любовь к труду

Май Театрализованная постановка с использованием кукол

би-ба-бо

«Потребности современного человека»

Познакомить дошкольников с понятием «потребность», со взаимосвязью между удовлетворением потребностей и наличием разнообразных профессий, исторической взаимосвязью профессий и потребностей (потребности современных людей шире, поэтому существует многообразие профессий)

1.Пополнить библиотеку художественной литературой:

В. Маяковский

«Кем быть?»,

С. Михалков

«А что у вас?»,

«Дядя Степа».

Дж. Родари

«Чем пахнут ремесла?»,

К. И. Чуковский

«Айболит» и др. Понимать обобщенное значение пословиц о труде и тружениках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

"Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями"

Профориентация срарших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями...

Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности

Целенаправленная и систематическая работа по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности даёт положительные результаты, возможность воспитателю полноценно развивать речь ребёнка, побо...

«Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности».

laquo;Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности»....

Профориентация старших дошкольников по средствам создания мультфильмов про профессии

Актуальность темы профориентации дошкольников исходит из того, что современное образование определяет одной из задач позитивное отношение детей к труду и начальному уважению к труду старшего поколения...