«Управление проектной деятельности в дошкольной организации»
статья

Аннотация:  Данное исследование посвящено изучении проблемы проектного управления. В данной статье рассматривается модель управления проектной деятельности в дошкольной образовательной организации

Ключевые слова: управление, проект, деятельность, проектное управление, образовательная организация.

  1. Актуальность проблемы

В последние годы активно изучаются проблемы проектирования образовательных систем. Это связано с актуальностью стратегического развития Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 No1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» проектное управление рассматривается как ведущий инструмент реализации государственной политики по стратегическому развитию Российской Федерации [5, с. 2]

В настоящее время проблема формирования инновационного подхода к решению проблем, содержания и технологии обучения команд по управлению проектами, а также формирования понимания преподавателями особенностей управления проектами в учебных заведениях по-прежнему недостаточно развита.

Актуальным является поиск эффективного способа повышения качества дошкольного образовательного процесса, одним из средств которого является проектная деятельность, представляющая собой инновационный режим функционирования, который опирается на методы разработки и внедрения проектов, направленных на обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива по обновлению дошкольной образовательной

практики.

Проектная деятельность в образовательных учреждениях рассматривалась А. Н. Дахиным, В. Г. Коротаевым, В. С. Лазаревым, О. Е. Лебедевым, П. И. Третьяковым и другими. Практические аспекты проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях рассматривались

М.А. Бодровой, Е.И. Горбуновой, Л.В. Жолтко и другими исследователями [1, с. 45]

На современном этапе развития ДОО предлагается решать возникающие проблемы путем внедрения в деятельность инновационных технологий, одной из которых является проектная деятельность.

Понятие «проектирование» рассматривается как особая инновационная деятельность в образовании, разрабатываются принципы и технологии образовательного проектирования, конкретизируются подходы к разработке и реализации программ развития образовательных учреждений. Управление

проектами - это тип управления образовательной организацией в режиме  развития, в котором осваиваются инновации и повышается образовательный потенциал организации и тем самым улучшается качество ее работы [4, с. 113]

Следовательно, необходимо улучшить навыки проектирования, которые способствуют разработке программ и планов. Схема проектной модели управления деятельностью в дошкольном образовательном учреждении в условиях модернизации дошкольного образования представлена на рис. 1.

Управление проектной деятельностью можно рассматривать на двух уровнях: общем - если управление проектной деятельностью является частью управления дошкольным образованием в целом, и локальном - если речь идет конкретно о практической модели организации проектной деятельности педагогов в конкретном дошкольном учреждении. Система управления проектной деятельностью рассматривается как часть общей структуры

деятельности ДОО.

  1. Модель управления проектной деятельности в дошкольной организации

В настоящее время одной из инновационных идей является создание проектной деятельности в ДОО. Модель состоит из следующих структурных компонентов: постановка целей, принципы проектирования, организационные формы и методы, компоненты и алгоритм реализации управления деятельностью проекта, критерии и результат. Целевая составляющая модели,

как основная цель управления проектами, предполагает реализацию

проектной деятельности в работе в ДОО [2, с. 25].

Центральным компонентом модели является алгоритм реализации управления проектной деятельностью в ДОО, который отражает сам процесс деятельности, разделен на четыре этапа (нормативно-ценностный, структурно  - логический, деятельностный, оценочно - корректирующий) и представлен в виде последовательности операций:

1) анализ исходного состояния деятельности ДОО: собираются данные для выявления проблемы (анализируются показатели эффективности и качества деятельности ДОО, определяется ее соответствие современным требованиям, определяются потребности населения и т. д.), соответствующим образом обрабатываются, предварительно структурированы и суммируются в промежуточном балансе;

2) определение основных принципов деятельности: выбирается проект, устанавливаются его конкретные цели, идеи, задачи, формируется  организационная структура;

3) определение научных основ и принципов деятельности: уточняется структура образовательной парадигмы, ее содержание; разрабатывается концепция, формулируются принципы деятельности, устанавливается перечень используемых образовательных программ, технологий и методов;

4) проектирование содержания деятельности: разрабатывается и утверждается план проекта (структурный, календарный, ресурсный), устанавливаются важные подпроекты и их взаимозависимость, формируется проектная команда, выбираются руководитель и члены небольших проектных групп; разрабатываются критерии и показатели эффективности проекта.

5) разработка процесса реализации проекта: включает в себя прямые действия по реализации целей и задач проекта,

6) разработка контрольно-оценочного и коррекционно-регулятивного элементов деятельности включает в себя проверку, оценку и коррекцию целей деятельности, процессов, условий и результатов реализации проекта в рамках текущих и окончательных мероприятий, а также разработку методов и форм оценки их эффективности путем сравнительного мониторинга и анализа полученных данных;

7) завершение проектной деятельности: предполагает достижение поставленных целей, подтвержденное оценкой результатов на основе разработанной системы показателей; отчетность по проекту; обобщение разработанных материалов и их внедрение в образовательный процесс.

Результатом внедрения управления проектной деятельностью в ДОО должно стать повышение эффективности деятельности, что выражается в росте показателей результативности деятельности учреждения по сравнению с предыдущими достижениями.

Эффективность разработанной модели управления проектами в дошкольном учреждении проверяется по следующим критериям: повышение профессиональной компетентности сотрудников ДОО, повышение качества образования ДОО, повышение удовлетворенности родителей деятельностью  ДОО.

Метод проекта как педагогическая технология - это способ организации педагогического процесса на основе взаимодействия педагога и  воспитанников, выбора метода взаимодействия с окружающей средой и поэтапной практической деятельности по достижению цели.

Основным инструментом управления проектной деятельностью ДОО является программа развития, представляющая собой комплекс инновационных проектов, объединенных общей концепцией развития, направленной как на стабилизацию функционирования учреждения, так и на обновление образовательной практики в условиях ограниченных ресурсов

образовательной среды [3, с. 27].

Модель управления проектной деятельностью ДОО состоит из следующих структурных компонентов: постановка целей, принципы проектирования, организационные формы и методы, компоненты и алгоритм реализации управления проектами, критерии и результат.

  1. Заключение

Таким образом, проектное управление можно рассматривать как синтетическую категорию научно-педагогического знания, которая обеспечивает создание проектов для будущего состояния образовательных систем и объектов, отличающихся междисциплинарностью, комплексностью, согласованностью, интеграцией и прогнозированием.

  1. Литература:

1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 89 с.

2. Жолтоножко, Л.В. Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения как инструмент модернизации дошкольного образования / Л.В. Жолтоножко // Вестник магистратуры. – 2015. – No 9. – С. 22-26.

3. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселева, Т.С. Данилина, Т.С.Лагода. -М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

4. Реброва, В.И. Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения в условиях сельской социокультурной среды / В.И. Реброва // Человек и образование. – 2010. – No3. – С. 112- 116.

5. Федеральный закон от 28.06.2014 No172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnoe_upravlenie.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Управление проектной деятельностью в ДОУ»

        Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к поиску знаний, к саморазвитию.Развивающемуся об...

Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".

В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...

Проектная деятельность в дошкольной организации

Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта ...

Проектная деятельность в дошкольной организации: из опыта работы.

Чтот такое пректная деятельность, этапы работы...

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса

Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...