"Система организации деятельности ДОУ в контексте нравственно-патриотического воспитания".
материал

Лешукова Наталья Сергеевна

Цель: Систематизация знаний педагогов об организации образовательной

деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического

воспитания. Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску. Развивать сплоченность,  умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_3.docx137.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» городского округа Рефтинский

Педагогический совет №3

 "Система организации деятельности ДОУ в контексте нравственно-патриотического воспитания".

Цель: Систематизация знаний педагогов об организации образовательной

деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического

воспитания. Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску. Развивать сплоченность,  умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Форма проведения педсовета: «Деловая игра»

ПОВЕСТКА ДНЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ,

1. «Вступительное слово старшего воспитателя». Актуальность проблемы

2. Итоги тематической проверки по теме «Условия, созданные для воспитанников по патриотическому воспитанию и духовно-нравственному развитию (РППС, программно-методическое обеспечение)», старший воспитатель

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Деловая игра «Наша Родина - Россия» старший воспитатель

2.Проект решения педагогического совета, его утверждение, дополнения

 

Ход педсовета:

  1. Вступительное слово старшего воспитателя, актуальность темы педсовета.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания.  Нравственно-патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач ФОП ДО. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. 

Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое. 

Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми. Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни. Трудовое воспитание – направлено на формирование положительного отношение к трудовой деятельности. Культурное направление заключается в знакомстве детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями русского народа. Важным фактором в экологическом воспитании патриотизма является природа, поэтому мы учим детей заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души.

В последнее время в системе отечественного дошкольного образования наблюдаются значительные перемены, спровоцированные повторяющимися кризисными явлениями в социально-экономической и культурной сферах жизни. Сегодня патриотическое воспитание в детском саду приобрело огромную значимость, поскольку нестабильность окружающей среды, которая стала привычной реальностью, во избежание утраты национальной идентичности русского народа требует возврата к вечным понятиям, как «род», «Родина», «родной край». Курс на включение нравственно-патриотического компонента в повседневный педагогической процесс в ДОУ уже закреплен на государственном уровне. В структуру образовательной программы включена рабочая программа воспитания. В связи с этим особо актуальной становится задача выявления методологических оснований, определяющих содержание, порядок и особенности реализации патриотической составляющей в системе современного дошкольного воспитания.

При наличии основных ориентиров педагогической работы по направлению нельзя не отметить, что в отечественной методологической науке до сих пор отсутствует целостная система нравственно-патриотического воспитания, хотя четко представлены четыре основных концепта (ориентация на социальное, коллективное воспитание, а также личностно-ориентированная модель и аналогичная модель с элементом самоорганизации). Появление различных концепций обусловлено общественным осознанием важности духовной культуры личности, что в свою очередь предопределяет необходимость выделения основных методических условий по реализации комплекса нравственно-патриотического воспитания в детском саду с учетом разработанных концепций.

Таким образом, педагогические условия организации деятельности по нравственно-педагогическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагаемого дошкольникам материала, комплексность характера воздействия, которое должно быть направленно на всестороннее формирование личности в коллективной и индивидуальной деятельности.

И одно из условий организации системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников – это использование инновационных технологий. Перечислите технологии, какие вы используете в своей профессиональной деятельности при воспитании у детей патриотических чувств и привитии духовно-нравственных ценностей.

Ответы педагогов

Коллеги, сегодня хочу вас познакомить с новой технологией обучения духовно - нравственного воспитания дошкольников – кинопедагогикой.

КИНОПЕДАГОГИКА – это актуализированное направление в современном образовании (в частности медиаобразовании), связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными искусствами. 

Мультипликационный фильм – это один из видов экранного искусства доступный для понимания детям начиная с младшего дошкольного возраста.

Целью кинопедагогики является популяризация чтения и духовно-нравственное воспитание детей.

Чтобы этого достичь, необходимо решить ряд задач:

  1. Воспитывать личность, способную думать и рассуждать;
  2. Воспитывать общую культуру поведения и общения;
  3. Учить взаимоуважению и умению работать в команде;

Сегодня система воспитания нацелена на формирование у дошкольников внутренних, духовных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства. Дети сегодня не такие, каким были их сверстники несколько лет назад.

Наша задача - тоже быть современными, предлагать отвечающие требованиям времени воспитательные программы. И в них обязательно должен присутствовать визуальный контент. В настоящее время экран является основным источником «быстрой» информации о различных событиях и явлениях; важно и то, что для дошкольников кино, телевидение, видео являются незаменимыми источниками дополнительной информации.

Освоение экранной культуры дает богатейшие возможности не только для эстетического развития личности, но и для более интенсивного набора знаний по всем предметам и освоения специфических навыков работы с информацией. А оба этих факта, в свою очередь, ведут к созданию единой картины мира. Работа с искусством экрана на материале кино, телевидения, видео, сейчас, вызывает наибольший интерес у дошкольников. Короткометражные фильмы, мультфильмы сюжеты, которых посвящены важным и актуальным для детей и подростков темам, где можно найти истории про дружбу и одиночество, ложь и правду, эгоизм и внимание к другим, о взаимопомощи и поддержке, о ценности семьи и семейных отношений. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка.

ФОП ДО предлагает нам список рекомендуемых к просмотру мультипликационных фильмов от всем известных советских мультфильмов таких как «Каша из топора», «Мама для мамонтёнка» до современных «Тима и Тома», «Смешарики», «Маша и медведь» и другие.

2. Итоги тематической проверки по теме «Условия, созданные для воспитанников по патриотическому воспитанию и духовно-нравственному развитию (РППС, программно-методическое обеспечение)», старший воспитатель

Тематическая проверка в ДОУ проводилась в соответствии с годовым планом. Тематическая проверка была проведена в форме аналитических записок педагогов всех возрастных групп.

Цель проверки: определение условий, созданных для детей по патриотическому воспитанию и духовно-нравственному развитию (РППС, программно-методическое обеспечение).

Выводы:

В результате проведённой тематической проверки было установлено:

Практически в каждой группе создан патриотический центр, где дети знакомятся с Государственными символами России и Президентом РФ. Имеется некоторое количество дидактических игр. Оформлены книжные уголки, где на полках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями в основном бессистемно.  Воспитатели старших групп периодически организуют выставки книг одного писателя. Воспитателиработая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, духовно-нравственных ценностей оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество.  Дети имеют возможность рисовать, лепить, вести наблюдения, заниматься исследовательской деятельностью.

Недостаточное насыщение по истории и культуре родного края, по культурно-национальным традициям. Созданная в детском саду РППС, способствует всестороннему развитию, но не в полной мере решает задачи патриотического воспитания.

В детском саду проводились праздники, конкурсы, тематические досуги, акции, развлечения с детьми. Перечислять их не стану, но отмечу, что все они направлены на развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

Педагоги активно привлекают родителей к участию в конкурсах и мероприятиях. Также родителям предлагаются консультации на тему духовно-нравственного развития и воспитания, проводятся тематические беседы и консультации по вопросам семейного воспитания.

Тематический контроль показал, что программно-методическое обеспечение тоже недостаточное. Наш детский сад заключил договор о взаимодействии и сотрудничестве с ООО НПЦ «Традиции и инновации в образовании» по реализации программы патриотического направления «Юный патриот» и приобретена программа для детей с ОВЗ Н.В.Нищевой «Я люблю Россию». Эти парциальные программы соответствуют требованиям ФОП ДО, но методически ещё не обеспечены. Ведётся работа в данном направлении и к новому учебному году программы будут обеспечены методическими материалами и диагностиками. Для воспитателей групп разработаны рекомендации по насыщению РППС по патриотическому воспитанию. Также в каждом корпусе должны быть патриотические центры с Государственными символами России и Президентом РФ. Целесообразно создание мини – музеев, в которых могут периодически меняться экспозиции.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.

 

Практическая часть

1. Деловая игра

А сейчас, приглашаю поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

1 задание блиц-опрос «История России»

- Земля, где ты родился? (Родина.)

- Древнее название России? (Русь.)

- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

-Население определенной страны? (Народ)

- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

-Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

- Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)

- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

- Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

- Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)

 -Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

- Официальная эмблема государства? (Герб).

2 задание: «Собери пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова)

         Восстановите пословицы

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.

 

Музыкальная пауза

Участникам предлагается спеть частушки по карточкам:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Не хотелось выходить -

Стояла и стеснялась!

А гармошка заиграла -

Я не удержалась!

Эй, топни нога,

Топни, правенькая!

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Если б не было воды -

Не было бы кружки!

Если б не было девчат -

Кто бы пел частушки?

3 задание: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

4 задание: «Ребус»

В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме педсовета. Необходимо расшифровать эти ребусы и назвать зашифрованные слова.

