Технология проектной деятельности как способ социально-коммуникативного развития дошкольников
проект

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения ФГОС и ФОП ДО ориентируют дошкольные учреждения на развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта – это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск – его непременная часть.

Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности: реализация проектов в ДОО способствует переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Освоение педагогом технологии проектной деятельности автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

Таким образом, актуальность и востребованность проектной технологии в ДОУ обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_tehnologiya_metoda_proektov_v_doo.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 Приморского района Санкт-Петербурга Семинар-практикум Технология проектной деятельности как способ социально-коммуникативного развития дошкольников

Слайд 2

План: Актуальность включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО Проблемное обучение в детском саду Основные особенности, этапы и элементы технологии проектной деятельности в ДОО Особенности технологии и методики проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста Особенности исследовательских, творческих и нормативных проектов в ДОО Практическая работа

Слайд 3

Актуальность проектной деятельности Положения ФГОС и ФОП ДО ориентируют дошкольные учреждения на развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей; Реализация проектов в ДОО способствует переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса

Слайд 4

«Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа». Ф.М. Достоевский Проблема – способ особого вида мотивации – проблемного. Человек, сталкиваясь с той или иной проблемой, даже без всякой наглядности получает определенное умственное затруднение, активизацию мыслительного процесса и «посыл» на её преодоление. А проблема, представляющая для детей интерес, становиться активизатором состояния «хочу», что стимулирует дальнейшую деятельность по поиску вариантов решения полученной проблемы.

Слайд 5

Возникновение проблемы: инициируют сами дети (Почему после дождя появляются улитки? Почему вода мокрая?); чаще проблемы заранее проектируют и специально конструируют педагоги (Как можно создать книгу? Что пригодиться сантехнику?) проблемы, спонтанно возникающие (разлили чай, разбилась чашка, неожиданно за ночь растаял снег, девочка плачет, к детскому саду подъехала пожарная машина и т.п.) Способы использования проблемной ситуации в ходе обучения: побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или фактов, и выявления их внешнего несоответствия. использование ситуаций из жизни, которые иногда происходят. побуждение к опытно-экспериментальной деятельности. побуждение к поиску информации. побуждение к различным способам продуктивной деятельности.

Слайд 6

— это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом Метод проектов (в пер. с греч. «путь исследования») — это совокупность приёмов, действий в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, оформленной в виде конечного продукта. ПЛАН РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ И С С ЛЕД О В А Т ЕЛ Ь С К И Й ПОИСК РЕЗУЛЬТАТ – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМА

Слайд 7

Структура построения обучающего занятия Деятельность воспитателя Деятельность ребёнка Организационный момент: создание ситуации, направленной на концентрацию детского внимания на предстоящий вид деятельности - мотивация деятельности : вызов заинтересованности у детей Возникновение интереса к предстоящей деятельности, готовность к восприятию программного материала Передача информации - изложение учебного (программного) материала Восприятие информации , передаваемой педагогом Различные способы закрепления учебного материала Осмысление полученной информации Подведение итогов занятия , индивидуальная оценка Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью Определение новых целей Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности

Слайд 8

Модель организации совместной деятельности п о методу проектов Деятельность воспитателя Деятельность ребёнка Создание проблемной ситуации Возникновение состояния «хочу» Совместное определение значимых проблем , выдвижение гипотез по их решению, обсуждение и составление плана деятельности по решению выдвинутых проблем Координация самостоятельног о поиска С а м о с т о ят е льный поиск Совместное обсуждение итогов , выдвижение новых проблем

Слайд 9

Типы проектов Исследовательские проекты – направлены на развитие у детей естественно-научных представлений о свойствах веществ (вода, снег, лёд, камень, древесина и т.д.), природных явлениях (снегопад, дождь, гроза и т.д.), исторических событиях, условия жизни растений и т.п. I этап: введение в проблему, предполагает знакомство детей с тематикой проекта, его смысловым значением. II этап: формулирование проблемы или исследовательской задачи. На данном этапе возможны несколько вариантов: - коллективное формулирование и обсуждение одной проблемы и, соответственно, совместное выполнение мероприятий по её решению; исследовательская задача определяется для каждого из детей или для малых подгрупп в зависимости от интересов и желаний детей. III этап: работа над проектом. Здесь дети, в зависимости от выбранного варианта (коллективного, подгруппового, индивидуального) деятельности, выполняют мероприятия по решению исследовательской задачи и оформляют проект в виде плаката, журнала, книги и т.п. IV этап: защита проекта. В день защиты проекта дети при помощи родителей или воспитателей вывешивают свои зарисовки на стендах. Затем каждый ребенок (если это индивидуальный проект) или выбранные представители (если это подгрупповой или коллективный проект) рассказывают о проделанной работе, указывая на соответствующие изображения, записи и т. п. V этап: выставка проектов. Проведение выставки оформленных исследовательских проектов подчеркнёт важность и значимость проделанной детьми работы. Также данную выставку можно будет использовать для закрепления знаний детей о теме проекта в процессе обсуждения выставленных книг, журналов, плакатов и экспонатов.

Слайд 10

Творческие проекты – наиболее близкий и знакомый для воспитателей тип проектной деятельности. Основная особенность творческой проектной деятельности состоит в том, что в ходе нее создается новый, творческий продукт. I этап: введение в проблему, предполагающий вхождение в смысл предстоящей деятельности. II этап: формулирование творческой задачи или проблемы, которую нужно решить в ходе проведения проекта и которая будет активизировать детей на последующую творческую деятельность. III этап: обсуждение вариантов, выработка идей для творчества. На данном этапе возможны несколько вариантов развития событий: - совместный с детьми выбор темы проекта; обсуждение вариантов действий по теме, предложенной воспитателем. В завершении III этапа творческого проекта можно предложить детям зарисовать свои идеи и подготовить сообщения к защите (возможно, при помощи родителей или объединившись в малые группы). IV этап: защита идей При проведении защиты выдвигаемых детьми идей и вариантов деятельности можно предложить план опорных вопросов, на которые дети должны будут дать ответы: - Что ты предлагаешь? - Кто может участвовать? - Почему это интересно? и т.п. На знакомство с идеями, выдвигаемыми детьми, можно потратить от одного до нескольких дней (в зависимости от масштаба проекта), предоставив возможность детям в обстановке свободного общения передавать и разъяснять друг другу свой замысел. V этап: голосование. По завершении защиты идей можно организовать своеобразное голосование с помощью фишек, флажков, наклеек и т.п., которыми дети должны будут подтвердить свой выбор одного или нескольких вариантов, в зависимости от установки воспитателя.

Слайд 11

VI этап: составление плана действий. Когда идея или идеи выбраны, можно обсудить вопрос «Как будем действовать?». После обсуждения составить план, определить последовательность действий, варианты итоговых мероприятий и т.д. VII этап: выполнение плана проекта. Воспитатель помогает детям организовать работу над проектом: распределиться на команды или раздать индивидуальные поручения, привлечь родителей, специалистов детского сада и т.п. VIII этап: презентация. Проведение итоговых мероприятий проекта (праздника, выставки, концерта, презентация книги, журнала и т.п.), собственно, для чего и был задуман весь проект.

Слайд 12

Нормативные проекты – деятельность, направленная на выработку определённых норм и правил поведения в детском коллективе. Но сюда можно включить и ближайшее социальное окружение ребёнка: дом, школа, библиотека, магазин, улица и т.д. Правила безопасности поведения, дорожного движения – всё это тоже можно включить в тематику нормативных проектов. В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов: Исследовательско -творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; Ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Слайд 13

Продолжительность проектов Проект ситуация Краткосрочные (от одного до нескольких дней) Средней продолжительности (1-2 месяца) Долгосрочные (учебный год)

Слайд 14

Организация проектной деятельности детей социальной направленности позволяет педагогу осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает не только взаимодействие детей друг с другом и педагогом, но и активное их сотрудничество, сотворчество, исследовательское поведение, интересы, игру. Сочетание проектной деятельности с игрой принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками и является одновременно и коллективным продуктом, и творчеством для каждого ребенка . Потенциал проектной деятельности велик и разнообразен, и каждый проект дает возможность увидеть «продвижение» ребенка в его собственном пространстве социального развития и социализации. А приобретенная социальная компетентность поможет ему в дальнейшем успешно действовать в разных жизненных ситуациях.

