Совершенствование механизмов методической системы в ДОУ, как фактора управления качеством образования
статья
Предварительный просмотр:
Тодораш Любовь Анатольевна
МАДОУ "Детский сад №250 г. Челябинска", г. Челябинск
Todorash Lyubov Anatolievna
MADOU " Kindergarten № 250 of the city Chelyabinsk", of the city Chelyabinsk
Improvement of the mechanisms of the lonely system in pre-school institutions, as a factor in managing the quality of education
Abstract: the article is written in the format of an essay, the ways of building, improving the mechanisms of the methodological system of preschool education are considered.
Keywords: methodological system, quality of education, professional growth of teachers.
Совершенствование механизмов методической системы в ДОУ, как фактора управления качеством образования
Аннотация: Статья написана в формате эссе, рассмотрены пути строения, совершенствования механизмов методической системы в ДОУ.
Ключевые слова: методическая система, качество образования, профессиональный рост педагогов.
Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в дошкольном учреждении. И поэтому система образования предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям:
- Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений;
- Личностно - развивающая образовательная среда: социальные, организационно - технологические, пространство- предметные компоненты;
- Педагог: модели, функции, ценности и компетенции;
- Организация комплексного сопровождения воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- Цифровизация, внедрение современных технологий;
- Развитие компетенций педагогов в педагогическом сопровождении одаренных детей и детей с ОВЗ;
- Психологическая безопасность образовательной среды;
- Образовательный процесс открытый, интерактивный и интересный;
- Дошкольное образование в условиях пандемии Covid-19;
- Развитие качества дошкольного образования;
- Качество предоставляемых образовательных, государственных услуг;
Данная система позволяет достичь соответствие с региональными и социальными потребностями и предполагает плановый процесс.
ФГОС выступает в качестве условия повышения качества образования, которое базируется на определенных критериях и показателей анализа педагогического процесса.
При этом учитывается работа педагогического коллектива по изучению вопросов качества образования.
Качество образования - это один из важнейших элементов как самого образования, так и всей образовательной системы дошкольного образовательного учреждения. Оно коррелирует практически с каждым структурным компонентом этой системы:
- Обучающий( воспитанник)- качество учения;
- Педагогический работник- качество преподавания;
- Органы управления - управленческая деятельность.
Для обеспечения качества дошкольного образования необходимо выстроить эффективную систему методической службы педагогической деятельности, основанной на достижениях современной науки и практики, накоплением результативного опыта, а также взаимосвязи всех мер, направленных на повышение мастерства каждого педагога.
Так как этот сегмент позволит выявить те направления и компоненты, которые следует совершенствовать.
Методическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении организует и возглавляет старший воспитатель.
В его компетенцию входит решение следующих вопросов:
- Диагностика уровня профессионального мастерства и компетенций воспитателей, узких специалистов;
- Диагностика методических затруднений педагогов и оказание им своевременной методической помощи;
- Организация педагогических тренингов и семинаров по вопросам педагогов или на основании проведения диагностических исследований;
- Консультации и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства;
- Изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- Организация методических недель, целью которых является повышение профессионального мастерства и популяризация опыта коллег;
- Организация работы творческих групп, работа с молодыми педагогами;
- Подготовка методических выставок, участие в методической работе объединений района, города;
- Организация экспериментальной и научно - исследовательской деятельности педагогов детского учреждения;
- Создание методической картотеки.
В связи с этим требуется постоянное развитие компетенций и старшего воспитателя, где особое место занимает профессионализм, дидактическая культура, позволяющая эффективно осуществлять свою деятельность в новых организационных, педагогических условий. И тогда старший воспитатель будет:
- Управлять качеством образовательного процесса;
- Готов к инновациям;
- Мотивирован на достижения профессионального успеха каждого педагога;
- Видит вектор развития ДОУ.
Таким образом: старшему воспитателю совместно с творческой группой (аналитического направления) пришло время создания обновленной модели методической работы. Главными рычагами, будут активизация человеческого фактора в просвещении, раскрытие личностно - профессиональных качеств самого старшего воспитателя и всего педагогического коллектива ДОУ.
Реализация ФГОС в ДОУ - это основа повышения качества образования. Выполняя их детское учреждение не должно останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствовать управленческие механизмы, повышать компетенции педагогического коллектива.
Проблемное поле: Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, развития педагогических коллективов, и каждого педагога в отдельности обуславливаются необходимостью резкого повышения роли и значения методической работы в детском учреждении.
Существует множество форм методической работы, но необходимо разработать эффективную систему способствующей улучшению воспитательного и образовательного процесса детского сада и профессионализма педагогов.
Противоречия: Между формами работы методической системы и процессом профессионального роста педагогов.
Таким образом, если в ДОУ будет разработана модель методической системы, которая будет направлена:
- На систематизацию, адаптацию и внедрение современных педагогических технологий и информации в воспитательный и образовательный процесс;
- На создание условий деятельности совершенствования своих профессиональных качеств: старшего воспитателя, педагогов;
- На творческое отношение к процессу воспитания детей;
- На условия реализации ФГОС как на результат воспитательных и обучающих процессов;
- На повышение качества образования в ДОУ.
То это приведет к переходу дошкольного учреждения на новый уровень, в рамках которого сформируется инновационная образовательная организация и система. И безусловно методическая деятельность перейдет на качественно новую ступень.
Итак, подведу итоги сказанному:
1. Результативность достигается если результаты образования и развития и старшего воспитателя и педагогов, повысятся до оптимального уровня за отведенное время, без перегрузок.
2. Рациональность затрат времени, экономичности методической работы, где повышение мастерства и старшего воспитателя и педагогического коллектива с целью оптимизации воспитания и обучения проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на саморазвитие.
3. Рост удовлетворенности и старшего воспитателя и педагогов своим трудом, считать достигнутым если в дошкольном образовательном учреждении создана творческая атмосфера, морально - психологический климат, условия усиливающие мотивацию творческого, инициативного, самоотверженного труда педагогов.
Сущность качества образования в условиях ФГОС можно рассмотреть как обощенную меру эффективности функционирования педагогической системы ДОУ.
Солидарна с мнением,что результативная работа старшего воспитателя по методической деятельности возможна в том случае, если он хорошо знает профессиональные возможности членов своего педагогического коллектива и умело использует их в реализации современных образовательных технологий, позволяющие развивать и стимулировать профессиональные компетенции педагогического коллектива.
Реализуя ФГОС в детском учреждении как условие качества образования, старший воспитатель должен серьезно и ответственно подходить к годовому планированию, совершенствовать организацию методического кабинета.
Условно работу старшего воспитателя можно обозначить так:
- Диагностико - аналитическая деятельность;
- Организационно - педагогическая деятельность;
- Коррекционно - консультативная деятельность.
Считаю, что более углубленное изучение функциональных особенностей методической работы старшим воспитателем, для выявления недостатков, нахождение новых стимулирующих направлений профессиональных компетенций педагогов способствует качеству образования в ДОУ.
При этом старший воспитатель не должен забывать принципы работы методической службы: системность, конкретность, мера.
Планирование.
В широком смысле этого слова, оно включает в себя не только целеполагание и разработку планов, рабочих программ, но так же анализ и прогнозирование внутренней и внешней среды ДОУ, которое ориентировано на решение одной общей стратегии: повышение качества образования.
Перестройка методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении неизбежно ставит необходимостью дать правильные ответы на вопросы:
- Чему учат педагоги дошкольников;
- Какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен обладать педагог - практик;
- Что еще необходимо педагогу для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.
Делаю вывод: данные механизмы позволяют методическую деятельность ДОУ перевести в работу системы.
Поддерживаю мнение, что в современной работе методических кабинетов дошкольных учреждений есть преимущества и так же присутствуют недостатки.
SWOP - анализ
(Примерный)
Сила | Слабость |
Работа носит относительно непрерывный, постоянный, повседневный характер. | Задачи методической работы ставятся без указания конкретных желаемых результатов. |
Повышение квалификации мастерства педагогов непосредственно в детском саду. Без отрыва от производства, позволяет связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального воспитательного процесса с изменениями в качестве ЗУН воспитанников, в уровне их воспитанности. | Имеет место разрыв между содержанием методической работы и анализом содержания воспитательной работы в педагогическом коллективе. |
Организаторы методической работы имеют возможность в течении длительного времени изучать деятельность и личностные качества педагогов, выявлять как недостатки и затруднения так и прогрессивные тенденции, достижения передового опыта и педагогического новаторства, что позволяет сделать этот процесс управляемым. | Работа ведется бессистемно, педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования. |
Работа проходит в живом, развивающем педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают условия для ее постановки. Коллективные разработки актуальных педагогических, психологических проблем в детском саду позволяют передовым коллективам добиваться заметных практических, научных результатов. | Формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога. |
Методическая работа предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации годовых программ повышения квалификации, но и в их планировании и разработке. | Дает знать о себе разрыв между теорией и практикой в методической работе, недостаточна ее практическая направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам. |
Тесная связь методической воспитательной работы в ДОУ с конкретными воспитанниками помогает сократить разрыв между обучением педагогов по – новому и позитивными сдвигами в развитии личности воспитанников. | Администрация детского сада недостаточно изучает возможности педагогов, не заботится о создании благоприятных условий для развития творческого потенциала коллектива. |
Возможности | Угрозы |
Создание условий для профессионального роста педагогов, через копилку инновационных проектов. | Отсутствие педагогической практики в работе с детьми с ограниченными возможностями. |
Совершенствование условий коррекционной помощи педагогам, через УМК разработанного аналитической группой детского сада. | Современный специалист находиться в предельно – напряженном состоянии. |
Активная позиция помощников воспитателя в получении базового дошкольного образования, через обучение. | Отток специалистов из детского сада, в связи с миграцией. |
Умение педагогов общаться с узкими специалистами, через тетради взаимосвязи. | Низкий рейтинг профессии педагога на рынке труда. |
Сплоченный, мобильный педагогический коллектив, с устоявшимися традициями. | "Эмоциональное выгорание" в течение первого года работы. |
Наставничество. Менторство. Мониторинговые исследования адаптации молодого специалиста, через "Дневник молодого специалиста" | Отрыв педагогической теории от практики. |
Налаживание партнерских отношений семья –детский сад, через дистанционное обучение родителей по уходу и развитию детей портал, интернет сообщества, инфоурок и т.д. | Отсутствие профкурсов в обучающей программе по приобретению практических "мягких навыков" в работе с родительской общественностью. |
Пути решения:
В современных условиях можно выстроить эффективную систему методической работы с кадрами, с учетом конкретных особенностей каждого педагога, через разнообразные ее формы:
- Семинары, семинары - практикумы, творческие семинары
- Психологический тренинг
- Решение педагогических ситуаций( ситуации -иллюстрации, ситуации -упражнения, ситуация - оценка, ситуации - проблемы)
- Банк идей
- Творческая коллаборация
- Аналитическая коллабарация
- Исследовательская коллабарация
- Воркшоп
- Проектирование
- Педагогические мастерские и т.д.
Развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой существенные изменения информационной среды современного образования и ее перестройке. Эти изменения, как и любые другие, открывают новые возможности для реформирования педагогического общества, находящего свое отражение в системе образования. Это возможно осуществить, через
- Персональные компьютеры и сопутствующее оборудование
- Проектирование информационной среды
- Наличие единой базы данных
- Однократный ввод информации с возможностью ее последующего редактирования
- Многопользовательский режим использования данных
Таким образом: Если сделать глубокий анализ методической службы в ДОУ. Учесть сильные и слабые стороны деятельности. Рассмотреть возможности и угрозы. Внедрить или дополнить формы работы с педагогическими кадрами, то возможно, изучая современные аспекты, располагая арсеналом психолого - педагогических методик, повлиять на механизмы методической системы и помочь педагогическому коллективу подняться на вершины профессионального мастерства.
Профессиональная направленность образования и самообразования педагогов служит почвой, которая развивая педагогическую компетентность, позволит в практической деятельности формировать предметно - ориентированный уровень информационно - коммуникативных компетентностей и необходимый в процессе организации системы управления информационной средой.
Поддерживаю мнение, что возможно определить модель методической работы ДОУ, как систему не количеством мероприятий, а учетом всех запросов педагогов, оказанием целевой помощи, через разнообразные ее формы с обязательным использованием достижении науки, практики, информационных технологий.
Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной значимости, но и о том, какие "мягкие" навыки ему необходимы, чтобы обеспечить воспитание детей, а так же сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.
Разработанная и выбранная модель методической деятельности в детском учреждении позволит обеспечить не только рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, но и осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.
Так как современная стратегическая цель ДОУ - это качество образования:
- Целостное развитие подрастающего поколения.
- Формирование готовности к самоопределению, творчеству, самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого воспитанника.
Используемая литература
1.Белая К.Ю." Ежедневник старшего воспитателя в детском саду" "Издательство Астрель", ООО "Издательство ACT" 2000г.
2.Белая К.Ю. "Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении" М.:МИПКРО 2000г.
3 Белая К.Ю. "Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы работы" М. 2005г.
4. Белая К.Ю. "технология составления годового плана работы в ДОУ" методическое пособие . ФГТ .2009г.
5.Дереклеева Н.И."Справочник завуча" Москва "ВАКО"2006г
6.Новикова С.Е. старший научный сотрудник РАНХиГС"Система дошкольного образования: взгляд изнутри" 2021г.
7.Демидов А.А. старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС"Медиаобразование: школа VS детский сад"2021г.
8. Троян А.Н. "Управление дошкольным образованием" М.2006г.
9. Школяр Л.В. Савенкова Л.Г. "Сад Детства: Новый взгляд на дошкольное образование" образование М 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...
Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями как важный фактор повышения качества образования
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, обр...

Система методической работы как фактор повышения качества образования
Методической работа - это основной путь совершенствования профессионального мастерства педагогов, развития творческого потенциала всего коллектива, повышения качества и эффективности воспитательно-обр...

Дистанционное обучение - одно из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования и фактор повышения качества образования
Информационно-коммуникационные технологии плотно укоренились в нашей жизни, а с введением новых санитарных норм и режима повышенной готовности стало более распространенным и действенными использование...
Современные механизмы управления качеством образования в ДОУ
Одним из важных приоритетов государственной политики остается внедрение таких современных механизмов управления качеством и эффективностью образовательных услуг, которые позволяли бы в изменивши...

«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС».
Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образовани...

Доклад на муниципальном уровне на тему: «Технологическая карта документационного сопровождения системы оценки качества образования и механизмов управления качеством образования «Система мониторинга эффективности педагогических работников».
Доклад на тему: «Технологическая карта документационного сопровождения системы оценки качества образования и механизмов управления качеством образования «Система мониторинга эффективности ...
