Семинар «Эффективные формы взаимодействия с родителями в рамках реализации программы воспитания»
консультация

Родомакина Елена Васильевна

 Семинар "Эффективные формы взаимодействия с родителями в рамках реализации Программы воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Семинар «Эффективные формы взаимодействия с родителями в рамках реализации программы воспитания»

 

 

Цель:   повышение профессиональной компетентности педагогов  по вопросам  взаимодействия с родителями в рамках реализации рабочей программы воспитания  ДОО

План проведения семинара:

  1. Вступительное слово
  2. Нормативная база обновления подходов к воспитанию в отечественной системе дошкольного образования

 3. Анализ  структуры рабочей программы по вопросам взаимодействия с родителями  

  1. Формы взаимодействия с родителями в рамках реализации Программы воспитания
  2. Практическое задание
  3. Рефлексия

Ход семинара

Слайд 1

 

1.Вступительное слово

Приветственное слово, решение технических вопросов.

Слайд 2

 

  1.  Нормативная база обновления подходов к воспитанию в отечественной системе дошкольного образования

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание воспитательной  составляющей педагогического процесса дошкольной образовательной организации.

В мае 2018 г. вышел указ президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

 В июне 2020 г.  - указ президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Национальная цель: «Возможности для самореализации и развития талантов»

Целевые показатели: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

Слайд 3

 

  •  Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ

     «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», рассматривает воспитание как стратегический национальный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Вопросы совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях Российской Федерации являются приоритетными в деятельности органов управления образованием федерального, регионального, муниципального уровней

Слайд 4

Изменения в 304-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»:

Пункт 2:

«воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Слайд 5

Пункт 9:

«образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;"

Дополнение к статье 12:

«Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся

 Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

 

Слайд 6

(ФЗ - № 304  статья 12.1 3.)  В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие   советы обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии)» , советы родителей.

  Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-cвоему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих инcтитутов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка, воспитание духовно – нравственной личности необходимо их взаимодействие. Поэтому при разработке РПВ необходимо привлекать родителей (законных представителей)

Слайд 7

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе реализации рабочей программы воспитания находит свое отражение при проектировании уклада образовательной организации.

 Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные (базовые ценности Родина, человек, семья, культура, вера, труд, красота, познание, здоровье, дружба, природа.), так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений:  заведующей ДОУ, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОУ. Уклад определяется общественным  договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.

       

 

Слайд 8

 Для реализации рабочей Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой ДОО и быть принят всеми участниками образовательных отношений.

Элементы уклада

Ценности

- инвариантные базовые: Родина, человек, семья, культура, вера, труд, красота, познание, здоровье, дружба, природа.

–  вариативные  (ценности ДОО): сотрудничество, уважение, благодарность, традиция, ответственность.

Правила и нормы

Положение о нормах профессиональной этики; - положение о спорах и конфликтах; - коллективный договор; - устав; - правила внутреннего трудового распорядка; - родительский договор, и т.д.

Традиции и ритуалы

утро добрых встреч (ритуал приветствия); - ритуал прощания;

- применение малых фольклорных форм в режимных моментах;

- годовой круг праздников: государственных, традиционных праздников культуры, корпоративных, праздников посвящений и проводов, личных и тематических;

- тематические дни и недели;

- системные проекты, ключевые традиционные события, охватывающие всех участников образовательных отношений.

Система отношений в разных общностях

- культура поведения и общения;

- уважительный характер отношений со всеми участниками образовательных отношений;

- корпоративная культура;

- внимание к каждому человеку и причастность к общему делу;

- бережная забота к ребенку,  родителям и педагогам;

- культура принятия, уважительное отношение к представителям разных культур, включая детей с ОВЗ;

- наставничество;

- открытые и доверительные отношения с родителями;

- культура поведения в сетевом пространстве и т.д.

Характер воспитательных процессов

- построение процессов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- целостный характер воспитательного процесса;

- системный характер воспитания в ДОО, направленный на формирование целостной картины мира;

- культуросообразный характер воспитания в ДОО;

- поддерживающий и безопасный характер процессов воспитания;

- рефлексия профессиональной деятельности педагога как основой эффективности процессов воспитания;

- региональные особенности проектирования содержания воспитательного процесса;

- открытость воспитательных процессов во взаимодействии с социальными партнерами;

- поиск инновационных форм процесса воспитания в том числе для детей с ОВЗ;

- деятельное участие каждого педагога в общих событиях; - привлечение родителей к активному участию в процессе воспитания;

- активное и деятельное участие ребенка в процессе воспитания на основе сотрудничества и деятельной инициативы

РППС

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

– «от взрослого», который создает предметно-образную среду, насыщая ее ценностями и смыслами (тематические выставки, музей детского сада и мини-музеи в группах, мини библиотеки в группе, картинные галереи, интерактивные стенды, опытно-экспериментальный участок, место общения)

 – «от совместной деятельности ребенка и взрослого» – воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и ценности воспитания (проектные пространства, фестивали семейных проектов, мастерские, пространство подвижных игр, экологическая тропа)

– «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым (театр, изостудия, экспериментариум, лего центр, режиссерская игра, рукоделие, ежедневные выставки самостоятельных рисунков, поделок и пр.).

