Тематическое-планирование по финансовой грамотности
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Гончарова Анна Валерьевна

Воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_finansovoy_gramotnosti_1.docx117.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Составили:

Гончарова А.В., Димова А.И., воспитатели группы № 8

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Тематический план

Модуль 1. «Финансовая азбука» 

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях. Задачи:

1. познакомить детей с многообразием потребностей человека; 2. научить определять разницу между «хочу» и «надо»;

3. формировать        коммуникативно-экономическую        грамотность,        развивать        экономическое мышление;

4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие,        желание        учиться,        умение        планировать        дела,        осуждать        жадность        и расточительность.

1         Что такое потребности?

Потребности семьи

2        Что необходимо человеку?


Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…»

Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение.


Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?»

Сентябрь Компьютер, фрагмент м/ф

«Малыш и Карлсон» (1 серия),        м/ф        «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев              мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?».

Модуль 2. «Труд»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Задачи:

1. расширить представления детей о труде взрослых;

2. познакомить детей с многообразием профессий человека;

3. способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;

4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие,        желание        учиться,        умение        планировать        дела,        осуждать        жадность        и расточительность;

5. формировать        коммуникативно-экономическую        грамотность,        развивать        экономическое мышление.

1        Почему все взрослые работают?


Беседа, соревнование, д/и, упражнение.


Картинки-путаницы        с изображением             людей разных профессий, лэпбук

«Все профессии важны»,        Октябрь фрагмент        м/ф        «Уроки

тётушки Совы» (6 се

2        Путешествие в страну профессий


Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.


цветные карандаши. Компьютер,        «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни                аэропорта», картинка-схема                    с изображением      аэропорта, картинки-коллажи               с изображением             людей разных                 профессий, предметы      для      игрового упражнения,     карточки        с изображением предметов.

Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека»  

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров. Задачи: 1. познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;

       2. научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; 3. объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;

      4. объяснить, от чего зависит цена товара;

      5. развивать внимание, мыслительные операции, речь;

      6. воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

1        «Кто что делает?»

2             Что такое товар? Обмен и покупка

товаров


Дидактическая игра, Лэпбук «Все        профессии        важны», загадки,        пословицы, поговорки.

Беседа, загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок»,        логические задачи,          поговорки        о бережливости.


Картинки или предметы с названием            профессий,

лэпбук.        Ноябрь

Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой        ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал          для          игры «Бартер», презентация «В гостях           у           сказок», ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Модуль 4. «Деньги» 

Цель:        способствовать        формированию        первоначальных        представлений        о        деньгах        как        об универсальном                 средстве                 обмена,                  платежа                  и                 накопления. Задачи:

1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»; 2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;

4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег; 6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;

7. формировать разумное отношение к расходованию денег;

8. формировать        коммуникативно-экономическую        грамотность,        развивать        экономическое мышление.

1        Деньги. Монета. Банкнота.

2        «Достоинство монет и купюр»

3        «Путешествие в прошлое денег.

Деньги, какие они бывают?»


Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность.

Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного        и        одинакового достоинства,     игра        «Поезд монет     и     купюр»,     чтение стихотворения       Ш.Галиева «Три копейки на покупку»

Дидактическая        игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие        бывают      деньги», работа       с       плакатом       с картинками, решение задач, изготовление         денег         в магазин.


Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

Набор        монет        на каждого        ребенка        для практических         действий, «поезд монет и купюр», где

дети смогут раскладывать        Декабрь монеты        и        купюру        в увеличивающейся        и уменьшающейся

последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр. Изображения        разных предметов, которые играли роль        денег;      компьютер, фрагмент        м/ф       «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица,             схема-карта, куклы:        гном        Эконом, Золушка

Модуль 5. «Семейный бюджет»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Задачи:

1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;

2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;

5. формировать        коммуникативно-экономическую        грамотность,        развивать        экономическое мышление;

6. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие,        желание        учиться,        умение        планировать        дела,        осуждать        жадность        и расточительность.

1         «Семейный бюджет»           Метод моделирования, беседа, анализ игровой

ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».


Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи;        картинки        для модели:     обязательные платежи, желательные расходы,      длительные

накопления,        Январь необязательные

расходы; мяч, призовые фишки,      тетрадь      по

2        Как приходят деньги в семью, азбука

доходов


Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».


финансовой грамотности. Изображение человека (ребенка),        модель круга, набор карточек с изображением        членов семьи.

