Органайзер молодого специалиста, как фактор рефлексии личностной адаптации в дошкольном образовательном учреждении
статья

Тодораш Любовь Анатольевна

Новый формат адаптации молодых специалистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organayzer.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Органайзер   молодого  специалиста, как фактор рефлексии личностной адаптации  в   дошкольном образовательном учреждении

Тодораш Любовь Анатольевна

воспитатель

МАДОУ"Детский сад  №250 г. Челябинска".

        В каждом дошкольном образовательном учреждении  существуют свои традиции,  условия, соответственно выстраивается система работы с молодыми педагогическими кадрами. С учётом местных условий выбираются те формы и методы, которые в результате будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.

        Задача методиста (старшего воспитателя) ДОУ  - помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

         Исследование социологов показали, что 50-90% времени современного методиста(старшего воспитателя)  приходится на коммуникативное  общение с педагогическими кадрами. Поэтому методист (старший воспитатель) является координатором адаптации молодого специалиста к условиям детского образовательного учреждения.  

         Полностью согласна с мнением, что молодой специалист, это выпускник образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования возрастом до 30 лет, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с полученной специальностью в течении года после окончания учёбы.

Трудности, которые испытывает молодой специалист:

I этап:

  • Неподготовленный к новой социально психологической роли;
  • Индивидуальные различия в мотивации, знаниях, умениях и навыках.

II этап:

  • Снижение авторитета и статуса педагога ДОУ;
  • Низкий уровень моральной и материальной защищенности.

Делаю вывод: Адаптация молодого специалиста к условиям жизни основывается на взаимном изменении личности и окружения. Это процесс, направленный на преодоление трудностей посредством успешного принятия решений и ответсвенности за последствия, проявление инициативы.

При этом приоритетными направлениями деятельности методиста  (старшего воспитателя) ДОУ по данному вопросу являются следующие:

  • Создание условий для успешной адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержание специалиста эмоционально, укрепление веры в себя.
  • Расширение информационного пространства для самостоятельного овладения молодым специалистом профессиональными знаниями.
  • Обеспечение комплексного системного подхода для повышения профессиональной компетентности молодых специалистов.

Руководитель ДОУ контролирует деятельность методиста( старшего воспитателя) в направлениях:

  • Внедрение проблемно - ориентированной технологии построения индивидуальной траектории адаптации  специалиста ДОУ;
  • Создание положительного имиджа ДОУ, обеспечение эмоциональной поддержки, приобщение к корпоративной культуре организации;
  • Мотивирование к участию в конкурсах и грантах, экспериментальной работе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • Создание гибких механизмов управления и мотивирования успешности молодых специалистов с целью стратегического влияния на качество образовательных услуг;
  • Привлечение к организации различных форм общественного участия в управлении образования (управляющие советы, родительские комитеты, фонды и т.д.);
  •  Использование следующих форм работы с молодыми специалистами:

педагогический совет

индивидуальная беседа

группа профессиональной поддержки

лекции

беседы

семинары-практикумы

психологические тренинги

проблемно-проектные симинары

круглые столы и т.д.

Делаю вывод: Это позволит начинающему специалисту быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, "почувствовать вкус" профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

Субъект - субъектные отношения молодого специалиста

в дошкольном образовательном учреждении.

Молодой специалист - коллега

Задача старшего воспитателя: обеспечить молодого специалиста необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые обеспечат  прохождение адаптации молодого специалиста в профессии в лёгкой форме.

Молодой специалист - ребенок

Задача старшего воспитателя: обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками необходимыми для выстраивания личностно - ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно - методических  рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Молодой специалист - родители

Задача старшего воспитателя: обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного и бесконфликтного взаимодействия с родителями.

Что делать, чтобы у молодого специалиста

не произошло "Эмоциональное выгорание"?

""Эмоциональное выгорание" — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен". Важно, что выгорание происходит исключительно в профессиональном контексте, вне зависимости от опыта в других сферах жизни.