Слайд 9

Так же   взаимодействие ДОУ и семьи в процессе реализации рабочей программы воспитания находит свое отражение  в Общности (сообщества) ДОО

        Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача — объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

 

 

Слайд 10

 

  В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка взаимодействие  с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ОО. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада ОО, в котором строится воспитательная работа.   В рабочей программы воспитания необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в деятельности ОО в построении сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы.

 

 

     Максимальная открытость  воспитательно – образовательной  деятельности направлена на становление партнёрских взаимоотношений педагога с родителями.

    Тесное сотрудничество с семьей делает успешным воспитательный процесс  в  дошкольной образовательной организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле   воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Слайд 11

Формы  взаимодействия с семьями воспитанников

  • Вовлечение родителей в создание   проектов;
  • Приобщение детей и взрослых к культурным семейным традициям: общенародные праздники и памятные дни России, а также ряд международных праздников, в том числе учрежденных ООН и ЮНЕСКО; региональным праздникам;
  • Вовлечение семей в традиции народного календаря, связанного с сезонными праздниками;
  • Вовлечение семей в чествование именинников и организация познавательных мероприятий (в формате квеста, викторины и пр.) дней рождения, объединяющих развлекательные, воспитательные и образовательные задачи;
  • Чествование ценностей семьи в рамках региональных дат семейного календаря с целью воспитания у детей чувства сопричастности к традициям своей семьи;
  • Использование интернет-сайтов и форумов, информационных буклетов и флаеров с учетом интересов и образовательных, оздоровительных, консультативных и пр. потребностей разных категорий родителей и типов семей.

Слайд 12

Взаимодействие, сотрудничество с семьями воспитанников по направлению  

 

  • ценности Родины и природы, ценности культуры и красоты осуществляется в процессе

 совместных  проектов «Моя Родина», «Защитники Отечества», «Спасибо за победу»,    «Лучшая тематическая прогулочная  площадка ДОУ», традиционные мероприятия  «Смотр строя и песни», «Праздник единства» , совместные конкурсы «Сохраним природу вместе», «Зимние забавы» (конкурс зимних построек); выставки работ родителей и детей.  

Слайд 13

Привлечение родителей к организации  традиционных    мероприятий  «Масленица», «Новый год и Рождество», к организации и  проведению тематического года 2022 -«Посвящен культурному наследию народов России», конкурсы творческих работ на тему «Народные промыслы России»

Слайд 14

ценности человека, дружбы, семьи:

Приобщение детей и взрослых к культурным семейным традициям через традиционные праздники «Дети тоже имеют права»,  досуги, в соответствии с тематическим планированием,   спортивные развлечения «Папа, мама, я спортивная семья»;  распространение семейного опыта воспитания; проекты «Волшебная сила дружбы», «Семейные традиции»; общие родительские собрания, групповые родительские собрания; эпизодические посещения;  просвещение и обучение родителей; совместные проекты, фестивали  

Слайд 15

ценность знания:

участие в познавательных проектах «Путешествие по золотому кольцу», родители были членами жюри в  традиционном  соревновании  «Шашечный турнир» ,   совместно с родителями проводится  выставка рисунков  «День Знаний»,   совместная подготовка воспитанников к конкурсу «Живое слово».

Слайд 16

        

ценность здоровья: совместное участие в спортивных мероприятиях; конкурсах; в подготовке детей к сдаче ГТО; совместные проекты «Будь Здоров»,  «Здоровье – это Здорово», в рамках которых были проведены спортивные развлечения, выставки плакатов,   представлены семейные видеоролики о ценности здорового образа жизни.

 

Слайд 17

 ценность труда: совместное проведение театрального фестиваля «Все профессии важны», выставка рисунков; проект «Трудовая династия».

 

Так же в ДОУ функционирует Управляющий Совет родителей. Постоянный коллегиальный орган общественного управления ДОУ, позволяет родителям высказывать свое мнение по вопросам управления детским садом.

 Выпуск газеты для родителей «Радуга».

Слайд 18

Вы заметили,  несмотря на то, что базовые ценности у нас выделены, основные формы взаимодействия носят интегрированный характер.

Формы  взаимодействия с семьями воспитанников

  • Вовлечение родителей в создание   проектов;
  • Приобщение детей и взрослых к культурным семейным традициям: общенародные праздники и памятные дни России, а также ряд международных праздников, в том числе учрежденных ООН и ЮНЕСКО; региональным праздникам;
  • Вовлечение семей в традиции народного календаря, связанного с сезонными праздниками;
  • Вовлечение семей в чествование именинников и организация познавательных мероприятий (в формате квеста, викторины и пр.) дней рождения, объединяющих развлекательные, воспитательные и образовательные задачи;
  • Чествование ценностей семьи в рамках региональных дат семейного календаря с целью воспитания у детей чувства сопричастности к традициям своей семьи;
  • Использование интернет-сайтов и форумов, информационных буклетов и флаеров с учетом интересов и образовательных, оздоровительных, консультативных и пр. потребностей разных категорий родителей и типов семей.

  1. Рефлексия (анкетирование)

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО.

Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО. актуальность, цели, задачи проектвов. Проект "Моя семья"...

Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....

Совместные праздники и развлечения как эффективная форма взаимодействия с родителями, в условиях реализации ФГОС ДО

Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка....

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Отчёт по проектной деятельности по взаимодействию с родителями....

Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы Социокультурные истоки

Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы Социокультурные истоки...

Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Всей своей работой педагогический коллектив нашего детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательнос пр...