Развитие эмоциональной сферы дошкольников
план-конспект занятия

Цель:

- обеспечение сохранения психического здоровья воспитанников, их психологического и психосоматического благополучия;

- обеспечение соответствующих условий для гармоничного самочувствия ребенка;

- создание условий, обеспечивающих свободу самовыражения каждого воспитанника;

- содействие созданию положительного эмоционального настроя у каждого ребенка и положительного эмоционального климата в группах;

- формирование у дошкольников умения освобождаться от напряжения;

- формирование у детей навыков вербальной и невербальной коммуникации, толерантного отношения к окружающим;

- воспитание положительных нравственных черт характера и эмпатии;

- психокоррекция проявлений тревожности, агрессивности, импульсивности, неуверенности у детей старшего дошкольного возраста.

Задача коррекционно-развивающей работы:

- создавать атмосферу безопасности и положительный эмоциональный настрой в группе сверстников;

- проводить коррекцию нежелательных эмоциональных проявлений в поведении и настроении;

- формировать у старших дошкольников навыки общения в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый»;

- учить детей понимать самих себя и других людей, строить отношения с большой группой сверстников на основе саморегуляции поведения и деятельности, умение находить компромиссы;

формировать у детей навыки самоконтроля собственного эмоционального состояния;

- способствовать формированию у детей положительных черт характера;

- обучать дошкольников приемам саморелаксации;

- совершенствовать познавательные психические процессы: память, мышление, восприятие, развивать устойчивость, сосредоточенность, концентрацию внимания;

- обеспечивать ощущение силы и ценности собственного «Я» каждым ребенком;

- способствовать свободе самовыражения детей через свободную изобразительную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 
 Развитие эмоциональной сферы: «Возьмем себя в руки»

Цель:

- учить методам саморегуляции в различных жизненных ситуациях;

- развивать выразительность движений;

- обучать преодолевать двигательную скованность;

- корректировать проявления гиперактивности;

- помогать преодолевать замкнутость;

- воспитывать дружбу.

Ход   занятия   психолога   по   развитию   эмоциональной   сферы  

дошкольников

Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»

Упражнение «Возьмем себя в руки»

Психолог говорит, что мы все нередко волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся. Поэтому нужно научиться помогать себе самому.

Как только почувствуете, что пришел в возникнет желание кого-то ударить, что-то бросить, можно использовать очень простой способ доказать свою силу: обнимите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди - это поза сдержанного человека.

Упражнение «Врасти в землю»

Попробуйте сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожмите в кулачки, крепко сожмите зубы. Вы - крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны.

Упражнение «Сбрось усталость»

Станьте, расставьте широко ноги, немного согните их в коленях, наклоните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, наклоните голову к груди. Слегка покачивайтесь из стороны в сторону, вперед, назад. А теперь резко встряхните головой, руками, ногами, телом. Вы сбросили всю усталость. Немного осталось? Повторите еще раз.

Упражнение «Стойкий оловянный солдатик»

Когда вы сильно возбуждены и не можете успокоиться, взять себя в руки, станьте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите вдоль тела. Вы устойчивые оловянные солдатики на посту, несете свою стражу. Оглянитесь, отметьте, что вокруг делается, кто, чем занят, кому нужна помощь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Молодцы! Вы настоящие защитники.

Упражнение «Торт»

Дети, вы были очень старательные, и за это я хочу угостить вас вкусным тортом. Сейчас мы его испечем.

Одному ребенку предлагают лечь на коврик. «Сейчас мы будем замешивать тесто». Каждый из детей представляет одну составную часть: мука, сахар, молоко, масло, яйца и др. Психолог будет поваром.

Сначала надо замесить тесто. Требуется мука. «Мука» руками «посыпает» тело ребенка, лежит, легко массирует его.

Теперь нужно молоко. «Молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его.

Нужен сахар. «Сахар» посыпает тело, и немного соли - нежно прикасаются к голове, рукам, ногам. Повар замешивает тесто, хорошо разминает его.

А теперь тесто кладут в печь, там оно поднимается - ровненько лежит и дышит. Все составляющие теста тоже дышат, как тесто. Наконец тесто спеклось. Чтобы торт был красивый, его надо украсить красивыми цветами. Все участники, касаясь торта, дарят ему свой цветок, рассказывая о нем. Торт очень красивый. Повар угощает каждого участника вкусным кусочком.

