Совершенствование механизмов методической системы в ДОУ, как фактора управления качеством образования
статья

Тодораш Любовь Анатольевна

Пути постороения механизмов методической системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья 119 КБ

Предварительный просмотр:

Тодораш Любовь Анатольевна

МАДОУ "Детский сад  №250 г. Челябинска", г. Челябинск

Todorash Lyubov Anatolievna

MADOU " Kindergarten  № 250 of the city Chelyabinsk",  of the city Chelyabinsk

 Improvement of the mechanisms of the lonely system in pre-school institutions, as a factor in managing the quality of education

Abstract: the article is written in the format of an essay, the ways of building, improving the mechanisms of the methodological system of preschool education are considered.

Keywords: methodological system, quality of education, professional growth of teachers.

 Совершенствование механизмов методической системы в ДОУ, как фактора управления качеством образования

 Аннотация:  Статья написана в формате эссе,  рассмотрены пути  строения, совершенствования  механизмов   методической системы  в  ДОУ.

Ключевые слова: методическая система, качество образования, профессиональный рост педагогов.

 

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в дошкольном учреждении.  И поэтому система  образования предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям:

  • Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений;
  • Личностно -  развивающая образовательная среда: социальные, организационно - технологические, пространство- предметные компоненты;
  • Педагог:  модели, функции, ценности и компетенции;
  • Организация  комплексного сопровождения воспитания и  развития детей дошкольного возраста;
  • Цифровизация, внедрение современных технологий;
  • Развитие компетенций  педагогов в педагогическом сопровождении  одаренных детей и детей с  ОВЗ;
  • Психологическая безопасность образовательной среды;
  • Образовательный процесс  открытый, интерактивный и интересный;
  • Дошкольное образование в условиях пандемии Covid-19;
  • Развитие качества  дошкольного образования;
  • Качество предоставляемых  образовательных, государственных услуг;

 Данная система позволяет достичь соответствие с региональными и социальными потребностями и предполагает плановый процесс.

ФГОС выступает в качестве условия повышения качества образования, которое базируется на определенных критериях и показателей анализа педагогического процесса.  

При этом учитывается работа педагогического коллектива по изучению вопросов качества образования.  

Качество образования - это один из важнейших элементов как самого  образования, так и всей образовательной системы дошкольного образовательного учреждения. Оно коррелирует практически с каждым структурным компонентом этой системы:

  • Обучающий( воспитанник)- качество учения;
  • Педагогический работник- качество преподавания;
  • Органы управления - управленческая деятельность.

Для обеспечения качества дошкольного образования необходимо выстроить эффективную  систему  методической  службы педагогической деятельности,  основанной  на достижениях современной науки и практики, накоплением результативного опыта, а также взаимосвязи всех мер, направленных на повышение мастерства каждого педагога.

Так как этот сегмент  позволит выявить те направления и компоненты, которые следует совершенствовать.

Методическое сопровождение  в дошкольном образовательном учреждении организует и возглавляет  старший воспитатель.

В его  компетенцию входит решение следующих вопросов:

  • Диагностика уровня профессионального мастерства и компетенций воспитателей, узких специалистов;
  • Диагностика методических затруднений педагогов и оказание им своевременной методической помощи;
  • Организация педагогических тренингов и семинаров по вопросам педагогов или на основании проведения диагностических исследований;
  • Консультации и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства;
  • Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  • Организация методических недель, целью которых является повышение профессионального мастерства и популяризация опыта коллег;
  • Организация работы творческих  групп, работа с молодыми педагогами;
  • Подготовка методических выставок, участие в методической работе объединений  района, города;
  • Организация экспериментальной и научно - исследовательской деятельности педагогов детского учреждения;
  • Создание методической картотеки.

В связи с этим требуется постоянное развитие компетенций и старшего воспитателя, где особое место занимает  профессионализм, дидактическая культура, позволяющая эффективно осуществлять свою деятельность в новых организационных, педагогических условий. И тогда старший воспитатель будет:

  • Управлять  качеством образовательного процесса;
  • Готов к инновациям;
  • Мотивирован на достижения профессионального успеха каждого педагога;
  • Видит вектор развития  ДОУ.

 Таким образом:  старшему воспитателю совместно с творческой  группой (аналитического направления)  пришло время создания обновленной модели методической работы. Главными рычагами, будут активизация человеческого фактора в просвещении, раскрытие личностно - профессиональных качеств самого  старшего воспитателя и всего педагогического коллектива ДОУ.

Реализация ФГОС  в ДОУ - это основа повышения качества образования. Выполняя их детское учреждение не должно  останавливаться  на достигнутом, необходимо  совершенствовать  управленческие механизмы,  повышать компетенции педагогического коллектива.

Проблемное поле: Современные реалии, объективные потребности совершенствования  образования, развития педагогических коллективов, и каждого педагога в отдельности обуславливаются необходимостью  резкого повышения роли и значения методической работы в детском учреждении.  

 Существует множество форм методической работы, но необходимо разработать  эффективную   систему способствующей улучшению воспитательного и  образовательного  процесса  детского сада и профессионализма педагогов.

        Противоречия: Между формами работы методической системы и процессом профессионального роста педагогов.         

Таким образом, если в ДОУ  будет разработана  модель методической  системы, которая будет направлена:

  • На систематизацию, адаптацию и внедрение современных педагогических технологий и информации в воспитательный и  образовательный  процесс;
  • На создание условий деятельности совершенствования  своих профессиональных качеств: старшего воспитателя, педагогов;
  • На творческое отношение к  процессу воспитания детей;
  • На условия реализации ФГОС как на результат воспитательных  и обучающих процессов;
  • На повышение качества образования в ДОУ.

         То  это приведет к переходу дошкольного учреждения  на новый уровень, в рамках которого сформируется инновационная образовательная  организация и система. И   безусловно  методическая   деятельность перейдет    на качественно  новую ступень.

Итак, подведу  итоги сказанному:

1. Результативность достигается если результаты образования и развития и  старшего воспитателя и педагогов, повысятся до оптимального уровня за отведенное время, без перегрузок.

2. Рациональность затрат времени, экономичности методической работы, где повышение мастерства  и старшего воспитателя  и педагогического  коллектива с целью  оптимизации воспитания и обучения проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на саморазвитие.

3.  Рост удовлетворенности  и старшего воспитателя и педагогов своим трудом, считать достигнутым если в дошкольном образовательном учреждении создана творческая атмосфера,  морально - психологический климат, условия усиливающие мотивацию творческого, инициативного, самоотверженного труда педагогов.

Сущность качества образования в условиях ФГОС  можно рассмотреть как обощенную меру эффективности функционирования педагогической системы ДОУ.

Солидарна с мнением,что результативная работа  старшего  воспитателя  по методической деятельности  возможна в том случае, если он хорошо знает профессиональные возможности членов своего педагогического коллектива и умело использует их в реализации  современных   образовательных технологий, позволяющие  развивать и стимулировать профессиональные компетенции педагогического коллектива.

   Реализуя ФГОС в детском учреждении как условие качества образования,   старший воспитатель должен серьезно и ответственно подходить к  годовому планированию, совершенствовать организацию  методического кабинета.

 Условно работу старшего воспитателя  можно обозначить так:

  • Диагностико - аналитическая деятельность;
  • Организационно - педагогическая деятельность;
  • Коррекционно - консультативная деятельность.

Считаю, что  более углубленное изучение функциональных особенностей методической работы  старшим воспитателем, для выявления недостатков,  нахождение новых стимулирующих направлений профессиональных компетенций педагогов способствует качеству образования в ДОУ.

При этом старший воспитатель не должен забывать принципы работы методической службы: системность, конкретность, мера.

Планирование.  

В широком смысле этого слова,  оно включает в себя не только целеполагание и разработку планов, рабочих программ,  но так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ, которое  ориентировано на решение одной общей  стратегии: повышение качества образования. 

