Программа кружка
рабочая программа (старшая группа)

Антонова Ольга Владимировна

Программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematika.docx43.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Нижневартовска детский сад № 49 «Родничок»

ПРИНЯТА:                                                                                              УТВЕРЖДЕНА:

На педагогическом совете                                                                  Заведующий МАДОУ

МАДОУ города Нижневартовска                                                   города Нижневартовска  

ДС № 49 «Родничок»                                                                           ДС № 49 «Родничок»  

Протокол №                                                                                    _________ В.Н.Смирнова

                                                                    Приказ №

Дополнительная образовательная

Программа по математике

у детей 5-6 года.

«Занимательная математика»

На 2022-2023 уч.год

г.Нижневартовск

УТВЕРЖДЕН:

Заведующей МАДОУ

Города Нижневартовска

ДС № 49 «Родничок»

__________ В.Н.Смирнова

                                                            Приказ №

График проведения занятий  

По математике 5-6 года.

«Занимательная математика»  

Дни недели

Время

Количество детей

Понедельник

17.00-17.15

Групповая

8 человек

Среда

     

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

  1. Цель и задачи реализации Программы

  1. Методы и приемы реализации Программы

  1. Возрастные особенности детей

  1. Требования к уровню подготовки воспитанников по данной программе

  1. Планируемые результаты освоения Программы

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Календарно-тематическое планирование

  1. Механизм реализации программы

  1. Работа с родителями

  1. Контроль за реализации программы

  1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов усвоения программы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Объём образовательной нагрузки, учебный план

  1. Материально-техническое обеспечение

  1. Обеспеченность методическими материалами

  1. Обеспечение безопасности воспитанников ДОУ

  1. Учебно-тематический план

Приложение

Конспекты

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов усвоения программы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа по математике «Занимательная математика» - (далее – программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155) и  с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования и методическим комплексом образовательной программы дошкольного образования «Радуга», под редакцией Е.В.Соловьёвой

Основание разработки программы  

для

  • Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации
  • № 273-ФЗ от 29.12.2012 года статьи 54 часть 9;  
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».  
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 « Об утверждении «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от  15. 05. 2013 г.

Авторы-составители

Педагог, имеющий специальную подготовку и соответствующее образование Антонова О.В.

Заказчик программы

Родители (законные представители). Педагогический совет ДОУ

Организация исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска  детский сад  №49 «Родничок»  

Целевые группы

Дети  от 5 до 6 лет  

Цель программы

- раскрытие основных направлений математического развития детей 5-6 лет, в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;

- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок  к  учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;

- введение ребенка в мир математики через расширение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта.

 Задачи

  •  способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления, умение гибко, оригинально мыслить); 
  • формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоское моделирование);
  • выработать у детей привычку максимально полно включаться в занятие (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка).

Срок реализации программы

1 год  

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

     Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» реализуется в рамках  познавательного  развития дошкольников и направлена на формирование у детей  мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Дополнительные образовательные услуги проводятся в соответствии с приказом  «Заказчика» (руководителя), об открытии платных  услуг.  В случаи невозможности проведения занятий, по согласованию с «Заказчиком»,  количество занятий может сокращаться.

      Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 5-6 лет.

Содержание программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере и развитии мелкой моторики рук, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.

 Задача педагога - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.        

Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы) в зависимости от целей познавательной деятельности.

Методика данной программы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

  1. Цель программы.

Раскрытие основных направлений математического развития детей 5-6 лет, в соответствии с требованиями ФГОС ДО; приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок  к  учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через расширение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта; формирование математической культуры.

Задачи программы:

  • способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления, умение гибко, оригинально мыслить); 
  • формировать и развивать приёмы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоское моделирование);
  • выработать у детей привычку максимально полно включаться в занятие (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка).
  1. Методы и приемы реализации Программы.
  • доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • - наглядность (наличие образца для выполнения работы);
  • - демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);
  • - ступенчатость «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных  заданий).

 Программа «Занимательная математика» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся с детьми в количестве 8 человек. Занятия проводятся 4 раза в месяц с сентября  по май, во второй половине дня (по пятницам).