Рисование красками «Сладкое настроение»

Ритуал завершения занятия «Круг друзей»

Стоя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть на всех по очереди.



Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы дошкольников:

«Всегда ли хорошо хвастаться»

Цель:

- знакомить детей с моральными чертами характера;

- обучать адекватным формам поведения и взаимодействия;

развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии;

- поддерживать желание общаться и дружить;

- преодолевать замкнутость, негативные формы поведения;

- способствовать творческому самовыражению;

- развивать активное внимание.

Ритуал начала занятия «Мы все - большая красивая чашка»

Участники берутся за руки и становятся в круг. 

Психолог тихим голосом говорит: «Мы все - большая красивая чашка. Давайте представим, как в чашку потихоньку хозяйка наливает воду. Сначала воды немного. (Дети приседают.) Затем ее становится все больше, еще больше, наконец чашка совсем полная. (Дети потихоньку поднимаются по мере того, как «наполняется» чашка.) Давайте перенесем чашку на стол. А теперь наклон, будто из нее кто-то пьет. (Дети вместе с психологом выполняют соответствующие движения.)

Игра на развитие активного внимания «Слушай аплодисменты»

Дети идут по кругу. На 1 хлопок они останавливаются и становятся в позу «аиста» (стоят на одной ноге), на второй-позу «лягушки» (приседают, руки стоят на полу, ноги в коленях разведены), на 3 - продолжают ходьбу.

Сказка «О чашечке» (элементы сказкотерапии)

В одном фарфоровом королевстве среди другой посуды жила-была себе чашечка. На первый взгляд она ничем не отличалась от своих родственников, других чашек, - такая же беззаботная и веселая.

Однако, в отличие от своих сестер была очень гордая и надменная, потому что считала себя самой красивой чашкой в королевстве. Она и в самом деле была очень красива: ее перламутровое зеленое платье было похоже на цветок, украшенный золотыми горошинами, а еще чашка имела тоненькое дно и маленькую хрупкую ручку, также позолоченную. Но больше всего гордилась она маленькой золотой розой, нарисованной на самом донышке. Она каждый раз хвасталась своим нарядом.

- Посмотрите, какая я красивая! Ни у кого нет такого хорошего платья в горошек, а моя роза на донышке, правда, она замечательная?

Чашечка очень гордилась своей красотой, и даже не дружила с другими чашками и не водила с ними хороводы.

Но больше всего она не любила, когда пузатый чайник наполнял ее кипятком.

Наша чашечка-красавица всегда капризничала: прыгала, падала из стороны в сторону, каталась по столу, разливала все, что в нее наливали. А еще она не любила мыться, боялась, что щетки и порошок сотрут ее прекрасные одежды.

Скоро все поняли, что чашечка зазналась, и просто перестали обращать на нее внимание.

Только одно беленькое блюдечко, которое любило чашечку, продолжало считать ее красивой. А надменная чашечка не замечала его. Однажды блюдечко решило признаться чашечке, подошло к ней и тихонько сказал:

Дорогая чашечка! Ты мне очень нравишься. Хотя я не такое красивое, как ты, но сделаю для тебя все, что захочешь. Давай всегда будем вместе.

Услышав это, чашечка очень рассердилась:

-Да как ты, простое блюдечко могло предложить мне такое! Посмотри на себя! У тебя нет даже золотого ободка! А я-самая красивая чашечка в мире! - Крикнула она и сильно ударила блюдечко.

Блюдечко упало и разбилось. Но и чашечка разбилась также.

Беседа психолога по содержанию сказки

- Понравилась ли вам чашечка?

- А блюдечко?

- Хотели бы вы дружить с чашечкой? Почему?

- Хотели бы вы дружить с блюдечком? Почему?

- Кто из героев сказки - настоящий друг? Почему вы так считаете?

- Хорошо ли быть надменным, высокомерным хвастуном? Почему?

Разыгрывание психологических мини-этюдов из сказки

- чашечка хвастается своим платьем;

- чашечка капризничает, когда в нее наливают горячую воду;

- чашечка не хочет мыться;

- чашечка ссорится с блюдечком.

Упражнение «Найди эмоцию»

Среди предложенных пиктограмм найти ту, на которой изображено тщеславие. Показать лицо напыщенной чашечки мимикой.

