ПРОЕКТ "ВОЛШЕБНИЦА РЕЧЬ"
проект (старшая, подготовительная группа)

Лавреха Наталья Александровна

Педагогический проект по созданию в детском саду системы работы по организации полноценой речевой деятельности и развитию речевого творчества старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "ВОЛШЕБНИЦА-РЕЧЬ"697.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад

№ 452 комбинированного вида "Теремок"

Педагогический проект

по созданию в детском саду системы работы

по организации полноценной речевой деятельности

и развитию речевого творчества  старших дошкольников

«Волшебница-речь!»

( для детей 5-7 лет)

Срок реализации : 2020-2022 год.

Тип проекта: исследовательский, коллективный,

практический, долгосрочный.

Авторы – разработчики:

Н.П. Кузнецова, заведующая,

Н.А. Лавреха, старший воспитатель.

                                                                       

977

Г.Новосибирск

Проект по созданию системы работы по организации полноценной речевой деятельности и развитию речевого творчества  старших дошкольников

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы крадем у

наших детей завтра»

Джон Дьюи

Краткая аннотация проекта

Цель данного проекта — создание системы работы по  организации полноценной речевой деятельности и развитию речевого творчества   старших дошкольников.

Внедрение проекта по формированию коммуникативной компетенции дошкольников  в дошкольном образовании способствует интеграции и координации деятельности педагогов учреждения; предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг, а так же делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.

Проект будет реализовываться через образовательную деятельность, осуществляемую в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя и детей, в самостоятельной деятельности, в организации творческих мастерских, игровых обучающих ситуаций, во взаимодействии с семьями воспитанников, обогащении  развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Основными субъектами  проекта являются педагогические работники детского сада- 28 человек, воспитанники старших и подготовительных к школе групп-132ребёнка и их родители (законные представители).

  Гипотеза проекта основана на предположении о том, что если в работе с детьми использовать в системе разнообразные приемы – речевые творческие мастерские, ситуации общения, игровые обучающие ситуации, речевые игры и игровые упражнения, то можно создать условия для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс активизации речевой деятельности детей через развитие речевого творчества.    

Теоретическая значимость проекта определяется теоретическим обоснованием модели образовательного пространства по созданию системы работы по  организации полноценной речевой деятельности и развитию речевого творчества   старших дошкольников,

необходимости специальной работы, выявлении педагогических условий еѐ создания и эффективной реализации.

Практическая значимость проекта состоит:

- В создании системы работы  по организации полноценной речевой деятельности и развитию речевого творчества   старших дошкольников, обновлению и расширению содержания  образовательной области «Речевое развитие»;

- в отборе и апробации в практику работы  педагогического коллектива дошкольного учреждения современных образовательных технологий и разнообразных форм и методов образовательной работы.

-популяризировать инновационный опыт в  работе с детьми по речевому развитию среди коллег -дошкольников.

Описание организации. Детский сад "Теремок" впервые распахнул свои двери для малышей  в 1983году. ДОУ рассчитано на 320 мест, в нем функционируют 14 групп. В детском саду работают три группы компенсирующей направленности для детей со статусом ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи и ЗПР.

Имеются спортивный и музыкальный залы, бассейн, соляная пещера, кабинет заведующей, методический кабинет, кабинет педагога- психолога, кабинет учителей- логопедов, кабинет учителя- дефектолога.

 На территории детского сада для каждой группы есть отдельный прогулочный участок, на котором размещены игровые постройки, прогулочные веранды. Имеется физкультурная площадка с разнообразными снарядами для тренировки и спортивных игр.

Программное обеспечение: педагогический кабинет оснащен УМК к ООП ДОУ, в том числе методическими пособиями и парциальными программами для реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений. С 2014 года детский сад являлся федеральной экспериментальной площадкой по теме «Федеральная экспериментальная базовая площадка по внедрению пропедевтического курса риторики и речевого развития в образовательный процесс ДОУ» (Приказ №199 от 01.11.14г.)

 Актуальность

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:
— развития диалогической речи дошкольников;
— развития речевого творчества;
— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Организация творческой продуктивной речевой деятельности в условиях детского сада, с одной стороны, способствует формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, с другой — обеспечивает каждому ребенку его коммуникативные права: право на свою систему ценностей, право на индивидуальность и своеобразие, право на свою мысль и право на отстаивание своих прав.

Необходимо подбирать конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми,  а также инициировать речевое творчество.

Партнеры

Партнерами проекта являются:

- МСОШ №190(школьная библиотека и музей, (Договор № 2  от 22.06.19 );

- ГАУ ДПО НСО Новосибирский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования (Договор №0978  от 13.06.17г );

-Музей Новосибирского Высшего Военного Командного Училища (Музей военной техники, мемориального комплекса  (Договор № 4 от 01.08.19г. );

- родительская общественность.

Целевая аудитория

Проект рассчитан для групп общеразвивающей направленности детей шестого года жизни и седьмого года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.  Также участниками проекта являются родители (законные представители) воспитанников.

Этапы реализации проекта:

Проект предполагает достижение поставленной цели и задач через: подготовительный этап, основной, рефлексивный этап, послепроектный этап.

1 этап.    Подготовительный этап (август – сентябрь)

  • Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  • Разработка системы использования речевых игр и упражнений, ситуаций активизирующего общения в развитии речи детей.
  • Сформулирована идея проекта на основе противоречий между большими педагогическими возможностями речевых игр в формировании речевой деятельности, детей дошкольного возраста, и недостаточным их использованием в образовательной и самостоятельной деятельности. 
  • Сформированы цели, задачи, предмета и объекта исследования.
  • Определение конечного продукта, предполагаемых результатов;
  • Выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта.

