Классный час "Сказка - ложь, да в ней намек..."
классный час

Лелека Гульсем Умяровна

Цель: приобщение детей и подростков к правовой культуре, повышение эффективности профилактики предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovaya_igra.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект правовой игры

 «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…»

Цель: приобщение детей и подростков к правовой культуре, повышение эффективности профилактики предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Задачи игры:

  • формирование правовой культуры,
  • формирование навыков безопасного поведения в обществе,
  • закрепление правовых знаний у детей и подростков.

Оборудование: презентация «Сказка - ложь, да в ней намек…»

Ход игры:

- Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, о которых он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и даже ответственность, о которых он тоже не должен забывать, иначе это его может привести к неприятностям и даже уголовной ответственности. Сегодня мы на примере жизни сказочных и литературных героев, персонажей кинофильмов, попробуем разобраться в своих правах и выясним, как вы разбираетесь в законах по которым мы живем.

1 конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Командам предлагается по кадрам из мультфильмов определить название сказки. (Один неотгаданный кадр - -1 балл). На слайде незаконченная фраза, в которой упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить, какое право сказочного персонажа нарушено и «дописать» его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Право отвечать предоставляется по истечении 30 секунд или первой команде поднявшей руку. За каждую правильно законченную фразу команда получает 1 балл.

  1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение).
  2. Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ ( на личную неприкосновенность).
  3. Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», пойдя в школу, воспользовался своим правом _______________________(на образование)  
  4. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища).
  5. Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд).
  6. Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, учинив самосуд над попом нарушил его право  _______________________ ( на неприкосновенность).
  7. Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Афрона, нарушил его право _______________________ ( на владение имуществом).
  8. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность).
  9. Какое право было нарушено в «Сказке о Царе Салтане», когда Сватья Баба Бабариха и её помощники выкрадывали письма Царя и Царевны ______________(на тайну переписки)
  10. Какое право было нарушено в «Сказке о Царе Салтане», когда Царевна с младенцем были заточены в бочку? __________________ (право на жизнь и личную неприкосновенность)

  1. Каким правом воспользовался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане», превратившись в комара? ______________________ (правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину).
  2.  Какое право было нарушено в сказке  «Чиполлино», где кума Тыкву  выгоняют из его домика?______________ (право на неприкосновенность жилища.)
  3. В сказке «приключения Чиполлино» постоянно унижают Вишенку, какое право тем самым постоянно нарушается _____________ (право жить в условиях, обеспечивающих его достоинство)
  4. Какое право было нарушено в сказке  «Приключения  Чиполлино», где Вишенке запрещалось общаться с детьми из деревни? ____________________(право на отдых и досуг, право участвовать в играх.)
  5. Какое право чаще всего нарушалось в отношении гадкого утенка в одноименной сказке Г.Х.Андерсена?_____________________(право на уважение человеческого достоинства)

Ответы даны в скобках.

                        2 конкурс «ПРАВА ДЕТЕЙ»

Команды должны ответить на вопросы. Право отвечать зарабатывает та команда, которая угадала сказку или сказочного героя. (Неправильно названный кадр - -1 балл). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  • 1. В какой сказке разыскивали этот предмет? (Хрустальный башмачок)
  •  -Золушка, ты погладила мне платье? -Золушка, принеси мне кофе! -Золушка, ты хочешь пойти на бал? -Я бы хотела! -Тогда перебери зерно, вымой полы, посади цветы, приготовь ужин. Когда посол приехал примерить туфельку, оставленную на балу незнакомкой, Мачеха заподозрила неладное и заперла Золушку в чулане. Имела ли право мачеха и сёстры так обращаться с Золушкой ,мог ли кто-нибудь помочь Золушке? 
  • 2. Кто потерял этот головной убор? (Красная шапочка)
  • Правильно ли поступила мама, отправив Красную Шапочку одну через темный лес.
  • 3. Кто выращивал эти розы?
  • Снежная Королева превратила сердце Кая в льдинку и украла его (она посчитала, что ему будет лучше в ледяном царстве, не спросив его мнения) Имела ли право королева забирать его себе?
  • 4. Кому принадлежит эта корзинка? (…с подснежниками)
  • Мачеха отправила падчерицу в лес «лютой» зимой одну за подснежниками. Могла ли падчерица не пойти в лес? Мог ли кто-нибудь защитить девочку? Куда в современном мире она могла обратиться за помощью?
  • 5. Из какой сказки это транспортное средство? (Гуси-лебеди)
  • Родители оставили Иванушку на попечение младшей сестры. Правильно ли они поступили? Какое правило нарушили?
  • 6. Из какой сказки этот козленок?
  • Кто мог бы помочь сестрице Алёнушке и братцу Иванушке в наше время?

