РМО-Выступление
методическая разработка (старшая группа)

Выступление на РМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_kopia_1.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 «Матрешка» г.Белебей Муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

         

Вступление

на заседание районного методического объединения воспитателя старшей группы по теме

«Организация мини-музеев в образовательной среде, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Воспитатель: Григорьева О.В

Г. Белебей, 2024

В рамках решения годовой задачи   2023-2024 учебного  года «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям, как основа духовно – нравственного воспитания» в старшей возрастной группе было принято решение реализовать проект «Мини-музей народной игрушки».

Тип проекта: познавательный, творческий.

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный, срок реализации проекта сентябрь – декабрь 2023 года

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к  русскому народному творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. Дошкольники должны знать историю своего народа, его обычаи, традиции, культуру, проникнуться чувством уважения к народным умельцам, иметь разнообразные впечатления об окружающей жизни, овладеть знаниями о предметах и явлениях.

Основной атрибут игровой деятельности - это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Опыт работы показал, что знакомство с русской народной игрушкой более эффективно проходит в условиях мини - музея группы. Собранная, совместно с родителями экспозиция русской народной игрушки, своей самобытностью, яркостью, неповторимостью вызывает у детей неподдельный интерес, желание самому «сотворить» игрушку. Работа в мини- музее расширяет кругозор ребенка, способствует развитию творческих способностей. Участие в проекте обеспечивает взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через восприятие красивого мира народной игрушки.

Задачи проекта:

-Знакомить детей с многообразием предметов декоративно - прикладного искусства.

-Расширять представления детей о народной игрушке.

-Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного творчества.

-Развивать познавательные и творческие навыки.

-Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

-Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа.

-Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей, родителей и педагогов, потребность в самореализации и самовыражении.

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап

В начале работы мы определили тему, цели и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.

Подготовка материалов:

-Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

-Изготовление народных кукол «Крупеничка», «Столбовушка», «Кукла – младенец», «Веснянка»,  татарская  народная кукла «Курчак».

-Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

-Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

-Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

-Подбор информационного материала для родителей

-Разработка конспектов занятий для детей.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

2. Основной этап – познавательно - практический

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы: «Народная игрушка – игрушка-самоделка», «Дымковские мастера», «Веселые матрешки», «Деревянная игрушка», «Башкирская народная кукла», «Татарская кукла».

2. Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Знакомство с  башкирским и татарским народным орнаментом», «Про ковры».Речевая деятельность:

1. Чтение рассказов, произведений малого фольклорного жанра о народной игрушке, народных умельцах.

2.Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Айбулат – батыр»,  «Песня о курае».

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Рисование: «Дымковская слобода» (коллективная работа)

3. Лепка  «Олешек» по мотивам дымковской игрушки»;

Цель: продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским мотивам, используя прием раскатывания столбика сгибания его и разрезания стекой с двух концов. Развивать эстетическое восприятие.

4. Рисование «Башкирский ковер».

Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с башкирским  народным орнаментом. Учить рисовать элементы орнамента. Упражнять в составлении оттенков цвета. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

5. Аппликация «Укрась матрешке сарафан»

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры; «Гуси-Лебеди, «Липкие пеньки», «Юрта»,  «Ручеек».

2. Хороводные народные игры «Каравай», «У Маланьи, у старушки», «У медведя во бору»,  «Узнай по голосу», «Хоровод в лесу».

3. Сюжетно - ролевая игра «Хорошо в гостях у нәнәй». 

4. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Народные промыслы», «Собери матрёшку»,  «Составь орнамент», «Собери флаг».
Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором экспонатов для мини-музея народной игрушки (дарение рушников с русским, чувашским, татарским и башкирским орнаментами).

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

Заключительный 3-й этап

1. Оформление мини музея «Народные игрушки».

2. Презентация проекта мини музея «Народные игрушки»  на педагогическом  совете детского сада и  РМО.

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к народной игрушке, истории ее создания и возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, комплексное использование в работе дошкольного учреждения  «Мини- музея народной игрушки» способствует процессу культурной интеграции, то есть углублению культурного взаимодействия различных культурных традиций, национальных форм культуры, развитию у дошкольников бережного отношения к иным обычаям и взглядам, что приобретает особую актуальность в условиях многонациональной республики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....