«Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми ОВЗ».
консультация

Ирина Валентиновна Баталова

 С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития (с ограниченными возможностями здоровья), которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск наиболее эффективных методов помощи таким  детям  является актуальной проблемой современной педагогики, психологии и дефектологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовет по теме:

«Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми ОВЗ».

        

педагог-психолог:

Баталова И.В.

2023 г.

Введение

 С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития (с ограниченными возможностями здоровья), которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск наиболее эффективных методов помощи таким  детям  является актуальной проблемой современной педагогики, психологии и дефектологии. В норме развития ребенок проходит часть этапов, в результате которых происходит познавательное и речевое развитие, формирование и совершенствование двигательных навыков. Не зря существует выражение неподвижный ребенок - не обучаемый ребенок. Поэтому, применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей. Что же такое нейрокоррекция?

Нейрокоррекция - это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Цели нейропсихологической коррекции:

  • развитие высших психических функций;
  • функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • обеспечение  приемов  и  тонкого  анализа  модально-специфической информации  (тактильной,  двигательной  (кинестетической,  динамической), зрительной, слуховой;
  • обеспечение  регуляции,  программирования  и  контроля  психической деятельности.

Нейропсихологическая  коррекция  предполагает  включение  различных видов упражнений:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения - растяжки;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для артикуляционного аппарата;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • упражнения релаксационные;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
  • упражнения с правилами и т.д.

Коррекционная работа направлена на работу с детьми, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей  работоспособности, двигательной  заторможенностью  или  расторможенностью,  эмоционально-волевыми  проблемами,  трудностями  формирования  пространственных представлений, речевых процессов.

Рассмотрим некоторые нейропсихологические упражнения, которые можно использовать в работе с детьми.

Начинать занятие можно с дыхательных упражнений. Они направлены на восстановление нормального дыхания, успокаивают и способствуют  концентрации  внимания,  оптимизируют  газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массажа органов брюшной полости, что способствует общему оздоровлению и улучшению  самочувствия.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное ощущение вдоха.  На этапе освоения глубокого дыхания ребенку предлагается положить руку на область диафрагмы и почувствовать, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз.

Следует помнить, что правильным дыханием является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя, и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Упражнение: «Пин-понг».

Участники становятся напротив друг друга возле стола. Без помощи рук необходимо передавать мячик друг другу, т.е. дуть на него.

Упражнение: "Лабиринт"

На листе А4 частники рисуют лабиринт или можно использовать готовый лабиринт). Из маленького кусочка бумаги делаем мячик.  Ставим на старт, дуя на мячик ребенок доводит до финиша.

Глазодвигательные упражнения позволяют  улучшить восприятие, способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными заданиями.

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют работу специализированной области мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырем вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания  ребенка  используются    какие-либо яркие  предметы.

Упражнение: «Конвергенция - 1».

Упражнение выполняется лежа. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза. Затем добавляем движение языком. Выполнить 2 раза. Затем одновременно и глаза, и язык двигаются синхронно, затем врозь.

Кинезиологические упражнения - развивают межполушарное взаимодействие, способствуют активизации мыслительной деятельности.

Упражнение: «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение: «Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо и нос, лопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Растяжки и упражнения двигательного репертуара.

Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Специально  подобранные  упражнения  способствуют регуляции  вегетативных  нарушений,  коррекции  патологических  изменений, созданию фундамента активной мышечной деятельности.

Упражнения растяжки: «Бревнышко», «Полетели», «Активные растяжки», «Дотянись», «Лодочка», «Фараон», «Скручивание», Сова».

При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Многие  упражнения  выполняются  в  трех  пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лежа), ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).

Упражнение: «Передай мяч»

Участники становятся в круг, у каждого в правой руке находится мяч, на 1,2,3 – мяч передают партнеру справа. В тоже время мяч оказывается в левой руке от партнера, перекладываем мяч со своей левой руки в правую руку, и продолжаем упражнение.

Упражнение: «Игра с мячом».

Ребенок держит один мячик подбородком, второй мячик передает из правой руки в левую под ногой, а из левой руки в правую над ногой. При этом постоянно идет. Каждый шаг это передача мяча.

Коммуникативные упражнения. 

Они бывают трех типов: индивидуальные и парные.

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. 

Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. 

Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Упражнение: «Передай».

Участник стоя в кругу передают мешочек по кругу, у кого оказывается мешочек, говорит: «От топота копыт». Параллельно ногами передается шайба, у кого оказывается, говорит: «Пыль по полю летит». Сначала упражнение проводится поэтапно, сначала, только мешочек, потом только шайба, затем все вместе.

Упражнения по визуализации.

Они способствуют воссозданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Упражнения для релаксации (снятие напряжения). 

Они проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Упражнение «Минуты релаксации»

 «Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого  озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…А теперь открываем глаза. Мы снова вернулись, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
 

Благодаря использованию в работе с нейропсихологических методов и приемов можно достичь следующих результатов:

  1. повысить общую работоспособность у детей;
  2. улучшить внимание (устойчивость и концентрацию), память, мышление;
  3. улучшить качество двигательных навыков, и сократить трудности переключения с одного вида движения на другое.
  4. научить детей удерживать алгоритм последовательности действий в выполнении какого-либо задания;
  5. улучшить качество освоения учебного материала и восприятии информации у детей;      
  6. сформировать социально-поведенческие навыки взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.

Нейропсихологическая коррекция – одна из эффективных методов работы с детьми,  позволяющая  получить  результат  и  в  познавательном развитии,  и  в  развитии  регулятивных  функций,  а  также  способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...

Конспект занятия в старшей группе «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Цели:Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, ...

Использование методов и приемов нейропсихологии в коррекционной работе учителя-логопеда.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Детям присуще отставание в развитии дви...

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ с детьми старшей группы "Птицы наши друзья"

Участники: дети 5-6 летКоличество детей: 25 человекДлительность: 25 минутЦель: закреплять и систематизировать знания детей о птицах....

Сообщение на областной методической неделе "Использование методов и приемов нейропсихологии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ"

Последние годы педагоги компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, находятся в поиске наиболее эффективных методов и приемов работы. Это объясняется рядом фактов.Во-первых: на сегодняшни...

Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личност...