Перестройка методической деятельности  в дошкольном образовательном учреждении неизбежно ставит необходимостью дать правильные ответы на вопросы:

  • Чему учат педагоги дошкольников;
  •  Какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками  и в каком объеме должен обладать педагог - практик;
  • Что еще необходимо педагогу  для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.

Делаю вывод: данные механизмы позволяют методическую деятельность ДОУ  перевести в  работу системы.

Поддерживаю мнение, что в современной работе методических кабинетов дошкольных учреждений есть преимущества и так же присутствуют недостатки.

SWOP - анализ

(Примерный)

Сила

Слабость

Работа носит относительно непрерывный, постоянный, повседневный характер.

Задачи методической работы ставятся без указания конкретных желаемых результатов.

Повышение квалификации  мастерства педагогов  непосредственно в детском саду. Без отрыва от производства, позволяет связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального воспитательного процесса с изменениями в качестве ЗУН воспитанников, в уровне их воспитанности.

Имеет место разрыв между содержанием методической работы и анализом содержания  воспитательной работы в педагогическом коллективе.

Организаторы методической работы имеют возможность в течении длительного времени изучать деятельность и личностные качества педагогов, выявлять как недостатки и затруднения так и прогрессивные тенденции, достижения передового опыта и педагогического новаторства, что позволяет сделать этот процесс управляемым.

Работа ведется бессистемно, педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования.

Работа проходит в живом, развивающем  педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают условия для ее постановки. Коллективные разработки актуальных педагогических, психологических проблем в детском саду позволяют передовым коллективам добиваться заметных практических, научных результатов.

Формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога.

Методическая работа предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации годовых программ повышения квалификации, но и в их планировании и разработке.

Дает знать о себе разрыв между теорией и практикой в методической работе, недостаточна ее практическая направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам.

Тесная связь методической  воспитательной  работы в ДОУ с конкретными воспитанниками помогает сократить разрыв между обучением педагогов по – новому и позитивными сдвигами в развитии личности воспитанников.

Администрация детского сада недостаточно изучает возможности педагогов, не заботится о создании благоприятных условий для развития творческого потенциала коллектива.

Возможности

Угрозы

Создание условий для  профессионального роста  педагогов,  через  копилку инновационных проектов.

Отсутствие  педагогической практики   в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Совершенствование  условий  коррекционной помощи педагогам, через  УМК разработанного   аналитической группой детского сада.

Современный специалист находиться в предельно – напряженном состоянии.

Активная позиция помощников воспитателя в получении базового дошкольного  образования,  через  обучение.  

Отток специалистов  из детского сада,  в связи с миграцией.

Умение педагогов общаться с  узкими специалистами, через  тетради взаимосвязи.

Низкий рейтинг профессии педагога на рынке труда.

Сплоченный, мобильный  педагогический коллектив, с устоявшимися традициями.

"Эмоциональное выгорание" в течение первого года работы.

Наставничество. Менторство. Мониторинговые исследования адаптации молодого специалиста, через "Дневник молодого специалиста"

Отрыв  педагогической теории от практики.

Налаживание партнерских отношений семья –детский сад, через дистанционное обучение родителей по уходу и развитию детей  портал, интернет сообщества, инфоурок и т.д.

Отсутствие  профкурсов в обучающей программе  по приобретению практических   "мягких навыков" в работе с родительской общественностью.

Пути решения:

               В  современных  условиях  можно    выстроить    эффективную   систему   методической  работы  с  кадрами,  с  учетом   конкретных  особенностей   каждого  педагога, через  разнообразные   ее  формы:

  • Семинары, семинары - практикумы, творческие семинары
  •  Психологический тренинг
  • Решение педагогических ситуаций( ситуации -иллюстрации, ситуации -упражнения, ситуация - оценка, ситуации - проблемы)
  • Банк идей
  • Творческая коллаборация
  • Аналитическая коллабарация
  • Исследовательская коллабарация
  • Воркшоп
  • Проектирование
  • Педагогические мастерские и т.д.

        Развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой существенные изменения информационной среды современного образования и ее перестройке. Эти изменения, как и любые другие, открывают новые возможности для реформирования  педагогического общества, находящего свое отражение в системе образования. Это возможно осуществить, через

  • Персональные компьютеры и сопутствующее оборудование
  • Проектирование информационной среды
  • Наличие единой базы данных
  • Однократный ввод информации  с возможностью ее последующего редактирования
  •  Многопользовательский режим использования данных

Таким образом:  Если сделать глубокий анализ  методической службы в ДОУ. Учесть  сильные  и слабые стороны деятельности. Рассмотреть  возможности и  угрозы. Внедрить или дополнить формы работы с педагогическими кадрами,   то возможно,  изучая современные аспекты,   располагая арсеналом психолого - педагогических методик,  повлиять на механизмы методической системы и помочь педагогическому коллективу подняться на вершины профессионального мастерства.

Профессиональная направленность образования и самообразования педагогов служит почвой, которая развивая педагогическую компетентность, позволит  в практической деятельности формировать предметно - ориентированный уровень информационно - коммуникативных компетентностей и необходимый в процессе организации системы управления информационной средой.

 Поддерживаю мнение,   что возможно  определить модель методической работы ДОУ, как систему не количеством мероприятий, а учетом всех запросов педагогов,  оказанием целевой помощи,  через разнообразные ее формы с обязательным использованием достижении науки,  практики, информационных технологий.         

Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной значимости, но и о том, какие  "мягкие" навыки ему необходимы, чтобы обеспечить воспитание детей, а так же сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.

 Разработанная и выбранная модель методической деятельности в детском учреждении    позволит обеспечить не только  рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, но и осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

Так как  современная  стратегическая цель ДОУ - это качество образования:

  •  Целостное развитие подрастающего поколения.
  •  Формирование готовности к самоопределению, творчеству, самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого воспитанника.

Используемая литература

1.Белая К.Ю." Ежедневник старшего воспитателя в детском саду"   "Издательство Астрель", ООО "Издательство ACT"  2000г.  

2.Белая К.Ю. "Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении" М.:МИПКРО 2000г.

3 Белая К.Ю. "Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы работы" М. 2005г.

4. Белая К.Ю. "технология составления годового плана работы в ДОУ" методическое пособие . ФГТ .2009г.

5.Дереклеева Н.И."Справочник завуча" Москва "ВАКО"2006г

6.Новикова С.Е. старший научный сотрудник РАНХиГС"Система дошкольного образования: взгляд изнутри" 2021г.

7.Демидов А.А. старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС"Медиаобразование: школа VS детский сад"2021г.

8. Троян А.Н. "Управление дошкольным образованием" М.2006г.  

9. Школяр Л.В. Савенкова Л.Г. "Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование" образование М 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»

   Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...

Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями как важный фактор повышения качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, обр...

Система методической работы как фактор повышения качества образования

Методической работа - это основной путь совершенствования профессионального мастерства педагогов, развития творческого потенциала всего коллектива, повышения качества и эффективности воспитательно-обр...

Дистанционное обучение - одно из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования и фактор повышения качества образования

Информационно-коммуникационные технологии плотно укоренились в нашей жизни, а с введением новых санитарных норм и режима повышенной готовности стало более распространенным и действенными использование...

Современные механизмы управления качеством образования в ДОУ

Одним  из важных приоритетов государственной политики остается внедрение таких современных механизмов управления качеством и эффективностью образовательных услуг, которые позволяли бы в изменивши...

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».

Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образовани...

Доклад на муниципальном уровне на тему: «Технологическая карта документационного сопровождения системы оценки качества образования и механизмов управления качеством образования «Система мониторинга эффективности педагогических работников».

Доклад на тему: «Технологическая карта документационного сопровождения системы оценки качества образования и механизмов управления качеством образования «Система мониторинга эффективности ...