Лепка «Добрые подруги для блюдечка»

Ритуал завершения занятия «Лучики солнца»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихонько постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.



Предварительный просмотр:

 Развитие эмоциональной сферы дошкольников:

«История, которая живет в каждом кармане»

Цель:

- подвести к осмыслению собственной ценности;

- формировать навыки толерантного поведения;

- воспитывать щедрость;

- способствовать свободе самовыражения в изобразительной творчества.

Ход   занятия   психолога

Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение»

Игра для развития волевого внимания «Канон»

Дети идут под хороводными песню «Селезенюшка», выполняет вовлекшей следующие движения: первый ребенок приседает и поднимается, вторая - хлопает в ладоши, третья - приседает и поднимается. И так далее.

Сказка «Жадный кармашек»

На платье у Оли жил жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-то клали, и не нравилось, когда выкладывали.

Кармашек считал, что Оля была вовсе не экономной девочкой: то даст кому-то свою игрушку, то поделится чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы все это ты в карман клала», - думала она. Вот и стала девочке шептать: «Ты брату дала своего зайчика, а он тебе в обмен ничего не дал! Подруге конфету дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в карман клади».

Оля была хорошей и очень послушной девочкой. Вот и послушалась своего кармашка - начала делать все, что он ей советовал. И стал кармашек толстенький, потому что в нем лежало много разных вещей, но ему все было мало. Кармашек непременно хотел сохранить какие необычные сокровища.

У Олиной мамы было очень красивое ожерелье. Однажды, когда мамы не было дома, кармашек уговорил девочку достать ожерелье и спрятать в нее. Аленка подошла к шкафу, подставила стул, на него - табуретку и залезла на верхнюю полку. Достала девочка ожерелье - большое, длинное, красивое. Но оно не могло уместиться в кармане, он для нее был маленький.

Кармашек немного растянулся, и несколько бусинок вошли в нее, потом он растянулся еще, затрещал и разорвался! И из него посыпались бусинки, конфеты, яблоко, зайчик и еще много разных вещей.

Оля очень расстроилась и решила никогда больше не слушать жадных кармашков.

А мама, когда пришла домой, отпорола жадный кармашек, а на его место пришила красивый шелковый цветочек.

Беседа психолога по содержанию сказки

- Что такое жадность?

- Кого можно назвать жадным?

- Хотели бы вы дружить с жадным ребенком?

- Стоит ли слушаться жадных кармашков?

Разыгрывание психологических мини-этюдов по содержанию сказки

- как кармашек уговаривал Олю;

- как кармашек растолстел;

- как кармашек разорвался;

Упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки?»

Каждому ребенку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить:

- себе и другу;

- себе и другим детям;

- себе и брату или сестре.

- Как ты будешь делить игрушки?

Психолог дает положительную предварительную оценку детям.

Рисование красками «Щедрый кармашек»

Ритуал окончания занятия.

Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»



Предварительный просмотр:

 Развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Путешествие в сказку «Гадкий утенок»

Цель:

- научить различать и выражать эмоции (страх, обиду);

формировать толерантное поведение детей;

- развивать навыки эмпатии;

- поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их;

- способствовать самовыражению через изобразительную деятельность.

Ход   занятия   психолога

Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение по кругу»

Игра «Движение запрещено»

Сегодня мы отправимся в сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я перенесу вас туда. Но прежде я хочу узнать, внимательны ли вы, дети.

Становитесь в круг, поиграем в игру на внимание «Движение запрещено». Вы повторяете за мной все движения, а запрещенное движение - руки на поясе - повторять не будете (2-3 раза).

Игра «Отгадай по голосу»

А теперь еще одна игра. Надо с закрытыми глазами угадать, кто подал голос». Только следует подавать голос, будто это кто-то из домашних птиц (гусь, утка, петух, курица и т.п.).

Игра «Летает - не летает»

Еще одна задача. Теперь мы проверим, кто из вас самый внимательный. Когда я буду называть предметы и животных, которые могут летать, - вы будете махать руками, как будто крыльями. А когда буду называть то, что не летает, будете прятать руки за спину. (Бабочка, пчела, гриб, оса, соловей, дерево, лодка, самолет, вертолет, белка, зонтик, воробей, божья коровка, муравей.)

Вы, дети, были очень внимательны, поэтому пришло время отправляться в Сказку. Становитесь под мой волшебный зонтик, и мы попадем на птичий двор. (Психолог раскрывает зонтик, крутит его под музыку.)

Вот мы и на месте.

Психогимнастика «Птичий двор»

Гуси (напряжение). Первыми вышли к нам гуси. Они начали шипеть, потому что увидели гадкого утенка. Шею вытащили, плечи подняли, крылья отвели назад и шипели - ш-ш-ш ... Шея напряжена, сердятся гуси. Крылья-руки напряжены, отводят их назад. Как шипят! Какие злые!

(Расслабление) Прогнали гуси утенка и успокоились. Стали свободно махать крыльями, шея прямая, расслабленная, мягкая.

Индюк (замирание). Только утенок отбежал от гусей, как натолкнулся на напыщенного и сердитого индюка. Индюк от злости и тщеславия надулся, голову откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: «Бал-баллы».

(Шевеление) Покачал головой индюк: «Бал-баллы-баллы, уходи!». Испугался утенок и убежал.

Петух (бег, передвижение по всей комнате). Бедный утенок еще не пришел в себя после нападения индюка, как на него налетел петух, который начал бегать по двору, сильно размахивать крыльями и громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!». Чуть не заклевал утенка!

Кошка (замирание, напряжение). Бедный утенок! Только успокоился, как увидел кошку, которая хочется съесть его! Стала она на свои мягкие лапки, выгнула спинку, вся напряглась, подготовилась к прыжку.

(Шевеление) Потом едва слышно стала кошка подбираться к утенку, мягкая становится своими лапками. Крадется тихо. Только хотела схватить, но тут пес проснулся и залаял: «Гав-гав-гав!». Кошка испугалась и на забор вскарабкалась.

Утки (напряженно, ритмично). С реки возвращались напыщенные тетушки-утки. Покажите, как они идут, медленно переваливаясь (хождение друг за другом, в полуприсяде).

(Расслабление) Устали после долгой дороги, сели, крылья сзади составили, оперлись на них и давай лапками шевелить, расслабляться. Шевелят лапками, увидели утенка и закричали: «Кря-кря-кря, какой некрасивый! Совсем на нас не похожий! ».

Это была последняя надежда утенка. Он побежал прочь со двора и стало жить один. А в конце сказки он превратился в прекрасного лебедя.

Станьте вокруг озера. Опустите сначала свою длинную шею, затем одно крыло, потом второе. Давайте похлопаем крыльями по воде. Вот какие мы красивые лебеди! Покажите, что вы рады видеть утенка.

Упражнение «Передаем эмоции страха, обиды»

Теперь можно отдохнуть. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, от которого все в восторге.

Сейчас каждый из вас по очереди будет изображать прекрасного лебедя, а мы будем говорить ему о своем отношении: «Какой ты красивый, белоснежный! Какая длинная шея! Как ты ее гордо держишь! Какие замечательные крылья!».

А теперь давайте теперь послушаем музыку К. Сен-Санса «Лебедь» и попробуем двигаться так, как двигаются настоящие лебеди. (Дети двигаются под музыку)

А помните, как сначала все прогоняли утенка прочь, и называли его гадким? Как это оскорбляло его!

Станьте в круг, поочередно кто будет изображать напуганного утенка, а другие - злых птиц с птичьего двора: «Хоть бы тебя кошка съела! Какой ты гадкий и некрасивый, совсем на нас не похож! Долой со двора, мы не хотим с тобой дружить!».

Бедный утенок, страшно ему, он весь сжался, голову крыльями закрыл. Что же теперь с ним будет?

Беседа психолога о правилах поведения

- Дети, как вы думаете, можно унижать и оскорблять кого-то, если он не похож на других?

- Можно судить о человеке по его внешности?

- А красивые люди всегда бывают хорошими и добрыми?

- А если ребенок не такой, как все, но он в этом не виноват (и так страдает). Как вы относитесь к детям-инвалидам?

- Что значит быть милосердным? (милое сердце.) После того как птицы напали на утенка, он очень расстроился.

Давайте пожалеем его, возьмем в свою дружную семью, скажем ласковые слова, чтобы утенок гордо поднял голову и не скрывал ее от страха и обиды (тренинг со сменой ролей).

Посмотрите, дети, от добрых слов и вы все стали прекрасными лебедями, у которых не только красивая внешность, но и доброе сердце и душа.

Формирование отношения к себе, уверенности в себе

Давайте, прекрасные гордые птицы, посмотрим на себя в воду озера (психолог раздает детям маленькие зеркальца). Посмотрите, какие замечательные глаза у лебедей, они сияют добротой, как звезды. Какие стройные у них шеи, какие сильные и мягкие крылья! Полетели, лебеди, над озером, пусть все видят, какие вы красивые и добрые птицы. (Дети двигаются под музыку К. Сен-Санса «Лебедь».)

А теперь становитесь под зонтик, я перенесу вас в детский сад (дети «возвращаются»).

Рисование детей красками «Я - прекрасный лебедь»

Ритуал окончания занятия.

Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»



Предварительный просмотр:

Открытое занятие психолога с элементами сказкотерапии в подготовительной группе: «Сказочное путешествие»

занятия подготовительной группе сказкотерапии, занятие в подготовительной группе, конспект занятия в подготовительной группе

Цель:

Формирование навыков невербальной коммуникации в ситуации морально-этического выбора, развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников, расширение знаний об эмоциях, чувствах, возможности позитивного мировоззрения, эмпатии, толерантности, с элементами сказкотерапии в условиях ДОУ.

Методы: элементы сказкотерапии, элементы песочной терапии, игротерапия, кинестетические упражнения, движения.

Ожидаемые результаты: создание эмпатических, положительных отношений в малых группах, формирование «Я-образа», социально-психологическое преобразующее действие на детскую личность, овладение морально-этическими нормами поведения.

Ход занятия с элементами сказкотерапии:

Вступительная часть

Дети входят в зал под музыку. Становятся в круг.

Психолог: - Добрый день, дети (дети здороваются). К нам сегодня пришло много гостей, давайте повернемся к ним и поздороваемся (дети здороваются).

А как можно поздороваться, без слов (дети здороваются невербальным способом).

Как вы думаете, здороваться могут только люди? (Ответы детей).

Верно, все, что нас окружает, имеет свой язык. Давайте мы представим, что мы деревья и поздороваемся.

(Психолог предлагает детям поздороваться как деревья, кусты, трава, птицы).

Психолог: - Я хочу пригласить вас в путешествие в сказку. Вы любите сказки? (Дети отвечают).

Смотрите, какая красивая сумка, интересно, что в ней? Давайте посмотрим! Здесь книга сказок (Дети рассматривают волшебную книгу вместе с психологом). Слышите, какая приятная музыка. Откуда она звучит? Видимо это нас сказка зовет! Вы готовы к путешествию? Тогда, давайте успокоимся, возьмемся за руки и отправимся в путь. В сказку можно попасть через волшебные ворота. А вот и они! (Дети, взявшись за руки, проходят за психологом через ворота).

Где же мы с вами оказались? Кажется, я поняла, слышите (дети прислушиваются), это шумит море и кричат ​​чайки. Мы с вами оказались на берегу моря, ну что пошли? (Аудио запись «Звуки моря»)

Психогимнастика

Дети идут к морю по воображаемому песочку (выполняется психогимнастическое упражнения):

- Сначала по сухому песку,

- По горячему песку,

- Затем по раковинам и камням,

- По мокрому песку,

- По вязкому песку. (Видимо он стал такой, потому что его смочила волна)

Дети с психологом доходят до берега моря.

Психолог: - Вот мы с вами и на берегу моря. Давайте понюхаем, запах вы чувствуете? (Дети отвечают). Правильно, так пахнет море, морские водоросли. Подставьте свои лица под морской ветерок, он такой мягкий, так нежно прикасается к вашим волосам, ладошкам, лицу. Морской воздух оказывает целебное действие на наши органы. Давайте еще раз вдохнем его и почувствуем, как он исцеляет нас (дети делают упражнения на дыхание).

Ой, пошел легкий дождик! Какой теплый и приятный! Как хорошо, а давайте коснемся водички, какая она? (Дети отвечают), да, она прохладная, приятная, так и хочется с ней поиграть (дети вместе с психологом брызгаются мнимой водичкой). А как еще можно поиграть? (Дети отвечают), правильно, попрыгать через волны! (Дети с психологом прыгают через воображаемые волны). Наигрались (дети отвечают). Послушайте, как шумит море (дети слушают). А кто живет в море? (Дети отвечают), да, медузы (психолог показывает кинестетические упражнения), дельфины (показывает, как выпрыгивают дельфины из воды), различные рыбки (показывает, как плавают рыбки), крабы (показывает, как ходят крабы).