         Задача старшего воспитателя:  не допускать в работе с молодыми специалистами  создание постоянного цейтнота.  Ставить ограниченные сроки, жесткие дедлайны.

         При  обнаружении  эмоционального выгорания  у молодого  специалиста.

1.  Пересмотреть свой стиль управления и более адекватно оценивать приоритетность задач.

2. Не создавать штурмовщины.

3. Создавать элементарные коммуникативные элементы, помогающих молодым коллегам лучше понимать, где они сработали хорошо, а где ошиблись.

Шаги  эмоционального выгорания:

1. Первый шаг к выгоранию -  повышенная вовлеченность.

2. Второй шаг к выгоранию - хроническая усталость.

3. Третий шаг к выгоранию - психофизическое истощение.

4. Четвертый шаг - эмоциональное  выгорание.

"Симптомы" эмоционального выгорания:

1. Люди, помешанные на своей работе, готовые выполнять ее в режиме 24/7, не контролирующие рабочее время и игнорирующие отдых.  Постоянно работают  в авральном режиме, вынуждены лезть вон из кожи, чтобы добиваться лучшего результата.

2. Раздражительность, тревожность. Чувство ментальной отстраненности от работы. Негативизм.

3. Цинизм по отношению ко всему, что касается работы, апатия, снижение продуктивности, трудности в общении с коллегами, озлобленность. Снижение профессиональной эффективности.

        Задача старшего воспитателя:  научить молодого  специалиста  не  "сгорать  на работе", не перерабатывать. Гораздо важнее научить , умеет ли человек переключаться с работы на отдых, насколько качественно он отдыхает, чувствует ли удовлетворение от того, чем занимается.

Одна из самых частых причин выгорания — обесценивание.

         Задача старшего воспитателя:  правильно настроить молодого  специалиста. На то, что бы он видел, ради чего  выбрал эту специальность, понимать   собственные цели  и  чувствовать  их связи с глобальными корпоративными задачами. Во избежание  у коллеги   появления  ощущения бесполезности его   работы, и его   самого.

Для успешной адаптации молодого сотрудника, рекомендую использовать  "Органайзер для молодого специалиста".

 

(Краткое изложение материала)

1. Титульный лист: "Органайзер молодого специалиста"

1.1 Пояснительная записка:

         Данный органайзер –  будет Вашим  помощником. Но чтоб он был полезен, необходимо научиться правильно им пользоваться. Это  готовый блокнот-органайзер, он хранитель    информации, как не растеряться в первые минуты самостоятельной работы.  Очень удобно составлен, несет рекомендательных характер.

        В нем отражены   долгосрочные заметки,  структурирование и графическое моделирование излагаемых материалов, что как показывает практика, является эффективным средством, направленным на более полное усвоение предложенного материала,    и многое другое, но такое нужное и важное.

        Попробуйте придерживаться его хотя бы пару недель, и вы оцените все плюсы и достоинства.  

В органайзере - блокноте  отдельно  выделено   место под запись Ваших  творческих идей. Сюда записывайте все собственные неожиданные мысли, которые могут быть Вам  полезны.

         Особенность" Органайзера" это  внутренняя разбивка по темам,  блокам . При желании  Вы сможет выбрать наиболее интересную страницу,  которую Вы хотели бы открыть в данную минуту.  Грамотная организация информационного рабочего пространства - залог продуктивной деятельности.

          А "Органайзер  для молодого специалиста"- это незаменимый помощник  в сложной ситуации.  В нем содержится информация  которая изложена в простой и доступной для восприятия манере изложения.  

2. Обращение к молодому специалисту:

Дорогой коллега!

        Во время самостоятельной работы в детском саду, ты сможете получить от нее только то, что сам захочешь получить.  Никто не сможет тебя заставить полюбить работу педагога, увлечься общением с детьми, испытать заботу о них, удивиться миру детства.