Модуль 6. «Семейные доходы и расходы»

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Задачи:

1. познакомить с понятием «денежные сбережения»;

2. продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

3. закрепить понятия «доход», «расход»;

4. раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

5. воспитывать бережное отношение к собственным доходам.

2

«Семейный бюджет и расходы семьи»

3        «Азбука юного финансиста»


Упражнения, проблемная ситуация,        игра-размышление,        игра-соревнование, кроссворд, чтение       художественной литературы К. Чуковский «Муха-цокотуха»,            В. Даль        «пословицы        и поговорки», дидактическая              игра «Какие бывают доходы».

Чтение        художественной литературы        «Три поросенка»,              беседа, изобразительная деятельность,        решение проблемных ситуаций.


Атрибуты        к        сюжетно-ролевой                         игре «Супермаркет», карточки с изображением членов

семьи;        карточки        с        Февраль изображением предметов, символизирующих

основные        и неосновные           расходы, иллюстрации                      с изображением

различных        видов деятельности        (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.),        игрушка     Незнайка,
компьютерная презентация,     компьютер, картинки       к       загадкам, картинки с изображением профессий,     картинки        с изображением предметов и орудий труда, фишки. Картинки с изображением героев        сказки,     бумага, цветные карандаши.

Модуль 7. «Юные финансисты»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

1         «Путешествие в        Дидактическая        игра Деньги        бумажные, сказочную страну        «Супермаркет»,      рассказ        - металлические,

Финансов»        визуализация,        отгадывание компьютер, презентация, загадок,            изобразительная материалы для детского деятельность.                                  творчества: бумага для

рисования, фломастеры,

деньги        бумажные        и        Март металлические        (можно

копии),        презентация «Деньги            прошлого, настоящего и будущего».

2        «Юные финансисты»        Игра «Брейн-ринг», команда Монеты, красные, «Знайки»        зеленые смайлики, схема и        команда     «Почемучки», потребностей, кошелек, загадки,                  дыхательная

гимнастика,        игра «Хочу        и надо»,                 физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование                правил обращения с деньгами.

Модуль 8. «Магазины бывают разные»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание

необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1. ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;

2. продолжать знакомить детей с профессиями продавца, кассира;

3. учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;

4. продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;

5. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;

6. продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;

7. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

8. воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;

9. воспитывать культуру речевого общения.

1        Магазины бывают разные. Как

правильно выбирать товары в магазине?


Сюжетно - ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.


Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и

2               «По страницам сказки «Цветик-

семицветик»

3        «Магазин «Детский мир»


Экскурсия.

Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами.

Игра        «Уточним        цвет лепестков».              Чтение сказки.

Игровое занятие Подвижная игра, беседа -рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару»


названием видов магазинов, мяч, магнитная

доска с магнитами.        Апрель Компьютер, плакат с

изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров

Склеенный        из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация                   «По страницам                сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/        компьютер, мультимедиа       проектор, экран.                 Комнатные растения,                  семена, луковицы.

Касса, товары, «деньги», чеки,        ценники,        детские игрушки,        флажки        для игры «Найди себе пару», презентация         «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор,                   экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».

Модуль 9. Страна «Зкономград»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;

Задачи:

1.        учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;

2.        закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.

3.        развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

4.        выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;

5.         развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел        с замыслами сверстников;

6.        развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

7.        воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями

бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе.

1         «Путешествие в сказочную страну

Экономию»

2        «Веселая ярмарка»

3                «Путешествие в страну «Экономград»

Диагностика на конец учебного года  май


Путешествие,        беседа, загадки,        поговорки        о бережливости,              игра «Услуги        и        товары», динамическая пауза. Ролевая игра.

Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд.


Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы Товары и Услуги.

Диски с аудиозаписями        Май песен        и        музыки        к

танцам;        русские народные            костюмы (коробейников, скоморохов       и       пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки            деревянные, колокольчики,       бубны, погремушки);     костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти;            глиняные горшки;

корзины;        товары        для продажи на ярмарке (для ролевой игры).

Деньги        (бумажные        и металлические),        касса, кошельки,                  чеки, атрибуты           для      игр «Стройка»,        «Магазин», ширма-трансформер, ноутбук,     мульти-медиа проектор, экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

перспективно-тематическое планирование по финансовой грамотности

планирование по финансовой грамотности в подготовительной  группе...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Перспективно- тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;во...

Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.

Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста...