Семинар: «Коучинг- как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ»
консультация
Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А. С. Макаренко
При поступлении на работу молодой специалист или начинающий воспитатель в детском саду испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии. Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ коучинговое сопровождение начинающего воспитателя, задача которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.
В последнее время появилась и такая форма сопровождения воспитателей, как коучинг. Наставничество более традиционно, оно доказало свою эффективность, за ним опыт многих поколений. Коучинг – сравнительно молодое явление в российском социуме, но, надо признать, явление чрезвычайно перспективное. Коучинг на сегодняшний день один из эффективнейших инструментов и стилей управления персоналом. Наставничество и коучинг различны по своей сути. Но при этом они не исключают друг друга, а скорее, наоборот, они прекрасно могут друг друга дополнять.
Коучинг — это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается в большей степени — на способность человека учиться самому и действовать творчески. Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество педагогов и вдохновляет их на максимальное раскрытие и развитие личного и профессионального потенциала. Коучинговые технологии позволяют реализовывать принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного обучения, как воспитанника так и молодого воспитателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 15 с.Кабанск»
Семинар:
«Коучинг- как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ»
Выполнила старший воспитатель:
Давлеткулова Е.В.
2024г.
Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А. С. Макаренко
При поступлении на работу молодой специалист или начинающий воспитатель в детском саду испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии. Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ коучинговое сопровождение начинающего воспитателя, задача которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.
В последнее время появилась и такая форма сопровождения воспитателей, как коучинг. Наставничество более традиционно, оно доказало свою эффективность, за ним опыт многих поколений. Коучинг – сравнительно молодое явление в российском социуме, но, надо признать, явление чрезвычайно перспективное. Коучинг на сегодняшний день один из эффективнейших инструментов и стилей управления персоналом. Наставничество и коучинг различны по своей сути. Но при этом они не исключают друг друга, а скорее, наоборот, они прекрасно могут друг друга дополнять.
Коучинг — это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается в большей степени — на способность человека учиться самому и действовать творчески. Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество педагогов и вдохновляет их на максимальное раскрытие и развитие личного и профессионального потенциала. Коучинговые технологии позволяют реализовывать принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного обучения, как воспитанника так и молодого воспитателя.
Пять основных принципов коучинга в работе с молодым педагогом:
-Первый принцип коучинга — это равноправие, иначе говоря, партнерство. Именно оно создает благодатную почву для сотрудничества педагогов. Коуч координирует, направляет процесс, не являясь при этом доминирующей силой. Коучинг не ставит своей задачей учить чему-нибудь и наставлять его «на путь истинный».
- Второй, не менее важный принцип — вера в наставника, его способности и возможности. Главное в процессе коучинга — это задачи и цели подопечного. Потенциал человека огромен, нужно лишь раскрыть его.
-Третий принцип — отсутствие экспертной оценки. Коуч не предлагает подопечному готовых ответов и решений, подопечный должен «дойти» до них сам. Когда человек принимает решение самостоятельно, он берет на себя ответственность за его выполнение и последствия. Коуч не должен давать советов, подход «если бы я был на Вашем месте, то…» в данном случае неприменим, он может лишь подталкивать подопечного к очевидному, направлять его.
-Четвертый — принцип единства и взаимосвязи. Все сферы жизни человека взаимосвязаны. Если положительные изменения коснутся одной сферы педагога, это непременно отразится на другой.
-Последний, пятый основной принцип — принцип мониторинга. Необходимо понимать, что коуча в первую очередь интересует настоящее и будущее подопечного, чье внимание должно быть сосредоточено на поставленных целях.
Из личного опыта по сотрудничеству с молодым педагогом.
Тема: «Сопровождение деятельности начинающего воспитателя ДОУ»
Цель: Создать эффективную систему методического сопровождения
начинающего педагога в условиях образовательного пространства
ДОУ.
1. Установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогом.
2. Совместное определение задач для достижения конкретной цели
3. Исследование текущей проблемы (ситуации);
4. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5. Выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6. Выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7. Договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
8. Каждое следующее коучинг-занятие всегда начинать с обзора того что сделано, что удалось и что можно было сделать лучше.
Этапы реализации поставленных задач решаются в три этапа, на протяжении одного учебного года
Решить поставленные задачи, предполагается в три этапа:
1 этап – подготовительный 20.08.- 25.09.
Цель подготовительного этапа - выявление педагогического статуса начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы, а также его самоопределения, то есть формирование представлений о работе воспитателя с анализом и первичной диагностикой уровня собственной педагогической деятельности и творческого потенциала.
2 этап – реализационный (практический) 26.09.-30.04.