Слайд 15

Физическое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Коммуникация Художественный труд коммуникация коммуникация

Слайд 16

Проекты социальной направленности детей раннего и младшего дошкольного возраста, должны носить характер совместной детско-родительской или детско-взрослой общности и быть направлены на: • социальную идентификацию детей (освоение простейших социальных ролей); • развитие интереса к совместной деятельности и общению со взрослыми и сверстниками; • обогащение игр совместными сюжетами (фиксация событий и впечатлений малышей); • обогащение опыта переживаний разнообразных настроений и эмоций, развитие эмоциональной отзывчивости (к произведениям искусства); • обогащение опыта общения со взрослым и обогащение сюжетных игр (фиксация событий и впечатлений малышей); • развитие самостоятельности в игровом поведении; • развитие социальных навыков и умений в условиях взаимодействия с родителями в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Слайд 17

Социализация детей среднего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности должна быть направлена на решение следующих задач (по степени значимости): • развитие коммуникации (невербальных средств общения) и речевого этикета; • развитие со-действия и со-деятельности; • развитие саморегуляции; • развитие эмоциональных отношений в семье (взаимное обогащение и обмен эмоциями и чувствами); • развитие сюжетно-ролевой игры; • обогащение представлений о стране. К вариативным формам поддержки социально-коммуникативного развития детей 4-5 лет в проектной деятельности можно отнести: • коммуникативные игры и задачи на освоение невербальных средств общения; • игры на освоение этикетных форм (этикет приветствия, этикет прощания); • игры на развитие эмпатии (совместно с родителями); • социальные акции (2-3 в год): «Моя семья (письмо родственнику)»; «Рождественский или Пасхальный подарок»; «Я живу в России»; • школа маленьких волонтеров (2 мероприятия в год). Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями, открыток для больных детей; приобретение книги семьей в подарок для центра социальной поддержки; • долгосрочный проект «Мои впечатления» подразумевает эмоциональный отклик от прожитого дня, эмоциональное подведение итога с обсуждением чувств и эмоций в группе (приемы «Со-бытийный круг» или «Всегда ли мы правы?»); • ситуации разновозрастного общения – основа саморегуляция поведения; • социальная ситуация месяца может быть связана с текущим планированием, но должна иметь социальный характер и учитывать особенности социализации детей. Итогом может стать сюжетно-ролевая игра детей, связанная с наиболее значимой для них ситуацией месяца.

Слайд 18

Социализация детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности направлена на решение актуальных задач развития (по степени значимости), среди которых: • обогащение эмоций и чувств (возможна связь с патриотическими чувствами детей): «Я живу в Санкт-Петербурге», «Я живу в России». • забота о других (младших, пожилых, нуждающихся в участии человека); • развитие общественного сознания и деятельности. Вариативными формами поддержки социально-коммуникативного развития детей 5-7 лет являются: • проекты патриотической направленности для старших дошкольников (город-страна) с использованием игровых контекстов и игровых модулей или оболочек, учитывая сложность осваиваемого детьми содержания; • тематические дни или недели; • проекты социальной направленности с социально-значимым продуктом для детей младших по возрасту. Таким образом, проектная деятельность социальной направленности является опытом внедрения новых форм реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и имеет немаловажное значение для развития детей дошкольного возраста.

Слайд 19

Проект «Моя малая родина» Формы и виды деятельности: экскурсии по памятным местам беседы об исторических моментах творческая деятельность по созданию коллажа о малой Родине Проведение сюжетно-ролевых игр «Путешествие по городу», «Музей» и т.п. Конструирование макета города Методы обучения в проекте «Моя малая Родина» словесные (беседа о городе, рассказ об истории города, сочинение стихов, посвященных своей малой Родине и т.п.), наглядные (наблюдение за природой родного края, рассматривание фотографий и просмотр фильмов по теме проекта, визуальное знакомство с инфраструктурой города и т.п.), продуктивные (создание коллажа или книги о своём крае, конструирование макета города и т.п.), игровые (дидактические игры «Найди картинки с видами нашего города», подвижные игры «Кто быстрее найдёт клен в нашем парке», сюжетно- ролевые игры по тематике проекта и т.п.).

Слайд 20

Этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны педагога и детей Педагог Дети Погружение в проект Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. Организация деятельности Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует: группы детей; распределяет роли, ответственность; планирует детскую деятельность по решению задач проекта; предполагает формы презентации результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Слайд 21

Педагог Дети Осуществление деятельности При косвенном участии: при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; деликатно контролирует; обогащает знания детей, повышает их эрудицию; репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. Активно и самостоятельно при косвенном участии педагога: выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности; консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления; ищут необходимые и недостающие знания; фантазируют; готовят презентацию. Презентация Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задачи; умение планировать и осуществлять работу; найденные способы решения проблемы; самоанализ деятельности и ее результата; взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Технология проектного обучения в экологическом воспитании дошкольников

Использование технологии проектного обучения  выводит уровень усвоения экологических знаний дошкольниками на более высокий ....

Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

    Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...

Технология ТРИЗ» - как способ развития у дошкольника познавательной деятельности.

ТехнологияТРИЗ» - как способразвития у дошкольника познавательной деятельности. "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, ч...

Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей

Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...