3 конкурс «ИЗВЕСТНЫЕ И ЗНАМЕНИТЫЕ»

Командам необходимо узнать по описанию знаменитых героев популярных фильмов. Ответы принимаются после поднятия руки, правильный ответ оценивается в 1 балл. Если ответить не могут, показывается кадр из мультфильма или фильма, если не отгадали: - 1 балл)

  1. Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов.)
  2. Самый деятельный не неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него - пустяк. (Джеймс Бонд)
  3. Живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. Любимая опера - «Волшебная флейта». (Шерлок Холмс.)
  4. Он очень отважный полицейский. Его партнер - человек. Он породистый пес. (Комиссар Рекс)
  5. Они круглобокие, их двое. А когда-то был один и не слушался бабушку. (Колобки)
  6. Они необычные персонажи. Борются со всякого рода нечистью. Очень продвинутые в технике. (Охотники за приведениями)

4 конкурс «КВАЛИФИЦИРУЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

Команды рассматривают слайд, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором - юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл. Всего перечислено 8 преступлений.

Преступления

Юридическое название

Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»

Вандализм

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

5 конкурс «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ»

Командам перечислены различные преступления. Необходимо отобрать преступления против собственности. Время на размышление – 1 минута. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 1 балл. Всего 12 «правильных» карточек. Торговля несовершеннолетними.

  1. Мошенничество.
  2. Торговля краденым.
  3. Незаконный арест.
  4. Вымогательство.
  5. Кража.
  6. Продажа нелицензионных аудиокассет.
  7. Подделка финансовых документов.
  8. Неправомерное завладение автомобилем
  9. Грабеж.
  10. Разбой.
  11. Присвоение или растрата.
  12. Уклонение от уплаты таможенных платежей.
  13. Повреждение имущества по неосторожности.
  14. Безбилетный проезд в городском транспорте.
  15. Установка подслушивающего устройства.

Ответ: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.

6 конкурс «ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА»

Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. Каждая команда должна назвать:; приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности на разхных возрастных этапах в жизни ребенка. Команды за 3 минуты должны разложить все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. За каждую правильно соотнесенную карточку игроки получают 1 балл. Всего 12 прав.

1 – основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».

2 – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:

  1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
  2. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
  3. Несет уголовную ответственность за любые преступления.
  4. Подлежит административной ответственности.
  5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
  6. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
  7. Имеет право на получение паспорта.
  8. Имеет право на вступление в брак.
  9. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).
  10. Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
  11. Имеет право на имя, отчество и фамилию.
  12. Приобретает право на гражданство.

Правильный ответ: А – 11, 12; Б –  10; В – 7, 9; Г – 3, 4, 5, 6; Д – 2; Е – 1, 8.

7 конкурс «СКАЗОЧНЫЙ ЮРИСТ»

     Командам необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.        В какой сказке личность во всех отношениях серая   осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно?

«Красная Шапочка»

2.        В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.

«Сказка о попе и работнике его Балде».

3.        Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

«Волк и семеро козлят»

4.        В этой сказке речь идёт о неком искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка   позволили   ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники   безопасности, погибает.

«Колобок»

5.        Назовите   сказку, где две сестры, завидуя третьей, идут на подлог и обман.
«Аленький цветочек»

6.        В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.
«Курочка Ряба»

В конце игры подводятся итоги, подсчитываются баллы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- театрализованное представление к празднику " ДЕнь Матери" . " Сказка ложь , да в ней намек,,!

Сценарий построен на интеграции разлтичных  образовательных областей. В представлении принимают участие дети, педагоги и родители....

Конспект занятия"Сказка ложь, да в ней намек"( старший дошкольный возраст)

Учить детей обыгрывать знакомые сказочные произведения,осмысливая характеры и поступки персонажей. Расширятьзнания детей о знакомых сказках, пополнить словарный запас словами-антонимами;развиватьречь ...

«Сказка ложь - да в ней намек…»

Занятие по художественной литературе с элементами методики Монтессори в подготовительной группе (презентация на сайте)...

Сценарий "Сказка - ложь, да в ней намек..."

Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста. В сценарии предствлены различные виды театрализованной деятельности: драматизация, театр теней, кукольный театр.Тематика - ОБЖ....

Конспект семейного вечера «Сказка – ложь, да в ней намек»(Памяти А.С.Пушкина)

Цель:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Формировать чувство причастности к культурному наследию России....

Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"

Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...

Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок!

Использование сказки на занятиях по РЭМП во 2 ладшей группе....