Конспект занятия в группе раннего возраста по развитию речи посредством применения пальчиковых игр «Новогодняя красавица»
план-конспект занятия (младшая группа)

Карнаухова Серине Врежиковна

Автор: Карнаухова Серине Врежиковна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Описание: Занятие нацелено на развитие речевых навыков детей раннего возраста. НОД посвящена работе по расширению словарного запаса детей - закреплению у них преставление о цветах, развитию способности отвечать на вопросы взрослого, отгадывать несложные загадки. Также внимание в разработке уделено

формированию основ этикета. В рамках непосредственно образовательной деятельности детям предлагалось не просто слушать, запоминать и повторять отдельные фразы - на занятии использовались такие методы работы как прослушивание, отгадывание несложных загадок, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, художественное слово, игра-имитация. Конспект будет полезен воспитателям в целях расширения форм проведения занятий по речевому развитию, а также разнообразия досуга детей.

 

Цели непосредственной образовательной деятельности:

• Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми.

• Активизации словарного запаса, формирование связанной речи.

• Формирование основ этикета.

• Повышение мышечного тонуса рук и пальцев детей.

Задачи непосредственной образовательной деятельности:

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы словом и предложением из двух-четырех слов, внимательно слушать и отгадывать несложные загадки;

• Побуждение к употреблению имен существительных и прилагательных;

• Развитие навыков составления предложений, способности отвечать на

поставленные вопросы;

• Закреплять умение различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

• Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность;

• Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений;

• Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к животным.

Материалы к непосредственной образовательной деятельности:

• Искусственная елка, «живая картинка» «Елка», плоскостные фигурки животных, елочных украшений, мольберт, камушки, пуговицы.

Предварительная работа:

• Изучение литературы

1) Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / Белая, В.И., Мирясова А.Е. - М.: «Профиздат», 2001. - 48 с.

2) Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - С. Пб.: Изд. Дом «Литера», 2005.

3) Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. - М.: Астрель; С.-П.: Сова,

2010.

4) Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста. С-П.: Детство-Пресс. - 2015 г.

• Подготовка игрового уголка, «живой картинки» «Елка», плоскостных фигурок животных, елочных украшений, пуговиц.

Приемы работы: общение со взрослым, рассказ воспитателя, пальчиковые игры, вопросы к детям, загадывание загадок, указание, повторение, упражнение на развитие артикуляционного аппарата, художественное слово, игра-имитация.

 

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно. А это значит, что скоро наступит особенный праздник - как он называется?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Новый год, праздник елки. В Новый год всегда случаются чудеса, к

нам приходят Дед Мороз и Снегурочка. Но чтобы праздник состоялся, нам

необходимо к нему подготовиться. Ребята, какое дерево является главным

символом Нового года?

Дети: Ёлка.

Воспитатель: Верно. А вы хотите посмотреть, где и как растет наша новогодняя красавица? (да) Я вас приглашаю на прогулку в лес.

Игра-имитация «Прогулка»

Очень холодно зимой, (дети гладят плечи, как во время холода)

Но мы пойдем гулять с тобой. (имитируют ходьбу)

Мы наденем шубки,

Мы наденем шапки,

Мы наденем сапоги,

И готовы в лес идти. (показывают сначала на туловище, затем на голову и на ноги)

По сугробам мы шагаем - топ-топ-топ.

Выше ноги поднимаем - топ-топ-топ. (топают ногами и шевелят руками, имитируя ходьбу)

Воспитатель: Мы пришли в зимний лес. А вот и наша елочка.

Здравствуй наша елочка,

Вот, встречай гостей.

Покажи иголочки для наших малышей.

Дети рассматривают елку.

Воспитатель: Давайте опишем нашу новогоднюю красавицу. Большая или

маленькая елочка перед нами? (2-3 ответа).

Воспитатель: Какого цвета наша лесная красавица? (елочка зеленая, 2-3 ответа) Воспитатель: Вы видите у елочки листочки? Что у елки на ветках? (у елочки вместо листочков иголочки).

Воспитатель: Давайте дотронемся до ее иголочек. Какие они на ощупь? (колючие, твердые, 2-3 ответа). Сколько их (много)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, как выглядит главный символ Нового года. Давайте закрепим эти знания. Повторяйте за мной слова и

движения (повторяют 3 раза):

Елка быстро получается, (развести руки)

Если пальчики сцепляются. (сцепить руки под углом, имитируя иголки)

Локотки ты подними, (поднимают локти)

Пальчики ты разведи. (разводят пальчики, опускают руки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Саша, что ты теперь можешь рассказать о

елочке? (2-3 ответа).

Воспитатель: Хорошо. В новогоднем лесу царит атмосфера праздника. Все звери уже готовятся к волшебной ночи, когда к нам придет Дед Мороз. Как раз утром нам в детский сад позвонили лесные жители и сказали, что звери видели, как наши ребята стараются, украшают залы, и что хотели бы обратиться к детям за помощью. Наши лесные друзья нашли самую красивую елочку, но им необходимо помочь с ее украшением. Ребята, поможем братьям нашим меньшим? (Поможем - хоровой

ответ). Тогда идемте за мной!

Воспитатель: Я знаю, куда идти, следуйте скорее за мной.

Мы шагаем, мы шагаем! (ходьба на месте)

Выше ножки поднимаем! (поднимают выше колени)

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки! (делаются небольшие выпады вперед)

Раз-два, три-четыре (загибают пальчики, начиная с мизинца)

Мы в лесу, а не в квартире. (разводят руками)

Дети встают полукругом к мольберту с «живой картинкой» «Елка». Воспитатель предлагает присесть на импровизированные пенечки (стулья), и рассмотреть картинку.

Воспитатель: Ребята, только оглянитесь! В сказочном лесу потрясающе красиво! А вот и маленькая лесная красавица - ель. Вокруг лежит искрящийся снег.

Воспитатель: Давайте постараемся выразить словами окружающий нас пейзаж. Каким вы видите снег? (снег искрящийся, пушистый, белый), хоровые ответы, 2-3 индивидуальных ответа.

Воспитатель: Ксюша, опиши, пожалуйста, какая елка перед нами? (елка зеленая, игольчатая, большая, пушистая).

Воспитатель: Интересно, а где же звери? Наверное, наши лесные товарищи притаились в глубине леса. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте найти ответы на них, и тогда у нас получится узнать, кто от нас спрятался и кто просил нас помочь нарядить елочку.

Из сугроба на опушке,

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался, скок-скок-скок,

Белый маленький зверек (заяц).

В процессе отгадывания воспитатель дополняет "живую картину" недостающими фигурами.

Воспитатель: Дети, спросите у зайчонка: «Зайчик, почему ты спрятался?» (хоровые и 2-3 индивидуальных ответа).

Воспитатель: «Я испугался, я ведь зайка трусишка»

Воспитатель: Давайте покажем, как у нас прыгал зайка. Показывают «ушки» и прыгают.

Воспитатель: Кто же еще спрятался? Послушайте и постарайтесь угадать, о ком идет речь:

Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней.

Пушистый хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - (лиса).

Воспитатель: Наверное, сестричка-лисичка не слышит нас. Давайте ласково покличем ее: «Лисичка, лисонька». Хоровые ответы, 2 индивидуальных ответа. Воспитатель: А вот и лисичка. Вставай рядом с зайкой, а мы пока позовем

остальных зверей.

Кто по елкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Воспитатель достает фигурку белочки и имитирует "цокание". Слышите, ребята? Это белочка приветствует нас в волшебном лесу. Давайте и мы так же с ней поздороваемся (дети цокают).

Упражнение на развитие артикуляционного аппарата.

Воспитатель: Какие мы молодцы, всех зверей помогли позвать нашу елку наряжать! Давайте, наконец, приступим к созданию волшебного наряда для нашей красавицы. Воспитатель подает детям елочные шары (для «живой картинки» используются плоскостные фигурки красного, синего, желтого, зеленого цвета).

Принесла я елочке

Праздничный наряд

Так давайте модницу

Будем наряжать!

Воспитатель: Ребята, сколько здесь шаров? (много, называют количество). Воспитатель: А сколько у нас елочек? (одна).

Воспитатель: Тогда давайте каждый из нас возьмет по одной игрушке, и начнем наряжать нашу красавицу.

Воспитатель: Катя, какого цвета у тебя в руках игрушка? (называет цвет шара и наряжают елку - поочередно дополняют прорези на картинке игрушками). Воспитатель: Наконец, завершающий штрих. На макушке елочки должна быть звезда, которая завершит нашу композицию. Ребята, какого цвета наша

звезда? (красная).

Таня, спроси у зверей: «Нравится вам елочка?» (2-3 ответа).

Воспитатель: Очень нравится.

Воспитатель: Миша, расскажи, какая елочка теперь? (красивая, яркая, разноцветная, нарядная), 2-3 индивидуальных ответа.

Воспитатель: А теперь, чтобы и у нас с вами осталась память об этой елочке,

зверята предлагают нам выложить узор в форме елки или красивого шара. Дидактическая игра «Выложи узор»

Детям предлагается на выбор выложить (по заранее нарисованному контуру) либо елку, либо шар. Используется картон и пуговицы.

Воспитатель: Ребята, большой елочке очень идет новогодний наряд, и все зверята говорят вам большое спасибо. Ваши елочки и шары тоже получились очень красивыми! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со зверятами (дети прощаются и уходят).

Воспитатель (от лица зверей):

До свиданья, до свиданья, Вы звоните нам опять.

До свиданья, до свиданья. Вам мы будем помогать.

Воспитатель: Вот как здорово мы провели время, мы большие молодцы! Теперь давайте пожелаем друг другу хорошего дня и пойдем пить чай!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в группе раннего возраста по развитию

речи посредством применения пальчиковых игр

«Новогодняя красавица» 

Автор: Карнаухова Серине Врежиковна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Описание: Занятие нацелено на развитие речевых навыков детей раннего возраста. НОД посвящена работе по расширению словарного запаса детей - закреплению у них преставление о цветах, развитию способности отвечать на вопросы взрослого, отгадывать несложные загадки. Также внимание в разработке уделено

формированию основ этикета. В рамках непосредственно образовательной деятельности детям предлагалось не просто слушать, запоминать и повторять отдельные фразы - на занятии использовались такие методы работы как прослушивание, отгадывание несложных загадок, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, художественное слово, игра-имитация. Конспект будет полезен воспитателям в целях расширения форм проведения занятий по речевому развитию, а также разнообразия досуга детей.

Цели непосредственной образовательной деятельности:

• Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми.

• Активизации словарного запаса, формирование связанной речи.

• Формирование основ этикета.

• Повышение мышечного тонуса рук и пальцев детей.

Задачи непосредственной образовательной деятельности:

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы словом и предложением из двух-четырех слов, внимательно слушать и отгадывать несложные загадки;

• Побуждение к употреблению имен существительных и прилагательных;

• Развитие навыков составления предложений, способности отвечать на

поставленные вопросы;

• Закреплять умение различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

• Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность;

• Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений;

• Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к животным.

Материалы к непосредственной образовательной деятельности: 

• Искусственная елка, «живая картинка» «Елка», плоскостные фигурки животных, елочных украшений, мольберт, камушки, пуговицы.

Предварительная работа: 

• Изучение литературы

1) Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / Белая, В.И., Мирясова А.Е. - М.: «Профиздат», 2001. - 48 с.

2) Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - С. Пб.: Изд. Дом «Литера», 2005.

3) Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. - М.: Астрель; С.-П.: Сова,

2010.

4) Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста. С-П.: Детство-Пресс. - 2015 г.

• Подготовка игрового уголка, «живой картинки» «Елка», плоскостных фигурок животных, елочных украшений, пуговиц.

Приемы работы: общение со взрослым, рассказ воспитателя, пальчиковые игры, вопросы к детям, загадывание загадок, указание, повторение, упражнение на развитие артикуляционного аппарата, художественное слово, игра-имитация.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно. А это значит, что скоро наступит особенный праздник - как он называется?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Новый год, праздник елки. В Новый год всегда случаются чудеса, к

нам приходят Дед Мороз и Снегурочка. Но чтобы праздник состоялся, нам

необходимо к нему подготовиться. Ребята, какое дерево является главным

символом Нового года?

Дети: Ёлка.

Воспитатель: Верно. А вы хотите посмотреть, где и как растет наша новогодняя красавица? (да) Я вас приглашаю на прогулку в лес.

Игра-имитация «Прогулка»

Очень холодно зимой, (дети гладят плечи, как во время холода)

Но мы пойдем гулять с тобой. (имитируют ходьбу)

Мы наденем шубки,

Мы наденем шапки,

Мы наденем сапоги,

И готовы в лес идти. (показывают сначала на туловище, затем на голову и на ноги)

По сугробам мы шагаем - топ-топ-топ.

Выше ноги поднимаем - топ-топ-топ. (топают ногами и шевелят руками, имитируя ходьбу) 

Воспитатель: Мы пришли в зимний лес. А вот и наша елочка.

Здравствуй наша елочка,

Вот, встречай гостей.

Покажи иголочки для наших малышей.

Дети рассматривают елку. 

Воспитатель: Давайте опишем нашу новогоднюю красавицу. Большая или

маленькая елочка перед нами? (2-3 ответа). 

Воспитатель: Какого цвета наша лесная красавица? (елочка зеленая, 2-3 ответа) Воспитатель: Вы видите у елочки листочки? Что у елки на ветках? (у елочки вместо листочков иголочки). 

Воспитатель: Давайте дотронемся до ее иголочек. Какие они на ощупь? (колючие, твердые, 2-3 ответа). Сколько их (много) 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, как выглядит главный символ Нового года. Давайте закрепим эти знания. Повторяйте за мной слова и

движения (повторяют 3 раза):

Елка быстро получается, (развести руки)

Если пальчики сцепляются. (сцепить руки под углом, имитируя иголки) 

Локотки ты подними, (поднимают локти) 

Пальчики ты разведи. (разводят пальчики, опускают руки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Саша, что ты теперь можешь рассказать о

елочке? (2-3 ответа).

Воспитатель: Хорошо. В новогоднем лесу царит атмосфера праздника. Все звери уже готовятся к волшебной ночи, когда к нам придет Дед Мороз. Как раз утром нам в детский сад позвонили лесные жители и сказали, что звери видели, как наши ребята стараются, украшают залы, и что хотели бы обратиться к детям за помощью. Наши лесные друзья нашли самую красивую елочку, но им необходимо помочь с ее украшением. Ребята, поможем братьям нашим меньшим? (Поможем - хоровой

ответ). Тогда идемте за мной!

Воспитатель: Я знаю, куда идти, следуйте скорее за мной.

Мы шагаем, мы шагаем! (ходьба на месте) 

Выше ножки поднимаем! (поднимают выше колени)

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки! (делаются небольшие выпады вперед) 

Раз-два, три-четыре (загибают пальчики, начиная с мизинца) 

Мы в лесу, а не в квартире. (разводят руками) 

Дети встают полукругом к мольберту с «живой картинкой» «Елка». Воспитатель предлагает присесть на импровизированные пенечки (стулья), и рассмотреть картинку.

Воспитатель: Ребята, только оглянитесь! В сказочном лесу потрясающе красиво! А вот и маленькая лесная красавица - ель. Вокруг лежит искрящийся снег.

Воспитатель: Давайте постараемся выразить словами окружающий нас пейзаж. Каким вы видите снег? (снег искрящийся, пушистый, белый), хоровые ответы, 2-3 индивидуальных ответа. 

Воспитатель: Ксюша, опиши, пожалуйста, какая елка перед нами? (елка зеленая, игольчатая, большая, пушистая). 

Воспитатель: Интересно, а где же звери? Наверное, наши лесные товарищи притаились в глубине леса. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте найти ответы на них, и тогда у нас получится узнать, кто от нас спрятался и кто просил нас помочь нарядить елочку.

Из сугроба на опушке,

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался, скок-скок-скок,

Белый маленький зверек (заяц).

В процессе отгадывания воспитатель дополняет "живую картину" недостающими фигурами.

Воспитатель: Дети, спросите у зайчонка: «Зайчик, почему ты спрятался?» (хоровые и 2-3 индивидуальных ответа). 

Воспитатель: «Я испугался, я ведь зайка трусишка»

Воспитатель: Давайте покажем, как у нас прыгал зайка. Показывают «ушки» и прыгают.

Воспитатель: Кто же еще спрятался? Послушайте и постарайтесь угадать, о ком идет речь:

Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней.

Пушистый хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - (лиса). 

Воспитатель: Наверное, сестричка-лисичка не слышит нас. Давайте ласково покличем ее: «Лисичка, лисонька». Хоровые ответы, 2 индивидуальных ответа. Воспитатель: А вот и лисичка. Вставай рядом с зайкой, а мы пока позовем

остальных зверей.

Кто по елкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка) 

Воспитатель достает фигурку белочки и имитирует "цокание". Слышите, ребята? Это белочка приветствует нас в волшебном лесу. Давайте и мы так же с ней поздороваемся (дети цокают). 

Упражнение на развитие артикуляционного аппарата. 

Воспитатель: Какие мы молодцы, всех зверей помогли позвать нашу елку наряжать! Давайте, наконец, приступим к созданию волшебного наряда для нашей красавицы. Воспитатель подает детям елочные шары (для «живой картинки» используются плоскостные фигурки красного, синего, желтого, зеленого цвета). 

Принесла я елочке

Праздничный наряд

Так давайте модницу

Будем наряжать!

Воспитатель: Ребята, сколько здесь шаров? (много, называют количество). Воспитатель: А сколько у нас елочек? (одна). 

Воспитатель: Тогда давайте каждый из нас возьмет по одной игрушке, и начнем наряжать нашу красавицу.

Воспитатель: Катя, какого цвета у тебя в руках игрушка? (называет цвет шара и наряжают елку - поочередно дополняют прорези на картинке игрушками). Воспитатель: Наконец, завершающий штрих. На макушке елочки должна быть звезда, которая завершит нашу композицию. Ребята, какого цвета наша

звезда? (красная).

Таня, спроси у зверей: «Нравится вам елочка?» (2-3 ответа). 

Воспитатель: Очень нравится.

Воспитатель: Миша, расскажи, какая елочка теперь? (красивая, яркая, разноцветная, нарядная), 2-3 индивидуальных ответа.

Воспитатель: А теперь, чтобы и у нас с вами осталась память об этой елочке,

зверята предлагают нам выложить узор в форме елки или красивого шара. Дидактическая игра «Выложи узор» 

Детям предлагается на выбор выложить (по заранее нарисованному контуру) либо елку, либо шар. Используется картон и пуговицы.

Воспитатель: Ребята, большой елочке очень идет новогодний наряд, и все зверята говорят вам большое спасибо. Ваши елочки и шары тоже получились очень красивыми! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со зверятами (дети прощаются и уходят).

Воспитатель (от лица зверей): 

До свиданья, до свиданья, Вы звоните нам опять.

До свиданья, до свиданья. Вам мы будем помогать.

Воспитатель: Вот как здорово мы провели время, мы большие молодцы! Теперь давайте пожелаем друг другу хорошего дня и пойдем пить чай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия II группе раннего возраста во по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" с применением дидактической игры.

Занятие по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" в группе раннеговозраста направлено на формирование познавательных действий.  Все задачи реализуются через игровые ситуации...

Методическая разработка Конспект занятия в группе раннего возраста «Поездка в зоопарк» (пальчиковые игры)

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....

Конспект занятия в группе раннего возраста по развитию речи «Показ сказки «Репка» посредством кукольного театра»

Конспект занятияв группе раннего возраста по развитию речи  «Показ сказки «Репка» посредством кукольного театра»...

Конспект занятия для группы раннего возраста с применением нетрадиционной техники рисования (пальцами)

Тема: «Дождь идет»Нетрадиционная техника: рисование пальцамиЦель: формирование у детей навыка рисования дождя (пальчиковым способом).Задачи:- объяснить причины возникновения дождя;- р...

Конспект занятия для группы раннего возраста с применением нетрадиционной техники рисования (мыльные пузыри)

Тема: «Цветными пузырьками»Нетрадиционная техника: рисование мыльными пузырямиЦель: развитие у детей интереса к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционной техники рисо...

Конспект занятия для группы раннего возраста с применением нетрадиционной техники рисования (ватными палочками)

Тема: «Снег идет»Нетрадиционная техника: рисование ватными палочкамиЦель: обучение детей рисовать в нетрадиционной технике, ватными палочками, падающие снежинки.Задачи:- Учить умению рассм...