Мы будем поощрять тебя к этому, помогать "делать" из тебя  настоящего воспитателя. Ты сможешь  ощутить радость, эмоциональный подъем, желание учиться и познавать!         Органайзер,   тебе поможет  научиться наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы о своих питомцах и о самом себе, своих возможностях.  

Если ведение Органайзера  для тебя является первой "пробой пера", то пусть эта проба будет удачной и доставляет тебе если не удовольствие, то по крайней мере, чувство приобщения к одной из прекрасных наук о человеке, какой является педагогика!

Удачного начала Вам, молодой коллега! Помните:

  • Приходи не позднее,  чем за 15 минут до начала рабочего времени.
  • Всегда будь вежлива с детьми, родителями, коллегами.
  • Следи за своим имиджем.
  • Имей всегда при себе органайзер. Записи в нем веди аккуратно и систематически.
  • Не забывай о педагогическом такте.

3. Странички органайзера:

3.1 Информационная страничка.

3.2 Как лучше начать  утро трудового  дня.

3.3 Пригодится в работе.

3.4.Содержание работы педагогического работника.

3.5.Делопроизводство.

3.6 Провести текущий день продуктивно без плана тяжело (циклограмма).

3.7 Примерный "ежедневник" молодого специалиста.

3.8 Обоснованное воздействие на детей, что это такое?

3.9 Примерное планирование.

4.0 Примерная структура проведения занятий.

4.1 Интересно почитать.

4.2 Рефлексия каждого дня.

4.3 Чистые листочки.

4.4 Великие педагоги и психологи о воспитание и образование.

4.5 Мысли вслух.

4.6 Мнение куратора(наставника).

4.7 Что делать если заметили стадию  "Эмоционального выгорания"?

4.8 Наши воспитанники.

4.9  Детский сад и родители в одном  воспитательном и образовательном пространстве.

5.0  От теории к практике.

        Надеюсь, что данный "Органайзер"  станет "шпаргалкой" для  молодого специалиста, который ищет ежедневно  ответы на вопросы.  Держите его всегда рядом с собой на рабочем месте. Когда в голову приходит отвлекающая мысль, найдите ответ.  И сразу возвращайтесь к основной работе.  

Согласна с мнением практиков: Воспитатель 21 века – это гармонично развитая, внутренне богатая личность, умеющая отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания, способная к рефлексии, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности, обладающий многогранностью интересов.

Библиографический список

1. Атаманчук  Г.В. "Общая теория управления" - М.  Просвещение1994

2.Абульханова - Славская К.А."Деятельность и психология личности" - М. Наука, 1980.

3.Бондаренко  А.К. "Заведующий дошкольным учреждением"- М. Просвещение  1984

4.Чубинского В.В. " Государственное управление и государственная служба за рубежом"  Ред.  Чубинского В.В. С-П., 1998

5.Изергина К.П., Преснякова Л.С.,  Иншакова Т.В. " Наш "взрослый" детский сад"- М. Просвещение  1991

6. Калмыкова  В.А. "Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе" - М. Просвещение 1988

7.Ковалев  А.Г. "Коллектив и социально-психологические проблемы руководства"- М.  Просвещение  1978

8.Логинова В.И., Саморукова  П.Г. и др. "Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам" - М. Просвещение 1981  

9. Чиканова Л.А. "  Государственные служащие" -  М. Просвещение  1998

10.  Краткий словарь по социологии /под общ. ред. Гвишиани Д.М., Лапина Н.И. - М. Политиздат 1988

11 Обозов Н.Н. "Психология делового общения" С-П 2001

12. Немов  Р.С."Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей" М. 1998

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

презентация«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, КАК ФАКТОР ОБОГАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ"

Сетевое взаимодействие позволяет педагогам дошкольных учреждений взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опя...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

На ранних ступенях жизни ребенка семья олицетворяет собой мир явлений и объектов, обозначенный термином «социально-бытовая сфера», которая начинается в семье возле матери, отца и других ро...