Песочная терапия

А вы знаете, море всегда дарит какой-то подарок, давайте посмотрим, может и нам море что-то приготовило? (Дети оглядываются вокруг и находят бассейн с песком). Это детский бассейн, садитесь вокруг него, окуните свои ладошки. Здесь песочек. Что вы почувствовали? Какой он на ощупь (дети отвечают), действительно он чуть прохладный, мягкий, нежный, очень приятный. Наберите его немного и высыпьте, действительно замечательные ощущения! (Дети отвечают). Посмотрите, в песочке что-то есть! (Дети находят в песке ракушки и камешки). Рассмотрите свои камешки, на что они похожи? (Дети отвечают). Давайте послушаем раковину. Что вы слышите? (Дети отвечают). Да, мы слышим, как в ракушке шумит море. А мне раковина что-то рассказывает, а вы слышите? (Дети отвечают). Давайте мы возьмем эти ракушки и камушки с собой (дети кладут все в корзинку), и послушаем сказку, которую рассказала мне раковина.

Основная часть

Сказкотерапия с детьми

Дети садятся.

Психолог: - Закройте глаза, расслабьтесь, подставьте свое лицо под теплые лучики солнца, почувствуйте, как оно ласкает вас, почувствуйте прикосновение легкого ветерка, который играет с вашими волосами, протяните к нему ваши ладошки. Прислушайтесь, к сказке. Вот прилетели маленькие эльфы, они садятся кому-то на плечо, кому-то на ладошку, а кому-то на головку (в это время детям одевают наголовники). Откройте глаза посмотрите, как все изменилось! Вы превратились в маленьких насекомых! Да, действительно, вы теперь муравьи, а я тоже изменилась, я превратилась в колдунью-пчелу. Вставайте на ноги, сказка начинается.

Сказка «О дружбе и ее потере»

(Психолог читает сказку, во время которой дети выполняют невербальные движения). СМОТРЕТЬ НИЖЕ ПРИКРЕПЛЕННЫЙ ФАЙЛ

Беседа психолога с детьми по содержанию сказки.

Обсуждение проблемных вопросов, выбор героев по личностным предпочтениям.

Психолог: - Наша сказка закончилась. Садитесь ко мне ближе.

Вам понравилась сказка? (Ответы детей).

О чем она была? (Ответы детей).

Какие испытания были в сказке? (Ответы детей). А последнее испытание, какое было? Как пчела вызвала в них то, что было в их сердцах - эгоизм.

А скажите мне, кто такой эгоист? (Ответы детей).

Какое у эгоиста сердце? (Ответы детей). Правильно оно каменное.

А можно растопить такое сердце и как? (Ответы детей).

Конечно, нужно сказать хорошие, добрые слова.

А вы знаете какие это слова? (Ответы детей).

Молодцы, вы правильно все сказала. Я думаю, что на вас чары колдуньи-пчелы не подействовали? Что я вижу? Неужели ошиблась? Посмотрите! Чары подействовали на Анюту, Диану и Мишу! Что же нам делать, как нам их расколдовать? Догадалась! Мы же с вами в сказочной стране и можем использовать волшебный купол, а вот он и лежит! Давайте его возьмем, развернем, станем в круг (дети разворачивают парашют и становятся в круг).

Психолог предлагает каждому из заколдованных детей пройтись по куполу, но это не действует.

Психолог: - Я знаю, что надо делать, Аня, Диана и Миша, садитесь под купол, а мы с вами сейчас скажем хорошие, добрые слова и поднимем волшебный купол трижды.

(Дети говорят хорошие слова, затем поднимают купол трижды, под куполом дети, сначала сидели спинами друг к другу, поворачиваются лицом друг к другу и обнимаются. Психолог предлагает им присоединиться к детям, стать в круг).

Психолог: - Как хорошо все получилось, и ваши слова и волшебный купол расколдовали наших друзей, теперь его можно убрать.

Заключительная часть занятия

Психогимнастическое упражнение «Цветы для друзей»

Игра с мягким разноцветным трансформером (формирование позитивного отношения к окружающей среде, к себе, к окружающим, умение радоваться и проявлять эмоции радости.

По такому случаю хочется подарить какой-нибудь подарок (дети предлагают, что можно подарить). Я хочу предложить в подарок цветы (дети соглашаются), создаются цветы с помощью мягкого разноцветного конструктора-трансформера.

От таких замечательных цветов хочется петь и танцевать! Скорее становитесь в круг!

В круг дружно стали мы

Руки дружбы подали

(Звучит аудиозапись песни, дети танцуют).

Как быстро истекло время, нам нужно возвращаться в детский сад. Берите друг друга за руки и тихонько пройдем сквозь арку, чтобы вернуться. (Дети вместе с психологом проходят сквозь арку).

Мы с вами вернулись и пора заканчивать наше занятие. Давайте попрощаемся с нашими гостями ... ой, подождите, вернитесь ко мне, я совсем забыла, мы с вами насобирали в сказочной стране камешки и ракушки, давайте подарим их нашим гостям на память о замечательном сказочном путешествии. (Психолог раздает детям камешки и ракушки, они дарят их гостям). Теперь время прощаться, повернитесь к гостям (дети возвращаются и прощаются вербальным и не вербальным способом). Психолог выходит с детьми из зала под музыку.

 Приложение

Сказка о дружбе и ее потере

Жили-были два муравья Мур и Рум. Они были очень большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старого Богомола и рассказали ему о своей дружбе.

  - Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу?

  - Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! – говорили муравьи. – Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

  - Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросил Богомол. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

  - Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали муравьи. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

  - Ну что же, хорошо. Но потом пеняйте только на себя, - сказал Богомол. – Пойдемте к Пчеле-Колдунье, и пусть она с помощью своего волшебства подвергнет вас испытаниям. Посмотрим, устоит ли ваша дружба.

Отправились Мур и Рум к Пчеле и рассказали ей о своем желании доказать Богомолу, что нет вещи, способной уничтожить их дружбу. Подумала Пчела-Колдунья и сказала:

- Хорошо, я устрою вам семь испытаний. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание. - и зажужжала заклинанья:

Елики-горелики,

Лики-рели-ка!

Сохранится ль дружба

Существ без языка?

Она тихонько коснулась муравьев своим жалом и – они забыли язык, на котором общались. Но ничуть не повредило это дружбе муравьев. Они сумели прекрасно обойтись без слов и быстро научились понимать друг друга.

Тогда Пчела-Колдунья вернула муравьям способность общаться на своем языке и прожжужала новые заклинания, наводя чары для второго испытания:

Елики-горелики,

Лики-рели–ка-тож!

Прозвучите в речи

Грубость, обида и ложь!

Стали муравьи оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того: даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

На третий раз Пчела разбудила в их душах злобу. "Теперь-то точно поссорятся!" – подумала она. Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от нее, обнялись снова.  Растерялась было Пчела-Колдунья. Однако сняв заклятье грубости и обмана с муравьиных речей, попыталась в четвертый раз: вызвала она у муравьев сильнейший страх перед миром. Долго Мур и Рум не решались вылезти из-под листочков, где прятались от всех окружающих опасностей и друг от друга. И все же вылезли они – и объединились: вдвоем не так страшно. И дружба победила страх. Ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой и жажда власти ("кто главнее?"), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед седьмым испытанием всерьез задумалась Пчела-Колдунья: какие же еще навести чары? Тогда старый Богомол сказал ей:

- Одно только уничтожит их дружбу…

- Мои чары пробуждают только то, что есть в них самих, - оговорилась Пчела.

- Это я помню. И беспокоюсь: сможешь ли ты потом вернуть все, как было?

Пошептались они о чем-то с Пчелой и высказали муравьям свои сомнения в необходимости последнего колдовства. Однако Мур и Рум, как никогда уверенные в силе своей дружбы, настаивали на последнем, седьмом, испытании.

Делать нечего. В последний раз взялась ворожить Пчела:

Елики-горелики.

Лики-рели–ка-иста -ми!

Станьте, муравьи,

Ныне…

И Пчела произнесла самое важное слово заклятия (догадайтесь – какое?). И сама подивилась результату:  отвернулись бывшие друзья друг от друга и уползли в разные стороны. Как ни старалась Пчела, не удалось ей расколдовать Мура и Рума и восстановить дружбу.

Почему? Потому что разбуженное ею в сердцах бывших друзей качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе эгоизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников

советы психолога по развитию положительных эмоций ребенка...