  1. Возрастные особенности детей

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.

  Речь. У детей 5-6 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

   Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью. Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

   Восприятие. Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 5-6 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

   Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.

В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.

  Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.     Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

Уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.

   Мышление. В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это все маленькое) .

   Память. Память дошкольника 5-6 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п.    Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти, чем богаче опыт и знания детей, запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

   Произвольное запоминание в 5-6 года может носить и механический характер.   Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

По итогам реализации программы дети смогут:

- умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

- умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;

- умение правильно держать карандаш в руке;

- умение проводить прямые и волнистые линии;

- умение различать правую и левую руки;

- умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком;

- умение самостоятельно составлять подобные ряды;

- умение считать в пределах 5 в прямом порядке;

- умение соотносить запись чисел 1 - 5 с количеством и порядком предметов;

- умение правильно устанавливать пространственные отношения: на - над - под, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед;

- умение узнавать и называть квадрат, крут, треугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

2.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.        Работа с родителями

 Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома

  Основные задачи:

- информирование друг друга о возможностях познавательного развития детей в условиях детского сада и семьи;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

1.4.        Контроль за реализации программы

1.5.        Мониторинг достижения детьми планируемых результатов усвоения программы

Методы, используемые на занятиях кружка: беседа, рассказ, сказка, стихотворения, рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работы.

 

Форма занятий: тематическая совместная деятельность.

 

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой;
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • Научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами;
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Составление альбома лучших работ;
  • Проведение выставок детских работ.

 

Перспективный план

 

месяц

Тема

 

Содержание

О к т я б р ь

1. Знакомство с оригами

2. Знакомство с условными знаками и приемами оригами

3. «Дом»

4. Базовая форма. ▲ «Гриб»

Познакомить детей с новым видом искусства – «оригами». Познакомить с условными обозначениями и основными приемами складывания бумаги.

Используя базовую форму «книжечка» изготовить дом.

Упражнять в складывании квадратный лист бумаги пополам и по диагонали.

 

Н о я б р ь

1. «Ежик»

2. «Стаканчик»

3. «Котенок»

4. «Рыбка»

Закрепить с детьми основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник).

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Помочь овладеть различными приемами и способами действий с бумагой (сгибание, надрезание, склеивание)

 

Д е к а б р ь

 

1. «Елка»

2. «Царевна – елочка» (композиция)

3. «Новогодняя открытка»

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму ▲, готовить заготовки на определенную тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса; мастерить новогоднюю открытку. Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Я н в а р ь

1. Зайчик

2. Лиса

3. В зимнем лесу (композиция)

Используя базовую форму ▲, продолжать развивать умение детей изготавливать поделки. Формировать умения следовать устным инструкциям. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

 

Ф е в р а л ь

1. Самолет

2. Кораблик

3. Яхта

4. «Кораблик в бурном море»

Закрепить с детьми основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник). Развивать умения осознанно применять знакомые приемы, переносить усвоенные навыки по складыванию на новые поделки.

М а р т

1. Солнышко

2. Цветы для мамы

3. Бабочка

4. «Лицо девочки»

Упражнять детей в складывании бумаги разными способами, из знакомой базовой формы ▲, складывать лепестки цветов, бабочку, «лицо девочки», соединяя детали, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Обогащать словарь детей специальными терминами.

А п р е л ь

1. Собака

2. Кошка

3. Лягушонок

4. Кузнечик

Упражнять в складывании квадратного листа бумаги по диагонали, находить острый угол; перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

М а й

1. Базовая форма «Воздушный змей»

2. Композиция «Два веселых гуся»

3. Итоговое занятие

Используя новую базовую форму упражнять детей в изготовлении деталей моделей гусей, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию. Создавать коллективную композицию. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

 

 

 

 

Используемая литература

 

  1. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» (популярное пособие для родителей и педагогов).
  2. Т.Сержантова «Оригами для всей семьи»
  3. С.Соколова «Сказки оригами»
  4. С.Соколова «Школа оригами: аппликация и мозаика»
  5. Р.Бич «Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия и практика работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...