Как организовать проектную деятельность в детском саду
методическая разработка

Волкова Ольга Николаевна

Буклет для педагогов по организации проектной деятлеьности в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Уровни практической реализации исследовательского обучения:

- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти воспитаннику;

- педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

- на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).

Этапы исследовательской технологии обучения:

– подготовительный этап, целью которого является расширение знаний детей об окружающем мире, формирование у них исследовательских умений: наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;

– алгоритмический этап, целью которого является развитие у детей практических навыков и умений формулировать конечный результат, выделять и разрешать противоречия на элементарном уровне;

– творческий этап с выходом на генерирование идей, целью которого является развитие у детей гибкости, подвижности, оригинальности, системности мышления.

Учебное исследование дошкольника включает следующие элементы:

- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

- выработку гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- анализ и обобщение полученных данных;

- подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).

Детализированная последовательность исследовательского обучения.

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы  исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Разработать методику проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.

Правила выбора темы:

1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данному случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.)

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Тема проекта –

Цель проекта -

Задачи проекта:

Авторы проекта -

Тип проекта -

Продолжительность -

Основное направление проекта -

Актуальность проекта –

Методы и приёмы исследования:

Практическая значимость:

Продукт проектной деятельности:

Ожидаемый результат -

Мифы о проектной деятельности:

* Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

* Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.

* В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

*Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.

*Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

* Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

* Главный результат такой работы – победа на конференции.

* Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

Советы воспитателю по работе над проектом

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно – пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию. Опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта. Поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком. Используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта. Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом. Создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Педагогу важно!

- Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.

- Уметь увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.

- Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.

- Уметь быть терпимым к ошибкам детей, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

- Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.

- Предоставлять возможность для регулярных отчетов рабочих групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений.

- Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам.

- Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

- Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

- Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным детям продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие воспитанники изыскивают пути подхода к новой проблеме.

Детский сад «Родничок», филиал МАОУ «Новозаимская СОШ»

Подготовил:

Волкова О.Н.,

Старший воспитатель

Детского сада «Родничок»

С. Новая Заимка, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....

Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"

Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...