Построение межсубъектных взаимоотношении в системе «воспитатель- воспитанник»-основа дифференциации образовательного процесса развивающегося дошкольного учреждения
статья
Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер парадигмы современной педагогической системы, особенностью которой является самостоятельность в осмыслении и в создании педагогического опыта, ориентация субъектов деятельности на творческий поиск.
Проблема дифференцированного подхода к воспитанникам не является новой для отечественной и зарубежной педагогической науки и практики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение межсубъектных взаимоотношении в системе «воспитатель- воспитанник»-основа дифференциации образовательного процесса развивающегося дошкольного учреждения
«Гуманистическая позиция педагога заключается в том, что он принимает воспитанника одновременно таким, каков он есть, и каким он может и должен стать.»
В.В. Горшкова
Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер парадигмы современной педагогической системы, особенностью которой является самостоятельность в осмыслении и в создании педагогического опыта, ориентация субъектов деятельности на творческий поиск.
Проблема дифференцированного подхода к воспитанникам не является новой для отечественной и зарубежной педагогической науки и практики.
Дифференцированное обучение и воспитание в подлинном смысле — приоритет личностно развивающегося образовательного учреждения, в которой воспитательная деятельность становится ведущей функцией. Такое учебно-воспитательное учреждение предоставляет воспитаннику возможности для формирования способности к смыслопоиску, творчеству, рефлексии; волевой регуляции, самостоятельности, ответственности и других важных качеств. Главная цель личностно развивающегося образовательного учреждения — способствовать обретению воспитанником личностного нравственного опыта. В таком ДОУ образовательный процесс предстает как деятельность, в которой особая роль принадлежит педагогической поддержке и помощи в сфере самоорганизации и самоутверждения личности.
Гуманистическая парадигма данной системы состоит, на наш взгляд, в том, что человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации, образовательное учреждение предоставляет личности образовательные услуги.
Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок и отношение к учебе в целом.
Анализ литературы и периодики позволяет выделить 4 уровневые модели дифференцированного взаимодействия в системе «Воспитатель- воспитанник»:
1. Манипулятивный. Данная группа педагогов характеризуется тем, что взрослый использует ребёнка как средство для достижения собственных целей.Ребёнок- объект, принимает указания, рекомендации, команды беспрекословно, не задумывается о выполнении. Ребёнок безынициативен, занимает репродуктивную позицию, присваивает чужую точку зрения в готовом виде. Для развития конкурентоспособной, мобильной личности, способной решать творческие задачи в данном случае невозможности, поскольку воспитанник воспринимается не просто как объект, а как беспрекословный исполнитель. К сожалению иногда мы вынуждены наблюдать тотальное управление, где ребёнок- средство этого управления , зачастую воспитатели- манипуляторы осознанно манипулируют, что приводит к искажениям в развитии личности. ( Я знаю, как им управлять !- говорит педагог).
2. Следующая уровневая модель восприятия и общения «Рефлексивная игра». В данном случае воспитанник воспринимается как объект, как средство для достижения педагогических целей. Педагог понимает, что от ребёнка пользы мало, посколькуждёт внешних воздействий.
Развитие почти не проявляется. Всё берёт на себя педагог: инициативу, ответственность и т.д.
В процессе взаимодействия, раскрыв каждого, педагог выделяет то, что для него важно и отвечает его интересам и ценностям и приводит к тому, чтобы воспитанники приняли его точку зрения.
- «Деловое общение». Данная уровневая модель восприятия и общения предполагает, что педагог понимает, что занятие- это не односторонний процесс передачи информации от субъекта к объекту, а процесс совместной деятельности, в которой все участники процесса в равноценной, равнонеобходимой, равноактивной позиции. Воспитанник воспринимается как равноценный партнёр, только при участии, которого урок может состояться, в результате рождаются сооценки, соанализы, соавторство и т.д. здесь нет победителей и побеждённых. Даётся право каждому.
Воспитанник воспринимается не как средство, а как цель достижений деловых решений педагога. Ребёнок- ценность, незаменимая на данном участке работы. Результата совместной деятельности при этом формируется и появляется на занятии. До занятия нет, только общая схема. Воспитанники полностью привлекаются для получения общего продукта- урока. Такое восприятие воспитанника ставит его в позицию педагога. «Дети мои учителя»,- говорил Аманошвили, поскольку они учат каким способом их учить и побуждают воспитателя изыскивать новые средства педагогической деятельности. - «Духовное общение». Включает в себя все особенности предыдущего, но если на 3 уровне воспитанник и педагог- это деловые партнёры, которые относятся друг к другу с уважением, стремятся к более высокому результату совместной деятельности, понимают, что он зависит от вклада каждого из них, то в дальнейшем опыт наработок переходит эволюционно на уровень духовного единения (Сухомлинский, Амонашвили, Горшкова и.др.) педагог и воспитанник, в данном случае, несомненно являются субъектами общения и восприятия, стремятся друг к другу не только как деловые партнёры, но и как личности, интересные руг другу, тем самым обогащается личностное и деловое общение. В данном случае выйти за пределы восприятия воспитанника как делового партнёра- значит обогатиться. Педагог воспитаннику не нужен как педагог, но нужен как человек. Лучший педагог тот, кто умеет учиться у своих воспитанников, в таком взаимодействии субъектов лучшими воспитателями становятся не те, кто ведёт вслед за собою, а те, кто помогают воспитанникам найти свой собственный, а значит единственно верный путь.
И если современный воспитанник является равноценным, равнозначным субъектом, у которого хочется приобщиться, присвоить ценности, то у педагога формируется потребность диагностировать происходящие в воспитаннике и в нём самом изменения. Именно в этом случае методы педагогической диагностики (наблюдение, которые встроены в деятельность) будут выполнять не только функцию методов, но, и станут средством самосовершенствования педагогической деятельности. Поскольку поставить новую цель грамотный педагог сможет только в результате диагностики, а данные которые он получит в результате - это средство постановки следующей цели.
Библиография.
- Горшкова В.В. Межсубъектные технологии диалога в процессе обучения// Дидакт.- 2002.- №1.-С.25-32.
- Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие,- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед.ин-та.-1997.-125 с.
- Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Уч. Пособие к спецкурсу.-Л.: РГПУ им А.И. Герцена, 1991.-77с.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика.-1997.-№5.-С.3-18
- Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося.// Вопросы психологии — 1980. — №5. — С.147-135.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».
Методические рекомендации на тему: «Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях ре...
Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях реализации Федеральных государственных требований.
Методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада....

«Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Памятка для воспитателей......

Один день из жизни детского сада - организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях ФГТ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3955798","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"120","style":"width: 160px; height: 120px; float: left;","width":"160"}}]] Орган...

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ
Методические рекомендации по организации воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях организации ФГТ.(утренний отрезок времени)...

"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"
«Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...
Консультация для воспитателей "Интегрированный подход к образовательному процессу в дошкольном учреждении"
консультация для воспитателей...