Ребус: РОДИНА;

СЛАЙД :

Ребус: ПАМЯТЬ;

СЛАЙД :

Ребус: ОРДЕНА;

СЛАЙД :

Ребус: ЧЕСТЬ;

5 Фразеологизмы

Каждой команде раздается карточка с фразами, перевести на современный язык. Сравниваются ответы команд.

Живота не пожалеть – пожертвовать своей жизнью.

Внести лепту – сделать свой хоть и небольшой вклад в общее дело.

Работать, засучив рукава – работать горячо, со старанием.

Зарубить на носу – запомнить крепко накрепко.

Рефлексия

В заключении, мне хочется рассказать вам притчу…

Притча «Россия — наша земля, которую Бог подарил богатырю Ивану!»

Это было давным - давно.

Ещё тогда, когда Бог делил земли. Бог каждому народу наделял землю, кому большую, кому маленькую, теплую, уютную, красочную, по-разному интересную и очень долгожданную.

Собралось много людей.

Трудился Бог долго, всем разделил земли и завещал людям жить на них радоваться и трудиться. Когда люди разошлись Бог сел отдохнуть. К Богу подошёл Иван - здоровый, крепкий, русский богатырь. Он попросил Бога также наделить землю его народу. Рассказал, что он живёт большой дружной семьей и люди тоже хотят, чтобы у них была своя земля. Они там будут жить дружно вместе, Ваня рассказал Богу, что у нас есть много друзей наших младших собачек и кошечек и о них нужно заботиться. Люди хотят жить в мире и согласии растить детей и радоваться жизни.

Бог подумал и сказал: Я уже поделил и раздал все земли, ты где так долго был? Иван рассказал, что пока шел к Богу по дороге встретил медведя, которому была нужна помощь, потом помог Орлу потому, что никак не мог пройти мимо, а потом быстро бежал чтобы успеть вовремя.

Бог задумался, Иван тоже опечалился, если бы он не задержался в пути, когда помогал в лесу животным, он бы вовремя поспел. И Бог сказал Ивану:

"Не печалься, Иван, у меня есть ещё земля, я оставил ее для себя - это очень красивое местечко и моя, а теперь твоя земля плодородная, цветущая с красивыми садами, глубокими морями, прозрачными реками и озёрами, зелёными лесами и это все отдаю вам. Живите дружно, справедливо и будете самые счастливые. Вот так завещал Бог, когда отдавал Ивану землю райскую, которую оставил для себя. И окрестил ее землёй Русской!

Мы живём на самой лучшей, красивой на свете земле и называется она Россией. Мы чтим, соблюдаем заветы божьи, у нас много друзей среди животного мира, а Медведь стал символом силы и мужества. Орёл символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Вот такая история и эта легенда наша быль и самая, что ни на есть правда.

2. Решение педагогического совета.

  1. Продолжить систематически планировать воспитательно-образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и виды деятельности.

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

 2. Продолжить работу по патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, видео-презентации, кинопедагогика) привлекая родителей воспитанников.

Ответственные - все педагоги. Срок: постоянно.

3. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края.

Ответственные- все педагоги. Срок: постоянно.

4. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей. Ответственные - все педагоги. Срок – постоянно

5. Продолжать работу с родителями по подготовке и проведению мероприятий на уровне ДОУ и муниципалитета. Привлечь малоактивные семьи к воспитательно-образовательному процессу.

Ответственные - все педагоги. Срок – постоянно

6. Ко дню Победы в ВОВ оформить группы, коридоры, окна, музыкальный зал в соответствии с тематикой.

Ответственные - все педагоги. Срок – до 2 мая.

7. Утвердить положения

В завершении нашего педагогического совета предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка»

(в стаканы налит сок) :

- Предлагаем волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.

Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите “Добрый день”,

И следуйте хорошему примеру!

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

В. Боков.

Спасибо за внимание!

  1.  Проект решения педсовета
  1. Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).
  2. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе

Как организуется предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию с детьми 4-5 лет...

Педагогический совет по теме: "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Определение уровня организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Организация работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства ...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Презентация «Система работы ДОУ и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

Нравственно- патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольной образовательной организации, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями,  се...

Современные формы организации работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в  условиях современности. Это неустанная работа по воспитанию гордости за свою Ррдину, свой народ уважение к его великим свершениям и до...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Аналитическая справка по итогам тематического контроля Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...