РМО-Выступление
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 40 «Матрешка» г.Белебей Муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Вступление
на заседание районного методического объединения воспитателя старшей группы по теме
«Организация мини-музеев в образовательной среде, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Воспитатель: Григорьева О.В
Г. Белебей, 2024
В рамках решения годовой задачи 2023-2024 учебного года «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям, как основа духовно – нравственного воспитания» в старшей возрастной группе было принято решение реализовать проект «Мини-музей народной игрушки».
Тип проекта: познавательный, творческий.
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный, срок реализации проекта сентябрь – декабрь 2023 года
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. Дошкольники должны знать историю своего народа, его обычаи, традиции, культуру, проникнуться чувством уважения к народным умельцам, иметь разнообразные впечатления об окружающей жизни, овладеть знаниями о предметах и явлениях.
Основной атрибут игровой деятельности - это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.
Опыт работы показал, что знакомство с русской народной игрушкой более эффективно проходит в условиях мини - музея группы. Собранная, совместно с родителями экспозиция русской народной игрушки, своей самобытностью, яркостью, неповторимостью вызывает у детей неподдельный интерес, желание самому «сотворить» игрушку. Работа в мини- музее расширяет кругозор ребенка, способствует развитию творческих способностей. Участие в проекте обеспечивает взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре через восприятие красивого мира народной игрушки.
Задачи проекта:
-Знакомить детей с многообразием предметов декоративно - прикладного искусства.
-Расширять представления детей о народной игрушке.
-Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного творчества.
-Развивать познавательные и творческие навыки.
-Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
-Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа.
-Реализовать процесс сотрудничества, сотворчества детей, родителей и педагогов, потребность в самореализации и самовыражении.
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап
В начале работы мы определили тему, цели и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.
Подготовка материалов:
-Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
-Изготовление народных кукол «Крупеничка», «Столбовушка», «Кукла – младенец», «Веснянка», татарская народная кукла «Курчак».
-Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
-Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
-Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
-Подбор информационного материала для родителей
-Разработка конспектов занятий для детей.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
2. Основной этап – познавательно - практический
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы: «Народная игрушка – игрушка-самоделка», «Дымковские мастера», «Веселые матрешки», «Деревянная игрушка», «Башкирская народная кукла», «Татарская кукла».
2. Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Знакомство с башкирским и татарским народным орнаментом», «Про ковры».Речевая деятельность:
1. Чтение рассказов, произведений малого фольклорного жанра о народной игрушке, народных умельцах.
2.Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Айбулат – батыр», «Песня о курае».
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Рисование: «Дымковская слобода» (коллективная работа)
3. Лепка «Олешек» по мотивам дымковской игрушки»;
Цель: продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским мотивам, используя прием раскатывания столбика сгибания его и разрезания стекой с двух концов. Развивать эстетическое восприятие.
4. Рисование «Башкирский ковер».
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с башкирским народным орнаментом. Учить рисовать элементы орнамента. Упражнять в составлении оттенков цвета. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
5. Аппликация «Укрась матрешке сарафан»
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры; «Гуси-Лебеди, «Липкие пеньки», «Юрта», «Ручеек».
2. Хороводные народные игры «Каравай», «У Маланьи, у старушки», «У медведя во бору», «Узнай по голосу», «Хоровод в лесу».
3. Сюжетно - ролевая игра «Хорошо в гостях у нәнәй».
4. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Народные промыслы», «Собери матрёшку», «Составь орнамент», «Собери флаг».
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором экспонатов для мини-музея народной игрушки (дарение рушников с русским, чувашским, татарским и башкирским орнаментами).
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
Заключительный 3-й этап
1. Оформление мини музея «Народные игрушки».
2. Презентация проекта мини музея «Народные игрушки» на педагогическом совете детского сада и РМО.
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к народной игрушке, истории ее создания и возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, комплексное использование в работе дошкольного учреждения «Мини- музея народной игрушки» способствует процессу культурной интеграции, то есть углублению культурного взаимодействия различных культурных традиций, национальных форм культуры, развитию у дошкольников бережного отношения к иным обычаям и взглядам, что приобретает особую актуальность в условиях многонациональной республики.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/31/img_7645.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/01/31/img_7644.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42147.jpg)
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-191232-1365449414.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265148-1370948838.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/11/picture-265186-1370956357.jpg)
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-752150-1454950404.jpg)
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-883928-1485594534.jpg)
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....