2 этап.  Основной этап (сентябрь – май) 

  • Формирование речи и речевого общения дошкольников в процессе организации речевых игр, речевых упражнений  активизирующего развития.
  • Организованная образовательная деятельность с детьми по развитию речи с применением речевых материалов.
  • Педагогическое просвещение социальных партнеров по проекту (родителей, воспитателей), в том числе через официальный сайт ДОУ.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах, холлах, прогулочных участках для обогащения речевого опыта детей, речевого взаимодействия детей.
  • Организация и участие педагогов в педагогических тематических советах , развлечениях, конкурсах ДОУ, района.

3 этап. Рефлексивный этап  (май)

  • Сравнительный мониторинг речевого развития, направленный на  выявление уровня активизации речевой деятельности.
  • Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе работы.

4 этап. Послепроектный этап.

транслирование результатов и продуктов проектной деятельности на районном и городском уровне.

1 этап.    Подготовительный этап ( август-сентябрь)

Вид деятельности

Тема, форма проведения

Участники/

ответственные

сроки

1

Создание оргкомитета для проведения мероприятий по проекту, планирование деятельности  

Заседание актива

Н.П.Кузнецова,

Заведующий,

Н.А. Лавреха,

Старший воспитатель,

Н.В. Юдина,

Старший воспитатель, Евстигнеева В.,

Педагог-психолог , Жукова А.А. ,руководитель по ФИЗО, Оленева С.В., музыкальный руководитель.

август

2

Проведение диагностических мероприятий в ДОУ

Заполнение форм педагогической  диагностики по образовательной области «Речевое развитие» (автор Н.В. Верещагина)

Воспитатели групп

сентябрь

3

Работа с образовательной программой ДОУ

Внести изменения в расписание групп ,ООП ДОУ, включить в вариативную часть программы и технологии по ОО«Речевое развитие» .

Н.А. Лавреха,

Старший воспитатель,

Н.В. Юдина,

Старший воспитатель

август-сентябрь

4

Создание Творческих групп

Заседания , дополнительная деятельность педагогов в соответствии с планом

Н.А. Лавреха,

Старший воспитатель,

Н.В. Юдина,

Старший воспитатель

август-сентябрь

2 этап.  Основной этап (сентябрь – май) 

Вид деятельности

Тема, форма проведения

Участники/

ответственные

сроки

1

Организация постоянно действующего семинара-практикума

Семинары,

практикумы

О. М. Ельцова

Ежемесячно,

С сентября

2

Заседания творческих групп

Создание продуктов речевой деятельности детей и педагогов-книжек-самоделок.

Разработка сценариев Игровых обучающих ситуаций для детей дошкольного возраста.

Н.А. Лавреха,

Н.В.Юдина,

Старшие воспитатели

Ежемесячно,

С сентября

3

Проведение тематических

Педагогических советов

Педагогический совет №1, №2 по речевому развитию

Н.П.Кузнецова,

Заведующий,

Н.А. Лавреха,

Старший воспитатель,

Н.В. Юдина,

Старший воспитатель

Ноябрь,

Апрель.

4

Участие  воспитателей и детей в дополнительной деятельности

Выставки, конкурсы,

Открытые показы

Воспитатели групп

В течение учебного

года

5

Подготовка дидактических игр ( по речевому развитию детей )

Творческая мастерская

Воспитатели групп

В течение учебного

года

3 этап. Рефлексивный этап  (май)

Вид деятельности

Тема, форма проведения

Участники/

ответственные

сроки

1

Проведение диагностических мероприятий в ДОУ

Заполнение форм педагогической  диагностики по образовательной области «Речевое развитие» (автор Н.В. Верещагина)

Н.А. Лавреха,

Н.В.Юдина,

Старшие воспитатели

апрель

2

Проведение итогового педагогического

совета

Тема: «Подведение итогов методической работы по внедрению авторских технологий по развитию речевого творчества детей»

Н.П.Кузнецова,

Заведующий,

Н.А. Лавреха,

Старший воспитатель,

Н.В. Юдина,

Старший воспитатель

май

3 этап. Рефлексивный этап .Транслирование опыта (  )

Вид деятельности

Тема, форма проведения

Участники/

ответственные

сроки

1

Обобщение опыта.

Транслирование результатов

 и продуктов проектной деятельности.

1.Участие педагогов ДОУ в Районном Фестивале педагогических идей.

2.Проведение городского методического семинара по теме «Организация работы детского сада по речевому развитию дошкольников»

3.Организация  Творческой мастерской для слушателей курсов НИПКиПРО по НСО.

4.Участие в Педагогическом

международный конкурсе «Факел»,

«Территория ФГОС».

Н.П.Кузнецова,

Заведующий,

Н.А. Лавреха,

Старший воспитатель,

Н.В. Юдина,

Старший воспитатель.

Учителя-логопеды-

Евстигнеева Е.В., Сухина Е.Г.

Воспитатели- Пачкова Л.С., Ерохина В.Н.,

Черенкова С.Н.,

Молявко И.М.,

Белолипецкая Н.А.,

Кривенко В.С.,

Яковлева М.Д.

 

Февраль 2017г.

октябрь 2018г.

декабрь 2018г

 План работы

авторских семинаров- практикумов

старшего преподаватела кафедры ТИМ ДО НИПКиПРО О.М.Ельцовой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...