Цель реализационного этапа - создание и апробирование рациональной системы мероприятий, воздействующих на работу начинающего воспитателя: через обеспечение профессионального роста и совершенствование мастерства; повышение уровня психологической компетентности; создание условий для проявления творчества; развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога; формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами ДОУ.
3 этап – итоговый 1.05.-31.05.
Целью итогового этапа является проверка эффективности педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ. Время проведения - май. Для подведения итогов используется анкетирование с целью изучения профессиональных умений педагогов и определения затруднений. Анализируются результаты контрольной диагностики, обобщаются итоги работы, обеспечивается прогнозирование методического сопровождения на следующий учебный год.
Перечень использованных инновационных форм:
Педагогическая гостиная, квик-настройка, диспут, мастер-класс, ярмарка педагогических идей, педагогический ринг, союз единомышленников, семинар-практикум; консультации; круглый стол; технологии открытого пространства; индивидуальные консультации; брифинг; школа передового опыта; открытые просмотры.
Очень важно знать, что в методическом сопровождении деятельности начинающих специалистов важны не разрозненные мероприятия, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации. Такая система планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и предпочтений педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой организации, поэтому она не может разрабатываться для всей системы дошкольного образования.
В понятие «профессионализм», «педагогическое мастерство» воспитателя мы вкладываем довольно большой объем содержания. Это прежде всего умения:
- решать педагогические задачи, не теряться в трудных и неожиданных моментах;
- привлечь внимание детей, заинтересовать их;
- учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности;
- в совершенстве владеть своим «орудием труда» - речью, словом;
- иметь свою гражданскую позицию и отстаивать ее;
- строить свои взаимоотношения с коллегами, родителями воспитанников, детьми.
1. Инновационная поддержка молодого педагога.
Трансляция продуктов инновационной деятельности - презентация личного опыта молодых педагогов: выступления, презентации, публикации; участие в работе семинаров, конкурсов, в открытых мероприятиях различного уровня.
Тьютерская поддержка педагога - сопровождение, координация, анализ деятельности молодых педагогов по созданию инновационных продуктов, вовлечение их в инновационную деятельность, стимулирование, проявление творчества в конструировании образовательного процесса.
Обучение педагогов методам и способам инновационного опыта - участие в проблемно – творческих группах, координация, практическая помощь, обеспечение эффективной работы молодого педагога в образовательном процессе; проблемный анализ результатов образовательного процесса, организованного молодым начинающим педагогом; формирование предложений по улучшению образовательного процесса.
2. Методический консалтинг - анализ достигнутых результатов молодого педагога.
Анализ, координация и коррекция работы молодого воспитателя по различным направлениям деятельности - оказание помощи при составлении рабочих программ, тематических планов, взаимопосещение ОД, оказание помощи в оформлении документов для участия в конкурсах -портфолио.
Обеспечение поддержки молодому педагогу в области разработки программы собственного профессионального роста, выбора приоритетной методической темы для самообразования, подготовки к первичному повышению квалификации, освоения инновационных технологий, практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности - подготовка, проведение и анализ ОД; формы методы, методы и приемы обучения.
3. Психологическое сопровождение молодого педагога.
-Психологическое сопровождение - повышение психологической компетентности, стрессоустойчивость, профилактика синдрома «эмоционального выгорания», создание имиджа.
-Индивидуальное собеседование с молодым педагогом.
-Избежать момента неуверенности в собственных силах.
-Наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса.
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагога, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум - «Учимся проводить диагностику» для молодых воспитателей.
Ст. воспитатель: Сегодня мы собрались на встречу с волшебницей игрой. Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, не...

Коучинговое сопровождение молодого воспитателя в ДОУ
Коучинг-сессия как форма повышения педагогической компетентностиВ методической работе всё чаще используется такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качеств...

План работы тьюторского сопровождения молодого воспитателя на 2018-2019 учебный год
Цель: Повышение профессионального мастерства молодого педагога по вопросу организации психолого-педагогической работы с воспитанниками раннего дошкольного возраста....

Выступление на семинаре «ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ» – ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
“Мини» - отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развив...

Педагогическое наставничество, как форма сопровождения молодого педагога.
В презентации представлено задачи решаемые с помощью эффективной модели наставничества, цели и задачи наставничества, этапы становления молодого специалиста, основные направления деяятельности наставн...

Педагогическое наставничество, как форма сопровождения молодого педагога.
В моей презентации представлено зачи решаемые с помощью эффективной модели наставничества, этапы становления молодого специалиста, основные направления деятельности наставника, основная модель обучени...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИННОЙ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к семейным ценностям».
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье; помочь родителям осознать значимостьсемьи в жизни человека, детей.Задачи:▪ объединение усилий детского сада ...
