Формирование у детей старшей группы представлений о героических страницах нашей истории в аспекте реализации ФГОС ДО
статья (старшая группа)

Кириллова Дарья Сергеевна

В данной статье рассматривается вопрос  формирования у детей старшей группы дошкольного учреждентя патриотических качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Д.С. Кириллова,

магистрант 2 курса

науч. рук.: Е.И. Андрианова,

к.п.н., доцент,

УлГПУ им. И.Н. Ульянова,

г. Ульяновск, Российская Федерация

Формирование у детей старшей группы представлений о героических страницах нашей истории в аспекте реализации

ФГОС ДО

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос формирования у детей старшей группы дошкольного учреждения патриотических качеств личности. Автор обращает внимание на актуальность данной темы, и делится своим педагогическим опытом, в процессе воспитания детей патриотами своего Отечества. Особо внимание автор уделяет практическому осуществлению программы «Честь имею», разработанной методистами дошкольного учреждения. Данная статья может быть использована работника ДО для проведения мероприятий патриотического содержания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, традиционные ценности, Отечество, Великая Отечественная война.

Закон « Об образовании в Российской Федерации» предусматривает осуществление образовательного и воспитательного процесса, направленного на формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами, среди них К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др. Результаты исследований российских ученых указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.

С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины, поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

– «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

– непрерывность и преемственность педагогического процесса;

– дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

– рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

– деятельностный подход;

– развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ – в процессе взаимодействия становятся целостной

Данные цели и задачи ставятся также на уровне дошкольного образования, где наряду с развитием общей культуры, физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, уделяется внимание формированию патриотических качеств личности. Отсутствие данных качеств у подрастающего поколения, не знающих историю своей страны, своего народа, своей семьи, не чтущих традиции, забывающих подвиги предыдущих поколений, чревато потерей своей идентификации, а глобальном масштабе и потерей своего государственного суверенитета.

 Глубокие патриотические чувства у детей не возникают сами по себе. Происходит данный процесс постепенно, в результат целенаправленного воздействия, начиная с самого раннего возраста, закладывается в семье, продолжается в учебных заведениях и по мере возрастания детей углубляется и расширяется. История нашей страны богата практикой воспитания патриотизма среди детей. Так было и в русской истории, в советское время, продолжаются данные традиции и в современном российском обществе. Наши дети с детства видят парады в честь Дня Победы, участвуют в шествии «Бессмертного полка», носят на груди у сердца георгиевскую ленточку.

Какие патриотические чувства и качества воспитываются у детей дошкольного возраста?

По своей структуре они разнообразные, разносторонние и включают в себя: любовь к Родине, ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства нашей Родины. Чувство любви к Родине созвучно чувству любви к родному дому, к месту, где ты вырос и возмужал. В педагогической практике существует разнообразные методики формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности, они предполагают широкий спектр средств и форм воспитания у детей дошкольного возраста патриотизма в условиях дошкольного учреждения. В педагогической литературе, представленной в педагогических журналах, газетах, исследованиях можно подобрать методики, подходящие с учётом возрастных возможностей воспитанников группы предпраздничной уборке помещения и участка, украшают их, готовятся к праздничному утреннику.
Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в
атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п. Приобщаясь к традиционным всенародным праздникам, дошкольники потом с удовольствием их вспоминают, отражают в своей игровой и изобразительной деятельности.
В целом учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста требует широкого применения в педагогической работе по патриотическому воспитанию игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать задачи патриотического воспитания дошкольников. Таким образом, методы патриотического воспитания дошкольников разнообразны – словесные, наглядные, игровые, практические. Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники.

Поделюсь своим опытом работы в данном направлении.

В старших группах нашего дошкольного учреждения мы осуществляет процесс формирования патриотических качеств личности, используя программу «Честь имею». Данная программа рассчитана на процесс воспитания патриотизма через изучения основных событий военной истории нашего Отечества, помогает воспитанникам уважать свою армию, гордиться историей своей страны, учит ответственности и культуре своего поведения. Практическая часть нашей программы включает разнообразные формы проведения данной работы с использованием широкого спектра форм и средств, при этом, делая упор на игровые аспекты мероприятий. Используя календарь важнейших исторический событий, мы стараемся провести краткие беседы, где возможно посмотреть видеоматериалы, связанные с днями воинской Славы России. Оформляем небольшие мини-газеты, посвященные событиям, например Куликовской битвы, Полтавского сражения, Бородинской баталии и т.д.

Особенно, стоит отметить военно-спортивные игры, которые организуются в теплое время года, на природе. Нами разработана игра « Шумел сурово Брянский лес», где дети в форме квеста проходят этапы, выполняя посильные заданиями. Например, ищут на своей территории замаскированный предмет, выполняют задания разведки, переход через условное «болото», помогаю транспортировать «раненого бойца», доставляю важный пакет в штаб, посредством « бумажной авиации». Кроме практической части, дети узнают историю партизанского движения, отгадывают загадки на военную тему. Спортивно – игровая форма проведения данного мероприятия сближает ребят, сплачивает их в один коллектив, помогает вырабатывать чувство сопереживания за свою команду, учит ответственности и долгу.

Игра « Звезда», разработанная нашими методистами, состоит из пяти этапов – лучей. Каждый луч содержит ряд заданий, которая должна выполнить команда ребят. Вопросы формируются в форме викторины, кроссворда, иными словами эта игра интеллектуального характера. Накануне празднования Дня Победы ребята совместно с родителями подготавливают материал об участие своих родственников в Великой Отечественной войне, который потом помещается на стендах и проводится с детьми мини-экскурсия в музейный уголок группы. В группе идёт украшение окон праздничной атрибутикой.

Воспитанников старшего возраста можно знакомить с различными родами современных войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Обязательно надо показывать детям деятельность нашей армии в мирное время, когда возникает трудности в нашей стране, первым на помощь населению идёт наша доблестная армия. Солдаты в мирное время: проводят военные учения, участвуют в строительстве, помогают при чрезвычайных ситуациях спасать людей и т.д.

С ребятами старших групп можно просмотреть фрагменты детских художественных фильмов, где раскрывается подвиг юных героев-антифашистов. К таким фильмам можно отнести фильмы «Дело было в разведке», «Девочка ищет отца» и др. Большой материал патриотического характера. несомненно содержится в любом крупного населенном пункте. Так, например. в нашем городе Ульяновске мы может узнать какую роль сыграл наш город в годы Великой Отечественной войны, какие улицы названы в честь герое фронта и тыла, какие памятники, посвящены героическим страницам нашей истории. Совершая прогулки по местным улицам наши воспитатели знакомят детей с достопримечательностями населенного пункта, рассказывают о замечательных людях, прославившихся своими трудовыми и боевыми подвигами. Всё это способствует формированию чувства гордости за свою улицу, свой родной край.

Таким образом, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный, способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Список использованных источников и литературы:

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина.– М.: Перспектива, 2011 – 296 с.
  2. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России / О. Баранникова // Дошкольное воспитание. – 2007 – № 8 – С. 54-58.
  3. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2009 – 112 с.
  4. Главные праздники современной России и малой Родины /сост.: С.Н. Петрушин, А.А. Фокин; редкол. В.М. Кузнецов. – Челябинск: Край, 2012 – 127 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014 – № 2 – С. 4-18
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. – М.: Эксмо, 2014 – 787 с.

© Д.С. Кириллова, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...

Примерный план работы по формированию у детей старшей группы. Представлений о профессии «Музыкант».

Примерный план работы по формированию у детей старшей группы.  Представлений о профессии «Музыкант»....

План работы по формированию у детей старшей группы представлений о профессии «Повар» .

План работы по формированию у детей старшей группы  представлений о профессии «Повар» ....

Методическая разработка на тему: «Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».

Методическая разработка на тему:«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГО...

Формирование у детей старшей группы представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.

Подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей об окружающем мире предметов....

Формирование у детей старшей группы представлений о правилах дорожного движения через использование дидактических игр

Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует...