Конспект занятия в группе раннего возраста по развитию речи посредством применения пальчиковых игр «Новогодняя красавица»
план-конспект занятия (младшая группа)

Карнаухова Серине Врежиковна

Автор: Карнаухова Серине Врежиковна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Описание: Занятие нацелено на развитие речевых навыков детей раннего возраста. НОД посвящена работе по расширению словарного запаса детей - закреплению у них преставление о цветах, развитию способности отвечать на вопросы взрослого, отгадывать несложные загадки. Также внимание в разработке уделено

формированию основ этикета. В рамках непосредственно образовательной деятельности детям предлагалось не просто слушать, запоминать и повторять отдельные фразы - на занятии использовались такие методы работы как прослушивание, отгадывание несложных загадок, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, художественное слово, игра-имитация. Конспект будет полезен воспитателям в целях расширения форм проведения занятий по речевому развитию, а также разнообразия досуга детей.

 

Цели непосредственной образовательной деятельности:

• Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми.

• Активизации словарного запаса, формирование связанной речи.

• Формирование основ этикета.

• Повышение мышечного тонуса рук и пальцев детей.

Задачи непосредственной образовательной деятельности:

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы словом и предложением из двух-четырех слов, внимательно слушать и отгадывать несложные загадки;

• Побуждение к употреблению имен существительных и прилагательных;

• Развитие навыков составления предложений, способности отвечать на

поставленные вопросы;

• Закреплять умение различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

• Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность;

• Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений;

• Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к животным.

Материалы к непосредственной образовательной деятельности:

• Искусственная елка, «живая картинка» «Елка», плоскостные фигурки животных, елочных украшений, мольберт, камушки, пуговицы.

Предварительная работа:

• Изучение литературы

1) Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / Белая, В.И., Мирясова А.Е. - М.: «Профиздат», 2001. - 48 с.

2) Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - С. Пб.: Изд. Дом «Литера», 2005.

3) Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. - М.: Астрель; С.-П.: Сова,

2010.

4) Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста. С-П.: Детство-Пресс. - 2015 г.

• Подготовка игрового уголка, «живой картинки» «Елка», плоскостных фигурок животных, елочных украшений, пуговиц.

Приемы работы: общение со взрослым, рассказ воспитателя, пальчиковые игры, вопросы к детям, загадывание загадок, указание, повторение, упражнение на развитие артикуляционного аппарата, художественное слово, игра-имитация.

 

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно. А это значит, что скоро наступит особенный праздник - как он называется?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Новый год, праздник елки. В Новый год всегда случаются чудеса, к

нам приходят Дед Мороз и Снегурочка. Но чтобы праздник состоялся, нам

необходимо к нему подготовиться. Ребята, какое дерево является главным

символом Нового года?

Дети: Ёлка.

Воспитатель: Верно. А вы хотите посмотреть, где и как растет наша новогодняя красавица? (да) Я вас приглашаю на прогулку в лес.

Игра-имитация «Прогулка»

Очень холодно зимой, (дети гладят плечи, как во время холода)

Но мы пойдем гулять с тобой. (имитируют ходьбу)

Мы наденем шубки,

Мы наденем шапки,

Мы наденем сапоги,

И готовы в лес идти. (показывают сначала на туловище, затем на голову и на ноги)

По сугробам мы шагаем - топ-топ-топ.

Выше ноги поднимаем - топ-топ-топ. (топают ногами и шевелят руками, имитируя ходьбу)

Воспитатель: Мы пришли в зимний лес. А вот и наша елочка.

Здравствуй наша елочка,

Вот, встречай гостей.

Покажи иголочки для наших малышей.

Дети рассматривают елку.

Воспитатель: Давайте опишем нашу новогоднюю красавицу. Большая или

маленькая елочка перед нами? (2-3 ответа).

Воспитатель: Какого цвета наша лесная красавица? (елочка зеленая, 2-3 ответа) Воспитатель: Вы видите у елочки листочки? Что у елки на ветках? (у елочки вместо листочков иголочки).

Воспитатель: Давайте дотронемся до ее иголочек. Какие они на ощупь? (колючие, твердые, 2-3 ответа). Сколько их (много)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, как выглядит главный символ Нового года. Давайте закрепим эти знания. Повторяйте за мной слова и

движения (повторяют 3 раза):

Елка быстро получается, (развести руки)

Если пальчики сцепляются. (сцепить руки под углом, имитируя иголки)

Локотки ты подними, (поднимают локти)

Пальчики ты разведи. (разводят пальчики, опускают руки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Саша, что ты теперь можешь рассказать о

елочке? (2-3 ответа).

Воспитатель: Хорошо. В новогоднем лесу царит атмосфера праздника. Все звери уже готовятся к волшебной ночи, когда к нам придет Дед Мороз. Как раз утром нам в детский сад позвонили лесные жители и сказали, что звери видели, как наши ребята стараются, украшают залы, и что хотели бы обратиться к детям за помощью. Наши лесные друзья нашли самую красивую елочку, но им необходимо помочь с ее украшением. Ребята, поможем братьям нашим меньшим? (Поможем - хоровой

ответ). Тогда идемте за мной!

Воспитатель: Я знаю, куда идти, следуйте скорее за мной.

Мы шагаем, мы шагаем! (ходьба на месте)

Выше ножки поднимаем! (поднимают выше колени)

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки! (делаются небольшие выпады вперед)

Раз-два, три-четыре (загибают пальчики, начиная с мизинца)

Мы в лесу, а не в квартире. (разводят руками)

Дети встают полукругом к мольберту с «живой картинкой» «Елка». Воспитатель предлагает присесть на импровизированные пенечки (стулья), и рассмотреть картинку.

Воспитатель: Ребята, только оглянитесь! В сказочном лесу потрясающе красиво! А вот и маленькая лесная красавица - ель. Вокруг лежит искрящийся снег.

Воспитатель: Давайте постараемся выразить словами окружающий нас пейзаж. Каким вы видите снег? (снег искрящийся, пушистый, белый), хоровые ответы, 2-3 индивидуальных ответа.

Воспитатель: Ксюша, опиши, пожалуйста, какая елка перед нами? (елка зеленая, игольчатая, большая, пушистая).

Воспитатель: Интересно, а где же звери? Наверное, наши лесные товарищи притаились в глубине леса. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте найти ответы на них, и тогда у нас получится узнать, кто от нас спрятался и кто просил нас помочь нарядить елочку.

Из сугроба на опушке,

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался, скок-скок-скок,

Белый маленький зверек (заяц).

В процессе отгадывания воспитатель дополняет "живую картину" недостающими фигурами.

Воспитатель: Дети, спросите у зайчонка: «Зайчик, почему ты спрятался?» (хоровые и 2-3 индивидуальных ответа).

Воспитатель: «Я испугался, я ведь зайка трусишка»

Воспитатель: Давайте покажем, как у нас прыгал зайка. Показывают «ушки» и прыгают.

Воспитатель: Кто же еще спрятался? Послушайте и постарайтесь угадать, о ком идет речь:

Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней.

Пушистый хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - (лиса).

Воспитатель: Наверное, сестричка-лисичка не слышит нас. Давайте ласково покличем ее: «Лисичка, лисонька». Хоровые ответы, 2 индивидуальных ответа. Воспитатель: А вот и лисичка. Вставай рядом с зайкой, а мы пока позовем

остальных зверей.

Кто по елкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Воспитатель достает фигурку белочки и имитирует "цокание". Слышите, ребята? Это белочка приветствует нас в волшебном лесу. Давайте и мы так же с ней поздороваемся (дети цокают).

Упражнение на развитие артикуляционного аппарата.

Воспитатель: Какие мы молодцы, всех зверей помогли позвать нашу елку наряжать! Давайте, наконец, приступим к созданию волшебного наряда для нашей красавицы. Воспитатель подает детям елочные шары (для «живой картинки» используются плоскостные фигурки красного, синего, желтого, зеленого цвета).

Принесла я елочке

Праздничный наряд

Так давайте модницу

Будем наряжать!

Воспитатель: Ребята, сколько здесь шаров? (много, называют количество). Воспитатель: А сколько у нас елочек? (одна).

Воспитатель: Тогда давайте каждый из нас возьмет по одной игрушке, и начнем наряжать нашу красавицу.

Воспитатель: Катя, какого цвета у тебя в руках игрушка? (называет цвет шара и наряжают елку - поочередно дополняют прорези на картинке игрушками). Воспитатель: Наконец, завершающий штрих. На макушке елочки должна быть звезда, которая завершит нашу композицию. Ребята, какого цвета наша

звезда? (красная).

Таня, спроси у зверей: «Нравится вам елочка?» (2-3 ответа).

Воспитатель: Очень нравится.

Воспитатель: Миша, расскажи, какая елочка теперь? (красивая, яркая, разноцветная, нарядная), 2-3 индивидуальных ответа.

Воспитатель: А теперь, чтобы и у нас с вами осталась память об этой елочке,

зверята предлагают нам выложить узор в форме елки или красивого шара. Дидактическая игра «Выложи узор»

Детям предлагается на выбор выложить (по заранее нарисованному контуру) либо елку, либо шар. Используется картон и пуговицы.

Воспитатель: Ребята, большой елочке очень идет новогодний наряд, и все зверята говорят вам большое спасибо. Ваши елочки и шары тоже получились очень красивыми! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со зверятами (дети прощаются и уходят).

Воспитатель (от лица зверей):

До свиданья, до свиданья, Вы звоните нам опять.

До свиданья, до свиданья. Вам мы будем помогать.

Воспитатель: Вот как здорово мы провели время, мы большие молодцы! Теперь давайте пожелаем друг другу хорошего дня и пойдем пить чай!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в группе раннего возраста по развитию

речи посредством применения пальчиковых игр

«Новогодняя красавица» 

Автор: Карнаухова Серине Врежиковна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Описание: Занятие нацелено на развитие речевых навыков детей раннего возраста. НОД посвящена работе по расширению словарного запаса детей - закреплению у них преставление о цветах, развитию способности отвечать на вопросы взрослого, отгадывать несложные загадки. Также внимание в разработке уделено

формированию основ этикета. В рамках непосредственно образовательной деятельности детям предлагалось не просто слушать, запоминать и повторять отдельные фразы - на занятии использовались такие методы работы как прослушивание, отгадывание несложных загадок, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, художественное слово, игра-имитация. Конспект будет полезен воспитателям в целях расширения форм проведения занятий по речевому развитию, а также разнообразия досуга детей.

Цели непосредственной образовательной деятельности:

• Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми.

• Активизации словарного запаса, формирование связанной речи.

• Формирование основ этикета.

• Повышение мышечного тонуса рук и пальцев детей.

Задачи непосредственной образовательной деятельности:

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы словом и предложением из двух-четырех слов, внимательно слушать и отгадывать несложные загадки;

• Побуждение к употреблению имен существительных и прилагательных;

• Развитие навыков составления предложений, способности отвечать на

поставленные вопросы;

• Закреплять умение различать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

• Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность;

• Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений;

• Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к животным.

Материалы к непосредственной образовательной деятельности: 

• Искусственная елка, «живая картинка» «Елка», плоскостные фигурки животных, елочных украшений, мольберт, камушки, пуговицы.

Предварительная работа: 

• Изучение литературы

1) Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / Белая, В.И., Мирясова А.Е. - М.: «Профиздат», 2001. - 48 с.

2) Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - С. Пб.: Изд. Дом «Литера», 2005.

3) Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. - М.: Астрель; С.-П.: Сова,

2010.

4) Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста. С-П.: Детство-Пресс. - 2015 г.

• Подготовка игрового уголка, «живой картинки» «Елка», плоскостных фигурок животных, елочных украшений, пуговиц.

Приемы работы: общение со взрослым, рассказ воспитателя, пальчиковые игры, вопросы к детям, загадывание загадок, указание, повторение, упражнение на развитие артикуляционного аппарата, художественное слово, игра-имитация.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно. А это значит, что скоро наступит особенный праздник - как он называется?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Новый год, праздник елки. В Новый год всегда случаются чудеса, к

нам приходят Дед Мороз и Снегурочка. Но чтобы праздник состоялся, нам

необходимо к нему подготовиться. Ребята, какое дерево является главным

символом Нового года?

Дети: Ёлка.

Воспитатель: Верно. А вы хотите посмотреть, где и как растет наша новогодняя красавица? (да) Я вас приглашаю на прогулку в лес.

Игра-имитация «Прогулка»

Очень холодно зимой, (дети гладят плечи, как во время холода)

Но мы пойдем гулять с тобой. (имитируют ходьбу)

Мы наденем шубки,

Мы наденем шапки,

Мы наденем сапоги,

И готовы в лес идти. (показывают сначала на туловище, затем на голову и на ноги)

По сугробам мы шагаем - топ-топ-топ.

Выше ноги поднимаем - топ-топ-топ. (топают ногами и шевелят руками, имитируя ходьбу) 

Воспитатель: Мы пришли в зимний лес. А вот и наша елочка.

Здравствуй наша елочка,

Вот, встречай гостей.

Покажи иголочки для наших малышей.

Дети рассматривают елку. 

Воспитатель: Давайте опишем нашу новогоднюю красавицу. Большая или

маленькая елочка перед нами? (2-3 ответа). 

Воспитатель: Какого цвета наша лесная красавица? (елочка зеленая, 2-3 ответа) Воспитатель: Вы видите у елочки листочки? Что у елки на ветках? (у елочки вместо листочков иголочки). 

Воспитатель: Давайте дотронемся до ее иголочек. Какие они на ощупь? (колючие, твердые, 2-3 ответа). Сколько их (много) 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, как выглядит главный символ Нового года. Давайте закрепим эти знания. Повторяйте за мной слова и

движения (повторяют 3 раза):

Елка быстро получается, (развести руки)

Если пальчики сцепляются. (сцепить руки под углом, имитируя иголки) 

Локотки ты подними, (поднимают локти) 

Пальчики ты разведи. (разводят пальчики, опускают руки)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Саша, что ты теперь можешь рассказать о

елочке? (2-3 ответа).

Воспитатель: Хорошо. В новогоднем лесу царит атмосфера праздника. Все звери уже готовятся к волшебной ночи, когда к нам придет Дед Мороз. Как раз утром нам в детский сад позвонили лесные жители и сказали, что звери видели, как наши ребята стараются, украшают залы, и что хотели бы обратиться к детям за помощью. Наши лесные друзья нашли самую красивую елочку, но им необходимо помочь с ее украшением. Ребята, поможем братьям нашим меньшим? (Поможем - хоровой

ответ). Тогда идемте за мной!

Воспитатель: Я знаю, куда идти, следуйте скорее за мной.

Мы шагаем, мы шагаем! (ходьба на месте) 

Выше ножки поднимаем! (поднимают выше колени)

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки! (делаются небольшие выпады вперед) 

Раз-два, три-четыре (загибают пальчики, начиная с мизинца) 

Мы в лесу, а не в квартире. (разводят руками) 

Дети встают полукругом к мольберту с «живой картинкой» «Елка». Воспитатель предлагает присесть на импровизированные пенечки (стулья), и рассмотреть картинку.

Воспитатель: Ребята, только оглянитесь! В сказочном лесу потрясающе красиво! А вот и маленькая лесная красавица - ель. Вокруг лежит искрящийся снег.

Воспитатель: Давайте постараемся выразить словами окружающий нас пейзаж. Каким вы видите снег? (снег искрящийся, пушистый, белый), хоровые ответы, 2-3 индивидуальных ответа. 

Воспитатель: Ксюша, опиши, пожалуйста, какая елка перед нами? (елка зеленая, игольчатая, большая, пушистая). 

Воспитатель: Интересно, а где же звери? Наверное, наши лесные товарищи притаились в глубине леса. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте найти ответы на них, и тогда у нас получится узнать, кто от нас спрятался и кто просил нас помочь нарядить елочку.

Из сугроба на опушке,

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался, скок-скок-скок,

Белый маленький зверек (заяц).

В процессе отгадывания воспитатель дополняет "живую картину" недостающими фигурами.

Воспитатель: Дети, спросите у зайчонка: «Зайчик, почему ты спрятался?» (хоровые и 2-3 индивидуальных ответа). 

Воспитатель: «Я испугался, я ведь зайка трусишка»

Воспитатель: Давайте покажем, как у нас прыгал зайка. Показывают «ушки» и прыгают.

Воспитатель: Кто же еще спрятался? Послушайте и постарайтесь угадать, о ком идет речь:

Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней.

Пушистый хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - (лиса). 

Воспитатель: Наверное, сестричка-лисичка не слышит нас. Давайте ласково покличем ее: «Лисичка, лисонька». Хоровые ответы, 2 индивидуальных ответа. Воспитатель: А вот и лисичка. Вставай рядом с зайкой, а мы пока позовем

остальных зверей.

Кто по елкам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка) 

Воспитатель достает фигурку белочки и имитирует "цокание". Слышите, ребята? Это белочка приветствует нас в волшебном лесу. Давайте и мы так же с ней поздороваемся (дети цокают). 

Упражнение на развитие артикуляционного аппарата. 

Воспитатель: Какие мы молодцы, всех зверей помогли позвать нашу елку наряжать! Давайте, наконец, приступим к созданию волшебного наряда для нашей красавицы. Воспитатель подает детям елочные шары (для «живой картинки» используются плоскостные фигурки красного, синего, желтого, зеленого цвета). 

Принесла я елочке

Праздничный наряд

Так давайте модницу

Будем наряжать!

Воспитатель: Ребята, сколько здесь шаров? (много, называют количество). Воспитатель: А сколько у нас елочек? (одна). 

Воспитатель: Тогда давайте каждый из нас возьмет по одной игрушке, и начнем наряжать нашу красавицу.

Воспитатель: Катя, какого цвета у тебя в руках игрушка? (называет цвет шара и наряжают елку - поочередно дополняют прорези на картинке игрушками). Воспитатель: Наконец, завершающий штрих. На макушке елочки должна быть звезда, которая завершит нашу композицию. Ребята, какого цвета наша

звезда? (красная).

Таня, спроси у зверей: «Нравится вам елочка?» (2-3 ответа). 

Воспитатель: Очень нравится.

Воспитатель: Миша, расскажи, какая елочка теперь? (красивая, яркая, разноцветная, нарядная), 2-3 индивидуальных ответа.

Воспитатель: А теперь, чтобы и у нас с вами осталась память об этой елочке,

зверята предлагают нам выложить узор в форме елки или красивого шара. Дидактическая игра «Выложи узор» 

Детям предлагается на выбор выложить (по заранее нарисованному контуру) либо елку, либо шар. Используется картон и пуговицы.

Воспитатель: Ребята, большой елочке очень идет новогодний наряд, и все зверята говорят вам большое спасибо. Ваши елочки и шары тоже получились очень красивыми! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со зверятами (дети прощаются и уходят).

Воспитатель (от лица зверей): 

До свиданья, до свиданья, Вы звоните нам опять.

До свиданья, до свиданья. Вам мы будем помогать.

Воспитатель: Вот как здорово мы провели время, мы большие молодцы! Теперь давайте пожелаем друг другу хорошего дня и пойдем пить чай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе раннего возраста «День рождения у Кати»

Роль педагогического просвещения родителей к культурным традициям воспитания русского народа...

конспект занятия II группе раннего возраста во по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" с применением дидактической игры.

Занятие по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" в группе раннеговозраста направлено на формирование познавательных действий.  Все задачи реализуются через игровые ситуации...

Методическая разработка Конспект занятия в группе раннего возраста «Поездка в зоопарк» (пальчиковые игры)

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....

Конспект занятия в группе раннего возраста Занятие по сенсомоторному и речевому развитию «Пора в лесу весну встречать!»

Цель: дать детям представления о весенних изменениях в природе.Программные задачи:Образовательная:- познакомить с обобщающим понятием «дикие животные»;- активизировать и расширять сло...

Конспект занятия в группе раннего возраста по развитию речи «Показ сказки «Репка» посредством кукольного театра»

Конспект занятияв группе раннего возраста по развитию речи  «Показ сказки «Репка» посредством кукольного театра»...

Конспект занятия в группе раннего возраста по познавательному развитию Тема занятия: «Домашние животные и их детеныши» Воспитатель: Шашкова С.Г.

Конспект занятия в группе раннего возрастапо познавательному развитиюТема занятия: «Домашние животные и их детеныши»Воспитатель: Шашкова С.Г....